Решение б/н Решение и предписание по делу № 04-102/1103 от 15 марта 2013... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 04-102/1103 о нарушении антимонопольного законодательства

 

15 марта 2013 г.                       г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 4 марта 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель комиссии: руководитель управления;
члены комиссии:
начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления;
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления;
старший специалист первого разряда отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,

в присутствии:
от ответчика МУП «Коммунсервис» Костромского района – представители по доверенности;
от заявителя Департамент ТЭК и тарифной политики Костромской области (в настоящее время Департамент ТЭК и ЖКХ) – не явился (уведомлен надлежащим образом);
от заинтересованного лица ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» (в настоящее время ООО «НОВАТЭК-Кострома») - представители по доверенности.

 

рассмотрев дело № 04-102/1103 по признакам нарушения МУП «Коммунсервис» Костромского района (Костромская область, Костромской район, пос. Никольское, ул. Мира, д. 16) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении поставки тепловой энергии для целей горячего водоснабжения добросовестным потребителям Костромского района Костромской области в период с 21.07.2012 г. по 31.08.2012 г.,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Костромского УФАС России направлено обращение Департамента ТЭК и тарифной политики Костромской области (в настоящее время Департамент ТЭК и ЖКХ) от 10.07.2012 г. с просьбой проверить правомерность действий ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» (в настоящее время ООО «НОВАТЭК-Кострома») по отключению котельных теплоснабжающих организаций Костромской области от подачи природного газа с 21.06.2012 г. в связи с задолженностью за потребленный природный газ
В обоснование правомерности своих действий ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» ссылается на п. 3 «Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1 (далее – Порядок № 1). В соответствии с указанным пунктом Порядка в случае неоплаты организацией-потребителем поданных ей топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленных договором, газоснабжающая организация предупреждает такого потребителя о возможности ограничения подачи газа, а при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока вправе ввести ограничение подачи (потребления) газа до уровня аварийной брони. В соответствии с п. 4 данного Порядка, если по истечении 5 дней со дня введения ограничения, потребителем образовавшаяся задолженность не будет оплачена, газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу газа до полного погашения задолженности.
В целях защиты прав добросовестных потребителей топливно-энергетических ресурсов, пунктом 6 Порядка № 1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям организации-потребителя подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
На территории Костромского муниципального района основным поставщиком услуг по тепло- и водоснабжению является МУП «Коммунсервис».
Как следует из документов, представленных МУП «Коммунсервис», между ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» и МУП «Коммунсервис» Костромского района заключен и действует договор поставки газа от 14.12.2006 г. № 24-5-8066 и дополнительное соглашение к нему от 24.11.2011 г. № ПД/12. Согласно этим документам ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» поставляет газ МУП «Коммунсервис», а последний принимает (отбирает) и оплачивает газ на условиях настоящего договора.
МУП «Коммунсервис» Костромского района осуществляет эксплуатацию 17-ти газовых котельных, 12 из которых предоставляют услугу горячего водоснабжения (ГВС) населению численностью 8478 человек в 12-ти населенных пунктах района. Заключены и действуют 39 договоров на поставку тепловой энергии в горячей воде с потребителями – юридическими лицами, в том числе: ОГКОУ «Никольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»; ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 2»; ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница»; общеобразовательные школы (5); детские сады (11). Расчеты с населением осуществляет ОАО «ЕИРКЦ» в соответствии с агентским договором от 01.10.2009 г.
20.06.2012 в МУП «Коммунсервис» поступило уведомление ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» об ограничении поставки природного газа с 21.06.2012 с 14.00 часов в связи с задолженностью МУП «Коммунсервис перед ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» по договору поставки газа.
21.06.2012 поставка газа газопотребляющим объектам МУП «Коммунсервис» была прекращена по следующим адресам: котельные Костромского района п. Коряково; п. Зарубино; д. Середняя, ул. Центральная; с. Шунга; с. Минское; п. Сухоногово, ул. Комсомольская, д. 9; п. Фанерник, ул. Геофизиков; п. Апраксино; с. Кузнецово; п. Шувалово, ул. Победы; п. Фанерник , ул. Восточная; д. Кузьмищи; п. Дорожный; п. Безгачево; коммунальная котельная с. Сущево; станция обезжелезивания воды п. Коряково. В котельную п. Никольское Костромского района подача газа не прекращалась.
Введение ограничения поставки газа повлекло за собой прекращение выработки МУП «Коммунсервис» Костромского района тепловой энергии для обеспечения горячим водоснабжением потребителей Костромского района. Вследствие прекращения подачи природного газа была прекращена подача горячей воды в 246 жилых домов, а также в 10 детских садов, 10 медицинских пунктов. Преобладающая часть указанных потребителей являются добросовестными плательщиками.
Как следует из материалов, представленных МУП «Коммунсервис», на момент прекращения поставки газа в Арбитражном суде Костромской области на рассмотрении находились иски ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» к МУП «Коммунсервис» о взыскании задолженности за потребленный газ. Сумма кредиторской задолженности за потребленный газ на момент отключения составляла 51.337 млн. руб.
На момент рассмотрения дела ситуация с задолженностью МУП «Коммунсервис» перед ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» сохраняется.
Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» пояснил на заседании Комиссии, что Общество оставляет за собой право применять все возможные меры воздействия на контрагента, которые позволяет закон.
МУП «Коммунсервис» представил в Костромское УФАС России информацию о том, что, несмотря на сложное финансовое положение, предприятие изыскивает различные возможности для погашения образовавшейся задолженности путем проведения постоянной претензионной и исковой работы с потребителями-задолжниками, путем обращения в кредитные организации за предоставлением кредита, путем обращения в районные и областные полномочные органы с просьбой оказать финансовую помощь и не допустить срыв поставки коммунальных услуг.
С апреля 2012 г. предприятие вело переговоры с ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» по вопросу погашения задолженности за природный газ путем заключения мирового соглашения или реструктуризации задолженности.
Под гарантии погашения долга за поставленный природный газ 31 августа 2012 г. на котельные МУП «Коммунсервис» была возобновлена поставка газа, и предприятие приступило к оказанию услуги по горячему водоснабжению в нормальном режиме.
Вместе с тем, МУП «Коммунсервис», получив уведомление ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» об ограничении поставки природного газа с 21.06.2012, в нарушение пункта 6 Порядка № 1 не предприняло действий по согласованию с газоснабжающей организацией объемов газа, необходимых для выработки тепловой энергии с целью обеспечения горячим водоснабжением добросовестных потребителей Костромского района. Доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в «Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (далее Реестр).
Приказом Костромского УФАС России от 25.01.2006 № 11 МУП «Коммунсервис» Костромского района включено в Реестр по товарным границам «тепловая энергия» и «услуги водоснабжения» с долей более 50% в географических границах Костромского района.
В силу статьи 5 Закона «О защите конкуренции» на рынках услуг теплоснабжения и водоснабжения Костромского муниципального района положение МУП «Коммунсервис» признается доминирующим, следовательно, на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Гражданским кодексом РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (ст. 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Пунктами 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом), а именно:
1) в целях предотвращения или ликвидации аварии;
2) в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан;
3) при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательства по оплате энергии.
В отношении последнего из названных оснований необходимо учитывать, что оно подлежит применению энергоснабжающей организацией в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. № 162, предусматривает, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1 (Порядок № 1), определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ при неоднократном нарушении организацией - потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).
Из материалов дела следует, что 20 июня 2012 г. в адрес МУП «Коммунсервис» Костромского района направлено уведомление ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» об ограничении поставки природного газа с 21.06.2012 с 14.00 часов в связи с задолженностью МУП «Коммунсервис» перед ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» по договору поставки газа. В указанном уведомлении обращается внимание на то, что в соответствии с пунктом 6 Порядка № 1 при введенном режиме ограничения поставки природного газа МУП «Коммунсервис» Костромского района обязано по соглашению с ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых объемах абонентам, добросовестно исполняющим свои обязательства по расчетам.
В связи с этим Комиссия приходит к выводу о соблюдении ресурсоснабжающей организацией ООО «Газпром межрегионгаз Кострома» процедуры необходимого уведомления абонента – юридического лица о прекращении подачи газа.
Организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающей организацией подачи ресурсов организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
Как установлено Комиссией, МУП «Коммунсервис» Костромского района в нарушение пункта 6 Порядка № 1 не предприняло действий по согласованию с газоснабжающей организацией объемов газа, необходимых для выработки тепловой энергии для добросовестных потребителей и заключению соответствующего соглашения с ООО «Газпром межрегионгаз Кострома».
Таким образом, МУП «Коммунсервис» Костромского района, как единственный поставщик тепловой энергии потребителям, технологически присоединенным к эксплуатируемым им котельным, зная о возможном ограничении поставки газа, не предпринял своевременные меры по недопущению ситуации, при которой добросовестным потребителям будет прекращено оказание услуг горячего водоснабжения.
Учитывая вышеизложенное и оценивая в совокупности действия и бездействие МУП «Коммунсервис» Костромского района в соответствие с положениями  статьи  10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, Комиссия пришла к выводу о нарушении МУП «Коммунсервис» Костромского района части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и ущемлении интересов добросовестных потребителей Костромского района Костромской области.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения МУП «Коммунсервис» Костромского района части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в бездействии по заключению соглашения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1, что привело к ущемлению интересов добросовестных потребителей Костромского района Костромской области в связи с прекращением поставки тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в период с 21.07.2012 г. по 31.08.2012 г.
2. МУП «Коммунсервис» Костромского района выдать предписание о совершении действий, направленных на заключение соглашения, предусмотренного п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1, в случае поступления очередного уведомления от ООО «НОВАТЭК-Кострома» об ограничении поставки природного газа (либо от любого другого поставщика ресурсов, с которыми впоследствии будут договорные отношения), и в 10-дневный срок с момента наступления события уведомить антимонопольный орган о направлении такого соглашения в адрес поставщика ресурса.
3. Передать материалы дела № 04-102/1103 должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для  решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с выявленным нарушением антимонопольного законодательства.


Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 04-102/1103

 

15 марта 2013 г.                       г. Кострома

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель комиссии: руководитель управления;
члены комиссии:
начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления;
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления;
старший специалист первого разряда отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15 марта 2013 г.  по делу № 04-102/1103 о нарушении МУП «Коммунсервис» Костромского района (Костромская область, Костромской район, пос. Никольское, ул. Мира, д. 16) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

МУП «Коммунсервис» Костромского района в целях недопущения нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое может выразиться в ущемлении интересов добросовестных потребителей Костромского района Костромской области в связи с прекращением поставки тепловой энергии для целей горячего водоснабжения, в течение трех лет с момента выдачи предписания:
• совершить действия, направленные на заключение соглашения, предусмотренного п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1, в случае очередного поступления уведомления от ООО «НОВАТЭК-Кострома» об ограничении поставки природного газа (либо от любого другого поставщика ресурсов, с которыми впоследствии будут договорные отношения), и в 10-дневный срок с момента наступления события уведомить антимонопольный орган о направлении такого соглашения в адрес поставщика ресурса.


Председатель Комиссии

Члены комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны