Решение б/н Решение по делу № 12-10-147/346 от 13 ноября 2015 года по жа... от 18 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-147/346

"13" ноября 2015 г.                                                                                       г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее -  Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:

Заместитель председателя

Комиссии:

Белов Д.Ю., заместитель руководителя  управления;

Члены Комиссии:

Степина А.К.,  старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Суясов А.И., специалист-эксперт  отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <…>, в отсутствие представителя ЗАО «Центр муниципальной экономики», направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, рассмотрев жалобу ЗАО «Центр муниципальной экономики» на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проекта программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа города Костромы» (извещение № 0841300009015000847) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

                                                      УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам 23.10.2015 г. на  официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок  http://www.zakupki.gov.ru  уполномоченным учреждением – МКУ г. Костромы «Агентство муниципальных закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) размещены извещение и документация о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проекта программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа города Костромы» (извещение № 0841300009015000847) (далее – Конкурсная документация). Заказчик – Администрация городского округа город Кострома Костромской области. Начальная (максимальная) цена контракта – 3 432 699, 87 рублей.

Участник закупки - ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» (далее – Заявитель, ЗАО «Центр муниципальной экономики» в своей жалобе обжалует действия заказчика – Администрации городского округа город Кострома Костромской области (далее – Заказчик; Администрация г. Костромы), которым, по мнению Заявителя, при утверждении Конкурсной документации нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:

"В подтверждение требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, пунктами 16 и 27 раздела 5 конкурсной до­кументации установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осущест­вление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Считаем, что установление данного требования к участникам закупки содействует ис­кусственному ограничению конкуренции по закупке и противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок то­варов, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Фе­деральный закон № 44-ФЗ), которая гласит:

«Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок».

С установлением данного требования не согласны по следующим причинам.

1. Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфра­структуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 502 (далее - Требования). В отношении программы комплексного развития систем ком­мунальной инфраструктуры г. Костромы (далее - программа) требования также детализиро­ваны техническим заданием на разработку.

Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 г. № 1203 сведения, раскры­вающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодо­рожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питаю­щих, отнесены к государственной тайне.

Требованиями и техническим заданием на разработку программы не предусматривает­ся использование сведений, раскрывающих схему водоснабжения г. Костромы в контексте расположения головных сооружений водопровода или водовода, их питающих. Разделами программы не предусматривается тем или иным образом затрагивать вопрос расположения каких-либо сооружений водоснабжения г. Костромы. Исходя из требований технического задания, для разработки программы исполнителю не требуется получение или использование каких-либо сведений относительно расположения головных сооружений водоснабжения г. Костромы. Описание оборудования и режимов его работы, балансы мощности и нагрузки по водоснабжению, необходимые мероприятия и прочие данные, являющиеся неотъемлемой частью программы, могут быть получены, проанализированы и применены при разработке программы без использования сведений, отнесенных к государственной тайне, в составе схемы водоснабжения г. Костромы. То есть непосредственная разработка программы и вы­полнение при этом всех указанных в Требованиях и техническом задании работ не связаны с использованием каких-либо сведений, составляющих государственную тайну, и не представ­ляют угрозу безопасности Российской Федерации.

Более того, техническим заданием на разработку программы не установлено каких- либо требований о том, что в составе отчетных материалов исполнителем должны быть представлены какие-либо материалы, в том числе картографические, которые позволят рас­крыть расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.

Применяемое при разработке программы Постановление Администрации г. Костромы от 27.06.2014 г. № 1622 "Об утверждении Схемы водоснабжения и водоотведения города Ко­стромы на 2014-2024 годы" включает документ "Схема водоснабжения и водоотведения го­рода Костромы на 2014-2024 годы", на разработку которого был объявлен открытый конкурс № 0141300020013001190 от 11.11.2013 г., в котором пунктом 8.10 раздела III конкурсной до­кументации к исполнителю работ не предъявлено никаких специализированных требо­ваний: "1. Соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, а имен­но: положениями настоящей конкурсной документации указанное требование не уста­новлено".

Таким образом, ни сам документ "Схема водоснабжения и водоотведения города Кост­ромы на 2014-2024 годы", ни прочие документы, ссылки на которые содержит Техническое задание на разработку программы комплексного развития систем коммунальной инфра­структуры городского округа города Костромы, не отнесены к документам, составляющим государственную тайну (содержащим гриф "секретно", "совершенно секретно" и иное), дос­туп к которым был бы ограничен кругом лиц, имеющим право на работу со сведениями, со­ставляющими государственную тайну.

Сама по себе программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры также не отнесена законодательными документами к сведениям, составляющим государст­венную тайну.

Соответственно, в процессе работы исполнитель не использует сведения, отнесен­ные к государственной тайне, и продуктом его работы также не являются сведения, от­несенные к государственной тайне.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждаются органами ме­стного самоуправления. Проекты программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправ­ления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официально­го сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для офи­циального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.

Помимо этого, перед утверждением программы комплексного развития систем комму­нальной инфраструктуры могут рассматриваться на публичных слушаниях.

Таким образом, с программами комплексного развития может работать неограничен­ный круг пользователей, в том числе не имеющих лицензию на работу со сведениями, со­ставляющими государственную тайну. Данное обстоятельство подтверждает, что уста­новление каких-либо ограничений для разработки программы в виде наличия лицен­зии неправомерно».

В ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы представители Заказчика доводы жалобы не признали, считают их необоснованными. До рассмотрения жалобы в Костромское УФАС России Заказчиком представлены письменные возражения на доводы жалобы, из которых следует:

«В соответствии с пунктом 42.1 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203, сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих относятся к государственной тайне.

Согласно материалам Генерального плана города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18 декабря 2008 года № 212 (в редакции решения Думы  города Костромы от 18 декабря 2014 года № 247) (далее – Генеральный план города Костромы) численность населения города на 01 января 2013 года составила 271, 4 тысяч человек.

В нормативно-правовую базу, необходимую для использования Подрядчиком при разработке программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа города Костромы», входит схема водоснабжения и водоотведения города Костромы на 2014-2024 годы, а также Генеральный план города Костромы, содержащий карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области развития водоснабжения населения.

Обозначенные документы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 отнесены к государственной тайне и являются секретными.

В пункте 3.2.8. Технического задания на выполнение работ по разработке Проекта           программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа города Костромы» в составе обосновывающих материалов Программы предусмотрено наличие перспективной схемы водоснабжения городского округа, содержащей все целевые показатели, обеспечивающие достижение целевых показателей программного документа, а также описание технических параметров показателей и для каждого проекта - расчет необходимых затрат (по статьям) и ожидаемых эффектов (в натуральном выражении и в рублях).

Рекомендуется выделить следующие группы проектов:

развитие головных объектов систем водоснабжения (водозаборов, очистных сооружений), исходя из необходимости покрытия перспективной нагрузки, не обеспеченной мощностью за счет использования существующих ее резервов;

развитие водопроводных сетей для подключения перспективных потребителей.

В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 333 утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны с установлением порядка лицензирования деятельности таких предприятий, учреждений и организаций.

Учитывая вышеизложенное, требование в конкурсной документации о наличии у участников закупки лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является обоснованным.

В дополнение сообщаем, что рассмотрению на публичных слушаниях и официальному опубликованию подлежат материалы, не отнесенные к государственной тайне.

Разработка Схемы водоснабжения и водоотведения города Костромы на 2014-2024 годы осуществлялась организацией, имеющей лицензию на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну».

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:

1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе, в том числе:

г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне) сведения в области экономики, науки и техники, в частности об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, составляют государственную тайну.

Статьей 9 Закона о государственной тайне предусмотрено, что отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом о государственной тайне.

В соответствии с абзацами 3 и 4 статьи 9 Закона о государственной тайне по предложениям органов государственной власти формируется Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, который утверждается Президентом Российской Федерации. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Согласно статье 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

В соответствии с пунктом 42.1 Перечня сведений, составляющих государственную тайну, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1203, к государственной тайне отнесены сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.

Представители Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что в рамках формирования Конкурсной документации по данному открытому конкурсу Заказчиком были учтены, помимо Закона о контрактной системе, положения таких документов и нормативных правовых актов, как Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», а также «Генеральный план города Костромы», согласно которому численность населения города Костромы на 01.01.2013 г. составила 271, 4 тысяч человек.

Таким образом, Заказчик – Администрация города Костромы при установлении в конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проекта программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа города Костромы» требования к участникам закупки об обязательном наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев доводы жалобы на  действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса, изучив представленные материалы и документы, выслушав представителей Заказчика, Уполномоченного учреждения, не установила в действиях Заказчика – Администрации города Костромы нарушения положений Закона о контрактной системе.                                         

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок  

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ЗАО  «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Заместитель

председателя Комиссии

Д.Ю. Белов                  

Члены Комиссии

А.К. Степина

А.И. Суясов

Связанные организации

Связанные организации не указаны