Решение б/н Решение по делу № 12-10-86/2016 от 30.05.2016 года на жалобу... от 6 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-86/2016

«30» мая 2016 г.                                                                                                     г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:        

Белов Д.Ю., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии               

Стёпина А.К., старший государственный инспектор отдела  контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Рубцов И.М., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <…>, рассмотрев жалобу ООО «Кировводпроект» (далее – Заявитель) на действия департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов рек Андобра и Мера, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно представленным материалам 29.04.2016 г. на официальном сайте уполномоченного органа www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" для размещения информации в сфере закупок размещено извещение и конкурсная документация на право заключения государственного контракта на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейнов рек Андоба и Мера (извещение № 0841200000716000846).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика по неправомерному установлению требований в конкурсной документации, а именно:

«В соответствии с положениями конкурсной документации (пункт 2.2. Приложения № 3 к конкурсной документации «Используемые при определении победителя критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и их величины значимости. Правила оценки заявок участников открытого конкурса») определены следующие требования к выполнению работ:

Показатель «Наличие квалифицированных специалистов с высшим образованием, работающих на постоянной основе, квалификация которых позволяет достичь конечной цели оказания требуемых услуг»:

Не менее 10 специалистов (в том числе один специалист по специальности «Комплексное использование и охрана водных ресурсов») - 10 баллов.

Требование заказчика о наличии у участника размещения заказа специалиста по специальности «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» неправомерно ввиду того, что предметом государственного контракта является выполнение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос; разработка плана (режима) использования территорий не требуется, поскольку режим использования указанных объектов (водоохранных зон и прибрежных защитных полос) установлен ст. 65 Водного кодекса РФ и ст. 95 Земельного кодекса РФ.

Отсутствие необходимости привлечения указанных специалистов подтверждается также Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 656800 — Водные ресурсы и водопользование, утвержденным зам. Министра образования РФ 17.03.2000, per. № 166тех/дс.

Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития от 15.02.2012 № 126н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства» наличие высшего профессионального образования по специальности «Комлексное использование и охрана водных ресурсов» требуется для занятия следующих должностей: инженер по эксплуатации мелиоративных систем, инженер-мелиоратор, заведующий лабораторией по наблюдению за режимом и качеством воды, главный гидротехник службы эксплуатации мелиоративных систем, главный мелиоратор службы эксплуатации мелиоративных систем, гидротехник. В обязанности указанных специалистов входят разнообразные мероприятия по эксплуатации водных систем либо разработке тех или иных условий эксплуатации, но не определение границ водных объектов.

2. В соответствии с разделом 6 Технической документации к видам работ, входящим в предмет контракта, относятся, в том числе, определение положения береговой линии водных объектов и уклонов берегов (выполнение инженерно-гидрологических изысканий, гидрологических расчетов, инженерно-геодезических изысканий).

Вместе с тем, требование к наличию у участника закупки допусков СРО, лицензий, позволяющих осуществлять инженерно-гидрологические и инженерно-геодезические изыскания, не установлено.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон «О контрактной системе») при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту' объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» работы в составе гидрометеорологических и геодезических изысканий отнесены к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства; их осуществление допускается при наличии допуска саморегулируемой организации (ст. 47 Градостроительного кодекса РФ).

Однако требования о наличии у участника закупки свидетельства СРО о допуске к выполнению работ по инженерно-геодезическим, инженерно-гидрометеорологическим изысканиям заказчиком не предъявлено.

О необходимости для выполнения работ по государственному контракту наличия у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области геодезии и картографии, а также допуска, выданного СРО, свидетельствуют также разделы Технического задания, предусматривающие выполнение работ по созданию тематических цифровых карт (рабочие наборы и тематические слои в формате ArcGIS, Maplnfo, ГИС «Панорама») для каждого водного объекта.

ООО «Институт «Кировводпроект» обладает необходимой для выполнения работ лицензией на осуществление деятельности в области гидрометеорологии с видом работ:

-  определение гидрологических характеристик окружающей среды;

лицензией на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты котбрых имеют общегосударственное, межотраслевое значение с видами работ:

- создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;

- обеспечение геодезическими, картографическими и гидрографическими материалами об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований.

Учитывая финансирование работ из федерального бюджета (раздел 4 Информационной карты конкурса), ведение ГИС в рамках выполнения работ по контракту имеет именно федеральное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации и выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ в области геодезии и картографии необоснованно не предъявлено заказчиком.

3. Кроме того, разделами 6, 9 Технического задания также предусмотрено выполнение работ по подготовке комплекта документов в объеме и формате, необходимом для осуществления государственного кадастрового учета водоохранных зон и прибрежных защитных полос; в составе отчетной документации предусмотрено представление пакета документов (текстового и электронного) для внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Указанные виды деятельности осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно п. 1 ст. 29 которого кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).

Данное положение закона означает необходимость привлечения для выполнения работ по контракту кадастровых инженеров, имеющих соответствующий аттестат.

Однако данное требование в документации об аукционе также отсутствует.

Таким образом, нарушено положение n. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», создаются условия для ограничения конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит ст. 8 указанного федерального закона».

27 мая 2016 года от ООО «Институт «Кировводпроект» в адрес УФАС России по Костромской области поступило дополнение к жалобе на действия Заказчика, уполномоченного учреждения по проведению закупки,  в котором указано следующее:

«В связи с внесенными в конкурсную документацию изменениями от 20.05.2016, связанными с предъявлением к участнику закупки требования о представлении копии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также копии лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включающей в себя определение метеорологических, климатологических, гидрологических характеристик окружающей среды (пункт 10 конкурсной документации), а также установлением дополнительных видов работ: определение метеорологических, климатологических, гидрологических характеристик окружающей среды (п. 6 конкурсной документации) к ранее представленной Жалобе дополнительно сообщаю:

Считаю требование о представлении копии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, необоснованным в связи со следующим:

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Вместе с тем, пункт 5 «Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. №333) гласит:

"5. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и местонахождения предприятия;

идентификационного номера налогоплательщика;

даты уплаты предприятием государственной пошлины за предоставление лицензии;

сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия;

адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;

срока действия лицензии;

степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденной органом государственной власти или организацией, наделенными полномочиями по распоряжению указанными сведениями;

формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью));

б) копии учредительных документов юридического лица;

в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).

Из текста постановления вытекает, что лицензия на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности выдается органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности не на какой-то вид работ, а на конкретные сведения, составляющие гостайну.

Таким образом, предъявление в конкурсной документации требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности со сведениями, составляющими гостайну, является нарушением законодательства РФ.

2. Включение в конкурсную документацию дополнительного вида работ - определение метеорологических, климатологических, гидрологических характеристик окружающей среды, а также требования о представлении копии лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включающей в себя определение метеорологических, климатологических, гидрологических характеристик окружающей среды, считаю также необоснованным в связи с тем, что для выполнения работ, входящих в предмет государственного контракта, а именно: определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейнов рек Андоба и Мера выполнение работ по определению метеорологических, климатологических характеристик окружающей среды, а значит, и представление лицензии, дающей право их осуществления, не требуется. Для целей контракта достаточно лицензии с видом работ: определение гидрологических характеристик окружающей среды».

Представители департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области не признали доводы жалобы, до заседания Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, из которых следует, что:

«1. Конкурсной документацией не установлено требование к участнику открытого конкурса о наличии специалиста по специальности «Комплексное использование и охрана водных ресурсов». Наличие 1 специалиста по указанной специальности является одним из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, что не создает условий для ограничения конкуренции.

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.2011 № 1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)» утвержден перечень геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

Выполнение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в указанный перечень не входит. Следовательно, требование наличия у участника конкурса лицензии на осуществление работ в области геодезии и картографии противоречит действующему законодательству.

3. В конкурсной документации (с изменениями, внесенными 20.05.2016) содержится требование о наличии у участника конкурса лицензии в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), включающая в себя определение метеорологических, климатологических, гидрологических характеристик окружающей среды (подпункт 1 пункта 10 конкурсной документации).

4. Для выполнения работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос наличие у участников конкурса СРО допусков на осуществление гидрометеорологических и геодезических изысканий не требуется, т.к. СРО (Свидетельство о допуске к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) необходимо в случае, если изыскания проводятся для объектов капитального строительства.

Учитывая изложенное, требования ООО «Институт «Кировводпроект», указанные в жалобе на действия заказчика, уполномоченного учреждения по проведению закупки от 23.05.2016, считаем необоснованными и, соответственно, не подлежащими удовлетворению».

Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев материалы жалобы, изучив соответствующие нормативные правовые документы, выслушав представителей Заявителя и Заказчика, приходит к следующим выводам.

Извещением о внесении изменений в конкурсную документацию от 20.05.2016 г. установлено:

«Пункт 1 Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки дополнить подпунктами:

«1.2 Наличие лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

1.3. Наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), включающая в себя определение метеорологических, климатологических, гидрологических характеристик окружающей среды».

Согласно информации Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.06.2015 г. № 01 исх-445 о том, что развернутый перечень сведений, подлежащий засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России 1996 г., отменен приказом Роскартографии от 09.01.2003 г. № 3.

Кроме этого, УФСБ по Кировской области письмом от 02.04.2013 г. № ЛЗ/132 отказало ОАО «Кировводпроект» в рассмотрении заявления о выдаче лицензии на право ведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 г. № 1016 утвержден Перечень геодезических и картографических работ Федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,), включенных в состав лицензируемого вида деятельности, в пунктах 6 и 10 которого указано:

6. Создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения.

10. Обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований.

Комиссия считает, что предъявляемые Заказчиком требования к участникам закупки, установленные в Документации об открытом конкурсе о наличии лицензий на выполнение тех или иных видов работ, а также критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе должны соответствовать объекту закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:

- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки

Статьей 49 Гражданского кодекса установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Комиссия Костромского УФАС России также считает необходимым отметить, что Заказчик в конкурсной документации предъявил излишние требования к наличию лицензий по различным видам выполняемых работ в отсутствие обоснования этих требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Институт Кировводпроект» обоснованной (частично).
Признать факт нарушения заказчиком – департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Выдать заказчику -  департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Заместитель председателя Комиссии

Д.Ю. Белов

Члены комиссии

А.К. Степина

И.М. Рубцов

Связанные организации

Связанные организации не указаны