Решение №389/05 Признать жалобу необоснованной от 8 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
||
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Костромской области пер. Кадыевский, 4, г. Кострома, 156000 тел. (4942) 35-53-55, факс (4942) 35-53-55 e-mail: to44@fas.gov.ru _______________ № _________________ На № ___________ от _________________ |
Заказчик: Открытое акционерное общество «Газпромтрубинвест» ____________________________________ ул. Магистральная, д. 1, г. Волгореченск, Костромская область, 156901 e-mail: K.Ivanov@adm.gazprom.ru Организатор конкурентного отбора: ПАО «Газпром» ____________________________________ ул., Намёткина, д. 16, г. Москва, 117420 Заявитель: ООО ТД «Челябинский завод Специнструмента» ____________________________________ Свердловский тракт, д. 7 Б., г. Челябинск, 454091 e-mail: tender@chelzsi.ru info@patent-law.ru Электронная площадка: Электронная торговая площадка Группа Газпромбанка ____________________________________ e-mail: info@etpgpb.ru |
|
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №044/07/3-24/2021
Резолютивная часть решения оглашена «03» февраля 2021 г.
В полном объеме решение изготовлено «___» февраля 2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Костромское УФАС России) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) и ст.18.1, ст.41 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) в составе:
Председатель Комиссии: |
Ревельцев О.В. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области. |
Члены Комиссии: |
Шулепникова А.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа; Суясов А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа; |
рассмотрев в присутствии представителя организатора конкурентной закупки, представителей Заявителя, в отсутствии представителя Заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, настоящее дело, возбужденное по жалобе заявителя о нарушении Заказчиком (комиссией Заказчика) при проведении закупки № 32009554660 (открытые маркетинговые исследования в электронной форме) на поставку дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства), положений Закона №223-ФЗ, в части положений извещения и неправомерного признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения,
УСТАНОВИЛА:
18.01.2021 года в адрес Костромского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика (комиссии Заказчика) при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 32009554660 на право заключения договора на поставку дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства).
Согласно представленным материалам, 24.12.2020 г. на официальном сайте в сети «Интернет» в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru, ПАО «Газпром» размещен проект изменения извещения о закупке № 32009554660 «01565_Поставка дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства)».
Заявитель обжалует действия Заказчика (комиссии Заказчика), а именно.
- Заказчиком выбран способ организации закупки для СМП в виде неконкурентной закупки, не соответствующий условиям Положения, Закона № 223-ФЗ, Постановлению Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 г.;
- Необоснованное отклонение заявки Заявителя с более выгодной ценой по пункту 6 Методики, так как заявка другого участника не был отклонена по этому критерию.
- В протоколе подведения итогов не отражена конкретная причина отклонения заявки Заявителя.
Представитель ПАО «Газпром», присутствовавший при рассмотрении настоящего дела, в возражении на жалобу заявителя пояснили, что считает довод необоснованным, так как действия Заказчика и Комиссией были осуществлены в строгом соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупках, документацией.
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, установила:
1) Закон №223-ФЗ, в соответствии со статьей 8 вступил в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Пунктами 1-3 статьи 2 Закона №223-ФЗ указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупке утверждается: высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания.
В соответствии с Законом №223-ФЗ, Заказчиком в установленный срок было утверждено и опубликовано положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение о закупках).
При проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме № 32009554660 на право заключения договора на поставку дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) Заказчик (Комиссия Заказчика) руководствовался положением о закупках.
Данные документы размещены на официальном сайте, и были доступны всем участникам заказа.
2) Согласно части 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст.18.1 Закона №135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По первому доводу Заявителя было установлено следующее.
Закон №223-ФЗ предписывает осуществлять конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), в электронной форме (часть 2 статьи 3 Закона №223-ФЗ). Для конкурентных закупок с участием СМП в электронной форме Закон о закупках установил исчерпывающий перечень способов конкурентной закупки: конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме (часть 2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ).
Требования к осуществлению неконкурентных закупок, участниками которых могут быть исключительно СМП, и перечень способов таких неконкурентных закупок Закон № 223-ФЗ не содержит.
При этом Закон № 223-ФЗ также не содержит запрета и не ограничивает Заказчика в праве проводить наряду с конкурентными закупками в электронной форме способами, предусмотренными частью 2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, неконкурентные закупки у СМП способами, предусмотренными положением о закупках.
Согласно пункту 1.2.35 Положения о закупках маркетинговые исследования - способ неконкурентной закупки, при котором заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).
Пунктом 18.1 Положения о закупках закреплено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных Положением о закупках торгов (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) в электронной форме, а также иных способов неконкурентных закупок.
Согласно пункту 6.8.9 Положения о закупках маркетинговые исследования применяются в случае, если проводится закупка товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, тогда как пункт 15.13 Положения о закупках устанавливает особенности проведения указанного способа закупки.
Так, в силу п. 4 Положения об особенностях участия субъектов в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Постановление № 1352) проведение закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (подпункт «б» пункта 4 Постановления № 1352), возможно как путем проведения торгов, так и иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке.
Таким образом, возможность проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотренными Положением о закупках способами неконкурентных закупок прямо предусмотрена Постановление № 1352.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона №223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках. Положением о закупках могут быть предусмотрены как конкурентные, так и неконкурентные способы закупок.
Положением о закупках предусмотрены неконкурентные способы закупок, в том числе такой способ как маркетинговые исследования.
Как указал Верховный Суд РФ в определении от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 по делу № А403315/2016: «Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Министерство финансов России в письме от 24.06.2019 № 24-04-08/45747 также подтвердило право заказчика осуществлять закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения неконкурентной процедуры.
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона №223-ФЗ, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.».
В связи с изложенным закупка на поставку дисковых ножей для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) была правомерно проведена предусмотренным Положением о закупках в соответствии с пунктом 4 Постановление № 1352 и Законом №223-ФЗ способом неконкурентной закупки – маркетинговые исследования.
Следовательно, Заказчик при выборе способа проведения закупочной процедуры не допустил нарушений Закона №223-ФЗ.
На основании данного этого Комиссия считает данный довод необоснованным.
По второму доводу Заявителя установлено следующее.
Согласно Протоколу подведения итогов закупки от 29.12.2020 № 1/0001/20/4.3/0001565/ГТрубИнвест/ПР/ГОС/Э/06.10.2020 (далее - итоговый протокол), закупочной комиссией принято решение отклонить заявку Заявителя (второй идентификационный номер участника закупки) по основаниям, предусмотренным пунктом 6 раздела 1 «Анализ Заявки на предмет соответствия Участника и состава заявки требованиям документации» Приложения 3 к документации о закупке «Методика анализа и оценки Заявок участников» (далее - Методика анализа и оценки заявок).
Согласно пункту 2.5.2 документации о закупке рассмотрение и оценка заявок на участие в закупке проводится в соответствии с условиями, указанными в Методике анализа и оценки заявок. При этом, руководствуясь пунктом 2.5.7 документации о закупке, Комиссия по маркетинговым исследованиям вправе отклонить заявки на участие в закупке в соответствии с разделом 1 Методики анализа о оценки заявок.
В соответствии с пунктом 6 раздела 1 Методики анализа и оценки заявок при рассмотрении заявки на участие в закупке проверяется полнота состава заявки на участие в закупке. При этом в качестве основания для отклонения заявки на участие в закупке установлено отсутствие заполненных форм в указанных форматах, несоответствие представленных в форме сведений требованиям формы или недостоверность представленных сведений, в том числе:
- Форма 1 «Письмо о подаче заявки.doc»;
- Приложение к Форме 1 «Коммерческое предложение (Таблица 1.xl)s»;
- Приложение к Форме 1 «Техническое предложение (Таблица 2.xls)».
Согласно пункту 3.1.1 документации о закупке письмо о подаче заявки на участие в закупке должно быть подготовлено в строгом соответствии с формой, установленной в документации о закупке – Форма 1 «Письмо о подаче заявки» (далее – Форма 1).
Правила заполнения Формы 1 установлены в пунктах 4.1 документации о закупке.
Правила заполнения Приложений к Форме 1, которое, в свою очередь, состоит из Коммерческого предложения и Технического предложения, установлены в пункте 4.1.1 документации:
-
-
- Технико-коммерческое предложение на товар, предлагаемый к поставке. (Приложение к Форме 1)
-
Таблица 1:
Шаблон данной формы для подачи ценового предложения представлен в Приложении 2 «Техническая часть» - «Приложение к Форме 1 Коммерческое предложение Таблица 1.xls»
Таблица 2:
Номера и наименования пунктов (1) |
Требования Заказчика (2) |
Предложения Участника (3) |
Общие требования к товару |
||
… |
В примечаниях к таблице 2 прямо установлено, что предложение участника должно содержать все требования, указанные в Технической части.
В состав Технической части входит Техническое задание на поставку дисковых ножей, которое включает в себя: требования Заказчика к безопасности товара, к техническим, функциональным, качественным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, условиям отгрузки товара, а также иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара и необходимые для заполнения Технического предложения.
Комиссией Костромского УФАС России установлено, что в нарушение требований пунктов 3.1.1, 4.1.1 документации о закупке Заявитель не представил в составе заявки надлежащим образом оформленную таблицу 2.
Победитель закупки представил в составе заявки Приложение к Форме 1 «Техническое предложение (Таблица 2.xls)» в соответствии с требованиями для заполнения указанной формы, определенными пунктами 3.1.1, 4.1.1 документации о закупке.
Учитывая вышеизложенное, закупочная комиссия правомерно отклонила заявку на участие в закупке Заявителя по основанию, предусмотренному в пункте 6 раздела 1 Методики анализа и оценки заявки.
Таким образом, второй довод заявителя признан обоснованным.
По третьему доводу Заявителя установлено следующее.
Согласно итоговому протоколу Комиссия по маркетинговым исследованиям ПАО «Газпром» (далее — Комиссия) рассмотрела предложения Участников, содержащиеся в Заявках, заключения и рекомендации экспертов и решила:
|
|
||
1 |
Допустить |
||
2 |
Отклонить по п. 6 Методики |
Порядок проведения неконкурентной закупки в форме маркетинговых исследований урегулирован главой 15 Положения о закупках.
Пунктом 15.9.10 Положения о закупках определено, что по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках закупки, проведенных Организатором, закупочная комиссия вправе отклонить заявку на участие в маркетинговых исследованиях.
В соответствии с пунктом 15.10.1 Положения о закупках решение закупочной комиссии оформляется протоколом, в котором, помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, организатора, заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки), должны содержаться сведения: о месте, дате, времени проведения процедуры открытия доступа к заявкам участников (вскрытия заявок на участие в маркетинговых исследованиях), присвоенный в соответствии с п. 15.7.5 идентификационный номер участников (без указания наименования и места нахождения (для юридических лиц), фамилии, имени отчества, места жительства (для физических лиц) таких участников); о принятом решении, в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются присвоенный в соответствии с п. 15.7.5 идентификационный номер участника и цена предложения участника, подавшего заявку на участие в маркетинговых исследованиях, признанная лучшей.
Установленные в Методике анализа и оценки заявок основания для отклонения в равной степени применяются ко всем участникам закупки.
Таким образом, содержание итогового протокола соответствует требованиям, предъявляемым по неконкурентным закупкам, установленным в Положении о закупках, и не противоречит Закону №223-ФЗ.
Таким образом, данный довод Заявителя признан необоснованным.
Жалоба заявителя признается Комиссией Костромского УФАС России необоснованной.
В связи с вышеуказанным и руководствуясь положениями Закона №223-ФЗ, частью 20 статьи 18.1, статьей 23, Закона 135-ФЗ, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ТД «Челябинский завод Специнструмента» необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя Комиссии |
О.В. Ревельцев |
Члены Комиссии |
А.А. Шулепникова А.И. Суясов |