Постановление б/н Постановление по делу № 07-22/570 от 16 сентября 2015 года в... от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №АД 07-22/570

О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

            16.09.2015 г.                                                                                                г. Кострома,

                                                                                                                              ул. Калиновская, д. 38

 

Я, Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области  <***>, рассмотрев протокол и другие материалы дела №АД 07-22/570 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» (156000,   г. Кострома, ул. Свердлова, д. 3, офис 3, ИНН 4401109764, ОГРН 1104401005136), ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя КПК «Экспресс-займ» <***> (доверенность б/н от <**.**.****> г.),

 

УСТАНОВИЛ:

 

02 сентября 2015 года заместитель руководителя – начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области <***> составил протокол об административном правонарушении № АД 07-22/570 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в отношении Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ», признанного рекламораспространителем, в связи с размещением в газете «Красносельская красная площадь» в номере 4(352) от 7 февраля 2015 года рекламного модуля с текстовым содержанием «Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» - Принимаем сбережения; - Займы для всех:-на любые цели; -нужен только паспорт <...> минут. – Займ на покупку а/м. Акция: вам новогодний подарок* 1000 руб. Рассмотрим ваши заявки по телефону 2-27-15. Онлайн-заявки: экспрессзайм44.рф. ул. Красная площадь, 5, т. 2-27-15. Ул. Советская, 5 (ТЦ «Красноград», т. 3-11-12»

Таким образом, объектами данной информации являются:

Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ»;
Услуги по предоставлению займов;
акция КПК «Экспресс-займ» - «Вам новогодний подарок* 1000 руб.»;

 

Костромским УФАС России по факту распространения указанной рекламы 14.07.2015 г. возбуждено дело №ВД 07-05/05 в отношении Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» (ИНН 4401109764, ОГРН 1104401005136, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 3, офис 3, 156000) по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

04.08.2015 г. по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Костромского УФАС России принято решение о: признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования  ч. 7 ст. 5, ст. 9 Закона о рекламе, передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

                       

Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку подпадает под понятие рекламы, данное в статье 3 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Из смысла текста доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» предоставляет гражданам займы на любые цели без вступления в кооператив и уплаты обязательного паевого взноса.

Однако,  часть 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации) устанавливает: кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о кредитной кооперации Кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).

Частями 2 и 3 ст. 11 Закона о кредитной кооперации определено, что заявление о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. В указанном заявлении должно содержаться обязательство соблюдать устав кредитного кооператива. Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Такая запись в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива.

Таким образом, Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» может удовлетворять потребности только членов кооператива – пайщиков в финансовой взаимопомощи путем выдачи займов на определенных условиях.

Согласно объяснениям, представленные представителем КПК «Экспресс-займ» - директором <***> в ходе рассмотрения материалов дела следует:

- Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» (далее – Кооператив) зарегистрирован в качестве юридического лица 26.08.2010 г. за основным государственным регистрационным номером 1104401005136 Инспекцией ФНС по г. Костроме;

- КПК «Экспресс-займ» согласно Закона «О потребительском кредите (займе)» осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, следовательно имеет право размещать свою рекламу;

- Директором Кооператива является <***> (протокол №* общего собрания членов кредитного потребительского кооператива  «Экспресс-займ» от <**.**.****> г., протокол заседания правления «Экспресс-займ» от <**.**.****> г);

- Кооператив предоставляет займы своим членам на основании договора займа (положение о порядке предоставления займов в кредитном потребительском кооперативе «Экспресс-займ» от <**.**.****> г.);

- Членство в кооперативе возникает на основании решения Правления кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кооператива. Такая запись в реестр членов кооператива вносится после уплаты обязательного паевого взноса в размере 150(ста пятидесяти) рублей, а также после уплаты вступительного взноса в размере 150 (ста пятидесяти) рублей (положение о порядке предоставления займов в кредитном потребительском кооперативе «Экспресс-займ» от <**.**.****> г.);

-  КПК «Экспресс-займ» рассматриваемую рекламу размещал;

- данная реклама размещалась на территорий более одного субъекта РФ;

- рассматриваемый рекламный модуль публиковался в газете с января по май 2015 года, согласно представленным актам выполненных работ;

-  макет газете предоставлен кооперативом;

- претензий к газете по текстовому содержанию рекламного макета кооперативом не предъявлялось;

- оказанные газетой в феврале 2015 года услуги кооперативом были приняты без претензий по объему, качеству и срокам, о чем свидетельствует копия акта выполненных работ №* от <**.**.****> г.;

На основании вышеизложенного, рекламодатель при размещении рассматриваемой рекламы не указал часть существенной информации о рекламируемой услуге (воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут членами кооператива либо лица, уже фактически являющиеся таковыми с уплатой обязательных взносов), в связи с чем потребители были лишены возможности получения указанной информации, что приводит к искажению смысла информации, тем самым нарушил требования ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку распространенная КПК «Экспресс-займ» реклама услуг по предоставлению займов направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях приобретения товара и предоставления займов, имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, приведет к неоправданным ожиданиям покупателя, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

 

Также, рассматриваемый рекламный модуль КПК «Экспресс-займ» содержит информацию о проводимой акции: «Акция: вам новогодний подарок* 1000 руб.».

Реклама, сообщающая о проведении мероприятия «Акция: вам новогодний подарок* 1000 руб.», направлена на стимулирование — привлечение большего числа лиц, обращающихся за получением займов, следовательно, должна соответствовать требованиям, установленным ст. 9 Закона о рекламе.

В соответствии со ст. 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1.         сроки проведения такого мероприятия;

2.         источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

На основании вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Таким образом, рассматриваемая реклама стимулирующего мероприятия  - акции КПК «Экспресс-займ» не соответствует требованиям, установленным ст. 9 Закона о рекламе.

Непредоставление информации о правилах проведения мероприятия ограничивает права возможных участников, не позволяет правильно оценить свои возможности и ориентироваться в происходящем вокруг. Если лицо не ознакомилось с правилами по своей инициативе, это его выбор и решение. Организатор и рекламодатель обязаны обеспечить неограниченному количеству лиц, которые могут участвовать в проводимом мероприятии, равные права и возможности для полноценного участия в мероприятии.

Отсутствие информации является препятствием к осуществлению законных прав потребителя, отказ от надлежащего исполнения своих обязательств по договору организатором. Поэтому Закон о рекламе прямо требует обеспечения потребителей информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей. 

 

Часть 4 статьи 38 Закона о рекламе устанавливает, что нарушение рекламодателем законодательства российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ст. 9 Закона о рекламе,  несет рекламодатель.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Следовательно, в силу установленных Законом о рекламе понятий, Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» является рекламодателем.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2-4 ст. 14.3 КоАП РФ, ст.ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В силу статьи 2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежит юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ (в том числе статьи 14.3 КоАП РФ).

Доказательств наличия объективной невозможности соблюдения Кредитным потребительским кооперативом «Экспресс-займ» установленных правил и норм не представлено, что свидетельствует о непринятии Кооперативом всех зависящих от него мер по их соблюдению, и соответственно, о наличии вины во вмененном ему деянии. Несоблюдение юридическим лицом КПК «Экспресс-займ» требований ч. 7 ст. 5, ст. 9 Закона о рекламе вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работников не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Таким образом, у КПК «Экспресс-займ» имелась возможность для соблюдения правил и норм (ч. 5 ст. 5, ст. 9) Закона о рекламе, за нарушение которых КоАп РФ установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 

Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 1 Закона о рекламе целями данного закона являются реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Согласно статьи 2.2. КоАП России административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, т.к. лицо, его совершившее не предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих ответственность КПК «Экспресс-займ» за административное правонарушение, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность указанного лица, на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ следует отнести то, что ранее КПК «Экспресс-займ» не привлекался к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений и его представитель оказание содействия антимонопольному органу.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ, является формальным, не требующим для привлечения виновного лица к административной ответственности доказательств нарушения прав конкретных лиц, определенного размера ущерба и других негативных последствий.

Согласно представленного в материалы дела письменного объяснения юридического лица, в отношении которого ведется настоящее административное производство, КПК «Экспресс-займ» при назначении административного наказания просил учесть положения статьи 2.9 КоАП, предусматривающей освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. В доказательство малозначительности приведены следующие факторы: 1) нарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении была рассмотрена и отклонена возможность применения к КПК «Экспресс-займ» статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного правонарушения).

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит указание на квалификацию малозначительности административного правонарушения. Так, в п.21 указанного постановления говориться, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9. КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В рассматриваемом случае при соблюдении КПК «Экспресс-займ» той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, а также осуществления надлежащего контроля за соблюдением законодательства при размещении и распространении рекламы могло не допустить совершения административного правонарушения.

Таким образом, возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у КПК «Экспересс-займ» имелась. Доказательств, принятия мер по предотвращению вменяемого ему правонарушения, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях КПК «Экспресс-займ».

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 1 Закона о рекламе целями данного закона являются реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

В данном случае, несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе демонстрирует безразличное отношение КПК «Экспресс-займ» к своим публично-правовым обязанностям, установленным в данном случае Законом о рекламе.

С учетом изложенного, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.

Вместе с тем, с учетом исключительных обстоятельств дела, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, должностное лицо, рассматривающее дело, применив при производстве по делу положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ посчитал возможным назначить Кредитному потребительскому кооперативу «Экспресс-займ» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, что, согласуется с характером и степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, вина рекламодателя – Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» в нарушении законодательства о рекламе, а именно ч. 7 ст. 5, ст. 9 Закона о рекламе при размещении рассматриваемого рекламного модуля установлена, и в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. ст. 14.3, 23.48, 29.9КоАП РФ, с учетом смягчающих  и отягчающих  (не установлено) обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2  и  ст.  4.3 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» (156000,   г. Кострома, ул. Свердлова, д. 3, офис 3, ИНН 4401109764, ОГРН 1104401005136) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившегося в нарушении ч. 7 ст. 5, ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».
Назначить КПК «Экспресс-займ» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (Пятидесяти тысяч) рублей.
Сумму штрафа перечислить в бюджет по следующим реквизитам:

Банк получателя – Отделение Кострома г. Кострома

БИК 043469001

Расчетный счет 40101810700000010006

Получатель платежа – УФК по Костромской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области)

ИНН 4401004867 КПП 440101001

КБК 16111626000016000140 ОКАТО 34401000000

УИН 0319880722100700000279511

Наименование платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о рекламе.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2  КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной отвественности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс (4942)35-67-48)

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 30.1  и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

 

Руководитель управления

<***>

Связанные организации

Связанные организации не указаны