Решение №389/05 Признать жалобу необоснованной от 8 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

   

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Костромской области

пер. Кадыевский, 4, г. Кострома, 156000

тел. (4942) 35-53-55, факс (4942) 35-53-55

e-mail: to44@fas.gov.ru

_______________ № _________________

На № ___________ от _________________

 

Заказчик:

Открытое акционерное общество

«Газпромтрубинвест»

____________________________________

ул. Магистральная, д. 1, г. Волгореченск, Костромская область, 156901

e-mail: K.Ivanov@adm.gazprom.ru

Организатор конкурентного отбора:

ПАО «Газпром»

____________________________________

ул., Намёткина, д. 16, г. Москва, 117420

Заявитель:

ООО ТД «Челябинский завод Специнструмента» ____________________________________

Свердловский тракт, д. 7 Б., г. Челябинск, 454091

e-mail: tender@chelzsi.ru

info@patent-law.ru

Электронная площадка:

Электронная торговая площадка

Группа Газпромбанка

____________________________________

e-mail: info@etpgpb.ru

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №044/07/3-24/2021

Резолютивная часть решения оглашена «03» февраля 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «___» февраля 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Костромское УФАС России) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) и ст.18.1, ст.41 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) в составе:

Председатель Комиссии:

Ревельцев О.В. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области.

Члены Комиссии:

Шулепникова А.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;

Суясов А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;

рассмотрев в присутствии представителя организатора конкурентной закупки, представителей Заявителя, в отсутствии представителя Заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, настоящее дело, возбужденное по жалобе заявителя о нарушении Заказчиком (комиссией Заказчика) при проведении закупки № 32009554660 (открытые маркетинговые исследования в электронной форме) на поставку дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства), положений Закона №223-ФЗ, в части положений извещения и неправомерного признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения,

УСТАНОВИЛА:

18.01.2021 года в адрес Костромского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика (комиссии Заказчика) при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 32009554660 на право заключения договора на поставку дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства).

Согласно представленным материалам, 24.12.2020 г. на официальном сайте в сети «Интернет» в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru, ПАО «Газпром» размещен проект изменения извещения о закупке № 32009554660 «01565_Поставка дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства)».

Заявитель обжалует действия Заказчика (комиссии Заказчика), а именно.

  1. Заказчиком выбран способ организации закупки для СМП в виде неконкурентной закупки, не соответствующий условиям Положения, Закона № 223-ФЗ, Постановлению Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 г.;
  2. Необоснованное отклонение заявки Заявителя с более выгодной ценой по пункту 6 Методики, так как заявка другого участника не был отклонена по этому критерию.
  3. В протоколе подведения итогов не отражена конкретная причина отклонения заявки Заявителя.

Представитель ПАО «Газпром», присутствовавший при рассмотрении настоящего дела, в возражении на жалобу заявителя пояснили, что считает довод необоснованным, так как действия Заказчика и Комиссией были осуществлены в строгом соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупках, документацией.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, установила:

1) Закон №223-ФЗ, в соответствии со статьей 8 вступил в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Пунктами 1-3 статьи 2 Закона №223-ФЗ указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупке утверждается: высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания.

В соответствии с Законом №223-ФЗ, Заказчиком в установленный срок было утверждено и опубликовано положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение о закупках).

При проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 32009554660 на право заключения договора на поставку дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) Заказчик (Комиссия Заказчика) руководствовался положением о закупках.

Данные документы размещены на официальном сайте, и были доступны всем участникам заказа.

2) Согласно части 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст.18.1 Закона №135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

По первому доводу Заявителя было установлено следующее.

Закон №223-ФЗ предписывает осуществлять конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), в электронной форме (часть 2 статьи 3 Закона №223-ФЗ). Для конкурентных закупок с участием СМП в электронной форме Закон о закупках установил исчерпывающий перечень способов конкурентной закупки: конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме (часть 2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ).

Требования к осуществлению неконкурентных закупок, участниками которых могут быть исключительно СМП, и перечень способов таких неконкурентных закупок Закон № 223-ФЗ не содержит.

При этом Закон № 223-ФЗ также не содержит запрета и не ограничивает Заказчика в праве проводить наряду с конкурентными закупками в электронной форме способами, предусмотренными частью 2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, неконкурентные закупки у СМП способами, предусмотренными положением о закупках.

Согласно пункту 1.2.35 Положения о закупках маркетинговые исследования - способ неконкурентной закупки, при котором заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).

Пунктом 18.1 Положения о закупках закреплено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных Положением о закупках торгов (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) в электронной форме, а также иных способов неконкурентных закупок.

Согласно пункту 6.8.9 Положения о закупках маркетинговые исследования применяются в случае, если проводится закупка товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, тогда как пункт 15.13 Положения о закупках устанавливает особенности проведения указанного способа закупки.

Так, в силу п. 4 Положения об особенностях участия субъектов в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Постановление № 1352) проведение закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (подпункт «б» пункта 4 Постановления № 1352), возможно как путем проведения торгов, так и иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке.

Таким образом, возможность проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотренными Положением о закупках способами неконкурентных закупок прямо предусмотрена Постановление № 1352.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона №223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках. Положением о закупках могут быть предусмотрены как конкурентные, так и неконкурентные способы закупок.

Положением о закупках предусмотрены неконкурентные способы закупок, в том числе такой способ как маркетинговые исследования.

Как указал Верховный Суд РФ в определении от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 по делу № А403315/2016: «Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Министерство финансов России в письме от 24.06.2019 № 24-04-08/45747 также подтвердило право заказчика осуществлять закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения неконкурентной процедуры.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона №223-ФЗ, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.».

В связи с изложенным закупка на поставку дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) была правомерно проведена предусмотренным Положением о закупках в соответствии с пунктом 4 Постановление № 1352 и Законом №223-ФЗ способом неконкурентной закупки – маркетинговые исследования.

Следовательно, Заказчик при выборе способа проведения закупочной процедуры не допустил нарушений Закона №223-ФЗ.

На основании данного этого Комиссия считает данный довод необоснованным.

По второму доводу Заявителя установлено следующее.

Согласно Протоколу подведения итогов закупки от 29.12.2020 № 1/0001/20/4.3/0001565/ГТрубИнвест/ПР/ГОС/Э/06.10.2020 (далее - итоговый протокол), закупочной комиссией принято решение отклонить заявку Заявителя (второй идентификационный номер участника закупки) по основаниям, предусмотренным пунктом 6 раздела 1 «Анализ Заявки на предмет соответствия Участника и состава заявки требованиям документации» Приложения 3 к документации о закупке «Методика анализа и оценки Заявок участников» (далее - Методика анализа и оценки заявок).

Согласно пункту 2.5.2 документации о закупке рассмотрение и оценка заявок на участие в закупке проводится в соответствии с условиями, указанными в Методике анализа и оценки заявок. При этом, руководствуясь пунктом 2.5.7 документации о закупке, Комиссия по маркетинговым исследованиям вправе отклонить заявки на участие в закупке в соответствии с разделом 1 Методики анализа о оценки заявок.

В соответствии с пунктом 6 раздела 1 Методики анализа и оценки заявок при рассмотрении заявки на участие в закупке проверяется полнота состава заявки на участие в закупке. При этом в качестве основания для отклонения заявки на участие в закупке установлено отсутствие заполненных форм в указанных форматах, несоответствие представленных в форме сведений требованиям формы или недостоверность представленных сведений, в том числе:

- Форма 1 «Письмо о подаче заявки.doc»;

- Приложение к Форме 1 «Коммерческое предложение (Таблица 1.xl)s»;

- Приложение к Форме 1 «Техническое предложение (Таблица 2.xls)».

Согласно пункту 3.1.1 документации о закупке письмо о подаче заявки на участие в закупке должно быть подготовлено в строгом соответствии с формой, установленной в документации о закупке – Форма 1 «Письмо о подаче заявки» (далее – Форма 1).

Правила заполнения Формы 1 установлены в пунктах 4.1 документации о закупке.

Правила заполнения Приложений к Форме 1, которое, в свою очередь, состоит из Коммерческого предложения и Технического предложения, установлены в пункте 4.1.1 документации:

      1. Технико-коммерческое предложение на товар, предлагаемый к поставке. (Приложение к Форме 1)

Таблица 1:

Шаблон данной формы для подачи ценового предложения представлен в Приложении 2 «Техническая часть» - «Приложение к Форме 1 Коммерческое предложение Таблица 1.xls»

Таблица 2:

Номера и наименования пунктов (1)

Требования Заказчика (2)

Предложения Участника (3)

Общие требования к товару

   

   

В примечаниях к таблице 2 прямо установлено, что предложение участника должно содержать все требования, указанные в Технической части.

В состав Технической части входит Техническое задание на поставку дисковых ножей, которое включает в себя: требования Заказчика к безопасности товара, к техническим, функциональным, качественным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, условиям отгрузки товара, а также иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара и необходимые для заполнения Технического предложения.

Комиссией Костромского УФАС России установлено, что в нарушение требований пунктов 3.1.1, 4.1.1 документации о закупке Заявитель не представил в составе заявки надлежащим образом оформленную таблицу 2.

Победитель закупки представил в составе заявки Приложение к Форме 1 «Техническое предложение (Таблица 2.xls)» в соответствии с требованиями для заполнения указанной формы, определенными пунктами 3.1.1, 4.1.1 документации о закупке.

Учитывая вышеизложенное, закупочная комиссия правомерно отклонила заявку на участие в закупке Заявителя по основанию, предусмотренному в пункте 6 раздела 1 Методики анализа и оценки заявки.

Таким образом, второй довод заявителя признан обоснованным.

По третьему доводу Заявителя установлено следующее.

Согласно итоговому протоколу Комиссия по маркетинговым исследованиям ПАО «Газпром» (далее — Комиссия) рассмотрела предложения Участников, содержащиеся в Заявках, заключения и рекомендации экспертов и решила:

Идентификационный номер Участника

Решение Комиссии о допуске/отклонении Заявки

1

Допустить

2

Отклонить по п. 6 Методики

Порядок проведения неконкурентной закупки в форме маркетинговых исследований урегулирован главой 15 Положения о закупках.

Пунктом 15.9.10 Положения о закупках определено, что по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках закупки, проведенных Организатором, закупочная комиссия вправе отклонить заявку на участие в маркетинговых исследованиях.

В соответствии с пунктом 15.10.1 Положения о закупках решение закупочной комиссии оформляется протоколом, в котором, помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, организатора, заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки), должны содержаться сведения: о месте, дате, времени проведения процедуры открытия доступа к заявкам участников (вскрытия заявок на участие в маркетинговых исследованиях), присвоенный в соответствии с п. 15.7.5 идентификационный номер участников (без указания наименования и места нахождения (для юридических лиц), фамилии, имени отчества, места жительства (для физических лиц) таких участников); о принятом решении, в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются присвоенный в соответствии с п. 15.7.5 идентификационный номер участника и цена предложения участника, подавшего заявку на участие в маркетинговых исследованиях, признанная лучшей.

Установленные в Методике анализа и оценки заявок основания для отклонения в равной степени применяются ко всем участникам закупки.

Таким образом, содержание итогового протокола соответствует требованиям, предъявляемым по неконкурентным закупкам, установленным в Положении о закупках, и не противоречит Закону №223-ФЗ.

Таким образом, данный довод Заявителя признан необоснованным.

Жалоба заявителя признается Комиссией Костромского УФАС России необоснованной.

В связи с вышеуказанным и руководствуясь положениями Закона №223-ФЗ, частью 20 статьи 18.1, статьей 23, Закона 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО ТД «Челябинский завод Специнструмента» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председателя Комиссии

О.В. Ревельцев

Члены Комиссии

А.А. Шулепникова

А.И. Суясов

Связанные организации

Связанные организации не указаны