Решение б/н Решение по делу № 12-10-197/2016 от 12 октября 2016 года на ... от 24 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-197/2016

"12" октября 2016 г.                                                                                      г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее -  Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия по рассмотрению жалобы; Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:  Ревельцев О.В., заместитель руководителя  управления;

Заместитель председателя Комиссии: Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок торговли и рекламы; торговли и рекламы;

Член Комиссии:  Степина А.К., старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <…>, рассмотрев жалобу ООО «Сантенорм» на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку перевязочных средств для нужд ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» (извещение № 0841200000716002084), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам 27.09.2016 г. на  официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок  http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным учреждением размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку перевязочных средств для нужд ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» (извещение № 0841200000716002084),

06.10.2016 г. в Костромское УФАС России поступила жалоба ООО «Сантенорм» (далее – Заявитель) на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона в электронной форме, который, по его мнению, в Документации об аукционе установил «ограничивающие количество участников закупки требования к товару, противоречащие правилам, предусмотренным ст.33 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ».

Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:

«На сайте www.zakupki. gov.ru опубликовано извещение №0841200000716002084 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта: «Перевязочные средства».

ООО «Сантенорм» является поставщиком медицинских изделий и желало бы принять участие в данном аукционе.

Однако возможность участия в аукционе ООО «Сантенорм» и абсолютного большинства иных участников рынка исключена, поскольку в документации об аукционе установлены ограничивающие количество участников закупки требования к товару, противоречащие правилам, предусмотренным ст.33 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ, описание объекта закупки должно быть объективным. При этом, в описание не должны включаться требования, ограничивающие количество участников закупки.

В нарушение данных правил, в описание объекта закупки включены завышенные и необоснованные требования к товару.

По позиции №10 Технического задания прописана уникальная позиция производства компании Хартман - Cosmopor Advance (DryBarrier)

Уникальность ее заключается в следующих эксклюзивных характеристиках: - 3 слой удерживающий: суперабсорбент, который абсорбирует эксудат и блокирует его в толще подушечки даже при давлении (который впитывает экссудат и удерживает его внутри этого слоя при давлении снаружи).

- 3-х слойная раневая подушечка:

- размер впитывающей подушечки 40 х 25 +/-1 мм.

- Впитывающая способность: не менее 2950 г/м2.

После Технического задания указано: «Качество товара, поставляемого по Контракту, должно соответствовать ГОСТ 53498-2009 Средства перевязочные пластырного типа».

В ГОСТе «3.6 функциональная подушечка: Защитная подушечка (гелевая, пенополиуретановая, пенорезиновая) или подушечка из сорбционных материалов (медицинской марли, комбинированных одно- и двухслойных впитывающих материалов, пропитанных антимикробным, стимулирующим, гемостатическим или ранозаживляющим веществом, допущенным к применению в установленном порядке), продублированная атравматичной сеткой (трикотажной или полимерной) или без нее.»

В п. 5.2 ГОСТа Таблица 1:

Сорбционная емкость функциональной подушечки, число ка-

пель/см, не менее

1

Перевязочные средства пластырного типа с сорбционной подушечкой, в том числе с атравматичной, антимикробной, бактерицидной, гемостатической

Установленные Заказчиком требования нарушают положения действующего государственного стандарта, чтобы исключить данные нарушения необходимо показатель впитывающей способности установить в соответствии с ГОСТом либо вообще исключить его из описания (в ГОСТе: «3.17 повязки сорбирующие: повязки с подушечками, обладающими способностью впитывать раневое отделяемое».

2. По позиции №11 Технического задания прописана уникальная позиция производства компании Хартман - Cosmopor Advance (DryBarrier)

Уникальность ее заключается в следующем:

3-х слойная раневая подушечка:

3 слой удерживающий: суперабсорбент, который абсорбирует эксудат и блокирует его в толще подушечки даже при давлении (который впитывает экссудат и удерживает его внутри этого слоя при давлении снаружи).

размер впитывающей подушечки 65х 38 +/-1 мм

Впитывающая способность: не менее 2950 г/м2.

После техзадания указано: «Качество товара, поставляемого по Контракту, должно соответствовать ГОСТ 53498-2009 Средства перевязочные пластырного типа»

В Госте «3.6 функциональная подушечка: Защитная подушечка (гелевая, пенополиуретановая, пенорезиновая) или подушечка из сорбционных материалов (медицинской марли, комбинированных одно- и двухслойных впитывающих материалов, пропитанных антимикробным, стимулирующим, гемостатическим или ранозаживляющим веществом, допущенным к применению в установленном порядке), продублированная атравматичной сеткой (трикотажной или полимерной) или без нее.»

В п. 5.2 ГОСТа Таблица 1:

Сорбционная емкость функциональной подушечки, число ка-

пель/см, не менее

1

Перевязочные средства пластырного типа с сорбционной подушечкой, в том числе с атравматичной, антимикробной, бактерицидной, гемостатической

Необходимо внести изменения в показатель впитывающая способность, в соответствии с ГОСТом либо вообще исключить его из описания (в ГОСТЕ: «3.17 повязки сорбирующие: Повязки с подушечками, обладающими способностью впитывать раневое отделяемое.»

3. По позиции №12 Технического задания прописан уникальный товар компании Хартман - Cosmopor IV

Размер повязки 6x8 +/-0,5 см (ШхД), подушечки - не менее 26 х 20 мм, размер дополнительной изолирующей подушечки - не более 30 х 20 мм.,

Вес на квадратный метр впитывающей подушки не менее 127 гр., впитывающая способность подушки более 1100 г/кв.м.

В ГОСТе ничего не сказано, что должны быть дополнительные подушечки, главное условие - это наличие одной подушечки в повязке.

В связи с чем просим обязать Заказчика привести описание объекта закупки по позиции №12 в соответствии с ГОСТОМ, а также исправить размер основной подушечки на «не менее 15*30мм».

4. Характеристика, установленная в позициях №№12-16: «Вес на кв.метр» в ГОСТЕ отсутствует, следовательно, не может быть применена в рамках данного Технического задания..

Более того, просим обратить внимание на тот факт, что вес подушечки никак влияет на заживление ран и какие-либо клинические тесты центров сертификации это не подтверждают».

Представители заказчика - ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» доводы жалобы не признали, считают жалобу ООО «Сантенорм» на действия Заказчика необоснованной. До заседания Комиссии Костромского УФАС России  Заказчик представил письменные возражения, из которых следует, что «Заказчик при составлении аукционной документации (формирования описания объекта закупки) полностью руководствуется статьями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.20013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, pa6oт, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе). В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезны моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик.

Таким образом, если указанные в документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, также положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. Данный вывод следует из множества судебной и административной практики, которой и руководствуется заказчик при установлении требований к товарам, определяющим наилучший способ удовлетворения потребностей.

Ни Законом о контрактной системе, ни Федеральным законом №135-Ф3 от 26 июля 2006г. «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) не предусмотрено каких - либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчиков. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных или муниципальных нужд товара в документации о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Любой участник имеет равные права и возможности в виду того, что не ограничен в выборе контрагентов, и отсутствуют производители, способные участвовать в настоящей закупке исключительно с собственным ассортиментом. Ограничения конкуренции не просматривается, так как при составлении аукционной документации заказчиком был проведен мониторинг цен, и в ответ на запросы получены коммерческие предложения от нескольких поставщиков, предлагающих товар с нужными заказчику характеристиками.

Так же на участие в аукционе, на поставку перевязочных средств подано шесть заявок, пять из которых полностью соответствуют требованиям аукционной документации. Заявки участников аукциона содержат предложение о поставке товаров по позициям c №№ 10-16 различных торговых марок, таких как: Silkofix, Leiko™. Cosmopor с характеристиками, аналогичными характеристикам запрашиваемого товара.

Пояснение по указанию в разделе 2 документации об аукционе ГОСТ 53498-2009 сообщаем следующее.

В соответствии с ч. 1,2 статьи 33 Федерального Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а так же значения показателей, которые не могут изменятъся.

В соответствии п. 5.2. ГОСТа53498-2009 Таблица 1:

Сорбционная емкость функциональной подушечки, число капель/см2, не менее 1, заказчиком, в аукционной документации, установлено минимальное значение по данной характеристике, так как данные повязки используются в отделениях хирургического профиля нашего учреждения.

В соответствии с требованиями статьи 66 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей.

1.1. Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:

Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Значениями, установленным документацией, которым должны соответствовать предлагаемые участником аукциона показатели, являются все характеристики товаров, установленные в таблице раздела 2 настоящей документации.

Требование о соответствии поставляемого товара ГОСТу 53498-2009 не установлено в таблице раздела 2 описание объекта закупки».

1. Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев довод Заявителя об установлении Заказчиком в Документации об аукционе требований к товару, «ограничивающих количество участников закупки», приходит к следующему.

В ходе заседания Комиссии было установлено, что Заявитель не обращался к Заказчику за разъяснениями положений Документации об аукционе, переписка с Заказчиком об установленных им характеристиках и имеющегося у Заявителя товара не велась.

Представители Заказчика в ходе заседания Комиссии Костромского УФАС заявили, что запрашиваемый товар может поставить не только один конкретный производитель, как указывает в своей жалобе Заявитель, но и любой другой участник закупки, что подтверждается  копиями шести заявок, поданных в ходе проведения данного аукциона, в которых по указанным в разделе 2 «Описание объекта закупки» характеристикам предлагается аналогичный товар нескольких производителей с товарными знаками Cosmopor, Silkofiks, Leikoтм,  Копии соответствующих заявок, а также «Каталог образцов фиксирующих пластырей и пластырей с повязкой», представленные Заказчиком, приложены к письменным возражениям на данную жалобу.

Комиссия Костромского УФАС России отмечает тот факт, что предметом данной закупки является поставка перевязочных средств, а не изготовление их, поэтому данный товар может предоставить любой участник закупки. Документы, доказывающие невозможность приобретения Заявителем запрашиваемого товара и поставки его Заказчику к жалобе не приложены, а также не представлены и  в ходе заседания Комиссии. В доказательство же того, что на данном рынке имеются товары с аналогичными характеристиками у нескольких производителей, представителями Заказчика представлены соответствующие документы. Доказательства того, что описание объекта заказа Заказчиком сделано исключительно под одного производителя, в материалах дела отсутствуют.

Учитывая нормы Закона о контактной системе, основными задачами осуществления закупок является обеспечение круга участников и выявление в результате торгов лица, исполнение государственного контракта которым в наибольшей степени будет отвечать требованиям, установленным в документации об аукционе.

На основании вышеизложенного Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев довод Заявителя об установлении Заказчиком в Документации об аукционе требований к товару, «ограничивающих количество участников закупки», проанализировав имеющиеся в деле материалы и документы, заслушав представителей сторон, считает данный довод жалобы несостоятельным.

2. В отношении доводов Заявителя об установлении Заказчиком в Документации об аукционе требований к характеристикам товара, не соответствующих ГОСТу 53498-2009 «Средства перевязочные пластырного типа» Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В разделе 2 «Описание объекта закупки» Документации об аукционе (после таблицы), в том числе, указано, что качество товара, поставляемое по контракту, должно соответствовать ГОСТ 53498-2009 «Средства перевязочные пластырного типа. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее - ГОСТ 53498-2009).

Согласно пункту 3.6. ГОСТа должен применяться термин с соответствующим определением, а именно: «функциональная подушечка: Защитная подушечка (гелевая, пенополиуретановая, пенорезиновая) или подушечка из сорбционных материалов (медицинской марли, комбинированных одно- и двухслойных впитывающих материалов, пропитанных антимикробным, стимулирующим, гемостатическим или ранозаживляющим веществом, допущенным к применению в установленном порядке), продублированная атравматичной сеткой (трикотажной или полимерной) или без нее.»

В п. 5.2 ГОСТа Таблица 1:

Сорбционная емкость функциональной подушечки, число ка-

пель/см, не менее

1

Перевязочные средства пластырного типа с сорбционной подушечкой, в том числе с атравматичной, антимикробной, бактерицидной, гемостатической

В нарушение ГОСТа 53498-2009 по позиции 10 «Повязка» раздела 2 «Описание объекта закупки» Документации об аукционе указано: - 3 слой удерживающий: суперабсорбент, который абсорбирует эксудат и блокирует его в толще подушечки даже при давлении (который впитывает экссудат и удерживает его внутри этого слоя при давлении снаружи).

- 3-х слойная раневая подушечка:

- размер впитывающей подушечки 40 х 25 +/-1 мм.

- Впитывающая способность: не менее 2950 г/м2».

Доводы Заявителя о том, что по позициям 11 и 12 «Повязка» раздела 2 «Описание объекта закупки» Документации об аукционе значения характеристик товара не соответствуют требованиям ГОСТа 53498-2009, Комиссия Костромского УФАС России также признает состоятельными, а именно: в части указания размера впитывающей подушечки и характеристики впитывающей способности (указание термина «граммов» вместо термина «капель» и пр.). 

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России по доводам жалобы о несоответствии характеристик запрашиваемого товара ГОСТу установила, что Заказчик в нарушение  пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указав при описании объекта закупки в Документации об аукционе терминологию, показатели характеристик товара, которые не соответствуют ГОСТу 53498-2009, указанному в разделе 2 «Описание объекта закупки» Документации об аукционе, не обосновал необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок                                             

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Сантенорм» частично обоснованной.

2. Признать факт нарушения заказчиком – ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И. пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что права и законные интересы Заявителя при проведении вышеуказанного электронного аукциона не нарушены.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

О.В. Ревельцев

Заместитель председателя Комиссии

Д.Ю. Белов

Член Комиссии

А.К. Степина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны