Решение б/н Решение по делу № 12-10-84/2016 от 26.05.2016 года на жалобу... от 6 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-84/2016

"26" мая 2016 г.                                                                                           г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее -  Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия по рассмотрению жалобы; Комиссия) в составе:

Заместитель председателя

Комиссии:

Белов Д.Ю., заместитель руководителя  управления;

Члены Комиссии:

Степина А.К., старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Рубцов И.М., государственный инспектор  отдела  контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <…>, уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом; рассмотрев жалобу ООО «РАСТЕР» на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку аппарата для аэрозольной дезинфекции помещений в комплекте с дезинфицирующим средством (извещение № 0341200003916000147), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам 12.05.2016 г. на  официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок  http://www.zakupki.gov.ru заказчиком ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» (далее – Заказчик) размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку аппарата для аэрозольной дизенфикции помещений в комплекте с дезинфицирующим средством (извещение № 0341200003916000147).

ООО «РАСТЕР» (далее – Заявитель) в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, в Документации об аукционе указал «совокупность требований, соответствующих товару определенного производителя».

Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:

«В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64, ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе не может содержать требования, влекущие за собой ограничение количества участников такого аукциона.

Сложившаяся на территории Российской Федерации практика антимонопольных органов (в т.ч. Федеральной антимонопольной службы РФ), подтвержденная многочисленными судебными актами, к требованиям, влекущим за собой ограничение количества участников размещения заказа, совершенно однозначно относит указание заказчиками в документации требований к товарам, по совокупности удовлетворяющим только продукции с единственным торговым наименованием одного производителя.

Аукционная документация в части раздела 3 «Описание объекта закупки» содержит совокупность требований, соответствующих одному товару одного производителя, а именно распылителю «Нокоспрей» производства компании Эрель (Франция). При этом указанные в документации характеристики не являются принципиальными для заказчика, включены в документацию исключительно для недопуска к участию в аукционе эквивалентных товаров иных производителей.

Так требования о наличии электрической турбины не позволяет поставить распылитель с аэрозольным насосом, обладающим лучшими характеристиками. Различные производители могут использовать в своих продуктах как турбину так и насос без изменения качества работы приборов, указание именно на турбину в аукционной документации ограничивает число участников электронного аукциона. Заказчик в своих разъяснениях аукционной документации указывает, что наличие электрической турбины обусловлено необходимостью обработки всего объема помещения. Между тем нет никакой связи между объемом обрабатываемого помещения и использованием в устройстве турбины либо аэрозольного насоса. Объем обрабатываемого помещения задается регуляторами, имеющимися на распылителях, а насос, как и турбина, обеспечивают подачу дезинфицирующей жидкости.

Указание на средний расход дезсредства в 1 мл. на 1 кубический метр учитывает только особенности конкретного прибора Нокоспрей, в инструкции которого указано, что расход составляет 1 мл. на 1 кубический метр при условии трехкратной обработки, в то время как существуют эквиваленты, имеющие расход 3 мл. на один кубический метр, при этом требующие однократной обработки. Общий расход дезсредства таких эквивалентов не отличается от заявленного, однако по формальным признакам такие эквиваленты исключены из конкурса. Указанное ограничение не может быть обусловлено требованиями эксплуатационной безопасности (как сообщает заказчик в своих разъяснениях),       поскольку общее количество распыленного в помещении

дезинфицирующего средства совпадает. Необходимость трехкратной обработки при меньшем расходе аппаратом Нокоспрей обусловлена только тем, что данный аппарат имеет однонаправленное сопло, после каждой обработки необходимо разворачивать аппарат, при этом существующие эквиваленты с расходом 3 мл. на кубический метр имеют всенаправленное сопло, позволяющее произвести обработку всего помещения за один подход.

Требования к заборной трубке и утяжелителю ограничивают количество участников поскольку сформулированы таким образом, чтобы исключить проблемы забора раствора конкретным типом аппарата - Нокоспрей, иные типы аппаратов могут не иметь указанных проблем (неравномерность расходования реагента и т.п.), они обеспечивают подачу раствора в микроколичествах за счет иных технических решений, таким образом, им не требуется соответствующих усовершенствований заборной трубки, однако такие эквиваленты, в силу отсутствия соответствующих технических решений исключены из конкурса. В случае, если заказчику, как он указывает в разъяснениях документации, требуется «равномерная подача раствора в микроколичестве», то именно такое требование должно быть указано в аукционной документации, указание же на конкретные приспособления, обеспечивающие выполнение такого требования, ограничивают число участников закупки.

Требование и наличии пластикового корпуса не позволяют участвовать эквивалентным товарам, имеющим металлический корпус, при этом материал изготовления корпуса не влияет на качество проведения аэрозольной дезинфекции.

Требование о наличии кнопки фиксации форсунки является характерным только для прибора Нокоспрей, конструкция которого предполагает съемный механизм форсунки при замене картриджа с дезсредством. Аппараты иной конструкции не предполагают наличие указанной кнопки поскольку имеют несъемную форсунку и иной способ присоединения картриджа. Такие эквиваленты незаконно исключены из конкурса.

Кроме того, тот факт, что требования аукционной документации сформированы с учетом товара производства Франции, не позволяет предложить к поставке отечественные аналоги не только самого аппарата, но и расходных материалов, поскольку инструкция к аппарату Нокоспрей содержит требование об обязательном использовании дорогостоящего дезинфицирующего средства Ноколиз производства Франции, при наличии отечественных аналогов.

Таким образом, Заказчик, установив требования к товару в нарушение положений Федерального закона № 44-ФЗ, необоснованно ограничил количество участников закупки, которые могли бы предложить товары, полностью соответствующие потребностям Заказчика».

Представитель ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» считает жалобу на действие Заказчика от ООО «РАСТЕР» необоснованной. При этом представила письменные возражения Заказчика, из которых следует:

«Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ обязывает Заказчика использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если Заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Участник закупки должен учитывать, что Заказчик при описании объекта закупки не устанавливает требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Заказчик при описании объекта закупки устанавливает требования к значениям показателей товара, определенные в соответствии с законодательством о контрактной системе. Каждое требование Заказчика в документации к конкретному показателю товара учитывает характеристики эквивалентных товаров, обладающих сходными, но не идентичными техническими и функциональными, качественными и эксплуатационными характеристиками.

Поэтому участник закупки обязан указать в первой части заявки информацию о конкретном товаре, каждое конкретное значение показателя которого соответствует требованиям к конкретному значению показателя товара, установленному в документации, и позволяет достичь результата закупки, определенного в Техническом задании.

Наличие электрической турбины обусловлено потребностью Заказчика в обработке всего внутреннего объема помещений, так же электрическая турбина увеличивает эргономичность требуемого прибора.

Требование ограничения расхода дезинфицирующей жидкости обусловлено эксплуатационной безопасностью аппарата для персонала, проводящего обработку, а также снижением рисков повреждающего действия на оборудование, в том числе дорогостоящее, находящееся в помещении. К тому же, поставщики аппаратов всегда дают гарантийные обязательства только при условии применения определенных дезинфектантов, предусмотренных инструкцией по эксплуатации. Так же кубатура помещений предполагаемых к обработке требует минимальный расход дезинфицирующего средства. Четко направленное сопло указанное в Техническом задании документации является задачей обработки мест наиболее обсемененных микроаргонизмами и в то же время защитить от попадания частиц на оборудование не подлежащего данному виду обработки.

Требование к заборной трубке, заявленные в Техническом задании, обеспечивают равномерную дозированную подачу раствора в микроколичествах.

Требования к наличию пластикового корпуса значительно снижает вес аппарата и увеличивает его маневренность, что позволяет использовать аппарат в различных помещениях учреждения без дополнительной нагрузки на персонал».

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснила, что Заявитель обращался к Заказчику за разъяснениями, велась переписка с Заявителем о характеристиках имеющегося у него товара. Заказчиком на запрос ООО «РАСТЕР» были даны разъяснения, что товар, предлагаемый Заявителем не соответствует потребностям Заказчика.

Представитель Заказчика также в ходе заседания Комиссии Костромского УФАС заявила, что данный аппарат для дезинфекции может поставить не только конкретный производитель, как указывает в своей жалобе Заявитель, но и любой другой участник закупки, что подтверждается  копиями протоколов с Единой информационной системы в сфере закупок по аналогичным электронным аукционам, где участвовали и выигрывали различные поставщики, а не единственный. Копии данных протоколов приложены к письменным возражениям на данную жалобу.

Представитель Заказчика также обратила внимание Комиссии на то, что предметом данной закупки является поставка, а не изготовление, поэтому данный товар может предоставить любой участник закупки. В доказательство того, что имеются аналогичные приборы других производителей не предоставлено. Однако доказательств того, что описание объекта заказа Заказчиком сделано исключительно под один вариант Участником, направившим жалобу не представлено.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев доводы жалобы на действия Заказчика при утверждении документации вышеуказанного электронного аукциона, изучив представленные материалы и документы, нормативные правовые акты, выслушав представителя Заказчика, не установила в действиях Заказчика нарушения положений Закона о контрактной системе при утверждении документации вышеуказанного электронного аукциона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок                                            

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «РАСТЕР» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Заместитель председателя Комиссии

Д.Ю. Белов

Члены Комиссии

А.К. Степина

И.М. Рубцов

Связанные организации

Связанные организации не указаны