Решение б/н Решение по делу № 12-10-88/2017 от 30 июня 2017 года по жало... от 3 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 12-10-88/2017

30 июня 2017 г.                                                                                       г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

Члены Комиссии:

Сироткина О.В., главный специалист-эксперт;

Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителя муниципального казенного учреждения города Костромы «Агентство муниципальных закупок» (далее - Уполномоченный орган) в лице <Б...> (доверенность № 9/2017 от 14.02.2017 г.); представителя управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы (далее - Заказчик) в лице <К...> (доверенность № 12исх-355/17 от 09.06.2017 г.), в отсутствие представителя ООО "Комплект-Сервис", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО "Комплект Сервис" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по организации строительства объекта капитального строительства муниципальной собственности города Костромы "Здание муниципального общеобразовательного учреждения города Костромы на 1000 мест" на земельном участке, расположенном по адресу: город Кострома, улица Суслова, 8 (извещение № 0841300009017000607) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

Согласно представленным материалам, 23.06.2017 г. муниципальным казенным учреждением города Костромы «Агентство муниципальных закупок» на официальном сайте в сети Интернет в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru размещены конкурсная документация и извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по организации строительства объекта капитального строительства муниципальной собственности города Костромы "Здание муниципального общеобразовательного учреждения города Костромы на 1000 мест" на земельном участке, расположенном по адресу: город Кострома, улица Суслова, 8.

ООО "Комплект Сервис" (далее - Заявитель) в своей жалобе указывает следующее.

"ООО «Комплект сервис» было принято решение о подаче заявки на участие в конкурсе, однако при изучении документации конкурса нами было обнаружено, что заказчиком были допущены нарушения положений действующего законодательства. Данное обстоятельство является препятствием для подачи заявок на участие в конкурсе как для нашей компании, так и для неограниченного круга лиц — потенциальных участников конкурса.

1. Незаконность действий заказчика выражается в следующем.

2.1. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N° 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), в конкурсной документации «не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе».

В ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указано: «Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов».

2.2. Предметом конкурса является выполнение работ по организации строительства объекта капитального строительства.

Согласно документации фактически в рамках конкурса необходимо выполнить обще строительные работы, которые относятся к совершенного особенной и имеющей свою специфику сфере деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.п.

Между тем, согласно документации, в рамках конкурса, помимо выполнения строительных работ, необходимо поставить технологическое оборудование пищеблока, мебель, прачечное оборудование и т.д.

Поставка указанного выше оборудования технологически и функционально не связана с предметом закупки. Ввиду того, что в рамках конкурса предполагается выполнение строительных работ, неразрывно связанным с этими работами может быть некое строительное оборудование, но никак не оборудование для приготовления пищи. Закупка указанного оборудования в рамках настоящего конкурса является незаконной, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение контракта по итогам конкурса.

Компании, в том числе ООО «Комплект сервис», осуществляющие поставку специализированного оборудования, лишены возможности участвовать в конкурсе ввиду необходимости выполнить общестроительные работы.

Между тем, указанные компании, являясь участниками рынка специализированного оборудования, могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и предложить к поставке более качественное оборудование, максимально соответствующее потребностям заказчика. Компании же, осуществляющие строительные работы, будут вынуждены обращаться к субпоставщикам, что не может обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования и т.п. В результате цена данного оборудования, установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентоспособной.".

С доводами жалобы Заказчик не согласен в полном объеме. Заказчиком на рассмотрение жалобы представлен отзыв, а именно:

"Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы (далее - «Управление») считает жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Согласно конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по организации строительства объекта капитального строительства муниципальной собственности города Костромы «Здание муниципального общеобразовательного учреждения города Костромы на 1000 мест» на земельном участке, расположенном по адресу: город Кострома, улица Суслова, 8 от подрядчика требуется, в том числе установить оборудование для функционирования готового объекта, после выполнения всех работ, предусмотренных контрактом.

Согласно Постановлению Госстроя СССР от 10.11.1989 года № 147 «Об утверждении Положения об организации строительства под ключ» метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование- выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

Согласно п. 2 приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов под «ключ» включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.

В пункте 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1, указано, что в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели, и инвентаря и прочие затраты.

Управление считает, что в рассматриваемом случае под определением - организация строительства имеется явная связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, поскольку весь комплекс работ, которые необходимо выполнить в рамках муниципального контракта, направлен на создание готового к эксплуатации объекта, что говорит об осуществлении единого непрерывного комплексного процесса и допускает объединение в один лот работ по строительству и связанных с ним услуг по приобретению оборудования, мебели и инвентаря.

Задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать наиболее оптимально целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков.

Кроме того, согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Рассматриваемая конкурсная документация не содержит запрета на возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ, которые подрядная организация не может выполнить собственными силами.

Управление считает, что в данном случае конкурсная документация соответствует требованиям, установленным Федеральным Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также не противоречит нормам права, установленным Федеральным Законом № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».".

Выслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147 (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

В соответствии с пунктом 2 приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря. Это позволяет объединить в одном предмете закупки строительно-монтажные работы и закупку оборудования, мебели и инвентаря, необходимого для эксплуатации готового объекта, что способствует выполнению полного комплекса работ и рациональному расходованию бюджетных средств.

В силу пункта 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 (МДС 81-35.2004), в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.

Комиссия Костромского УФАС России соглашается с Заказчиком и считает, что в рассматриваемом случае под определением - организация строительства имеется явная связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, поскольку весь комплекс работ, которые необходимо выполнить в рамках муниципального контракта, направлен на создание готового к эксплуатации объекта, что говорит об осуществлении единого непрерывного комплексного процесса и допускает объединение в один лот работ по строительству и связанных с ним услуг по приобретению оборудования, мебели и инвентаря.

Заказчиком в конкурсной документации и проекте муниципального контракта не установлен запрет на возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ, которые подрядная организация не может выполнить собственными силами.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушения Закона о контактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "Комплект Сервис" необоснованной.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии:

Д.Ю. Белов

Члены Комиссии:

О.В. Сироткина

А.И. Суясов

Связанные организации

Связанные организации не указаны