Решение б/н Решение по делу № 12-10-42/2017 от 02 мая 2017 года по жалоб... от 3 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-42/2017

02 мая 2017 г.                                                                                                       г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Члены Комиссии:

Рубцов И.М., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителя Муниципального казенного учреждения города Костромы «Агентство муниципальных закупок» в лице <Б...> (доверенность № 9/2017 от 14.02.2017 г.), представителя МУП города Костромы "Центральный рынок" в лице <Е...> (доверенность от 02.05.2017 г.), представителя ООО охранная фирма "Аргус-Кострома" в лице <Ш...> (доверенность от 02.05.2017 г.), рассмотрев жалобу ООО охранная фирма "Аргус-Кострома" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране территории МУП города Костромы "Центральный рынок" и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

Согласно представленным материалам, 04.04.2017 г. Муниципальным казенным учреждением города Костромы «Агентство муниципальных закупок» (далее – Уполномоченный орган) было размещено на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране территории МУП города Костромы "Центральный рынок" (извещение № 0841300009017000265).

ООО охранная фирма "Аргус-Кострома" (далее - Заявитель) в своей жалобе указывает следующее.

«В конкурсной документации установлено требование к участнику закупки о том, что он должен иметь лицензию на право осуществления частной охранной деятельности в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (для юридических лиц, осуществляющих частную охранную деятельность):

защита жизни и здоровья граждан;

охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения).

Между тем, конкурсная документация не содержит указания на то, что муниципальный заказчик — МУП г. Костромы «Центральный рынок» отнесен к объектам в отношении которых установлены требования к антитеррористической защищенности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Полагаю, что установление указанного выше требования ограничивает круг потенциальных участников конкурса, тем самым нарушая требования Федерального закона № 44-ФЗ.

В конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе (приложение № 1 к разделу 5 конкурсной документации - значимость критериев при оценке заявки на участие в конкурсе), в частности, выбор поставщика услуг поставлен в зависимость от количества исполненных контрактов (договоров) на оказание охранных услуг (услуги по защите жизни и здоровья граждан и услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности) за 2014-2016 годы с ценой контракта (договора) не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу. Данному критерию установлена максимальная значимость нестоимостного критерия оценки - 40%.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (пункт 4 части 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ).

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 (далее - Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки квалификация участников закупки может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Полагаю, что установление ограниченного срока «за период с 2014 по 2016 год» в течение которого должны быть исполнены контракты, дает существенное необоснованное преимущество узкой группе участников, тем самым нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между тем, Федеральный закон о контрактной системе № 44-ФЗ устанавливает, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), таким образом, период за который должны быть представлены документы, подтверждающие опыт работ участника конкурса установлен законодательно и не может быть ограничен в конкурсной документации.

Кроме того, установление такого требования к исполненным контрактам как оказание услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, также существенно и необоснованно ограничивает круг потенциальных участников конкурса, так как документов, подтверждающих отнесение заказчика к таким объектам, в составе конкурсной документации не представлено, равно как и отсутствуют ссылки на них».

Заказчик с доводами жалобы не согласился в полном объеме и дал устные пояснения по доводам жалобы.

Заказчиком на довод Заявителя об установлении требования ограничивающего круг потенциальных участников конкурса на рассмотрение жалобы представлен паспорт безопасности МУП города Костромы "Центральный рынок", который устанавливает 1 категорию требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

На довод Заявителя об установлении в сведениях о квалификации участника конкурса требований об ограниченном сроке «за период с 2014 по 2016 год» в течение которого должны быть исполнены контракты, который дает существенное необоснованное преимущество узкой группе участников, Заказчик отметил, что указанные требования установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В ходе рассмотрения жалобы Заявителем, в дополнение, был заявлен еще один довод об отсутствии в конкурсной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления частной охранной деятельности в порядке охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).

Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе регламентирован в статье 51 Закона о контрактной системе, из подпункта "г" пункта 1 части 2 которой следует, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" приведен перечень разрешенных видов услуг в целях охраны, а именно:

защита жизни и здоровья граждан;

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Заказчиком в пункте 16 раздела 5 конкурсной документации указаны требования к участникам закупки, а именно: наличие лицензии на право осуществления частной охранной деятельности в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (для юридических лиц, осуществляющих частную охранную деятельность):

- защита жизни и здоровья граждан;

- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения);

Согласно разделу 8 "Техническая часть конкурсной документации" конкурсной документации установлено техническое задание, в котором приведены следующие Характеристики оказываемых услуг:

"Охрана имущества Заказчика осуществляется при помощи средств охранной сигнализации, выдающих по каналам связи информацию на системы централизованного наблюдения пункта охраны о несанкционированном проникновении лиц в охраняемые помещения, оборудованные средствами охранной сигнализации.

Сотрудник охраны должен обеспечить бесперебойную работу системы (в случае обнаружения неисправности в работе системы немедленно оповестить о случившемся руководство Заказчика, руководство Исполнителя).

При возникновении вопросов при приемке-сдаче под охрану объекта сотрудники Исполнителя должны разъяснить правила пользования системой на объекте.

Исполнитель обеспечивает постоянное присутствие охранника на объекте во время нахождения объекта под сигнализацией".

Комиссия Костромского УФАС России считает, что вид работ, который Заказчик указал в описании объекта закупки, предполагает наличие лицензии на право осуществления частной охранной деятельности в порядке: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территории), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" проведено обследование объекта - Муниципальное предприятие Администрации города Костромы "Большие мучные ряды".

По результатам обследования составлен Акта обследования и категорирования места массового пребывания людей от 23.07.2015 года.

Данным актом, объекту Муниципальное предприятие Администрации города Костромы "Большие мучные ряды" присвоена 1 категория антитеррористической защищенности.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает, что довод Заявителя, об установлении требования ограничивающего круг потенциальных участников конкурса, необоснованным.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Документов доказывающих позицию Заявителя о том, что установление ограниченного срока «за период с 2014 по 2016 год» в течение которого должны быть исполнены контракты, дает существенное необоснованное преимущество узкой группе участников, на рассмотрение не представлено. Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает данный довод Заявителя необоснованным

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО охранная фирма "Аргус-Кострома" частично обоснованной.

Признать факт нарушения Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об исправлении выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии:

Д.Ю. Белов

Члены Комиссии:

И.М. Рубцов

А.И. Суясов

Связанные организации

Связанные организации не указаны