Решение б/н Решение по делу № 12-10-210/2016 от 16 ноября 2016 года на ж... от 28 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-210/2016

«16» ноября 2016 г.                                                                                                     г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

Белов Д.Ю., начальник  отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Члены Комиссии:

Суясов А.И., специалист-эксперт  отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Рубцов И.М., государственный инспектор отдела  контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии директора муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа город Буй Костромской области <М...> (Приказ № 106/1 от 10.11.2010 года), в отсутствие представителей: муниципального казенного учреждения городского округа город Буй "Служба муниципального заказа" и ООО "Компьютеры на комсомольской", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО "Компьютеры на комсомольской" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на закупку компьютерного оборудования и оргтехник для нужд МОУ СОШ №2 г. Буя (извещение № 0841300006216000123) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

                                                         

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам, 01.11.2016 Муниципальное казенное учреждение городского округа город Буй "Служба муниципального заказа" (далее - Уполномоченный орган) разместило на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на закупку компьютерного оборудования и оргтехник для нужд МОУ СОШ №2 г. Буя (извещение № 0841300006216000123).

В своей жалобе ООО "Компьютеры на комсомольской" (далее – Заявитель) указывает следующее:

"В аукционную документацию  настоящего аукциона включены требования , нарушающие положения Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно :

Наличие сертификата по стандарту ГОСТ-Р.

С 2015 года обязательной является сертификация согласно требованиям технических регламентов Таможенного союза, перечень которых указывается в соответствующих сертификатах соответствия. Обязательная сертификация по стандарту ГОСТ-Р компьютерного оборудования в настоящее время не производится.

Наличие сертификата соответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

В соответствии с «Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" компьютерное оборудование не входит в список товаров, подлежащих обязательному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), в связи с чем включение в техническую часть документации аукциона требования о наличии экспертного заключения на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) является нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Наличие сертификата совместимости с ОС Microsoft.

Получение сертификата совместимости с ОС Microsoft является добровольным, данное требование не позволяет участникам, не имеющим такого документа, подать заявку. Кроме того, компания Microsoft не является организацией, уполномоченной на выдачу сертификатов, являющихся обязательными на территории Российской Федерации.

Нaличие Windows marker-a производителя в BIOS.

Данный маркер может поставить только организация, получившая сертификат совместимости с ОС Windows, что противоречит нормам закона 44-ФЗ (см. пункт 3).

Требование к стране происхождения товара «Тележка для ноутбуков».

Установление такого требования не предусмотрено законом 44-ФЗ.

Наличие у поставляемого компьютерного оборудования нормативных документов: ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011.

Данные документы являются техническими регламентами и не могут являться сопровождающими документами для оборудования. Соответствие оборудования всем обязательным регламентам подтверждается сертификатом ТС.

Требование о заводской сборке, серийном выпуске поставляемого оборудования.

Является требованием заказчика к способу производства, а не к качеству товара, что не соответствует части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Включение в техническое задание Программно-аппаратного комплекса мониторинга за техническим состоянием оборудования, характеристики которого соответствуют оборудованию единственного производителя (Powercool), что влечет за собой ограничение количества участников закупки, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе".

В ответ на доводы жалобы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа город Буй Костромской области (далее - Заказчик) предоставил возражение на жалобу, а именно:

"МОУСОШ №2 г. Буя сообщает следующее:

1.   Наличие сертификата по стандарту ГОСТ-Р.

При описании в документации объекта закупки наше образовательное учреждение руководствовалось правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Таким образом, участник закупки вправе указать в заявке параметры, соответствующие ГОСТу.

2.   Наличие сертификата соответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Требования о наличии сертификата соответствия государственным эпидемиологическим правилам и нормам на все поставляемое оборудование обосновано тем, что компьютерами пользуются дети, причем разных возрастов от младших классов до старшего звена, есть правила использования компьютерной техники в учебных классах, которые описаны в санитарно- эпидемиологических правилах. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» пункт 2.1: ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил, и каждый их тип подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.)».

3.   Наличие сертификата совместимости с ОС Microsoft.

В соответствии с частью 1 абзацем 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Компьютерная техника закупается для компьютерного класса. Данный класс подключен к локальной сети школы. Специалисты обслуживающие локальную сеть работают с программным обеспечением фирмы Microsoft. И в том случае, если операционная система компьютеров будет не совместима с операционной системой фирмы Microsoft, то потребуется дополнительные вложения для внедрения класса в образовательный процесс, что не предусмотрено в данной закупке. Эквиваленты не возможны к использованию, т.к. необходимо обеспечение взаимодействия покупаемого оборудования с оборудованием имеющемся у заказчика, а иные программные средства не обеспечат совместимости с уже эксплуатируемым прикладным программным обеспечением. Многие производители компьютерной техники проходят сертификацию своей продукции с программными продуктами компании Microsoft. Информация с общедоступного сайта Microsoft показывает несколько десятков производителей, с более чем несколькими тысячами моделей, сертифицированных на совместимость с операционными системами компании Microsoft. При этом в списках присутствуют и российские и зарубежные производители. (Решение от 29.04.2015 года по делу №139-з Воронежское УФАС России).

Таким образом, данное требование правомерно, и не влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

4.   Наличие Windows marker-a производителя в BIOS.

В соответствии с частью 4 статьи 33 закона № 44-ФЗ требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром. Данное требование правомерно, и не влечёт за собой ограничение

количества участников закупки.

Наличие Windows marker-a производителя в BIOS является подтверждением заводской сборки персональных компьютеров и ноутбуков. Т.к. на самосборных ПК Windows marker-a поставить нельзя. Нашей школе требуется качественная заводская сборка персонального компьютера с заводской гарантией, чтобы рабочий парк ПК был в рабочем состояние и можно было это контролировать.

5.   Требование к стране происхождения товара «Тележка для ноутбуков».

В соответствии с частью 3 п.п. 1. статьи 66 ФЗ 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"и первой части заявки аукционной документации:

«Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

6.   Наличие у поставляемого компьютерного оборудования нормативных документов: ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Наше образовательное учреждение запросило сертификаты на данные технические регламенты. Согласно приложению к техническому регламенту таможенного союза о безопасности низковольтного оборудования ТР ТС 004/ 2011 пункт 2: электронные вычислительные машины (персональные компьютеры) подлежат обязательной сертификации в форме сертификата соответствия. Также важно отметить, что на компьютеры в сборе нужно проводить сертификацию еще и на соответствие ТР ТС 020/2011 технический регламент таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств".

7.   Требование о заводской сборке, серийном выпуске поставляемого оборудования.

В соответствии с частью 4 статьи 33 закона № 44-ФЗ требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром. Данное требование правомерно, и не влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Заводская сборка и серийный выпуск поставляемого оборудования - это гарантия получения товара собранного из серийных комплектующих, прошедших тестирование согласно регламентов отдела технического контроля, это позволяет судить о качестве персонального компьютера с положительной точки зрения, плюс получение полного пакета сопроводительных документов на оборудование. На некоторых приобретаемых нашей школой персональных компьютерах будет храниться информация базы данных об учащихся школы с персональными данными, на других учащиеся будут заниматься, и если товар заводской сборки и выпускается серийно, то в случае неисправности оборудования проблем с запасными частями быть не должно. В противоположном случае могут возникнуть перебои с их поставкой, что нашей учебной организации совершенно ни к чему.

Так же, поясняем, что предметом аукциона является поставка оборудования, соответствующего техническому заданию, а не способ производства компьютерной техники.

8.   Включение в техническое задание Программно-аппаратного комплекса мониторинга за техническим состоянием оборудования, характеристики которого соответствуют оборудованию единственного производителя (Powercool), что влечет за собой ограничение количества участников закупки, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки "Программно-аппаратный комплекс мониторинга за техническим состоянием оборудования" нашим образовательным учреждением производитель оборудования указан не был, что не противоречит данной статье.

Компьютерная техника закупается для компьютерного класса, данные компьютеры будут подключены к локальной сети школы. Данный программно-аппаратный комплекс был заявлен для оперативного и эффективного централизованного мониторинга технического состояния оборудования специалистами обслуживающими информационно-техническую инфраструктуру школы. Постоянный контроль над техническим состоянием оборудования позволит исключить его «безнадзорность», своевременно фиксировать и устранять сбои в работе. Заявляя в техническом задании данный программно-аппаратный комплекс, преследуется единственная главная цель, не ограничить количество участников закупки, а эффективное и централизованное управление оборудованием школы.".

Выслушав доводы Заявителя, ознакомившись с возражением Заказчика, представленными документами, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

Комиссия Костромского УФАС России установила, что Заявитель в своей жалобе указывает на восемь нарушений Закона о контрактной системе (далее - Нарушения), а именно:

Наличие сертификата по стандарту ГОСТ-Р.
Наличие сертификата соответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Наличие сертификата совместимости с ОС Microsoft.
Нaличие Windows marker-a производителя в BIOS.
Требование к стране происхождения товара «Тележка для ноутбуков».
Наличие у поставляемого компьютерного оборудования нормативных документов: ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011.
Требование о заводской сборке, серийном выпуске поставляемого оборудования.
Включение в техническое задание Программно-аппаратного комплекса мониторинга за техническим состоянием оборудования, характеристики которого соответствуют оборудованию единственного производителя (Powercool), что влечет за собой ограничение количества участников закупки, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 1 дополнительных требований в приложении № 4 к разделу 2 Информационной карты аукциона Заказчиком установлено требование:

1. Все поставляемое оборудование должно быть заводской сборки, новым и не подержанным.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает довод жалобы, касающийся требования о заводской сборке, серийном выпуске поставляемого оборудования необоснованным, так как установленное требование является требованием к процессу производства. Документов подтверждающих обоснованность данного довода жалобы не представлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 5 приложения № 4 к разделу 2 Информационной карты аукциона "Тележка для ноутбуков" в графе "Технические характеристики" Заказчиком указано: "Страна производитель: Россия".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает довод Заявителя, о неправомерном требовании Заказчика к стране происхождения товара, обоснованным и нарушающим пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает все иные доводы жалобы необоснованными, так как Заявителем не были представлены документы, подтверждающие их обоснованность, и не указано как эти действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы.

В то же время, Комиссией Костромского УФАС России установлено, что на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, оба участника закупки дали согласие на участие в аукционе. Документов указывающих на невозможность участия в электронном аукционе Заявителя не представлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО "Компьютеры на комсомольской" частично обоснованной.
Признать факт нарушения Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Предписание не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Заместитель председателя Комиссии:

Д.Ю. Белов

Члены Комиссии:

А.И. Суясов

И.М. Рубцов

Связанные организации

Связанные организации не указаны