Решение б/н Решение по делу № 12-10-221/2016 от 13 декабря 2016 года на ... от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-221/2016

"13" декабря  2016 г.                                                                                        г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее -  Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

Степина А.К., старший государственный инспектор  отдела  контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Рубцов И.М., государственный инспектор  отдела  контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <…>, рассмотрев жалобу ООО «АгроПремиум» на положения документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на строительство блочно-модульной котельной по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Куликова (извещение № 0141300015616000032), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федерального закона N 44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам 29.11.2016 г. на  официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок  http://www.zakupki.gov.ru  Уполномоченным органом размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на строительство блочно-модульной котельной по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Куликова (извещение № 0141300015616000032)  (далее – Документация об аукционе).

07.12.2016 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки – ООО «АгроПремиум» (далее – Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной закупке.

Заявитель в своей жалобе обжалует действия Заказчика, который, по его мнению, утвердил Документацию об аукционе с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и приводит следующие доводы:

«В соответствии  с п. 2.7 Информационной карты аукциона и п. 4.1. проекта контракта работы выполняются в течение 7 (семь) календарных дней с даты заключения контракта. При этом работы должны быть произведены в соответствии с техническим заданием и требованиями действующих строительных норм и ГОСТов.

Содержащимися в составе аукционной документации проектной документацией и локальной сметой № 02-01-1 установлено использование бетона класса  В7,5 (М100), В22,5 (М300) и В25 (М350) для устройства фундамента дымовой трубы и монолитной плиты, на которой будет смонтирована конструкция установки. В соответствии сп. 2 таблицы 6 СНиП 3.03.01.-87 в период производства бетонных работ при ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С загружение конструкций расчетной на­грузкой допускается после достижения бетоном прочности не менее 100 % проектной. При этом п. 5.1.3. СНиП 52-01-2003 устанавливает, что возраст бетона, отвечающий его классу по прочности на сжатие и по прочности на осевое растяжение (проектный возраст), назначают при проектировании исходя из возможных реальных сроков загружения конструкций проектными нагрузками с учетом способа возведения и условий твердения бетона. При отсутствии этих данных класс бетона устанавливают в проектном возрасте 28 суток. Проектом не установлен срок твердения бетона, а указано требование о проверки прочности путем испытания отливок. Таким образом, регламентированный срок набора бетоном 100 % проектной прочности составляет 28 дней. Уменьшение срока допускается при использовании добавок- пластификаторов, сведения и возможность применения которых отсутствуют в сметах и проектной документации, но даже при таких условиях невозможен набор 100% проектной прочности бетона даже за весь период исполнения контракта- 7 дней. А если за установленный срок невозможно даже установить в соответствии с действующими нормами фундаменты, то, соответственно, невозможно в те же 7 дней ещё и установить здание котельной, дымовую трубу, произвести обвязку оборудования, присоединение к тепловым сетям и провести пусконаладочные работы, регламентированный срок которых составляет 72 часа.

Требования о сроке проведения работ продолжительностью в 7 дней и о выполнении работ в соответствии с действующими строительными нормами являются взаимоисключающимися и не могут быть выполненными, так как выполнение работ в установленный контрактом срок неизбежно повлечет нарушения технологии строительства и, как следствие, возможное частичное или полное разрушение постройки, падение дымовой трубы. Соблюдение требований о качестве работ и материалов неизбежно повлечет нарушение сроков исполнения контракта. Таким образом, требования к исполнению работ противоречат одно другому, невозможно исполнить одно требование не нарушив при этом другого.    

2. В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ Подрядчик может выполнить строительные работы лично либо, если иное не вытекает из закона или договора, силами третьих лиц. В этом случае Подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, а привлеченные им третьи лица признаются субподрядчиками. При этом согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Законодательство или проектом контракта не запрещено выполнение работ силами субподрядчиков, а соответственно, при наличии Свидетельства о допуске к работам по организации строительства, предусмотренным п. 33.5 (объекты теплоснабжения) Перечня, установленного Приказом Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009 г., Подрядчик вправе привлечь к исполнению отдельных видов работ третьих лиц, имеющих допуск к таким работам. При этом подрядчик не должен иметь допуска к отдельным видам работ, проводимым субподрядчиками, так как все проводимые работы производятся в объекте теплоснабжения- котельной. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2013 г. N 05АП-992/2013 по делу N А59-4295/2012. Таким образом заказчик должен предоставить возможность участникам аукциона подтвердить свое соответствие п.1. ч. 1 ст. 33 Федерального Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ путем предоставления свидетельства о допуске к конкретным видам работ, ИЛИ свидетельства о допуске к организации строительства на объектах теплоснабжения.

Заказчиком установлено требование о наличии у участников закупки Свидетельства о допуске к видам работ, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» на осуществление следующих видов работ: п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п. 33.5. Объекты теплоснабжения.

При установлении требований к участникам закупки заказчиком не принято во внимание, что проектная документация содержит требования к устройству систем наружной канализации (файл БМК НК.pdf), в связи с чем к участникам закупки, наряду с имеющимся требованиями, в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) должно быть предъявлено требование о допуске к работам, предусмотренным 33.7. Приказа - Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на объектах водоснабжения и канализации.

Неустановление такого требования нарушает требование п. 1 ст. 31 Федерального Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 49 ГК РФ и создает возможность недобросовестной конкуренции со стороны участников закупки, не имеющих допуска к указанному виду работ.

3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к участнику закупки предъявляется требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Абз. 2 ч. 3 ст. 49 ГК РФ устанавливает, что право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225, наличие лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на выполнение следующих работ:

-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

В соответствии п.19 Приложения № 2 к Техническому заданию Котельная должна быть оборудована пожарной сигнализацией.

Таким образом, подтверждением правоспособности участником закупки будет являться предоставление копии лицензии на монтаж и пусконаладку требуемой Заказчиком пожарной сигнализации. Данная лицензия должна содержаться в составе второй части заявки как документ, подтверждающий соответствие участника закупки единым требованиям, установленным ст. 31 Федерального Закона № 44-ФЗ, однако Заказчик такого требования к участникам закупки не предъявляет, что является грубым нарушением законодательства о государственных и муниципальных закупках и создает условия для недобросовестной конкуренции со стороны участников, не имеющих данной лицензии».

13.12.2016 г. перед началом заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заявитель посредством электронной почты вместе с ходатайством представил дополнительный довод к вышеуказанной жалобе следующего содержания:

«К ранее изложенном доводам могу дополнить следующее: согласно п. 7 локальной сметы 07-02, входящей в состав аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо произвести работы по озеленению, заключающиеся в посеве газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную площадью 268 м2. Согласно п. 1.2. СНиП Ш-К.2-67 «Озеленение. Правила производства и приемки работ» работы по озеленению территорий строящихся объектов должны входить в общий комплекс строительных работ и включаться в планы строительства со сроком их окончания ко времени ввода объектов в эксплуатацию. Примечание. Если объект вводится в эксплуатацию в период, когда посадка зеленых насаждений не допускается, посадочные работы должны быть выполнены в ближайший посадочный период после ввода объекта в эксплуатацию.» В соответствии с п. 1.6. СНиП Ш-К.2-67 «Выполнение работ по озеленению следует предусматривать в течение весенне-летнего и осеннего периодов года».

Согласно проекту контракта, исполнение всех обязанностей по контракту приходится на декабрь, то есть зимний период года. Однако контракт не содержит условий о переносе части работ на весенне- летний период года, что означает, что все работы, в том числе и по озеленению, должны быть произведены в декабре. Таким образом, невозможно исполнить в установленный проектом контракта срок весь перечень работ без нарушения технологии производства работ».

12.12.2016 г., то есть до заседания Комиссии Костромского УФАС России Заказчиком и Уполномоченным органом представлены письменные возражения на доводы жалобы, согласно которым Заказчик и Уполномоченный орган доводы жалобы ООО « АгроПремиум» на положения документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на строительство блочно-модульной котельной по адресу: Костромская область, Островский район, п.Островское, ул.Куликова (номер извещения 0141300015616000032) считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

«1. Доводы, изложенные в жалобе ООО «АгроПремиум» о невозможности выполнения работ в установленные сроки считаем необоснованными, так как в настоящее время различными нормативными документами Росстроя Минрегионразвития России узаконено 5 групп методов производства бетонных работ в зимних условиях:

- метод термоса;

- бетонирование с применением противоморозных добавок;

- электротермообработка монолитных бетонных и железобетонных конструкций ;

- обогрев железобетонных конструкций в тепляках;

- паропрогрев бетонных конструкций

Применение этих методов позволяет значительно ускорить сроки твердения бетона и набора им необходимой прочности. Нормативными документами предусмотрено совмещение нескольких методов для достижения наиболее коротких сроков. Обоснование:

- СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции"

- СП 70.13330.2012 Актуализированная редакция СниП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции»

- «ВСН 37-96. Указания по устройству фундаментов на естественном основании при строительстве жилых домов повышенной этажности»;

- ТР 80-98 «технические рекомендации по технологии бетонирования безобогревным способом монолитных конструкций с применением термоса и ускоренного термоса»;

- МДС 12-48 2009 «Зимнее бетонирование с применением нагревательных проводов»

- «Руководство по электротермообработке бетона»

- Учебное пособие «Технология бетонных работ в зимних условиях» Министерства образования и науки РФ».

2. Перечень работ с указанием номеров сметных расчётов, выставляемых на торги, приведен в приложении 1 к информационной карте «Расчёт и обоснование начальной (максимальной) цены муниципального контракта». Работы по устройству системы наружной канализации в данном приложении отсутствуют. В соответствии с п.З ст.ЗЗ 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи. Данная информация содержится в проекте на строительство блочномодульной котельной по адресу : Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Куликова, который Заказчик прикладывает к документации. Файл БМК НК. Pdf является составной частью проекта.

3. Считаем вывод, изложенный в жалобе о том, что Заказчику необходимо в составе второй части заявки как документ, подтверждающий соответствие участника закупки единым требованиям, установленным ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ включить лицензию на монтаж и пусконаладку пожарной сигнализации не соответствующим законодательству на основании следующего:

Объектом закупки является выполнение работ по строительству блочно-модульной котельной по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Куликова, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в аукционной документации, является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией.

При этом, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ по строительству.

Таким образом, чтобы соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, участнику не обязательно одновременно обладать свидетельством СРО по организации строительства и лицензией на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений».

Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, изучив представленные документы и материалы, нормативные правовые акты, заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного органа приходит к следующему.

Довод Заявителя об установлении в Документации об аукционе неправомерного требования к сроку проведения работ по строительству блочно-модульной котельной по адресу: Костромская область, Островский район, п.Островское, ул.Куликова продолжительностью в 7 дней (по мнению Заявителя, требование по количеству дней для выполнения работ - невыполнимое и незаконное) Комиссия считает несостоятельным на том основании, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок норма по определению лица, которое должно устанавливать требования к срокам выполнения работ, а также требования к самим срокам выполнения тех или иных работ, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлена. Таким образом, право устанавливать сроки выполнения работ в Документации об аукционе остается за Заказчиком, который, по мнению Комиссии, установив в пункте 2.7  части II «Информационная карта аукциона» Документации об аукционе: «Срок выполнения работ: работы выполняются в течение 7 (семь) календарных дней с даты заключения контракта»,  а также в пункте 4.1. проекта Контракта: «Сроки выполнения работ по объектам: - начало работ: с даты заключения контракта. – Окончание работ: в течение 7 (семи) календарных дней с даты заключения контракта», не нарушил положений Закона о контрактной системе.
Относительно довода жалобы о том, что Заказчиком в аукционной документации не  установлено требование к участникам закупки о предоставлении свидетельства СРО о допуске к работам на объектах водоснабжения и канализации, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе  заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, такие работы, согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к названным видам работ.

Согласно Извещению о проведении электронного аукциона, Документации об аукционе (пункт 2.2.1 части II «Информационная карта аукциона»), проекту муниципального контракта предметом  (объектом) закупки являются работы по строительству блочно-модульной котельной по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Куликова в соответствии с нормами действующего законодательства, в соответствии с проектно-сметной документацией, которыми работы по устройству системы наружной канализации не предусмотрены.

В Приложении № 1 к информационной карте «Расчет и обоснование начальной (максимальной) цены муниципального контракта на выполнение подрядных работ по объекту «Строительство блочно-модульной котельной по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Куликова», а также в проектно-сметной документации, размещенной  на  официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок  http://www.zakupki.gov.ru наряду с Извещением о проведении электронного аукциона и Документацией об аукционе, работы по устройству системы наружной канализации отсутствуют.

В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представители Заказчика также пояснили, что при осуществлении данной закупки ни в Документации об аукционе, ни в проекте контракта, ни в обосновании начальной (максимально) цены контракта работы по устройству системы наружной канализации не предусмотрены, а в спецификациях, планах и чертежах по данной закупке отражено лишь наличие данной системы (уже проложенные водопроводные и канализационные сети), находящейся рядом с объектом, являющимся предметом  закупки.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что Заявитель не приложил к жалобе документы, обосновывающие данный довод, Комиссия Костромского УФАС России считает, что Заказчик, не установив при отсутствии работ по устройству систем наружной канализации при осуществлении данной закупки требование к участникам закупки о предоставлении свидетельства СРО о допуске к работам на объектах водоснабжения и канализации, не нарушил норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Довод жалобы о том, что Заказчиком в Документации об аукционе не установлено требование к участникам закупки о предоставлении копии лицензии на монтаж и пусконаладку пожарной сигнализации, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе  заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, такие работы, согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к названным видам работ.

Как следует из части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень). Пунктом 15.2 Перечня работы по устройству и монтажу системы отопления отнесены к видам работ, выполнение которых требует наличие свидетельства СРО.

Разделом 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» данного Перечня предусмотрен пункт 33.5 «Объекты теплоснабжения».

При этом Комиссия считает, чтобы соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, участнику не обязательно одновременно обладать свидетельством СРО по организации строительства и лицензией на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений.

По мнению Комиссии Костромского УФАС России, Заказчиком в пункте 2.18.3. «Единые требования к участникам закупки» части II. «Информационная карта аукциона»  Документации об аукционе указаны исчерпывающие требования к участникам закупки, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в подпункте 5 пункта 3.2.3. «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 5 статьи 66 Федерального закона» указан исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Положениями статей 1, 55.3 и 55.4 ГрК РФ предусмотрено, что выдавать свидетельства о допуске вправе саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Таким образом, выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам. При этом закон не требует для выполнения этих работ иметь лицензию.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов (далее - Перечень N 624).

В пункте 10 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.

Следовательно, действие Перечня N 624 распространяется только на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов незавершенного строительства и не распространяется на работы, проводимые в отношении объектов завершенного строительства.

В соответствии с положениями Документации об аукционе (приложение N 1 к Техническому заданию документации) потенциальному подрядчику в том числе следует выполнить работы по огнезащитному покрытию деревянных конструкций мансард и элементов кровли.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Кроме того, в пункте 31 Информационной карты документации обоснованно установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в строительстве, о допуске к видам работ, включенным в Перечень N 624.

При этом Комиссия Костромского УФАС России отмечает, что  Федеральный закон N 99-ФЗ, в соответствии с которым деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (пункт 15 части 1 статьи 12), и Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, имеют иной предмет правового регулирования и не распространяются на строительную деятельность, которая регулируется ГрК РФ.

Перечень N 624 содержит виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (раздел III) на объекте незавершенного строительства, при производстве которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляется государственный строительный надзор (части 1, 3, 7 статьи 54 ГрК РФ).

Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приложение к Положению о лицензировании), утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ. При этом лицензирование деятельности, а также надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со статьей 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Следовательно, деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений (части 5, 6, 7 статьи 55.24 ГрК РФ).

Изучив вышеуказанные и другие документы и нормативные правовые акты, Комиссия приходит к выводу, что работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ по строительству.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев вышеуказанный довод жалобы, пришла к выводу о том, Заказчик, не установив в Документации об аукционе требование о предоставлении участниками закупки копии лицензии на монтаж и пусконаладку пожарной сигнализации, не нарушил положений Закона о контрактной системе.

Относительно дополнительного довода к жалобе, изложенного Заявителем в своем ходатайстве о рассмотрении жалобы в его отсутствие, о невозможности выполнения работ по строительству блочно-модульной котельной по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Куликова в полном объеме, а именно: в части озеленения застроенной территории в зимнее время, Комиссия Костромского УФАС России считает следующее.

В ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы представители Заказчика и Уполномоченного органа (под запись на диктофон) заверили членов Комиссии, что  произвести  работы по озеленению в зимнее время возможно, применив зимние методы посева травы. Данные инструкции опубликованы на сайте Россельхозакадемии – Agropost.ru.

При этом,  Комиссия при рассмотрении данной жалобы установила, что «СНиП III-К.2-67 Озеленение. Правила производства и приемки работ» в настоящее время является недействующим, то есть Заявитель не доказал данного дополнительного довода к жалобе.

Комиссия Костромского УФАС также отмечает, что Заявителем не приложены документы, подтверждающие доводы жалобы, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе; что ООО «АгроПремиум» в ходе осуществления вышеуказанной закупки не обращалось к Заказчику за разъяснениями, как это предусмотрено статьей 65 Закона о контрактной системе; также Заявитель в своей жалобе не указал, какие статьи Закона о контрактной системе Заказчиком нарушены и в чем выразилось нарушение его законных прав и интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,                                           

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Агропремиум» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

О.В. Ревельцев

Члены Комиссии

А.К. Степина

И.М. Рубцов

Связанные организации

Связанные организации не указаны