Решение б/н Решение по делу № 12-10-65/2017 от 02 июня 2017 года по жало... от 3 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-65/2017

"2" июня 2017 г.                                                                                               г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;

Заместитель председателя Комиссии:

Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Член Комиссии:

Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителей управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы в лице <В...> (доверенность № 12исх-334/17 от 01.06.2017 г.) и <Р...> (доверенность № 5-3729/16 от 28.12.2016 г.), начальника управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы <С...>, директора МКУ г. Костромы «Агентство муниципальных закупок», в отсутствие представителя ООО "МСК Строй-ТЕК", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО "МСК Строй-ТЕК" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и перекрытий МБДОУ «Детский сад № 26», по адресу: г. Кострома, ул. Дружбы, д. 27/11 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

Согласно представленным материалам, 12.05.2017 г. МКУ г. Костромы «Агентство муниципальных закупок» (далее – Уполномоченный орган) на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и перекрытий МБДОУ «Детский сад № 26», по адресу: г. Кострома, ул. Дружбы, д. 27/11 (извещение № 0841300009017000450).

ООО "МСК Строй-ТЕК" в своей жалобе указывает следующее.

«1. Заказчиком нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), п. 2 Письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 по следующим основаниям:

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с и. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пп. «б» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 12 требований к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе информационной карты Аукциона первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать:

согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;

конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Сведения, указанные в настоящем подпункте, предоставляются участником аукциона по каждому товару отдельно в соответствии с таблицей «Требования к материалам» Перечня используемых материалов, указанной в разделе 3 «Техническое задание» документации об аукционе, и подпунктами 1.1.9.-1.1.11. пункта 1.1 раздела 1 «Общие положения» документации об аукционе.

В п. 5 раздела 3 «Техническое задание» Аукционной документации определено, что применяемые на всех этапах производства работ материалы, оборудование и изделия должны быть сертифицированы, соответствовать ГОСТам РФ, быть новыми, не бывшими в употреблении, не восстановленными, свободными от прав на них третьих лиц и других обременений.

При этом, Заказчиком в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в Аукционной документации ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, так как не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице «Перечень используемых материалов» раздела 3 «Техническое задание», что в свою очередь не соответствует п. 1.1.10 Аукционной документации, в котором определено: «если в разделе 3 «Техническое задание» настоящей документации об аукционе значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами «не более», «не менее», «не больше», «не меньше», «не шире», «не уже», «не выше», «не ниже», «не далее», «от», «до», «свыше», «более», «ниже», «менее», «далее» участником аукциона в заявке указывается конкретное значение, за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара.

Указанное несоответствие допущено по следующим материалам:

№ п/п

Наименование используемого материала

Используемые для определения соответствия предлагаемых к использованию при выполнении работ материалов максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться

1

2

3

19

Доски

необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м - соответствие, все ширины, толщиной 25 мм, III сорта

20

Доски

необрезные хвойных пород длиной 6,5 м, все ширины, толщиной 40 мм, III сорта

22

Доски

необрезные хвойных пород длиной 2-3,75 м - соответствие, все ширины, толщиной 40 мм, II сорта

Показатель «все ширины» отсутствует в перечне показателей п. 1.1.10 документации об аукционе и по материалам, указанным в таблице в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не имеет максимального и (или) минимального значения, а также не является конкретным значением.

При отсутствии соответствия требований, предъявляемых к данным материалам, используемым при выполнении работ техническим регламентам, стандартам и иным документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участник закупки не имеет возможности определить, какое значение указывать по данному показателю, что вводит участника закупки в заблуждение при подаче заявки на участие в Аукционе.

При этом, в соответствии с требованиями ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями № 1, 2)» утверждены номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками.

Так для толщины доски 25 и 40 мм соответствующая ширина составляет диапазон от 75 до 275 мм.

Заказчиком не указаны технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, а также обоснование необходимости использования требуемых значений ширины доски.

При этом, в соответствии с п. 2 Письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Заказчиком определены значения по ширине доски как «все ширины», а в соответствии с ГОСТ 24454-80 для толщины доски 25 и 40 мм соответствующая ширина составляет диапазон от 75 до 275 мм.

2. Заказчиком нарушены требования ст. 7, п. 2 части 1 статьи 64, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении принципа открытости и прозрачности закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей, по следующим основаниям:

В соответствии с п. 5.1 информационной карты в составе Аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли и перекрытий МБДОУ «Детский сад №26» по адресу: г. Кострома, ул. Дружбы, 27/11.

Согласно п. 5.4 информационной карты Аукционной документации объем выполняемых работ определен согласно разделу 3 «Техническое задание».

В разделе 3 «Техническое задание» в составе Аукционной документации Заказчиком определена ведомость объема работ, а именно (по отдельным видам работ):

п/п

Наименование работ и затрат

Единица

измерения

Количество

1

2

3

4

..............

39

Короба пластмассовые шириной до 40 мм

100 м

2.1

40

Кабель-канал (короб) 25x16 мм

100 м

2.1

41

Провод в коробах, сечением до 35 мм2

100 м

2.1

42

Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, с числом жил - 3 и сечением 2,5 мм2

1000 м

0.2142

43

Светильник отдельно устанавливаемый на штырях с количеством ламп в светильнике до 4

100 шт.

0.15

44

Светильники люминесцентные с опаловым рассеивателем потолочные

шт.

15

45

Светильник отдельно устанавливаемый на штырях с количеством ламп в светильнике 2

100 шт.

0.17

46

Светильники люминесцентные с опаловым рассеивателем потолочные

шт.

17

47

Установка погонных деталей плоских

100 м деталей

2.028

48

Устройство карнизов

100 шт. изделий

0.15

Устройство люка

..............

51

Установка люков в перекрытиях, площадь проема до 2 м2

100 м2 проемов

0.0048

 

Кровля

61

Устройство слуховых окон

1 слуховое окно

2

62

Створки оконные для жилых зданий площадь 0,4 м2

м2

1.2

63

Приборы форточные

компл.

2

Усмтройство люка

..............

78

Установка элементов каркаса из брусьев

1 м3

древесины в конструкции

0.32

79

Установка люков в перекрытиях, площадь проема до 2 м2

100 м2 проемов

0.0048

80

Скобяные изделия для блоков входных однопольных

компл.

1

При этом, в Аукционной документации в нарушение п. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе не содержится иных сведений, разъясняющих объем и характеристики выполняемых согласно предмету закупки работ, а именно:

Количества, глубины или иных параметров люков в перекрытиях, указанных в п.п. 51 и 79 ведомости объема работ раздела 3 «Техническое задание»;

Плана размещения, параметров и характеристик электрооборудования, предполагаемого к монтажу согласно предмету закупки, указанного в п.п. 39-46 ведомости объема работ раздела 3 «Техническое задание»;

Описания, размеров или каких-либо иных характеристик погонных деталей, карнизов, поименованных в п.п. 47-48 ведомости объема работ раздела 3 «Техническое задание».

3. Заказчиком нарушены требования п. 2 ст. 42, и. 1 ч.1 ст. 64, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно ч. 1 ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Согласно ч. 2 указанной статьи договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

С учетом изложенного, определение предмета контракта, то есть объема и видов работ, которые должны быть определены в соответствии с технической и сметной документацией, является императивным и безотлагательным требованием, как в силу положений законодательства о контрактной системе, так и гражданского законодательства.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее - Постановление).

Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно п. 3 раздела 1 Постановления проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Таким образом, для определения объемов работ, а также в целях реализации в процессе капитального ремонта архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, проектная документация должна быть разработана и размещена в составе аукционной документации.

Исходя из совокупного толкования указанных положений действующего законодательства следует, что необходимым и обязательным условием для осуществления закупки на капитальный ремонт кровли и перекрытий МБДОУ «Детский сад №26» по адресу: г. Кострома, ул. Дружбы, 27/11 является наличие на момент опубликования Аукционной документации проектной документации, определяющей потребность заказчика в объемах и видах работ, подлежащих выполнению, то есть в объекте закупки. Указанный документ также должен быть размещен в единой информационной системе в сфере закупок. Размещенная в составе Аукционной документации смета и техническое задание не содержит технических и иных решений, пояснений, чертежей, схем, планов и других документов в графической форме необходимых для выполнения работ, в том числе для работ по монтажу электрооборудования.

Таким образом, отсутствие в составе Аукционной документации проектной документации на момент размещения закупки не позволяет сделать вывод об условиях выполнения работ, а также о порядке осуществления капитального ремонта объекта, что свидетельствует о неопределенности потребности Заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

4. Заказчиком нарушены требования п. 1 ч.1 ст. 64, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:

В п. 2 таблицы «Требования к материалам» раздела 3 «Техническое задание» Заказчик требует использовать толь с крупнозернистой посыпкой гидроизоляционной марки ТГ-350.

В настоящее время действующих технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании по производству толя нет, поэтому Заказчик не может применять соответствующе обозначение марки толя ТГ-350, которая ранее была определена в технических условиях по производству толя по ГОСТ 10999-76 (не действующий).

При этом, в соответствии с ранее действующим ГОСТ 10999-76 толь марки ТГ-350 производился только с мелкозернистой посыпкой.».

С доводами жалобы Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы (далее - Заказчик) не согласно в полном объеме и представило на ее рассмотрение свои возражения, а именно:

«1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размешаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Муниципальным заказчиком 12 мая 2017 года на официальном сайте в сети Интернет было опубликовано извещение № 0841300009017000450 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и перекрытий МБДОУ «Детский сад №26», по адресу: г. Кострома, ул. Дружбы, д. 27/11. Начальная максимальная цена контракта 1722309 руб. 00 коп.

В составе аукционной документации опубликовано:

Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Информационная карта аукциона.

Приложение №1 к разделу 2 «Информационная карта аукциона» - Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Приложение №2 к разделу 2 «Информационная карта аукциона» - Рекомендуемые формы для подачи первых и вторых частей заявок.

Раздел 3. Техническое задание.

Раздел 4. Проект контракта.

Объем, содержание работ, подлежащих выполнению на Объекте определен Сметной документацией и техническим заданием.

Анализ указанных документов, по мнению Управления, позволяет однозначно определить, каким образом участнику закупки необходимо указывать показатели материалов, поскольку Раздел 3. Техническое задание, содержит требование выполнять работы в строгом соответствии с действующими ГОСТ, СНиП. ТУ, НПБ, ППБ, СанПиН и другими нормативными документами, регламентирующими производство данного вида работ. Применяемые на все этапах производства работ материала, оборудование и изделия должны бы ть сертифицированы, соответствовать ГОСТам РФ. быть новыми, не бывшими в употреблении, не восстановленными, свободными от прав на них третьих лиц и других обременений.

Значение показателя «все ширины» не противоречит требованиям установленных Стандартов и не может вводить участников закупки в заблуждение, как то утверждает заявитель жалобы, поскольку понятие «все ширины» необходимо применять согласно ограничениям установленным соответствующим ГОСТом, а это значит, в части доски хвойной необрезной допустимо применять любой показатель ширины материала от 75 до 275 мм. (ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры.».

2. Заявитель жалобы также необоснованно ссылается на то, что аукционная документация не содержит сведений, разъясняющих объем и характеристики выполняемых согласно предмету закупки работ, а именно:

«1. Количества, глубины или иных параметров люков в перекрытиях, указанных в п.п. 51 и 79 ведомости объема работ раздела 3 «Техническое задание».

Габаритные размеры люков в перекрытиях четко определяются требованиями пожарной безопасности, предполагают индивидуальное изготовление после непосредственного выхода на объект, в техническом задании есть ссылка на СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

«Плана размещения, параметров и характеристик электрооборудования, предполагаемого к монтажу согласно предмету закупки, указанного в п.п. 39-46 ведомости объема работ раздела 3 «Техническое задание»».

Ведомость объема работ содержит количественные показатели используемого материала, при производстве работ предполагается замена существующей электропроводки на новою, без изменения схемы размещения электрооборудования.

«Описания, размеров или каких-либо иных характеристик погонных деталей, карнизов, поименованных в п.п. 47-48 ведомости объема работ раздела 3 «Техническое задание».

Технология устройства карнизов устанавливается СП 17.13330.2011. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76., указано в техническом задании.

3. На основании части 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и п. 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, смета на капитальный ремонт объектов капитального строительства является одним из разделов проектной документации объектов капитального строительства.

Смета муниципальным заказчиком составлена и размещена.

Муниципальный заказчик при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства не относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным самостоятельно определяет состав работ, а также, в зависимости от состава работ, потребность в подготовке отдельных разделов проектной документации, при этом содержание таких разделов должно соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Все требования законодательства муниципальным заказчиком исполнены, разработка проектной документации в полном объеме в данном случае не требуется, поскольку при капитальном ремонте не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального ремонта.

4. Требование об использовании материалов, в том числе в части материала - толь с крупнозернистой посыпкой гидроизоляционной марки ТГ-350 не противоречит положениям Закона о контрактной системе, так как в силу ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Обращаю внимание уполномоченного органа на то, что предметом жалобы является извещение № 0841300009017000450 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и перекрытий МБДОУ «Детский сад №26», по адресу: г. Кострома, ул. Дружбы, д. 27/11, который в соответствии с протоколом от 24 мая 2017 года признан несостоявшимся.».

Изучив представленные документы, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно разделу 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены требования к используемым материалам, а именно:

№ п/п

Наименование используемого материала

Используемые для определения соответствия предлагаемых к использованию при выполнении работ материалов максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться

1

2

3

19

Доски

необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м - соответствие, все ширины, толщиной 25 мм, III сорта

20

Доски

необрезные хвойных пород длиной 6,5 м, все ширины, толщиной 40 мм, III сорта

22

Доски

необрезные хвойных пород длиной 2-3,75 м - соответствие, все ширины, толщиной 40 мм, II сорта

Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу что, формулировка "все ширины" не является показателем, позволяющим определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. Согласно разделу 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлена ведомость объемов работ (далее - Ведомость), а именно:

п/п

Наименование работ и затрат

Единица

измерения

Количество

1

2

3

4

Устройство люка

............

51

Установка люков в перекрытиях, площадь проема до 2 м2

100 м2 проемов

0.0048

Кровля

61

Устройство слуховых окон

1 слуховое окно

2

62

Створки оконные для жилых зданий площадь 0,4 м2

м2

1.2

63

Приборы форточные

компл.

2

Устройство люка

............

78

Установка элементов каркаса из брусьев

1 м3

древесины в конструкции

0.32

79

Установка люков в перекрытиях, площадь проема до 2 м2

100 м2 проемов

0.0048

80

Скобяные изделия для блоков входных однопольных

компл.

1

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу что, довод жалобы о недостаточности сведений, разъясняющих объем и характеристики выполняемых согласно предмету закупки работ, а именно отсутствие этих сведений в пунктах 39-48, 51 и 79, обоснован. Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в документации об электронном аукционе отсутствует.

Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Частью 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.

Согласно части 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.

Согласно ч. 12.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

При этом в соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Таким образом, заказчик при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства не относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным самостоятельно определяет состав работ, а также, в зависимости от состава работ, потребность в подготовке отдельных разделов проектной документации, при этом содержание таких разделов должно соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

Требования к выполнению работ по капитальному ремонту кровли и перекрытий МБДОУ «Детский сад № 26», по адресу: г. Кострома, ул. Дружбы, д. 27/11 установлены заказчиком в техническом задании. При этом в аукционной документации содержится локальный сметный расчет на выполнение работ, предусмотренных предметом закупки. Доказательств необходимости разместить иные документы требуемые частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заявителем не представлены.

Таким образом, Заказчик не нарушает положений действующего законодательства о закупках требуя от подрядчика выполнения работ в соответствии с требованиями, установленными в техническом задании и локальным сметным расчетом.

4. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия", являющегося стандартом, который распространяется на рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы, устанавливается классификация, общие технические требования, требования безопасности, правила приемки, методы испытаний, требования к транспортированию и хранению и указания по применению (далее - ГОСТ 30547-97).

Согласно пункту 3 ГОСТ 30547-97 приведена классификация рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов, а именно:

"3.1. Рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы (далее - рулонные материалы) классифицируют по следующим основным признакам:

назначению;

структуре полотна;

виду основы;

виду основного компонента покровного состава (для материалов на картонной основе), вяжущего (для материалов на волокнистой и комбинированной основах) или материала (для полимерных материалов);

виду защитного слоя.

3.2. По назначению рулонные материалы подразделяют на:

кровельные, предназначенные для устройства однослойного, верхнего и нижнего слоев многослойного кровельного ковра;

гидроизоляционные, предназначенные для устройства гидроизоляции строительных конструкций;

пароизоляционные, предназначенные для устройства пароизоляции строительных конструкций.

3.3. По структуре полотна рулонные материалы подразделяют на:

основные (одно- и многоосновные);

безосновные.

3.4. По виду основы рулонные материалы подразделяют на:

картонной основе;

асбестовой основе;

стекловолокнистой основе;

основе из полимерных волокон;

комбинированной основе.

3.5. По виду основного компонента покровного состава, вяжущего или материала рулонные материалы подразделяют на:

битумные (наплавляемые, ненаплавляемые);

битумно-полимерные (наплавляемые, ненаплавляемые);

полимерные (эластомерные вулканизованные и невулканизованные, термопластичные).

3.6. По виду защитного слоя рулонные материалы подразделяют на:

материалы с посыпкой (крупнозернистой, чешуйчатой, мелкозернистой, пылевидной);

материалы с фольгой;

материалы с пленкой.

3.7. Условное обозначение рулонного материала в технической документации и при заказе должно состоять из полного или краткого наименования, марки и обозначения нормативного документа, по которому выпускается конкретный вид материала.".

Согласно разделу 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены требования к используемым материалам, а именно:

№ п/п

Наименование используемого материала

Используемые для определения соответствия предлагаемых к использованию при выполнении работ материалов максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться

1

2

3

2

Толь

С крупнозернистой посыпкой гидроизоляционной марки ТГ-350

Согласно пункту 3.6 ГОСТ 30547-97 По виду защитного слоя рулонные материалы подразделяют на, в том числе, материалы с посыпкой (крупнозернистой, чешуйчатой, мелкозернистой, пылевидной). Обоснования установления Заказчиком требования "с крупнозернистой посыпкой" к характеристикам используемого материала "толь", при наличии согласно ГОСТ 30547-97 других видов посыпки, Комиссией Костромского УФАС России в документации об электронном аукционе не выявлено.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу, что указание требования к используемому материалу "толь" такой характеристики как "с крупнозернистой посыпкой" и отсутствие обозначения нормативного документа, по которому выпускается конкретный вид материала, при указании марки "ТГ-350", нарушает часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

По причине отсутствия документов подтверждающих нарушение прав и законных интересов участников закупки, а также по причине того, что закупка не состоялась, Комиссия Костромского УФАС России считает, что необходимость в выдаче обязательного для исполнения предписания об исправлении допущенных нарушений отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "МСК Строй-ТЕК" частично обоснованной.

Признать нарушение части 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Предписание не выдавать.

Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

О.В. Ревельцев

Заместитель председателя Комиссии:

Д.Ю. Белов

Член Комиссии:

А.И. Суясов

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны