Решение б/н Решение по делу № 12-10-142/341 от 10 ноября 2015 года по жа... от 13 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-142/341

г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена «10» ноября 2015 г.                                                                                         

В полном объеме решение изготовлено «12» ноября 2015 г.                                                                                          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее — Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия УФАС) в составе:

Заместителя председателя комиссии:

Белова Д.Ю., заместителя  руководителя  управления

Членов Комиссии:

Соболевой Е.В., заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;

Суясова А.И., специалиста-эксперта  отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы

в присутствии генерального директора ООО «Капиталъ» <Б…> и представителя от ООО «Капиталъ» <З…>; от Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы (далее – Организатор торгов) начальника Управления <С…>, представителей по доверенности <П…> и <Я…>, члена комиссии <К…>; от ООО «Новострой» представителя по доверенности <Б…>, рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 12-10-142/341 по жалобе ООО «Капиталъ» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса по определению инвестора-застройщика в целях заключения с ним договора о совместной деятельности по строительству многоквартирного жилого дома, адрес объекта: Костромская область, город Кострома, улица Ленина, в районе дома, 88 (далее – открытый конкурс)

 

УСТАНОВИЛА:

 

22 октября 2015 года подведены итоги вышеуказанного открытого конкурса. Документы об открытом конкурсе (в том числе протокол № 2, извещение и документация) опубликованы на интернет-сайте http://www.gradkostroma.ru/ (прямая ссылка на интернет-страницу с публикацией:

http://gradkostroma.ru/society/urban-development/construction/index.aspx).

Заявитель в свой жалобе указал:

«При рассмотрении заявок участников, заявка нашей организации (ООО «Капиталь») признана не соответствующей требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной            документацией в    связи  с тем, что Участник не входит в состав саморегулируемой организации, не имеет свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно перечню, утвержденному приказом Минрегиона России от ЗО декабря 2009 года № 624.

С изложенными доводами не согласны по следующим основаниям.

Действительно, подпунктом 7 пункта 10 документации об открытом конкурсе установлено требование о приложении к заявке участника нотариально заверенной копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданш саморегулируемой организацией (при проведении работ, указанных в перечне, утвержденном приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624). Однако, при подаче заявки мы полагали, что данное требование относится лишь к участникам конкурса, намеренным самостоятельно производить работы, указанные в перечне, утвержденном приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624. Такая позиция основана на содержании конкурсной документации, в соответствии с которой открытый конкурс объявлялся для определения инвестора-застройщика. Таким образом, в соответствии с проектом договора победитель конкурса должен был выполнять обязанности инвестора и застройщика.

Обязанности инвестора регулируются Федеральным законом № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Указанным законом не предъявляются требования к участнику такой деятельности, связанные с наличием у него свидетельства о допуске к работам, указанным в перечне, утвержденном приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624.

Обязанности застройщика регулируются законодательством России в сфере градостроительства и в данном случае описаны в проекте договора. В проекте договора нс указана прямо обязанность инвестора-застройщика выполнять работы самостоятельно, а также не содержится запрета на поручение части работ по строительству объекта третьим лицам. Целями совместной деятельности в соответствии с п. 1.2. проекта договора является строительство многоквартирного жилого дома путем осуществления организационно-технических мероприятий по            проектированию, строительству

(реконструкции) и вводу в эксплуатацию Инвестиционного объекта, с использованием вложений привлекаемого капитала (инвестиций) из различных источников, и оформлением прав собственности сторон на результаты совместной деятельности.

Указанные функции застройщика по проектированию, строительству (реконструкции) и вводу в эксплуатацию поименованы в п. 3.2. СНИП 12-01-2004 «Организация строительства». В соответствии с п. 3.3. тех же СНИП. Застройщик для осуществления своих функций по обеспечению разработки, экспертизы и утверждения проектной документации, по получению разрешения на строительство, своих функций заказчика при ведении строительства подрядным способом, для выполнения технического надзора за строительством, а также для взаимодействия с органами государственного надзора и местного самоуправления может привлечь в соответствии с действующим законодательством специализированную организацию или специалиста соответствующей квалификации, которая подтверждена в установленном порядке. Таким образом, ни конкурсная документация (вместе с проектом контракта), ни действующее законодательство в области градостроительства не содержит ограничений о доступе к строительству участникам, которые хоть и не обладают специальными знаниями, но могут привлечь третьих лиц для осуществления своих функций застройщика.

Таким образом, мы полагаем, что включение условия об обязательном предоставлении участником указанного в подпункте 7 пункта 10 конкурсной документации свидетельства, может расцениваться как ограничение или устранение конкуренции, в частности, создание участникам конкурса преимущественного положения относительного других участников конкурса путем предъявления к участникам требований, в предъявлении которых отсутствует необходимость в ходе исполнения заключаемого по результатам конкурса договора. Таким образом, указанное требование противоречит ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, заявки участников в соответствии с п. 20 конкурсной документации оценивались по единственному критерию: наибольший процент площади жилых помещений, которые поступят в собственность муниципального образования в результате реализации договора о совместной деятельности по осуществлению мероприятий по строительству инвестиционного Объекта, по отношению к общей площади жилых помещений в инвестиционном Объекте. Победителем конкурса было признано ООО «Новострой» (г. Кострома, ул. Костромская, дом 78), которое предложило наибольший процент, из участников, допущенных участию в конкурсе. Однако, наша организация предложила больший процент площади жилых помещений, в связи с чем победила бы в конкурсе, если бы была допущена к нему».

Представители Организатора торгов, член комиссии считают жалобу ООО «Капиталь»  необоснованной по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 10.1 решения Думы города Костромы от 12.04.2012 № 26 город Кострома вправе вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в муниципальной собственности, на основании договора с физическим или юридическим лицом, предполагающего увеличение стоимости муниципального имущества города Костромы, в том числе строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и приобретение права муниципальной собственности на долю (часть) создаваемого объекта.

Договор, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, заключается Администрацией города Костромы по результатам конкурса, проводимого в порядке, установленном постановлением Администрации. Комиссия по проведению конкурса формируется организатором конкурса, определяемым Администрацией города Костромы. В состав комиссии включаются депутаты Думы города Костромы, направленные решением Думы города Костромы.

Порядок проведения конкурса на право заключения договоров в целях вовлечения в инвестиционный процесс имущества, находящегося в муниципальной собственности города Костромы утвержден постановлением Администрации города Костромы от 11.09.2013 № 1989.

В силу пунктов 2, 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Следовательно, договор может представлять собой гражданско-правовой договор определённого вида, являться смешанным или непоименованным договором, в зависимости от условий, включённых в него по воле сторон.

Предметом проекта договора о совместной деятельности является строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке общей площадью 3 073 кв. м., адрес объекта: Костромская область, Костромской район, город Кострома, ул. Ленина, в районе дома 88 (далее - инвестиционный Объект), разрешенное использование земельного участка: многоквартирный жилой дом, 5 этажей; многоквартирный жилой дом, 6-17 этажей, кадастровый номер <...> :27:040411:491, путем осуществления организационно-технических мероприятий по проектированию, строительству (реконструкции) и вводу в эксплуатацию Инвестиционного объекта, с использованием вложений привлекаемого капитала (инвестиций) из различных источников, и оформлением прав собственности сторон на результаты совместной деятельности.

По содержанию вышеназванный договор соответствует положениям главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде.

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируются Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ), а договорные правоотношения между заказчиком, генеральным подрядчиком и субподрядчиками - Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Подрядчик может выполнять строительные работы лично либо, если иное не вытекает из закона или договора, силами третьих лиц. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, а привлеченные им третьи лица признаются субподрядчиками (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

При этом согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Таким образом, генеральный подрядчик в любом случае несет всю ответственность за надлежащее выполнение работ, порученных ему по договору, вне зависимости от того, выполняет ли он работы лично или привлекает к их выполнению субподрядчиков.

При выполнении строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, генеральный подрядчик должен подтвердить свое соответствие требованиям, устанавливаемым законом для выполнения данных работ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. Частью 3.1 статьи 52 ГрК установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части* 4 статьи 55.8 ГрК перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Согласно части 4 статьи 55.8 ГрК перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.

В указанном Перечне содержится в том числе позиция: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".

Таким образом, в случае выполнения включенных в Перечень строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, генеральный подрядчик должен иметь свидетельства о допуске к тем видам строительных работ, которые он обязуется выполнить в интересах заказчика по договору с последним, вне зависимости от того, собственными силами выполняются указанные работы или с привлечением сторонней организации (субподрядчика).

Исходя из вышеизложенного, в документации организатор конкурса установил требование о наличии указанного свидетельства СРО, если победитель закупки лично выполняет необходимые работы. При привлечении субподрядчиков (запрет на их привлечение в документации отсутствует) участнику закупки достаточно представить свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с законодательством РФ застройщиком может быть инвестор. Взаимоотношения застройщика и инвестора, не являющегося застройщиком, определяются договором между ними.

В соответствии с конкурсной документацией предметом конкурса является определение инвестора-застройщика в целях заключения с ним договора о совместной деятельности по осуществлению мероприятий по строительству многоквартирного жилого дома, адрес объекта: Костромская область, г. Кострома, улица Ленина, в районе дома, 88 путем осуществления организационно ­технических мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию инвестиционного Объекта, с использованием вложений привлекаемого капитала (инвестиций) из различных источников, в форме проведения подготовительных, строительных (ремонтных), пусконаладочных работ, работ, связанных с вводом объекта в эксплуатацию, и оформлением прав собственности сторон на результаты совместной деятельности.

Согласно конкурсной документации с победителем конкурса заключается договор о совместной деятельности, таким образом, сторонами договора в данном случае являются только два юридических лица - Администрация города Костромы и инвестор-застройщик. Применительно к позиции заявителя жалобы, в случае разделения инвестора и застройщика, наделив их правами и обязанностями, договор о совместной деятельности был бы заключен между тремя сторонами - Администрацией города Костромы, инвестором и застройщиком.

В соответствии с конкурсной документацией в данном случае, победитель конкурса должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством и к инвесторам и к застройщикам.

Считаем, что конкурсная комиссия сделала законный и обоснованный вывод о том, что заявка ООО «Капиталь» не соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией.

Рассмотрев материалы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, комиссия УФАС считает доводы Организатора торгов обоснованными в связи со следующим.

 Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии со ст. 10.1 решения Думы города Костромы от 12.04.2012 № 26 город Кострома вправе вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в муниципальной собственности, на основании договора с физическим или юридическим лицом, предполагающего увеличение стоимости муниципального имущества города Костромы, в том числе строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и приобретение права муниципальной собственности на долю (часть) создаваемого объекта.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее – СРО).

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Организатор торгов в главе 3 требования к составу, форме и порядку подачи заявок на участие в конкурсе документации об открытом конкурсе предъявил требования о наличии СРО.

Таким образом, победитель закупки лично выполняет необходимые работы при наличии СРО на соответствующие виды работ или привлекает субподрядчиков имея свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

Согласно п.11 главы 3 документации об открытом конкурсе указанные документы являются обязательными для представления. Отсутствие в составе конкурсной заявки какого-либо документа или представление документов по формам, отличным от тех, что включены в настоящую конкурсную документацию, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Организатором торгов, членами конкурсной комиссии процедура торгов не нарушена. Довод Заявителя  о создании участникам конкурса преимущественного положения относительного других участников в рамках данного рассмотрения проверить не представляется возможным.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать жалобу ООО «Капиталъ» необоснованной.

Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля и информационного анализа для рассмотрения наличия оснований возбуждения дела  о нарушениях антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Заместитель председателя Комиссии

Д.Ю. Белов

Члены Комиссии:

Е.В. Соболева

А.И. Суясов

Связанные организации

Связанные организации не указаны