Решение б/н Решение по делу № 12-10-220/2016 от 08 декабря 2016 года на ... от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-220/2016

"08" декабря  2016 г.                                                                                        г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее -  Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;

Заместитель председателя Комиссии:

Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

Член Комиссии:

Степина А.К., старший государственный инспектор  отдела  контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии:<…>, рассмотрев жалобу ООО «АгроПремиум» на положения документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по техническому перевооружению системы отопления МДОУ детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район с установкой котлов наружного размещения по адресу: Костромская область, Нерехтский район, г. Нерехта, ул. Октябрьская, д. 18 (извещение № 0141300026616000117), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федерального закона N 44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам 15.11.2016 г. на  официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок  http://www.zakupki.gov.ru  Уполномоченным учреждением размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по техническому перевооружению системы отопления МДОУ детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район с установкой котлов наружного размещения по адресу: Костромская область, Нерехтский район, г. Нерехта, ул. Октябрьская, д. 18 (извещение № 0141300026616000117) (с внесенными изменениями) (далее – Документация об аукционе).

01.12.2016 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки – ООО «АгроПремиум» (далее – Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной закупке.

Заявитель в своей жалобе обжалует действия Заказчика, который, по его мнению, утвердил Документацию об аукционе с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и приводит следующие доводы:

«1. В соответствии с Техническим заданием (Раздел 3 Описание объекта закупки) качество выполненных работ должно соответствовать проектной документации.

Сметой и проектной документацией установлено использование бетона марки В15, W6, F75 для устройства фундаментов здания и фундамента оборудования, на которой будет смонтирована конструкции здания и оборудование. В соответствии сп. 2 таблицы 6 СНиП 3.03.01.-87 в период производства бетонных работ при ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С загружение конструкций расчетной на­грузкой допускается после достижения бетоном прочности не менее 100 % проектной. При этом регламентированный срок набора бетоном 100 % проектной прочности составляет 28 дней.

Дата проведения аукциона установлена 05.12.2016 г. В соответствии с ч. 9 ст. 70 Федерального Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, то есть контракт может быть заключен не ранее, чем 15.12.2016 г. Пунктом 1.2. проекта контракта срок выполнения работ установлен с момента заключения контракта до 25.12.2016 г. Таким образом, срок выполнения работ составит 10 дней.

Требования о сроке проведения работ продолжительностью в 10 дней и о выполнении работ в соответствии с действующими строительными нормами являются взаимоисключающимися и не могут быть выполненными, так как выполнение работ в установленный контрактом срок неизбежно повлечет нарушения технологии строительства и, как следствие, возможное частичное или полное разрушение постройки. Кроме того, из- за несоблюдения технологии работ возможно разрушение фундаментов, на которых установлено оборудование, что может привести к деформации или разрушению газопроводов и, как следствие, к аварии на опасном производственном объекте, которым является газовая котельная. Соблюдение требований о качестве работ и материалов неизбежно повлечет нарушение сроков исполнения контракта. Таким образом, требования к исполнению работ противоречат одно другому, невозможно исполнить одно требование, не нарушив при этом другого.

2. В соответствии с п. 1. части 1 ст. 33 Федерального Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Ч. 3 ст. 33 установлено, что  не допускается включение в документацию о закупке  требований к производителю товара.

Аукционной документацией установлено использование в ходе исполнения контракта товаров конкретных производителей:

-П. 9 Требования  к назначению, конкретным показателям товаров/материалов, используемых при выполнении/производстве работ: Клапан трехходовой ходовой смесительный Esbe VRG131 DN40 PN6

-позиция 1 лист 2 альбома 09.16/126-ТМ.С (файл Тепловая часть Спецификация Лист 2.pdf): Клапан обратный никелированный G 1  марки VT.161.N.6 производства Valtec, Италия

-позиция 2 лист 2 альбома 09.16/126-ТМ.С (файл Тепловая часть Спецификация Лист 2.pdf): Клапан обратный никелированный G 1 ¼ марки VT.161.N.6 производства Valtec, Италия

-позиции 1-12, 19, 20, 21 лист 2 альбома 09.16/126-ТМ.С (файл Тепловая часть Спецификация Лист 2.pdf)  содержат указание на товары конкретных производителей

-позиции 4-6, 8, 10, 11 (файл ГСН.СО.pdf)  содержат указание на товары конкретных производителей.

При этом аукционная документация не устанавливается возможность использования товара, эквивалентного требуемому, что не позволяет принять участие в закупке участнику закупки, не имеющего требуемого товара, но имеющего товар, эквивалентный требуемому. Считаю, что заказчиком нарушено законодательство о государственных и муниципальных закупках и и установлены требования к товарам, ведущие к  существенному нарушению прав участников закупки и уменьшению количества участников закупки.

3. В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ Подрядчик может выполнить строительные работы лично либо, если иное не вытекает из закона или договора, силами третьих лиц. В этом случае Подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, а привлеченные им третьи лица признаются субподрядчиками. При этом согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Законодательство или проектом контракта не запрещено выполнение работ силами субподрядчиков, а соответственно, при наличии Свидетельства о допуске к работам по организации строительства, предусмотренным п. 33.5 (объекты теплоснабжения) Перечня, установленного Приказом Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009 г., Подрядчик вправе привлечь к исполнению отдельных видов работ третьих лиц, имеющих допуск к таким работам. При этом подрядчик не должен иметь допуска к отдельным видам работ, проводимым субподрядчиками, так как все проводимые работы производятся в объекте теплоснабжения- котельной. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2013 г. N 05АП-992/2013 по делу N А59-4295/2012. Таким образом, заказчик должен предоставить возможность участникам аукциона подтвердить свое соответствие п.1. ч. 1 ст. 33 Федерального Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ путем предоставления свидетельства о допуске к конкретным видам работ, ИЛИ свидетельства о допуске к организации строительства на объектах теплоснабжения.

Однако заказчиком установлено требование лишь о наличии допусков к определенным видам работ, в связи с чем участники закупки, имеющие допуск к работам по организации строительства на объектах теплоснабжения, но не имеющие допуска к каким- либо работам, для выполнения которых могут привлечь субподрядчиков, не в силах реализовать своё право на участие в аукционе».

До  заседания Комиссии Костромского УФАС России Уполномоченный орган представил письменные возражения на доводы жалобы следующего содержания:

«Уполномоченный орган с доводами жалобы ООО «АгроПремиум» (далее - жалоба) на положения документации о закупке изложенными в пунктах 1, 3 не согласен, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

По пункту 1: в соответствии с рабочей документацией «Техническое перевооружение системы отопления детского сада «Росинка» с установкой котлов наружного размещения по адресу: Костромская обл., Нерехтский р-н, г. Нерехта, ул. Октябрьская, д. 18» предусмотрено устройство фундамента из монолитной железобетонной плиты на песчано-гравийной подушке, то есть на песчано-гравийное основание укладывается монолитная железобетонная плита заводского изготовления.

Также возможно изготовление бетонного основания самостоятельно на месте строительства.

Выполнение технических работ при укладке бетона в зимний период возможно, при соблюдении специальных мер.

Технология должна обеспечивать или прогрев раствора и поддержание нужной температуры, или введение добавок, которые способны понизить температуру замерзания воды, ускорить процесс упрочнения бетона при низких температурах и повысить пластичность раствора в холодное время.

Монтаж сборных железобетонных конструкций выполняется в соответствии со СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

С доводами изложенными в пункте 2 жалобы, а именно: не указаны слова «или эквивалент» в разделе 3 «Описания объекта закупки» документации об электронном аукционе (и. 9 Требований к назначению, конкретным показателям товаров/материалов, используемых при выполнении/производстве работ: клапан трехходовой ходовой смесительный Esbe VRG131 DN40 PN6 содержит марку конкретного производителя товара) согласны по причине технической ошибки, допущенной при составлении технического задания. При этом в пунктах 1-8 устанавливается возможность использования товара, эквивалентного требуемому, что позволяет принять участие в закупке участнику закупки, не имеющего товара конкретной торговой марки.

По пункту 3: в муниципальном контракте не прописано ограничение для Подрядчика о привлечении третьих лиц (субподрядчиков). Кроме этого в контракте ни в одном из пунктов нет ссылки на генерального Подрядчика, все права и обязанности возлагаются на Подрядчика.

К Подрядчику предъявлены требования о наличии допуска СРО к видам работ:

12.11. Работы по теплоизоляции трубопроводов;

15.2. Устройство и демонтаж системы отопления;

15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения;

18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия;

18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения;

18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения;

18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения;

19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 М Па включительно;

19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 М Па до 0,3 М Па включительно;

           23.4. Монтаж оборудования котельных;

23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации;

24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств;

24.21. Пусконаладочные работы водогрейных теплофикационных котлов;

24.22. Пусконаладочные работы котельно-вспомогательного оборудования;

24.23. Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки».

Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, изучив представленные документы и материалы, нормативные правовые акты, заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного органа приходит к следующему.

Довод Заявителя об установлении в Документации об аукционе неправомерного требования к сроку проведения работ по техническому перевооружению системы отопления МДОУ детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район с установкой котлов наружного размещения по адресу: Костромская область, Нерехтский район, г. Нерехта, ул. Октябрьская, д. 18 продолжительностью в 10 дней (по мнению Заявителя, требование по количеству дней для выполнения работ - неприемлемое и незаконное)  Комиссия считает несостоятельным на том основании, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок норма по установлению требований к срокам выполнения работ не установлена. Таким образом, право устанавливать сроки выполнения работ в Документации об аукционе остается за Заказчиком.
Относительно довода жалобы о том, что «аукционной документацией установлено использование в ходе исполнения контракта товаров конкретных производителей», Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как установила Комиссия в ходе рассмотрения жалобы, по данной закупке на  официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок  http://www.zakupki.gov.ru  Уполномоченным учреждением кроме извещения и Документации об аукционе размещена проектная документация, прошедшая экспертизу ГАУ «Костромагосэкспертиза» от 26.10.2016 г. В данной проектной документации указаны все необходимые требования к техническим характеристикам товаров (материалов), используемых в работе по данной закупке (тип, марка, завод-изготовитель, количество и пр.), в том числе по позициям, указанным заявителем в своей жалобе.

Комиссия Костромского УФАС также отмечает, что Заявителем не приложены документы, подтверждающие доводы жалобы, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, и что ООО «АгроПремиум» в ходе осуществления вышеуказанной закупки не обращалось к Заказчику за разъяснениями, как это предусмотрено в статье 65 Закона о контрактной системе.

Относительно неуказания в описании объекта закупки слов «или эквивалент» по позиции № 9 Технического задания раздела 3. «Описание объекта закупки» Документации об аукционе в ходе заседания Комиссии представители Заказчика данный довод Заявителя объяснили данный факт технической ошибкой.

Довод жалобы о том, что Заказчиком в Документации об аукционе не установлено требование к участникам закупки «о предоставлении свидетельства о допуске к организации строительства на объектах теплоснабжения» Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе  заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, такие работы, согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к названным видам работ.

Как следует из части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень). Пунктом 15.2 Перечня работы по устройству и монтажу системы отопления отнесены к видам работ, выполнение которых требует наличие свидетельства СРО.

Разделом 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» данного Перечня предусмотрен пункт 33.5 «Объекты теплоснабжения».

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев вышеуказанный довод жалобы, пришла к выводу о том, Заказчик, не установив в Документации об аукционе требование о наличии у участников аукциона СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, нарушил часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России члены аукционной комиссии пояснили, что если бы в заявке на участие в аукционе какого-либо участника аукциона было представлено СРО только на виды работ, а не на их организацию, то такая заявка также была бы допущена к участию в данном электронном аукционе.

         Учитывая факты того, что участник закупки – ООО «АгроПремиум» за разъяснениями по изложенным им в жалобе фактам к Заказчику не обращался; что к Документации об аукционе приложена Проектно-сметная документация, в которой указаны все соответствующие значения характеристик используемого в работе товара; что допущенные Заказчиком при осуществлении данной закупки нарушения не повлекли ограничения количества участников закупки (подано 2 заявки на участие в аукционе и определен победитель), Комиссия считает возможным предписание о прекращении нарушений Заказчику не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,                                           

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО частично обоснованной.
Признать факт нарушения заказчиком – МДОУ детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что права и законные интересы Заявителя при проведении вышеуказанного электронного аукциона не нарушены.
Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

О.В. Ревельцев

Заместитель председателя Комиссии

Д.Ю. Белов

Член Комиссии

А.К. Степина

Связанные организации

Связанные организации не указаны