Решение №044/06/99-616/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 044/06/99-616/2021 от 19.01.2022 от 19 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 044/06/99-616/2021
19.01.2022 г. г. Кострома
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
|
|
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Заказчик), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно материалам дела, 30.11.2021 г. на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области (№ закупки 0841200000721001972).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 81 748 272 рублей 15 копеек.
В адрес Костромского УФАС России поступила информация о нарушениях Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе документации об аукционе в электронной форме установлена зависимость оказания исполнителем услуг от условия заключения им же договора с третьим лицом. Считает неправомерным указывать такие требования. Также заказчиком не установлен ряд требований к оказываемым услугам, оборудованию (полный текст приобщен в материалы дела).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Костромским УФАС России проведена внеплановая проверка.
В связи с необходимостью дополнительного изучения сведений, представленных на заседание 28.12.2021 года, Комиссия продлила срок проведения внеплановой проверки на основании Приказа Костромского УФАС России.
В результате проведенной внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право получать услуги в сфере навигационной деятельности в установленном ими порядке.
Распоряжением Администрации Костромской области от 28.12.2012 № 259-ра «Об утверждении перечня транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации на основе технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с подключением к региональной навигационно-информационной системе Костромской области» (далее по тексту - Распоряжение № 259-ра) утвержден перечень транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - аппаратура спутниковой навигации) с подключением к региональной навигационно-информационной системе Костромской области (далее - РНИС Костромской области) через Региональный навигационный информационный центр Костромской области (далее - РНИЦ Костромской области), закрепленных в установленном порядке за исполнительными органами государственной власти Костромской области, подведомственными им государственными предприятиями и учреждениями Костромской области (далее - подведомственные предприятия и учреждения), а также принадлежащих иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Костромской области.
Руководствуясь подпунктом 2 пункта 2 Распоряжения № 259-ра, исполнительным органам государственной власти Костромской области, в подведомственных предприятиях и учреждениях которых в установленном порядке закреплены транспортные средства, подлежащие оснащению аппаратурой спутниковой навигации и подключению к РНИС Костромской области через РНИЦ Костромской области при оснащении транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечить их подключение к РНИС Костромской области для передачи информации о работе транспортных средств на автоматизированные рабочие места органов государственной власти и/или органов местного самоуправления, экстренных служб Костромской области и муниципальных образований Костромской области в целях повышения безопасности и эффективности перевозок автомобильным транспортом, а также в автоматизированный центр контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Территориальный отдел транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа.
Распоряжением Администрации Костромской области от 09.11.2012 № 209-ра «Об утверждении Положения о региональной навигационно-информационной системе Костромской области» (далее - Распоряжение № 209-ра) утверждено Положение о региональной навигационно-информационной системе Костромской области (далее - Положение).
Согласно пункту 5 главы 2 Положения, РНИС представляет собой единую автоматизированную навигационно-информационную систему на территории Костромской области, предназначенную для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации.
РНИС имеет модульную структуру, которая разворачивается на технологической платформе РНИЦ Костромской области.
Подпунктом 2 пункта 4 Положения установлено, что в рамках достижения целей создания РНИС на технологической платформе Регионального навигационного информационного центра (далее - РНИЦ) Костромской области обеспечивается, в том числе, решение следующих основных задач:
2) обеспечение в ежедневном режиме передачи мониторинговой информации от установленной на транспортные средства пользователей РНИС аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS напрямую на телематический сервер РНИЦ Костромской области, за исключением транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, с аппаратуры спутниковой навигации которых мониторинговая информация передается на телематический сервер РНИЦ Костромской области путем ретрансляции с телематического сервера оператора Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
Согласно пункту 7 Положения, в процессе функционирования и использования РНИС участниками информационного взаимодействия являются:
1) оператор РНИС;
2) обладатель информации, содержащейся в РНИС;
3) пользователи РНИС.
Пользователями РНИС, в соответствии с пунктом 9 Положения) являются:
- исполнительные органы государственной власти Костромской области и подведомственные им организации и учреждения;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и подведомственные им организации и учреждения;
- иные организации различных форм собственности, индивидуальные предприниматели;
- Ространснадзор;
- экстренные и оперативные службы Костромской области и муниципальных образований Костромской области;
- иные федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и (или) подведомственные им организации;
- физические лица.
Использование РНИС осуществляется на основании договоров (соглашений, контрактов) на оказание услуг в сфере навигационной деятельности между оператором РНИС и пользователями РНИС. Заключение договоров с пользователями РНИС является для оператора РНИС обязательным (пункт 10 Положения).
Согласно пункту 1 раздела 2 документации об аукционе в электронной форме установлены общие условия выполнения работ, в том числе установлено, что требования к транспортным средствам, предполагаемым для выполнения работ, указаны в пункте 3 настоящего раздела.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 установлены требования к транспортным средствам, предполагаемым к использованию для выполнения работ, и их количеству. Транспортные средства должны быть допущены к эксплуатации в установленном порядке. Транспортные средства должны соответствовать обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации» (далее – Постановление № 2216) утверждены Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации (далее – Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.
Согласно пункта 3 Правил транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:
а) соответствует требованиям технического регламента;
б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система):
- в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта;
- в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи);
в) предусматривает наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
Пунктом 10 Правил установлено, что информационное взаимодействие оператора системы и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по вопросам передачи информации, предусмотренной настоящими Правилами, определяется соглашением, заключаемым оператором системы и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с условиями Контракта (подпункт 14 пункта 5.4), Подрядчик обязан обеспечить взаимодействие с оператором региональной навигационно-информационной системы Костромской области в соответствии с приложением № 15 к Контракту.
В соответствии с приложением № 15 «Взаимодействие с оператором информационной системы навигации», взаимодействие с оператором информационной системы навигации регламентируется договором оказания услуг, заключаемым между Подрядчиком и оператором информационной системы навигации.
Применяемая информационная система навигации должна:
- обеспечивать использование приборов спутникового мониторинга в соответствии с Федеральным законом от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности»;
- обеспечить установку на ТС аппаратуры, отвечающей за идентификацию выхода автобуса на маршрут, соответствующий заданию (маршруту) и передачу данных по маршруту в отчеты, позволяющие отслеживать количество сделанных рейсов, время выполнения рейсов и идентифицировать ТС, выполняющее рейс. Идентификация маршрута должна осуществляться водителем в соответствии с путевым заданием (заданием на маршрут). При сходе с маршрута или смене маршрута, водитель должен иметь возможность оперативно изменить данные о маршруте, на котором он находится. Устанавливаемая аппаратура должна иметь возможность вывода информации на световые индикаторы номера маршрута и автоинформатор, расположенные на автобусе (при их наличии).
- обеспечить передачу данных о местонахождении и работе ТС в режиме реального времени в региональную навигационно-информационную систему Костромской области.
В своих пояснениях Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области указал, что оператор РНИС Костромской области на регулярной основе обязан размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» условия заключения договоров с пользователями РНИС Костромской области с указанием установочных тарифов на услуги. На официальном сайте оператора – www.rdc44.ru, размещена информация об условиях заключения договора с оператором РНИС КО, а также приведены тарифы. В расчете начальной (максимальной) цены контракта не содержатся затраты Подрядчика на ретрансляцию мониторинговой информации из ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в РНИЦ КО.
В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Комиссией Костромского УФАС России установлено, что нормативные правовые акты Костромской области не предусматривают обязанность оператора РНИС КО заключить договор по конкретным условиям, что согласуется с доводом Заявителя. Это также противоречит принципу свободы договора, установленному в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Например, доказательств и документов, подтверждающих то, что цены оператора РНИС КО постоянны и не могут измениться на заседание Комиссии Костромского УФАС России Заказчиком не представлено, распоряжениями № 209-ра и 259-ра не установлено. В документации об аукционе в электронной форме надлежащий порядок взаимодействия через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" не соблюден.
Согласно данным с сайта www.rdc44.ru, РНИЦ Костромской области установлен тариф на диспетчерское сопровождение Заказчика + Техническое сопровождение АСН (мониторинг перемещения и контроль состояния ТС) - 634 рубля за единицу транспортного средства (с 01.09.2021 года), 684 рубля за единицу транспортного средства (с 01.02.2022 года).
Результат оказания услуг по электронному аукциону поставлен под условие заключения договора с третьим лицом (оператор РНИС КО), которое со своей стороны не обязано в силу закона заключить такой договор, а также гарантировать установление стоимости своих услуг, в сумме, предусмотренном заказчиком при определении начальной цены контракта, а также может применить иные условия договора, поскольку не ограничены какими-либо условиями с Заказчиком.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования статьи 7 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно сведений из ЕИС, 20.12.2021 года между Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области и Государственным предприятием Костромской области «Костромское пассажирское автотранспортное предприятие № 3» заключен контракт № 14-2022-1792 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области.
В связи с тем, что контракт по закупке заключен, оснований для выдачи предписания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 7, 64, 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
- Признать Заказчика нарушившим требования статьи 7 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
- Предписание не выдавать в связи с тем, что контракт по результатам проведения закупки на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области заключен 20.12.2021 года.
- Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения виновных лиц Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.