Решение №044/06/99-616/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 044/06/99-616/2021 от 19.01.2022 от 19 января 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 044/06/99-616/2021

 

19.01.2022 г.                                                                                                                     г. Кострома

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

 

 

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Заказчик), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно материалам дела, 30.11.2021 г. на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области (№ закупки 0841200000721001972).

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 81 748 272 рублей 15 копеек.

В адрес Костромского УФАС России поступила информация о нарушениях Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе документации об аукционе в электронной форме  установлена зависимость оказания исполнителем услуг от условия заключения им же договора с третьим лицом. Считает неправомерным указывать такие требования. Также заказчиком не установлен ряд требований к оказываемым услугам, оборудованию (полный текст приобщен в материалы дела).

В соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Костромским УФАС России проведена внеплановая проверка.

В связи с необходимостью дополнительного изучения сведений, представленных на заседание 28.12.2021 года, Комиссия продлила срок проведения внеплановой проверки на основании Приказа Костромского УФАС России.

В результате проведенной внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно статье 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Объектом закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право получать услуги в сфере навигационной деятельности в установленном ими порядке.

Распоряжением Администрации Костромской области от 28.12.2012 № 259-ра «Об утверждении перечня транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации на основе технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с подключением к региональной навигационно-информационной системе Костромской области» (далее по тексту - Распоряжение № 259-ра) утвержден перечень транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - аппаратура спутниковой навигации) с подключением к региональной навигационно-информационной системе Костромской области (далее - РНИС Костромской области) через Региональный навигационный информационный центр Костромской области (далее - РНИЦ Костромской области), закрепленных в установленном порядке за исполнительными органами государственной власти Костромской области, подведомственными им государственными предприятиями и учреждениями Костромской области (далее - подведомственные предприятия и учреждения), а также принадлежащих иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Костромской области.

Руководствуясь подпунктом 2 пункта 2 Распоряжения № 259-ра, исполнительным органам государственной власти Костромской области, в подведомственных предприятиях и учреждениях которых в установленном порядке закреплены транспортные средства, подлежащие оснащению аппаратурой спутниковой навигации и подключению к РНИС Костромской области через РНИЦ Костромской области при оснащении транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечить их подключение к РНИС Костромской области для передачи информации о работе транспортных средств на автоматизированные рабочие места органов государственной власти и/или органов местного самоуправления, экстренных служб Костромской области и муниципальных образований Костромской области в целях повышения безопасности и эффективности перевозок автомобильным транспортом, а также в автоматизированный центр контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Территориальный отдел транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа.

Распоряжением Администрации Костромской области от 09.11.2012 № 209-ра «Об утверждении Положения о региональной навигационно-информационной системе Костромской области» (далее - Распоряжение № 209-ра) утверждено Положение о региональной навигационно-информационной системе Костромской области (далее - Положение).

Согласно пункту 5 главы 2 Положения, РНИС представляет собой единую автоматизированную навигационно-информационную систему на территории Костромской области, предназначенную для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации.

РНИС имеет модульную структуру, которая разворачивается на технологической платформе РНИЦ Костромской области.

Подпунктом 2 пункта 4 Положения установлено, что в рамках достижения целей создания РНИС на технологической платформе Регионального навигационного информационного центра (далее - РНИЦ) Костромской области обеспечивается, в том числе, решение следующих основных задач:

2) обеспечение в ежедневном режиме передачи мониторинговой информации от установленной на транспортные средства пользователей РНИС аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS напрямую на телематический сервер РНИЦ Костромской области, за исключением транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, с аппаратуры спутниковой навигации которых мониторинговая информация передается на телематический сервер РНИЦ Костромской области путем ретрансляции с телематического сервера оператора Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

Согласно пункту 7 Положения, в процессе функционирования и использования РНИС участниками информационного взаимодействия являются:

1) оператор РНИС;

2) обладатель информации, содержащейся в РНИС;

3) пользователи РНИС.

Пользователями РНИС, в соответствии с пунктом 9 Положения) являются:

  1. исполнительные органы государственной власти Костромской области и подведомственные им организации и учреждения;
  2. органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и подведомственные им организации и учреждения;
  3. иные организации различных форм собственности, индивидуальные предприниматели;
  4. Ространснадзор;
  5. экстренные и оперативные службы Костромской области и муниципальных образований Костромской области;
  6. иные федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и (или) подведомственные им организации;
  7. физические лица.

Использование РНИС осуществляется на основании договоров (соглашений, контрактов) на оказание услуг в сфере навигационной деятельности между оператором РНИС и пользователями РНИС. Заключение договоров с пользователями РНИС является для оператора РНИС обязательным (пункт 10 Положения).

Согласно пункту 1 раздела 2 документации об аукционе в электронной форме установлены общие условия выполнения работ, в том числе установлено, что требования к транспортным средствам, предполагаемым для выполнения работ, указаны в пункте 3 настоящего раздела.

В соответствии с пунктом 3 раздела 2 установлены требования к транспортным средствам, предполагаемым к использованию для выполнения работ, и их количеству. Транспортные средства должны быть допущены к эксплуатации в установленном порядке. Транспортные средства должны соответствовать обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации» (далее – Постановление № 2216) утверждены Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации (далее – Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.

Согласно пункта 3 Правил транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:

а) соответствует требованиям технического регламента;

б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система):

  • в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта;
  • в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи);

в) предусматривает наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.

Пунктом 10 Правил установлено, что информационное взаимодействие оператора системы и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по вопросам передачи информации, предусмотренной настоящими Правилами, определяется соглашением, заключаемым оператором системы и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с условиями Контракта (подпункт 14 пункта 5.4), Подрядчик обязан обеспечить взаимодействие с оператором региональной навигационно-информационной системы Костромской области в соответствии с приложением № 15 к Контракту.

В соответствии с приложением № 15 «Взаимодействие с оператором информационной системы навигации», взаимодействие с оператором информационной системы навигации регламентируется договором оказания услуг, заключаемым между Подрядчиком и оператором информационной системы навигации.

Применяемая информационная система навигации должна:

  • обеспечивать использование приборов спутникового мониторинга в соответствии с Федеральным законом от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности»;
  • обеспечить установку на ТС аппаратуры, отвечающей за идентификацию выхода автобуса на маршрут, соответствующий заданию (маршруту) и передачу данных по маршруту в отчеты, позволяющие отслеживать количество сделанных рейсов, время выполнения рейсов и идентифицировать ТС, выполняющее рейс. Идентификация маршрута должна осуществляться водителем в соответствии с путевым заданием (заданием на маршрут). При сходе с маршрута или смене маршрута, водитель должен иметь возможность оперативно изменить данные о маршруте, на котором он находится. Устанавливаемая аппаратура должна иметь возможность вывода информации на световые индикаторы номера маршрута и автоинформатор, расположенные на автобусе (при их наличии).
  • обеспечить передачу данных о местонахождении и работе ТС в режиме реального времени в региональную навигационно-информационную систему Костромской области.

В своих пояснениях Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области указал, что оператор РНИС Костромской области на регулярной основе обязан размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» условия заключения договоров с пользователями РНИС Костромской области с указанием установочных тарифов на услуги. На официальном сайте оператора – www.rdc44.ru, размещена информация об условиях заключения договора с оператором РНИС КО, а также приведены тарифы. В расчете начальной (максимальной) цены контракта не содержатся затраты Подрядчика на ретрансляцию мониторинговой информации из ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в РНИЦ КО.

В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Комиссией Костромского УФАС России установлено, что нормативные правовые акты Костромской области не предусматривают обязанность оператора РНИС КО заключить договор по конкретным условиям, что согласуется с доводом Заявителя. Это также противоречит принципу свободы договора, установленному в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Например, доказательств и документов, подтверждающих то, что цены оператора РНИС КО постоянны и не могут измениться на заседание Комиссии Костромского УФАС России Заказчиком не представлено, распоряжениями № 209-ра и 259-ра не установлено.      В документации об аукционе в электронной форме надлежащий порядок взаимодействия через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС"           не соблюден.

Согласно данным с сайта www.rdc44.ru, РНИЦ Костромской области установлен тариф на диспетчерское сопровождение Заказчика + Техническое сопровождение АСН (мониторинг перемещения и контроль состояния ТС) - 634 рубля за единицу транспортного средства (с 01.09.2021 года), 684 рубля за единицу транспортного средства (с 01.02.2022 года).

Результат оказания услуг по электронному аукциону поставлен под условие заключения договора с третьим лицом (оператор РНИС КО), которое со своей стороны не обязано в силу закона заключить такой договор, а также гарантировать установление стоимости своих услуг, в сумме, предусмотренном заказчиком при определении начальной цены контракта, а также может применить иные условия договора, поскольку не ограничены какими-либо условиями с Заказчиком.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования статьи 7 и пункта 1 части 1          статьи 64 Закона о контрактной системе, что образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Согласно сведений из ЕИС, 20.12.2021 года между Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области и Государственным предприятием Костромской области «Костромское пассажирское автотранспортное предприятие № 3» заключен контракт № 14-2022-1792 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области.

В связи с тем, что контракт по закупке заключен, оснований для выдачи предписания не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 7, 64, 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Заказчика нарушившим требования статьи 7 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  2. Предписание не выдавать в связи с тем, что контракт по результатам проведения закупки на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области заключен 20.12.2021 года.
  3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения виновных лиц Заказчика к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны