Решение б/н Решение по делу № 12-10-67/2016 от 16.05.2016 года на жалобу... от 6 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-67/2016

"16" мая  2016 г.                                                                                        г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее -  Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:

Заместитель председателя

Комиссии:

Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

Члены Комиссии:

Степина А.К., старший государственный инспектор  отдела  контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Дунаев И.В., главный  государственный инспектор  отдела  контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <…>, рассмотрев жалобу ООО «ВТЭК» на действия заказчика при утверждении документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку водогрейных котлов центрального отопления (извещение № 0141300014516000008), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам 29.04.2016 г. на  официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок  http://www.zakupki.gov.ru  уполномоченным органом – администрацией муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на на поставку водогрейных котлов центрального отопления (извещение № 0141300014516000008) (далее –Документация об аукционе). Заказчик – администрация городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (далее – Заказчик).

Участник закупки - ООО «ВТЭК» в своей жалобе обжалует действия Заказчика, который, по его мнению, утвердил Документацию об электронном аукционе с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:

"Заказчиком в разделе 2 приложения 4 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» указано следующее:

Потолочный экран тонки двойной, состоит из двух экранов, гнутый по лекалу, гибы и отводы без сварных соединений. С фотофиксацией.

В «Правилах устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа, водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 115°С» дано определение водогрейного котла, согласно которого: водогрейным котлов называется «Устройство, имеющее топку, обогреваемое продуктами сжигаемого в ней топлива и предназначенное для нагревания воды, находящейся под давлением выше атмосферного и используемой в качестве теплоносителя вне самого устройства» Приложение 1 «Основные термины и определения».

Также котел стальной водогрейный с ручной загрузкой в лёгкой обмуровке описываемый в аукционной документации подпадает под требования ГОСТ 30735-2001 «КОТЛЫ ОТОПИТЕЛЬНЫЕ ВОДОГРЕЙНЫЕ ТЕПЛОПРОИЗВОДПТЕЛЬНОСТЫО от 0,1 до 4,0 МВт. Общие технические условия». В ГОСТ 30735-2001 в разделе 3 сказано, что водогрейные котлы подразделяются: по назначению (отопительные, для горячего водоснабжения и комбинированные); по виду используемого топлива и типу топки; по номинальной теплопроизводительности; по КПД котла и вредным выбросам.

Таким образом Заказчик описывает в описании объекта закупки не предмет аукциона с функциональными, техническими и качественными характеристики, а какое-то конкретное оборудование со своими характерными конструктивными особенностями (конструкция экранов, их количество, способ изготовления).

В описании объекта закупки указываются конструктивные особенности оборудования, которые не регламентируются ни одним действующим нормативно-техническим документом. Материалы, применяемые при производстве котлов и требованиям к их конструкциям приводятся в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа, водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 115оС», ГОСТе 30735-2001 «КОТЛЫ ОТОПИТЕЛЬНЫЕ ВОДОГРЕЙНЫЕ ТЕПЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ от 0,1 до 4,0 МВт. Общие технические условия», и других нормативных документах.

Таким образом Заказчик в описании объекта закупки предъявляет требования к оборудованию (Котел стальной водогрейный с ручной загрузкой в лёгкой обмуровке) и описывает его с нарушением требований подпунка 1 пунка 1 статьи 33 ФЗ-44 в части «Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки»

Заказчик на доводы жалобы представил возражения от 13 мая 2016 года №201/430 в которых указал следующее:

"Заявитель указывает, что описание объекта закупки составлено с нарушением требований законодательства, а именно: включение в характеристику товара сведений «Потолочный экран топки двойной, состоит из двух экранов, гнутый по лекалу, гибы и отводы без сварных соединений» не соответствует требованиям 44-ФЗ. Считаем, что характеристика котла стального водогрейного с ручной загрузкой в лёгкой обмуровке, описываемого в аукционной документации, соответствует требованиям ГОСТ 30735-2001 «КОТЛЫ ОТОПИТЕЛЬНЫЕ ВОДОГРЕЙНЫЕ ТЕПЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ от 0,1 до 4,0 МВт. Общие технические условия».

Согласно указанному ГОСТу, п. 4.1.7 «Котлы и их элементы, находящиеся под давлением рабочей среды, должны быть плотными и прочными. Не допускаются сквозные отверстия в водяной объем для размещения резьбовых и других разъемных соединений для крепления частей котла, за исключением отверстий для датчиков системы автоматики безопасности и регулирования и средств измерения» и пункта 4.1.8 «Стальные сварные сборочные единицы, находящиеся под давлением рабочей среды, должны выдерживать гидравлическое испытание на статическую прочность пробным давлением не менее двукратного рабочего».

Заказчик вправе установить способ исполнения трубной части гнутый по лекалу, без сварных соединений, так как считает, что данный тип исполнения будет более надежным и прочным. Заказчик вправе выбрать именно-такое исполнение, так как данный ГОСТ этого не запрещает.

Значение данных показателей могут быть достигнуты путем исполнения площади поверхности нагрева котла, заявленным в аукционной документации (а именно, потолочный экран топки должен быть двойным). То есть, при наличии одинарного потолочного экрана топки, данные показатели характеристик котла не смогут быть достигнуты.

Кроме того сообщаем, что на данный момент на участие в электронном аукционе подано пять заявок, то есть указанные заказчиком требования к котлам не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

На заседании представители участника подавшего жалобу поддержали указанные в жалобе доводы, а также дополнительно пояснили, что ООО "ВТЭК" является производителем котлов отопительных водогрейных. Экраны котлов могут изготавливаться по разным технологиям, либо гнутые по лекалу трубы, либо путем сварных соединений.  В случае, если трубы гнут по лекалу, это не исключает в полной мере наличие сварных соединений и ни как не сказывается на функциональных, потребительских свойствах котлов.      

На данный вид котлов установлен гарантийный срок работы в течении 10 лет.

Представители Заказчика поддержали доводы возражения, считают, что изготовление экранов из труб гнутых по лекалу, являются более надежными, чем изготовленные путем сварных соединений.

Изучив представленные документы, выслушав мнение представителей, которые поддержали доводы изложенные в жалобе и возражениях, Комиссия Костромского УФАС России считает довод жалобы обоснованным.

  Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).

На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.

В пункте 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).

Комиссия Костромского УФАС России считает, что в силу статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Из материалов дела видно, что аукцион проводится на право заключения контракта на поставку водогрейных котлов центрального отопления.

В разделе 2 Описание объекта закупки  документации об аукционе в электронной форме заказчик предъявил требования к техническим характеристикам товара (котлов), а также требования к материалам, используемым при изготовлении котлов и к способам их технологического изготовления.

Например: «Потолочный экран топки двойной, состоит из двух экранов, гнутый по лекалу, гибы и отводы без сварных соединений», "Труба поверхности нагрева  - ГОСТ 8732-78. Стальная бесшовная горячедеформированная. Вес 1 метра трубы  4,62кг."

Характеристики данного предмета закупки установлены в ГОСТ 30735-2001 «Котлы отопительные водогрейные теплопроводностью от 0,1 до 4,0 МВт", в том числе требования к материалам, используемым при изготовлении котлов и к способам их технологического изготовления, а также требования к сварным соединениям.

Предъявление требования к материалам возможно в случае, если объектом закупки является выполнение работ, в данном случае предметом контракта является поставка товара. При составлении рассматриваемой документации заказчик не должен устанавливать требований, которые бы не соответствовали критерию объективности и не были бы соотнесены с объектом закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия Костромского УФАС России приходит выводу о том, что оспариваемая закупка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО «ВТЭК» и иных потенциальных участников в сфере предпринимательской деятельности. В поддержку данного вывода свидетельствует и заявление представителя Заказчика, что продукция (котел) участника подавшего жалобу закупалась ими 2 года назад и пока работает без аварий. 

Кроме этого, следует отметить, что в разделе 2 Описание объекта закупки  требований к потолочному экрану указано: "С фотофиксацией", однако в требованиях к составу и содержанию первых частей заявок, отсутствует указание на подтверждение данного факта. Из пяти участников подавшие заявки, только один представил фотоотчет. Решением аукционной комиссии 3 заявки участников по тем или иным основаниям были отклонены.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о не объективности описания объекта закупки.

  

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,                                            

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ВТЭК» обоснованной.
Признать факт нарушения заказчиком – администрацией городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для выполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Заместитель председателя Комиссии

Д.Ю. Белов

Члены Комиссии

А.К. Степина

И.В. Дунаев

Связанные организации

Связанные организации не указаны