Решение б/н Решение по делу № 12-10-84/283 от 29 июня 2015 года по жалоб... от 30 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-84/283

 

«29» июня 2015г.                                                                                            г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Костромского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

Ревельцев О.В.,  руководитель управления;

Члены Комиссии:

Радаева М.В., заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;

 

Суясов А.И., специалист эксперт  отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии:

директора МКУ г. Костромы «Агентство муниципальных закупок» <К…>, представителя МКУ г. Костромы «Агентство муниципальных закупок» <К…> (доверенность № 8/2015 от 29.06.2015 г.), представителей Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы – директора МКУ «Костромастройзаказчик» <Ш…> (доверенность от 29.06.2015 г.) и начальника отдела госкапвложений и инвестиций <К…> (доверенность от 29.06.2015 г.), рассмотрев жалобу ООО «Комплект сервис» на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации на строительство здания дошкольной образовательной организации на 120 мест, по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145 и строительству здания дошкольной образовательной организации на 120 мест, по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145 (извещение № 0841300009015000475), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон),

                                                         

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам, 28.05.2015 муниципальное казенное учреждение г. Костромы «Агентство муниципальных закупок» (далее – уполномоченное учреждение) разместило на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации на строительство здания дошкольной образовательной организации на 120 мест, по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145 и строительству здания дошкольной образовательной организации на 120 мест, по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145 (извещение № 0841300009015000475).

ООО «Комплект сервис» (далее – Заявитель) в своей жалобе обжалует действия заказчика, по установлению требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

В своей жалобе ООО «Комплект сервис» указывает, что обществом было принято решение о подаче заявки на участие в конкурсе, однако при изучении документации конкурса (далее — Документация) было обнаружено, что заказчиком был допущен ряд нарушений положений действующего законодательства, что является препятствием для подачи заявок на участие в конкурсе как для заявителя, так и для неограниченного круга лиц - потенциальных участников конкурса.

Незаконность действий заказчика выражается в следующем.

1.       Согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью документации, в рамках конкурса необходимо поставить технологическое оборудование пищеблока. Вышеуказанное оборудование имеет код ОКПД 29 - машины и оборудование, не включенные в другие группировки.

Оборудование, относящееся к указанному коду включено в «Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р.

Таким образом, вышеуказанное оборудование может закупаться исключительно путем проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона). Однако, данный факт был проигнорирован заказчиком.

2.       Согласно и. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), в конкурсной документации «не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе».

В ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указано: «Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов».

3.       Объектом закупки является выполнение работ по корректировке проектной документации на строительство.

Согласно Документации в рамках Конкурса необходимо выполнить проектные работ, которые относятся к совершенного особенной и имеющей свою специфику сфере деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.п.

Между тем, согласно Документации, в рамках Конкурса, помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении работ по строительству, также необходимо поставить технологическое оборудование пищеблока.

Вышеуказанное оборудование технологически и функционально не связано с предметом Конкурса. Включение указанного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта в рамках Конкурса.

4.       Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», юридическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно соответствовать ряду установленных требований и являться членом саморегулируемой организации, подтверждением чего является свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Более того, данное требование самой документации Конкурса.

Однако, далеко не каждая организация, занимающаяся поставкой специализированного оборудования осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство, опыт и оборудование.

Таким образом, компании, в том числе ООО «Комплект сервис», осуществляющие поставку специализированного оборудования, лишены возможности участвовать в конкурсе. Необходимость наличия свидетельства СРО, а также опыта исполнения контракта, служат препятствием для принятия участия в Конкурсе.

Еще одним обстоятельством, на которое следует обратить внимание, является то, что указанные компании, являясь участниками рынка специализированного оборудования, могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и предложить к поставке более качественное оборудование, максимально соответствующее потребностям заказчика. Компании же, осуществляющие строительные работы, будут вынуждены обращаться к субпоставщикам, что не может обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования и т.п. В результате цена данного оборудования, установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентоспособной.

 

Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы считает жалобу ООО «Комплект сервис» необоснованной, с доводами жалобы не согласно, пояснив следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. Согласно части 2 статьи 48 закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случае, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

Согласно конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации на строительство здания дошкольной образовательной организации на 120 мест по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145 и строительству здания дошкольной образовательной организации на 120 мест, по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145 от подрядчика требуется поставить оборудование для функционирования готового объекта, после выполнения всех работ, предусмотренных контрактом.

Согласно Постановлению Госстроя СССР от 10.11.1989 года № 147 «Об утверждении Положения об организации строительства под ключ» метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование- выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

Согласно п. 2 приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов под «ключ» включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.

Как указано в п. 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1, в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели, и инвентаря и прочие затраты.

Управление строительства и капитального ремонта считает, что в рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов (ввиду очевидных потребностей заказчика) - приведение соответствующих помещений в состояние, пригодное для использования в качестве детского дошкольного учреждения.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.01.2013 N 11604/12 по делу № А40-123181/11-120-1054 указал, что отсутствие признаков аналогичности, одноименности и взаимозаменяемости не может подтверждать отсутствие технической и функциональной связанности, упомянутой в ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку свидетельствует лишь о неоднородности работ, а также подтвердил, что задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков.

 

Комиссией Костромского УФАС России довод жалобы признается необоснованным на основании следующего.

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 3 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (часть 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Также частью 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ закреплено, что наряду с установленными частями 1 и 2 упомянутой статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствие с п.6 раздела 5 информационной карты конкурса конкурсной документации, утвержденной муниципальным казенным учреждением города Костромы "Агентство муниципальных закупок" предметом закупки является право заключения муниципального контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации на строительство здания дошкольной образовательной организации на 120 мест, по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145 и строительству здания дошкольной образовательной организации на 120 мест, по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145.

 

В соответствие с п.8 раздела 5 и разделом 8 информационной карты конкурса конкурсной документации установлено описание объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системы.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р.

Согласно извещению о проведении конкурса выполнение работ по корректировке проектной документации на строительство здания дошкольной образовательной организации на 120 мест, по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145 отнесены к коду 74.20.37.990 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД); работы по строительству здания дошкольной образовательной организации на 120 мест, по адресу: город Кострома, проспект Речной, 145 отнесены к коду 45.21.15.120 по ОКДП.

 

Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и администрацией Костромской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Костромской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования от 17 апреля 2015 года предусмотрено обязательное использование проектов повторного применения по объектам, вновь начинаемым проектированием в 2015 г. В заседание по рассмотрению жалобы комиссии Костромского УФАС России заказчиком представлена проектная документация, разработанная в 2015 году ЗАО «Проектинвест». Раздел 5 (том 5.12) содержит технологические решения, которые подтверждают, что и проектная и конкурсная документация предполагала строительство объекта, готовой к эксплуатации, то есть "под ключ".

Согласно пункту 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147 (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

В соответствии с пунктом 2 приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря. Это позволяет объединить в одном предмете аукциона строительно-монтажные работы и закупку мебели и инвентаря, необходимого для эксплуатации готового объекта, что способствует выполнению полного комплекса работ и рациональному расходованию бюджетных средств.

В силу пункта 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 (МДС 81-35.2004), в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.

Выполнение работ по корректировке проектной документации, строительно-монтажных работ по строительству объекта и оборудование внутренних помещений необходимым инвентарем и мебелью направлены на достижение единой цели - приведение здания дошкольной образовательной организации в состояние, пригодное для осуществления уставной деятельности.

Следовательно, работы по корректировке проектной документации, строительству, услуги по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря связаны.

Довод заявителя о том, что технологическое оборудование для пищеблока, которое необходимо приобрести в соответствии с документацией, не относятся к предмету конкурса, технологически и функционально с ним не связаны, не может быть признан комиссией обоснованным, как не соответствующий объективным обстоятельствам проведенного открытого конкурса, как и довод в отношение выполнения работ по корректировке проектной документации.

Весь комплекс работ, которые необходимо было выполнить в рамках муниципального контракта, направлен на создание готового к эксплуатации объекта, что говорит об осуществлении единого непрерывного комплексного процесса и допускает объединение в один лот работ по строительству и связанных с ним услуг по приобретению оборудования, мебели и инвентаря.

Доказательств незаконности ограничения заказчиком количества участников закупки в материалах жалобы не имеется.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Заказчиком в конкурсной документации и проекте муниципального контракта не установлен запрет на возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ, которые подрядная организация не может выполнить собственными силами.

 

При таких обстоятельствах объединение в один лот выполнения строительно-монтажных работ и поставки оборудования не нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 44-ФЗ, ч.3 ст.17 Федерального закона № 135-ФЗ и не влечет ограничение количества участников закупки.

Заказчик обязан провести электронный аукцион, в случае проведения закупки любых работ строительных (код 45 ОКПД ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн. рублей.

 

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, заказчик вправе провести открытый конкурс (в установленных Законом о контрактной системе случаях) либо аукцион. Данная позиция поддерживается выводами, изложенными в письме Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 г. "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных".

Начальная максимальная цена контракта составляет 80 757 500 руб. Таким образом, заказчик не нарушил часть 2 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, 112 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Комплект сервис» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

О.В. Ревельцев

Члены Комиссии

М.В. Радаева

А.И. Суясов

Связанные организации

Связанные организации не указаны