Постановление б/н Постановление по делу № 07-21/569 от 16 сентября 2015 года в... от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №АД 07-21/569

О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

            16.09.2015 г.                                                                                                г. Кострома,

                                                                                                                               ул. Калиновская, д. 38

 

Я, Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области  Ревельцев О.В., рассмотрев протокол и другие материалы дела №АД 07-21/569 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица —  директора Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» <***>, <**.**.****> г.р. (<***>), ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

02 сентября 2015 года заместитель руководителя – начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области <***> составил протокол об административном правонарушении № АД 07-21/569 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в отношении должностного лица — директора Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» <***>, признанного рекламораспространителем, в связи с размещением в газете «Красносельская красная площадь» в номере 4(352) от 7 февраля 2015 года рекламного модуля с текстовым содержанием «Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» - Принимаем сбережения; - Займы для всех:-на любые цели; -нужен только паспорт <...> минут. – Займ на покупку а/м. Акция: вам новогодний подарок* 1000 руб. Рассмотрим ваши заявки по телефону 2-27-15. Онлайн-заявки: экспрессзайм44.рф. ул. Красная площадь, 5, т. 2-27-15. Ул. Советская, 5 (ТЦ «Красноград», т. 3-11-12»

Таким образом, объектами данной информации являются:

Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ»;
Услуги по предоставлению займов;
акция КПК «Экспресс-займ» - «Вам новогодний подарок* 1000 руб.»;

 

Костромским УФАС России по факту распространения указанной рекламы 14.07.2015 г. возбуждено дело №ВД 07-05/05 в отношении Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» (ИНН 4401109764, ОГРН 1104401005136, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 3, офис 3, 156000) по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

04.08.2015 г. по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Костромского УФАС России принято решение о: признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования  ч. 7 ст. 5, ст. 9 Закона о рекламе, передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

                       

Рассматриваемый сюжет является рекламой, поскольку подпадает под понятие рекламы, данное в статье Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Из смысла текста доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» предоставляет гражданам займы на любые цели без вступления в кооператив и уплаты обязательного паевого взноса.

Однако,  часть 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации) устанавливает: кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о кредитной кооперации Кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).

Частями 2 и 3 ст. 11 Закона о кредитной кооперации определено, что заявление о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. В указанном заявлении должно содержаться обязательство соблюдать устав кредитного кооператива. Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Такая запись в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива.

Таким образом, Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» может удовлетворять потребности только членов кооператива – пайщиков в финансовой взаимопомощи путем выдачи займов на определенных условиях.

Согласно объяснениям, представленные представителем КПК «Экспресс-займ» - директором <***> в ходе рассмотрения материалов дела следует:

- Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» (далее – Кооператив) зарегистрирован в качестве юридического лица 26.08.2010 г. за основным государственным регистрационным номером 1104401005136 Инспекцией ФНС по г. Костроме;

- КПК «Экспресс-займ» согласно Закона «О потребительском кредите (займе)» осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, следовательно имеет право размещать свою рекламу;

- Директором Кооператива является <***> (протокол №* общего собрания членов кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» от <**.**.****> г., протокол заседания правления «Экспресс-займ» от <**.**.****> г);

- Кооператив предоставляет займы своим членам на основании договора займа (положение о порядке предоставления займов в кредитном потребительском кооперативе «Экспресс-займ» от <**.**.****> г.);

- Членство в кооперативе возникает на основании решения Правления кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кооператива. Такая запись в реестр членов кооператива вносится после уплаты обязательного паевого взноса в размере 150(ста пятидесяти) рублей, а также после уплаты вступительного взноса в размере 150 (ста пятидесяти) рублей (положение о порядке предоставления займов в кредитном потребительском кооперативе «Экспресс-займ» от <**.**.****> г.);

-  КПК «Экспресс-займ» рассматриваемую рекламу размещал;

- данная реклама размещалась на территорий более одного субъекта РФ;

- рассматриваемый рекламный модуль публиковался в газете с января по май 2015 года, согласно представленным актам выполненных работ;

-  макет газете предоставлен кооперативом;

- претензий к газете по текстовому содержанию рекламного макета кооперативом не предъявлялось;

- оказанные газетой в феврале 2015 года услуги кооперативом были приняты без претензий по объему, качеству и срокам, о чем свидетельствует копия акта выполненных работ №* от <**.**.****> г.;

- рекламой кооператива непосредственно занимается директор кооператива <***>

На основании вышеизложенного, рекламодатель при размещении рассматриваемой рекламы не указал часть существенной информации о рекламируемой услуге (воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут членами кооператива либо лица, уже фактически являющиеся таковыми с уплатой обязательных взносов), в связи с чем потребители были лишены возможности получения указанной информации, что приводит к искажению смысла информации, тем самым нарушил требования ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Также, рассматриваемый рекламный модуль КПК «Экспресс-займ» содержит информацию о проводимой акции: «Акция: вам новогодний подарок* 1000 руб.».

Реклама, сообщающая о проведении мероприятия «Акция: вам новогодний подарок* 1000 руб.», направлена на стимулирование — привлечение большего числа лиц, обращающихся за получением займов, следовательно, должна соответствовать требованиям, установленным ст. 9 Закона о рекламе.

В соответствии со ст. 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1.         сроки проведения такого мероприятия;

2.         источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

На основании вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Таким образом, рассматриваемая реклама стимулирующего мероприятия  - акции КПК «Экспресс-займ» не соответствует требованиям, установленным ст. 9 Закона о рекламе.

Непредоставление информации о правилах проведения мероприятия ограничивает права возможных участников, не позволяет правильно оценить свои возможности и ориентироваться в происходящем вокруг. Если лицо не ознакомилось с правилами по своей инициативе, это его выбор и решение. Организатор и рекламодатель обязаны обеспечить неограниченному количеству лиц, которые могут участвовать в проводимом мероприятии, равные права и возможности для полноценного участия в мероприятии.

Отсутствие информации является препятствием к осуществлению законных прав потребителя, отказ от надлежащего исполнения своих обязательств по договору организатором. Поэтому Закон о рекламе прямо требует обеспечения потребителей информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей. 

 

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ст. 9 Закона о рекламе,  несет рекламодатель.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, таким образом КПК «Экспресс-займ» является рекламодателем..

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно – распорядительных или административно – хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно положений Закона о кредитной кооперации, Устава Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» (утвержден Общим собранием членов Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ», Протокол №* от <**.**.****> г) (далее – Устав) директор КПК «Экспресс-займ» <***> является единоличным исполнительным органом кооператива.

Согласно п. 3.7.1 Устава директор Кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью Кооператива. Директор без доверенности действует от имени Кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки в пределах своих полномочий.

На основании вышеизложенного, выявленное нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ст. 9 Закона о рекламе произошло по вине должностного лица рекламодателя – директора Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» <***>? действия которого в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (руководство текущей деятельностью Кооператива) повлекли размещение в номере 4(352) от 7 февраля 2015 года газеты «Красносельская красная площадь» рассматриваемой рекламы с нарушением законодательства о рекламе.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2-4 ст. 14.3 КоАП РФ, ст.ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

            Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Согласно статьи 2.2. КоАП России административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, т.к. лицо, его совершившее не предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, хотя должно было и могло их предвидеть.

Обстоятельств, отягчающих ответственность <***> за административное правонарушение, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность указанного лица, на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ следует отнести то, что ранее <***> не привлекался к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ, является формальным, не требующим для привлечения виновного лица к административной ответственности доказательств нарушения прав конкретных лиц, определенного размера ущерба и других негативных последствий.

Таким образом, рекламодателем – директором Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» <***> нарушено законодательство о рекламе, а именно ч. 7 ст. 5, ст. 9 Закона о рекламе, и в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения директором Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» <***> административного правонарушения подтверждается материалами дела.

            Руководствуясь ст. ст. 14.3, 23.48, 29.9КоАП РФ, с учетом смягчающих  (совершение административного правонарушения впервые) и отягчающих  (не установлено) обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2  и  ст.  4.3 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо – директора Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» <***>, <**.**.****> г.р. (<***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившегося в нарушении законодательства о рекламе.
Назначить директору КПК «Экспресс-займ» <***> административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
Сумму штрафа перечислить в бюджет по следующим реквизитам:

Банк получателя – Отделение Кострома г. Кострома

БИК 043469001

Расчетный счет 40101810700000010006

Получатель платежа – УФК по Костромской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области)

ИНН 4401004867 КПП 440101001

КБК 16111626000016000140 ОКАТО 34401000000

УИН 0319880722100800000280688

Наименование платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о рекламе.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2  КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной отвественности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс (4942)35-67-48)

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 30.1  и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

 

Руководитель управления

<***>

Связанные организации

Связанные организации не указаны