Решение б/н Решение по делу № 12-10-44/2016 от 07 апреля 2016 года на жа... от 15 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-44/2016

«07» апреля 2016г.                                                                                                                  г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Члены Комиссии:

Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Стёпина А.К., старший государственный инспектор отдела  контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителя администрации Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в лице председателя комитета по экономике и прогнозированию <Г...>, в отсутствие представителя администрации Шарьинского муниципального района Костромской области и представителя ООО «Стройинвест», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев жалобу ООО «Стройинвест» на действия заказчика при проведении электронного аукциона по реконструкции сетей водоснабжения с. Зебляки Шарьинского района Костромской области (извещение № 0141300034416000002), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам, 16.03.2016 г. администрации Шарьинского муниципального района Костромской области (далее – Уполномоченный орган) разместила на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта по реконструкции сетей водоснабжения с. Зебляки Шарьинского района Костромской области (извещение № 0141300034416000002).

ООО «Стройинвест» (далее - Заявитель) в своей жалобе обжалует действия заказчика, выразившиеся в установлении положений документации с нарушением законодательства.

В своей жалобе Заявитель указывает следующее.

1. Заказчик устанавливая единые требования к участникам закупки не указал требование согласно пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:

10) участник закупки не является офшорной компанией.

2. Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе в подпункте 1.2 пункта 5 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе установил требование ко второй части заявки, а именно:

2) копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1  статьи 31 Закона № 44-ФЗ:

- копия свидетельства о допуске к работам в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624):

Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

3. Земляные работы

3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода;

16. Устройство наружных сетей водопровода

16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;

16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;

16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;

16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;

25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов

25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог;

25.2. Устройство оснований автомобильных дорог;

25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в т.ч. укрепляемых вяжущими материалами.

При этом требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске по организации строительства отсутствует.

3. Заказчик в нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе не установил размер неустойки (штрафа, пени), подлежащих включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

В ходе рассмотрения жалобы Заказчик представил свои возражения на доводы Заявителя, а именно:

1. Заказчик согласился с отсутствием в документации об электронном аукционе в требованиях к участникам закупки требования о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.

2. Заказчик не согласен с доводом жалобы о неправомочности наличия в требованиях ко второй части заявок требования о наличии у участника закупки копии свидетельства о допуске к работам в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624).

Свое несогласие с доводом Заявителя по второму пункту Заказчик разъяснил тем, что требование о наличии у участника закупки копии свидетельства о допуске к работам в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 было им установлено согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе а именно:

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования , в том числе к наличию:

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

3. Заказчик не согласен с доводом жалобы об отсутствии размера неустойки, поскольку штрафные санкции устанавливаются в пункте 10.2 и 10.5 проекта муниципального контракта (2% и 5% соответственно от цены контракта).

Выслушав стороны, изучив представленные документы, и проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закон о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

1) В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

10) участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с пунктом 12 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе Заказчик устанавливает требования к участникам аукциона. Требование к участнику закупки о том, что он не является офшорной компанией отсутствует.

Таким образом, Заказчик не установив в единых требованиях к участникам закупки требование о том, что участник закупки не должен является офшорной компанией нарушил Закон о контрактной системе.

2) В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

 Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

 33.7. Объекты водоснабжения и канализации

 В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Вместе с тем, согласно части 3 и части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса вид работ "Организация строительства" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ.

При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.

В случае привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков, не выполняющих весь комплекс работ самостоятельно, такой субподрядчик, помимо свидетельств о допуске к выполняемым им видам работ, обязан иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства в целях привлечения им других лиц для выполнения соответствующих работ, имеющих свидетельство о допуске для их выполнения.

Таким образом, Заказчик не предоставив возможность участия в торгах лиц имеющих свидетельство о допуске по организации строительства, ограничил круг потенциальных участников закупки.  

3) В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 242 770,00.

В соответствии с пунктом 10.2. проекта муниципального контракта Заказчиком установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств в размере 2% цены заключаемого контракта.

В соответствии с пунктом 10.5. проекта муниципального контракта Заказчиком установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом в размере 5% цены контракта..

Таким образом, Заказчиком установлены размеры штрафов только в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 и подпунктом "б" пункта 5 Правил, но не установлены размеры штрафов в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 и подпунктом "а" пункта 5 Правил.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Стройинвест» обоснованной.
Признать факт нарушения Заказчиком части 3 статьи 64 и части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для выполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Д.Ю. Белов

Члены Комиссии:

А.И. Суясов

А.К. Степина

Связанные организации

Связанные организации не указаны