Решение №04-47/1370 Решение по делу 04-47/1370 в отношении ПАО «Костромская сбыт... от 29 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

ул. Калиновская, 38, г. Кострома, 156013

тел. (4942) 35-67-48, факс (4942) 35-67-48

e-mail: to44@fas.gov.ru

_______________ № ________________

На №____________ от _______________

ЗАО «Инвест-проект»

К. Либкнехта ул., д. 18,

пом. 2, г. Нерехта,

Костромская область, 157800

ПАО «Костромская

сбытовая компания»

Мира пр-т, 37-39/28, г. Кострома, 156013

 

ПАО «МРСК Центра»

2-я Ямская ул., д. 4, г. Москва, 127018

 

Филиал ПАО «МРСК Центра»-«Костромаэнерго»

пр. Мира, д. 53, г. Кострома, 156961

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-47/1370 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2018 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия; Костромское УФАС России) в составе:

председатель Комиссии:

___________, заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;

члены Комиссии:

____________, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области,

__________, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области,

в присутствии на заседании представителя филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго».

рассмотрев дело № 04-47/1370 по признакам нарушения ПАО «КСК» (156000, г. Кострома, пр-т Мира, д. 37-39/28) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Поводом для возбуждения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление публичного акционерного общества «МРСК Центра» (далее – ПАО «МРСК Центра», Сетевая организация) о нарушении публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» (далее – ПАО «КСК», Общество) антимонопольного законодательства в части нарушения порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении Закрытого акционерного общества «Инвест-проект» (далее – ЗАО «Инвест-проект», Заявитель, Предприятие), предусмотренного Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными по-становлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Правила № 442, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Из существа материалов заявления следует, что в адрес ПАО «МРСК Центра» от ПАО «КСК» поступило уведомление (от 30.03.2017 исх. №06-1-2/10/607) о необходимости введения в отношении ЗАО «Инвест-проект» ограничения режима потребления электроэнергии (до величины не превышающей 10% максимальной мощности) в связи с ненадлежащим исполнением Предприятием обязательств по оплате потребленной в рамках договора энергоснабжения от 01.07.2011 № 552 электрической энергии.

В заявлении ПАО «МРСК Центра» указано на то, что согласно Правил № 442, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложения, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил № 442 не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

ПАО «МРСК Центра» указывает на то, что ПАО «Костромская сбытовая компания» определило величину аварийной брони в размере 10% от максимальной мощности для указанного потребителя без согласования с ПАО «МРСК Центра». Снижение нагрузки потребления электрической энергии до уровня 10% от максимальной мощности не позволит Предприятию выполнять свои функции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

Дополнительно ПАО «МРСК Центра» сообщает, что в соответствии с абзацем 5 пункта 18 Правил ограничения режима потребления электрической энергии ограничение режима потребления потребителей, в отношении которых предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обязательств, не вводится до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств этих потребителей.

В своем обращении Сетевая организация просит провести проверку законности действий ПАО «КСК».

12.04.2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области с заявлением обратилось ЗАО «Инвест-проект» о нарушении публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» антимонопольного законодательства в части нарушения порядка введения частичного ограничения потреб-ления электрической энергии в отношении Предприятия, предусмотренного Правилами № 442.

Из существа материалов заявления следует, что в адрес ЗАО «Инвест-проект» поступило уведомление ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» о необходимости введения ограничения режима потребления в отношении объектов ЗАО «Инвест-проект» до уровня аварийной брони, указанной в приложении к уведомлению.

Основанием для направления данного уведомления послужило требование ПАО «Костромская сбытовая компания» от 30.03.2017г. № 06-1-2/607 о введении ограничения в связи с ненадлежащим исполнением ЗАО «Инвест-проект» обязательств по оплате.

В своем заявлении предприятие указывает, что снижение нагрузки потребления до уровня предложенной аварийной брони не позволит выполнять ЗАО «Инвест-проект» своих функций по предоставлению жилищно - коммунальных услуг, в связи с тем, что указанная нагрузка установлена ниже необходимого объема (необходимый расход потребления электрической энергии прилагается).

Функционирование объектов ЗАО "Инвест-проект" с учетом требований по бес-перебойной подачи коммунальных услуг надлежащего качества в условиях введения ограничения режима потребления электрической энергии создает угрозу срыва работы, что может повлечь угрозу жизни и здоровья людей.

Как указывает в своем заявлении ЗАО "Инвест-проект", своими действиями ПАО «Костромская сбытовая компания» нарушает не только права и законные интересы Предприятия, но и граждан, получающих жилищно- коммунальные услуги.

По результатам проведенной в рамках рассмотрения заявлений ПАО «МРСК Центра» и ЗАО «Инвест-проект» Костромским УФАС России проверки в действиях ПАО «КСК» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в направлении уведомлений о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии:

- от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 (в адрес ЗАО «Инвест-проект», вх. № 228 от 30.03.2017) и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-2/10/607 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

- от 20.11.2017 исх. № 06-1-2/8/1521 (в адрес ЗАО «Инвест-проект») и от 20.11.2017 г. исх. № 06-1-2/10/2347 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения ЗАО «Инвест-проект» по договору энергоснабжения № 552 от 01.07.2011, в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони, с нарушением порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении ЗАО «Инвест-проект», установленного законодательством, в том числе Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, результатом которого явилось (может явиться) ущемление прав и законных интересов ЗАО «Инвест-проект» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, добросовестно их оплачивающих.

Данная квалификация совершенного нарушения антимонопольного законодательства приведена в определении УФАС от 02.04.2018 г.

К участию в деле в качестве ответчика было привлечено ПАО «Костромская сбытовая компания», в качестве заявителя - филиал публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Костромаэнерго», ЗАО «Инвест-проект».

В рамках дела ПАО «КСК» пояснило (исх. 03-2/9/16677 от 23.11.2017 г.), что действующее законодательство предоставляет Гарантирующему поставщику право прекращать или ограничивать подачу электрической энергии в случае ее неоплаты потребителем.

В соответствии с п. 18 Правил № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов) ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления.

В пояснениях (исх. 03-2/9/216 от 12.01.2018 г.) ПАО «КСК» указывает, что при заключении договора энергоснабжения ЗАО «Инвест-проект» не предоставляло в адрес ПАО «Костромская сбытовая компания» акт согласования аварийной брони. Нормами действующего законодательства, регулирующими отношения по введению ограничения режима потребления электрической энергии, не предусмотрена процедура согласования уровня аварийной брони Гарантирующим поставщиком с Потребителем электрической энергии.

В связи с тем, что у ЗАО «Инвест-проект» отсутствует акт согласования аварийной брони, величина, до которой может быть введено ограничение режима потребления электрической энергии, была определена в соответствии с п. 18 Правил №442.

Так, при осуществлении технологического присоединения объектов ЗАО «Инвест-проект» к объектам электросетевого хозяйства филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» была определена величина максимальной мощности по каждой точке поставки. Указанная величина отражена в актах об осуществлении технологического присоединения, составленных потребителем и сетевой организацией.

При определении величины, до которой может быть введено ограничение режима потребления электрической энергии, ПАО «Костромская сбытовая компания» руководствовалось указанными данными.

Как указывает ПАО «КСК», в нарушение принятых на себя обязательств ЗАО «Инвест-проект» не оплачивалась приобретаемая электрическая энергия, в результате чего, по состоянию на 20.11.2017 у ЗАО «Инвест-проект» перед ПАО «Костромская сбытовая компания» образовалась задолженность за потребленную электрическую энергию в размере 13 938 823, 79 рублей. В связи с неисполнением обязательств по оплате принятой электрической энергии, ПАО «Костромская сбытовая компания», воспользовавшись своим законным правом, направило в адрес ЗАО «Инвест-проект», ГУ МЧС России по Костромской области, департаменту государственного регулирования цеп и тарифов Костромской области уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии от 20.11.2017 за № 06-1-2/8/1521, текст которого содержал размер задолженности и дату введения ограничения в случае неоплаты задолженности, как того требует действующее законодательство. Также в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» направлено уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления от 20.11.2017 за № 06-1- 2/10/2347.

В пояснениях от 23.03.2018 г. № 03-2/16/4026 ПАО «КСК» указывает, что уведомление о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии №06-1/9/4380 от 30.03.2017 не было исполнено ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», то есть ограничение режима потребления электрической энергии в отношении ЗАО «Инвест-Проект» фактически не было введено, что в том числе послужило основанием для выдачи уведомления №06-1- 2/8/1521 от 20.11.2017

Относительно направления уведомления №06-1-2/8/1521 от 20.11.2017 о введении ограничения режима потребления электрической энергии в адрес ЗАО «Инвест-Проект», ПАО «КСК» в своих пояснениях от 17.04.2018 г. № 03-2/16/5272 указывает на следующие обстоятельства:

В соответствии с п. 16(1) Правил ограничения, потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте неуказан уровень аварийной брони):

- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполпителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Таким образом, поскольку у потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони, Закон возлагает на ЗАО «Инвест-Проект» обязанность выполнить указанные выше мероприятия (срок выполнения которых, в соответствии с п. 16 Правил ограничения, не должен превышать 6 месяцев) и после их выполнения направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Таким образом, Закон не предполагает указание конкретной даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку данная дата напрямую зависит от действий потребителя, которые он обязан выполнить в соответствии с п. 16(1) Правил ограничения.

Поскольку у ЗАО «Инвест-Проект» отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони, частичное ограничение режима потребления в отношении него не может быть введено.

Из пояснений ПАО «МРСК-Центра» (исх. МР1-КМ/27/8662 от 25.12.2017 г.) следует, что действующим законодательством регламентирована возможность ограничения режима энергоснабжения в отношении объектов водоснабжения лишь в частичном объеме до уровня аварийной брони, которая устанавливается для исключения возникновения угрозы жизни и здоровью людей, а также экологической безопасности.

30 марта 2017 г. ПАО «Костромская сбытовая компания» направлено уведомление о необходимости введения ограничения потребления электрической энергии в отношении ЗАО «Инвест-проект» по договору энергоснабжения, в связи с не надлежащим исполнением обязательств по оплате электрической энергии.

В связи с тем, что ЗАО «Инвест-проект» является исполнителем коммунальных услуг и в его ведении находятся объекты, прекращение подачи электроэнергии которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности ПАО «МРСК-Центра» не вводило в отношении указанных объектов режим ограничения потребления электрической энергии.

Полная остановка технологического процесса по любому из приведенных объектов в ходе ограничения потребления электроэнергии до предполагаемого уровня (равному 10 % максимальной мощности) приведет, исходя из существующей схемы технологического присоединения, к нарушению прав неограниченного количества лиц, поскольку не может обеспечить безопасного для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды состояния.

В пояснениях ПАО «МРСК-Центра» считает довод ПАО «КСК» о согласованности величины аварийной брони для потребителя ЗАО «Инвест-Проект» до 10% максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя не состоятелен, поскольку достижения общей согласованности и договоренности, как и получение прямого согласия от ПАО «МРСК-Центра» не поступали.

Представленная в материалы дела переписка свидетельствует о не согласии ПАО «МРСК-Центра» с ПАО «Костромская сбытовая компания» об установлении гарантирующим поставщиком в одностороннем порядке величины в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов ЗАО «Инвест-Проект» и отказ ПАО «МРСК-Центра» в согласовании данной величины.

Кроме того, в отсутствие соблюдения процедуры согласования невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение потребителя, поскольку размер минимальной мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды в результате прекращения технологических процессов у ЗАО «Инвест-Проект», который может быть определен либо самим потребителем, либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.

Рассмотрев имеющиеся в деле № 04-47/1370 материалы и документы, заслушав представителей сторон по делу, Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Также, согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 №06/51 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика» с 2006 года ОАО (ПАО) «КСК» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «КСК», утвержденного Протоколом общего собрания акционеров ОАО «КСК» от 17.05.2017 №21, одним из видов деятельности ПАО «КСК» является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Согласно аналитического отчета по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2016 год было установлено, что гарантирующий поставщик ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области с долей участия 72,9 %.

Согласно аналитического отчета по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2017 год было установлено, что гарантирующий поставщик ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области с долей участия 73,03%.

Следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии на территории Костромской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также – Федеральный закон «Об электроэнергетике) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно пункту 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 названного Кодекса (включая и статью 546) применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Таким образом, при регулировании отношений по договору снабжения электрической энергией законодательно закреплена возможность устанавливать отличные от предусмотренных в названном параграфе ГК РФ правила не только в законе, но и в иных правовых актах, к которым в силу пункта 4 статьи 3 ГК РФ относятся постановления Правительства Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 4 статьи 37 Закона № 35-ФЗ, в силу которого отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Согласно положениям пункта 48 Правил № 442 гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах ограничения режима потребления, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

Вместе с тем в пункте 18 Правил 442 указано, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Приложением к Правилам No 442 установлены категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. К числу таких потребителей отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю определяется в акте согласования аварийной и технологической брони, являющемся неотъемлемой частью договора энергоснабжения.

Согласно абзацу 2 пункта 18 Правил № 442 при отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.Таким образом, возможность ограничения режима энергоснабжения в отношении объектов водоснабжения допускается лишь частично до уровня аварийной брони, которая устанавливается для исключения возникновения угрозы жизни и здоровью людей, а также экологической безопасности.

При этом величина в 10 % максимальной мощности соответствующих объектов является минимальной величиной аварийной брони и не может быть истолкована как уровень брони, до которого сетевая организация должна ввести ограничение режима потребления электрической энергии при отсутствии акта согласования гарантирующим поставщиком и потребителем уровня аварийной и технологической брони.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике», Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

В силу условий ч. 1 ст. 6 Закона N 35-ФЗ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

В соответствии с подп. «в», п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (п. 121 Правил).

Согласно п. 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В ст. 1 Закона N 35-ФЗ указано, что названный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Согласно ст. 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставки и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В отношении потребителей, в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям", частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения).

Согласно действовавшего на момент введения ограничения режима потребления пункта 18 Правил № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил 442 не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Необходимо отметить, что объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования аварийной и технологической брони, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии).

При отсутствии у указанного выше потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами № 442.

Согласно пункту 7 Правил № 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее, в том числе, сведения о виде подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю).

Пунктом 17 Правил № 442 предусмотрено, что ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в соответствии с подпунктом «г» настоящего пункта частичного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным, несет потребитель, в отношении которого введено такое ограничение.

Как следует из пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 34, 36, 41 Основных положений, необходимым условиям заключения договора энергоснабжения является представление потребителем (покупателем) документов, подтверждающих технологическое присоединение его энергопринимающих устройств в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. При этом к существенным условиям договора энергоснабжения отнесена величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, понятие которой введено в действующее законодательство постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и содержится в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российсокй Федерации от 27.12.2004 №861 (далее также – Правила недискриминационного доступа).

В соответсвии с пунктом 13(1) Правил недискриминационного доступа величина максимальной мощности энерго принимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) указывается в документах о технологичском присоединении и определяется либо в процессе технологического присоединения, либо посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, либо в процедуре восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении.

В рассматриваемой ситуации ЗАО «Инвест-Проект» оказывает населению Костромского района Костромской области коммунальные услуги, в том числе по водоснабжению, то есть данная организация осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения населенных пунктов, в соответствии с п. 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Электрическая энергия поставляется потребителю до точек поставки указаных в акте технологического присоединения, являющегося приложением к договору энергоснабжения от 01.07.2011 № 552.

Согласно приложения к уведомлению о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии ЗАО «Инвест-Проект» от 30.03.2017 №06-1/9-4380, и уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии ПАО «МРСК» от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-2/10/607, ограничению потребления электрической энергии подлежат следующие точки поставки:

- Нежилое строение (котельная №1 с пристройками, г. Нерехта, ул. Победы, 4;

- Нежилое строение (котельная №3 с пристройками), г. Нерехта, ул. Металлистов, 12;

- Нежилое строение (котельная №3), г. Нерехта, ул. Металлистов, 12;

- Нежилое строение (котельная №4), г. Нерехта, ул. Молодежная, 6;

- Мини-газовая котельная, г. Нерехта, пл. Каблучников, 3;

- Нежилое строение (котельная №6), г. Нерехта, ул. Орджоникидзе, 16;

- Нежилое строение(котельная №7), г. Нерехта, ул. ПМК-1, 12;

- Нежилое строение (котельная №8), г. Нерехта, ул. Лапина,4;

- Нежилое помещение № 2(котельная №9), г. Нерехта, ул. Красноармейская, 6А;

- Здание котельной №10, г. Нерехта, ул. Красноармейская, 40А;

- Здание котельной №10, г. Нерехта, ул. Красноармейская, 40А;

- Нежилое строение (котельная №11), г. Нерехта, ул. Пролетарская, 45А;

- Нежилое строение (котельная №11,г. Нерехта, ул. Пролетарская, 45А;

- Нежилое строение (котельная №14), г. Нерехта, ул. Восход, 8А;

- Нежилое строение (котельная №16), г. Нерехта, ул. Пролетарская, 95;

- Нежилое строение (котельная №18), г. Нерехта, ул. Дружбы, 10;

- Нежилое строение (котельная №18), г. Нерехта, ул. Дружбы, 10;

- Производственные здания (здания и сооружения), г. Нерехта, ул. Ленина, 92;

- Нежилое строение (котельная №18 резерв), г. Нерехта, ул. Дружбы, 10;

- Нежилое строение (бойлерная №2), г. Нерехта, ул. Дружбы;

- Нежилое строение (бойлерная №1), г. Нерехта, ул. Кирова;

- Нежилое помещение № 2, г. Нерехта, ул. Дружбы, 23б;

- Нежилое помещение № 2 (резерв), г. Нерехта, ул. Дружбы, 23б.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) ЗАО «Инвест-Проект» осуществляет, в том числе, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.11.2016 N 16/238 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «Инвест-проект» потребителям городского поселения город Нерехта, на 2017-2019 годы", а так же Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 01.12.2017 N 17/379 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ЗАО "Инвест-проект" потребителям городского поселения город Нерехта на 2018 год" установлены тарифы на горячее водоснабжение (ГВС) и теплоснабжение.

В материалы дела ЗАО «Инвест-проект» представлена информация о потребителях (исх. 1061 от 18.12.2017г.). Согласно представленной информации потребителями горячего водоснабжения и теплоснабжения является население г. Нерехта, а так же медицинские учреждения, учебные учреждения, учреждения социального обеспечения, в том числе: МОУ СОШ №1, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4, МДОУ д/с "Светлячок", МДОУ д/с "Тополёк", МДОУ д/с "Улыбка", МДОУ д/с "Дружба", МДОУ д/с "Малышок", МОУ ДОД ДДТ "Автограф", АГГХ МУ «Центр культуры и молодежной политики «Диалог», МУК «ЦБООУ», ГУ Костромское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Прокуратура Костромской области, ОГКОУ Нерехтская школа-интернат 8-го вида, ОМВД России по району г. Нерехта и Нерехтский район, Управление ЗАГС Костромской области, ОГБПОУ «Нерехтский политехнический техникум», Инспекция Гостехнадзора Костромской области, ОГКУ "Нерехтский КЦСОН", УФССП России по Костромской области, ФГКУ «1 ОФПС по Костромской области», ОГОБУ СПО "Костромской областной мед. Колледж имени С.А.Богомолова", ОГБУК "Костромской музей-заповедник", ОГБУ «Редакция газеты «Нерехтская правда», ОГБУЗ Нерехтская ЦРБ, УФК по Костромской области, ФГКУ ОВО УМВД России по Костромской области, ООО "Водоканалсервис", ГПКО «Нерехтское ДЭП-4», ООО "Нерехтахлебопродукт", Филиал ОАО «МРСК Центра»-Костромаэнерго.

Как указано выше, согласно материалам дела, ЗАО «Инвест-проект» осуществляет эксплуатацию объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения населенных пунктов.

Электроэнергия, поступающая на объекты ЗАО «Инвест-проект» является необходимым элементом технологического процесса горячего водоснабжения и теплоснабжения населения, социальных объектов, учреждений, предприятий, обслуживаемых Предприятием. Прекращение подачи электроэнергии на данные объекты исключает возможность обеспечения горячим водоснабжением большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами по водоснабжению и теплоснабжению.

В случае с рассматриваемыми обстоятельствами дела основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии на объектах потребителя послужила задолженность первого перед гарантирующим поставщиком, иных причин для ограничения потребителя электрической энергии не имелось.

Пунктом 17 Правил № 442 предусмотрено, что при наличии у потребителей, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б», подпункте «д» пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;

даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.

В указанный в уведомлении срок потребитель обязан выполнить требование о погашении задолженности, а при его невыполнении - принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;

г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения.

Инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) в течение 3 рабочих дней с даты получения указанного в настоящем подпункте извещения повторно уведомляет о планируемой дате введения частичного ограничения режима потребления потребителя, исполнителя, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Исполнитель (субисполнитель) в указанный в повторном уведомлении срок производит действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии потребителя (с обязательным незамедлительным уведомлением об этом указанных органов государственной власти в случае отсутствия их представителей), если до указанного в повторном уведомлении срока потребитель не выполнил требования, содержащиеся в первоначальном уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления;

д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте «г» настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения;

е) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

Ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в соответствии с подпунктом «г» настоящего пункта частичного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным, несет потребитель, в отношении которого введено такое ограничение. Потребитель, в отношении которого введено полное ограничение режима потребления, в случае, если им не была обеспечена готовность к введению полного ограничения режима потребления, несет ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в отношении его полного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным.

Так же пункт 17 Правил № 442 указывает, что при отсутствии у потребителя акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким потребителем своих обязательств либо в связи с прекращением обязательств сторон по договору вводится в соответствии с пунктом 15 или 16 настоящих Правил, вплоть до полного ограничения режима потребления. В этом случае потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункта 15 Правил № 442 (в редакции от 22.02.2017 г.) введение ограничения режима потребления осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

Ввиду отсутствия у ЗАО «Инвест-Проект» акта согласования аварийной брони, ПАО «Костромская сбытовая компания» определило указанную величину в размере не превышающей 10% максимальной мощности соответствующих объектов энергоснабжения.

Указанная информация была направлена как в адрес ЗАО «Инвест-Проект», так и в адрес ПАО «МРСК Центра» (уведомления от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-2/10/607 соответственно).

В уведомлении ПАО «Костромская сбытовая компания» от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 ЗАО «Инвест-Проект» не указан конкретный уровень самостоятельного частичного ограничения потребления электрической энергии и период действия самостоятельного частичного ограничения (с указанием даты и времени).

ПАО «Костромская сбытовая компания» в уведомлении от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 указывает о «необходимости ввести ограничение режима потребления электроэнергии на уровень, не превышающий 10% максимальной мощности». В приложении к уведомлению от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 ПАО «КСК» указало конкретную величина аварийной брони в размере 10 % максимальной мощности объектов энергоснабжения.

В письме от 30 марта 2017 г. № 03-2/10/4387 ПАО «КСК» в адрес ПАО «МРСК Центра», ссылаясь на отсутствие акта согласования аварийной брони с ЗАО «Инвест-Проект», определяет величину аварийной брони у потребителя в размере не менее 10% максимальной мощности и в приложении к данному уведомлению устанавливает величину аварийной брони в размере 10 % максимальной мощности объектов энергоснабжения.

В материалы дела представлено письмо ПАО «МРСК Центра» в адрес ЗАО «Инвест-Проект» (исх. № МРСК-КМ/РЗ-6/128 от 06.04.2017), в котором указывается, что ПАО «КСК» установило величину аварийной брони без согласования с ПАО «МРСК Центра» и ЗАО «Инвест-Проект».

ПАО «МРСК Центра» в письме от 16.05.2017 г. № МР1-КМ/3-1/2798 в адрес ПАО «КСК» указывает на то, что установленные для ЗАО «Инвест-Проект» величины аварийной брони не применимы, и предлагает ПАО «КСК» в вопросе определения уровня аварийной брони инициировать привлечение Потребителя электрической энергии.

ПАО «КСК» в письме от 04.05.2017 №04-4/3/5872 в адрес ПАО «МРСК Центра» сообщает, что минимально допустимая величина аварийной брони определена в соответствии с п. 18 Правил, и в случае несогласия предлагает ПАО «МРСК Центра» определить иную величину аварийной брони.

Относительно уведомлений от 20.11.2017 № 06-1-2/8/1521 (в адрес ЗАО «Инвест-Проект») и от 20.11.2017 № 06-1-2/10/2347 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго») Комиссией установлено, что уведомления не содержит информацию, указанную в действующей редакции Правил № 442.

Согласно п. 8.1. Правил № 442, уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, не отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно содержать следующую информацию:

ж) дата введения полного ограничения режима потребления;

з) уровень, до которого исполнитель (субисполнитель) обязан ввести ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;

Согласно п. 8.2. Правил № 442, уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8(1) настоящих Правил, должно содержать следующую информацию:

а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В уведомлении от 20.11.2017 исх. № 06-1-2/8/1521, направленном в адрес ЗАО «Инвест-Проект», со ссылкой на п. 16(1) Правил указано, что Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

ЗАО «Инвест-Проект» после выполнения данных мероприятий , согласно требований уведомления, должен направить в адрес ПАО «КСК» и ПАО «МРСК Центра» уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Уведомления от 20.11.2017 № 06-1-2/8/1521 (в адрес ЗАО «Инвест-Проект») и от 20.11.2017 № 06-1-2/10/2347 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго») не содержат информацию, указанную в п. 8.1. Правил № 442, а именно, не указана дата введения полного ограничения режима потребления и уровень, до которого исполнитель обязан ввести ограничение режима потребления - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям.

Однако, вне зависимости от того, что фактического ограничения подачи электрической энергии не происходило, описанные выше обстоятельства свидетельствуют о создании реальной угрозы ущемления интересов контрагента Общества по договору энергоснабжения и неопределенного круга граждан-потребителей коммунальных услуг, что является необходимым и достаточным условием для признания ПАО «КСК» злоупотребившим своим доминирующим положением на товарном рынке.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление по Делу № А31-11608/2014 Арбитражного суда Волго-Вятского округа), согласно которой само по себе отсутствие согласованной величины аварийной брони не свидетельствует о возможности введения Обществом ограничения режима потребления электрической энергии. Верховный Суд Российской Федерации по данному делу отказал ПАО «КСК» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно п. 18 Правил № 442, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Из указанной выше нормы следует, что при отсутствии у потребителей акта согласования аварийной брони для целей введения ограничения режима потребления, величины аварийной брони определяются именно гарантирующим поставщиком применительно к конкретным условиям деятельности того или иного потребителя. При этом величина в 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов является минимальной величиной аварийной брони и не может быть истолкована как уровень брони, до которого сетевая организация должна ввести ограничение режима потребления электрической энергии при неопределении гарантирующим поставщиком конкретной величины аварийной брони в отношении потребителя.

Поскольку в рассматриваемом случае ПАО «МРСК Центра» не сообщило ПАО «КСК» и не согласовало величину аварийной брони в отношении объектов ЗАО «Инвест-Проект», указанных в уведомлении от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380, ПАО «КСК» не могло ввести в отношении этих объектов ограничение режима потреблении (аналогичная позиция содержится в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2014 г. № Ф09-8813/44).

В связи с отсутствием у ЗАО «Инвест-Проект» акта согласования аварийной брони, составленного в соответствии с установленным порядком, с учетом п. 18 Правил № 442, ПАО «КСК» обязано было определить величину аварийной брони по согласованию с сетевой организацией в размере не менее 10 % максимальной мощности. Из этого следует, что величина аварийной брони должна была быть определена по согласованию с ПАО «МРСК Центра» в конкретном размере, но не менее 10 % максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, до направления уведомления о введении режима ограничения потребления, в том числе в отношении самостоятельного частичного ограничения режима потребления, причем период действия самоограничения для потребителя должен быть конкретно определен начальным и конечным периодом времени.

В нарушении указанных требований Правил № 442 ПАО «КСК» направило уведомление от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 (в адрес ЗАО «Инвест-Проект») с указанием величины аварийной брони до согласования уровня аварийной брони с ПАО «МРСК Центра», в размере, указанной в Приложении к Уведомлению (не превышающей 10 процентов максимальной мощности)». В приложении к уведомлению ПАО «КСК» указало конкретную величину аварийной брони в размере 10 % максимальной мощности объектов энергоснабжения по всем точкам подключения. При этом в отношении периода самостоятельного частичного ограничения потребления энергоресурсов в уведомлении не указана конкретная величина аварийной брони и не указан конкретный размер самостоятельного частичного ограничения потребления энергоресурсов.

Такие действия ПАО «КСК» прямо противоречат Правилам № 442, создают неопределенность в порядке действий потребителя в части их исполнения, а учитывая не принятие таких действий, ущемляет права предприятия и конечных потребителей ЗАО «Инвест-Проект».

Обстоятельства дела в хронологической последовательности свидетельствуют о том, что величина аварийной брони в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов ЗАО «Инвест-Проект» установлена ПАО «КСК» в одностороннем порядке.

Прекращение и ограничение подачи электроэнергии на объекты ЗАО «Инвест-Проект», указанные в договоре электроснабжения № 552 от 01.07.2011 исключает возможность обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения различного рода заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения г. Нерехта и Нерехтского района Костромской области (согласно точек подключения) коммунальными услугами по водоснабжению).

Доказательств отсутствия указанной угрозы с учетом обстоятельств дела ПАО «КСК» не представлено. Аналогичная позиция отражена в Решении арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-1943/2014. Подтверждена Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2015, Верховным судом Российской Федерации.

Вышеизложенное подтверждает вывод Комиссии о том, что ЗАО «Инвест-проект» на основании Приложения к Правилам № 442 относится к числу организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов и имеет статус организаций, ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям является обоснованным.

В силу пункта 18 Правил № 442 в отношении вышеназванной категории потребителей частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 этих же Правил не ниже уровня аварийной брони; введение в отношении них ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Из вышеназванных норм Правил № 442 и пункта 53 Основных положений следует, что уведомление, направленное ПАО «КСК» в адрес потребителя, имеющего статус организации, ограничение режима потребления электрической энергии, которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не допустимо в силу пункта 2 Приложения к Правилам № 442 и пунктов 17, 18 названных Правил. Данная позиция подтверждена Решением арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-1943/2014. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Арбитражным судом Северо-Западного округа постановлением от 29.05.2015 судебные акты оставил без изменения. Верховный суд отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Закона № 35-ФЗ установлено, что основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Между тем, реализация Обществом права была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства в пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением.

Несмотря на то, что в нормах гражданского законодательства не установлено преимущества одних способов защиты гражданских прав перед другими, Общество, защищая свое право на получение оплаты за поставленную электрическую энергию, применило такой способ самозащиты права, который привел бы (мог привести) к угрозе ущемления прав и законных интересов другого хозяйствующего субъекта и граждан – конечных потребителей, добросовестно оплачивающих предоставленные им услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Такие действия в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ следует квалифицировать в качестве злоупотребления правом.

Рассмотрение обстоятельств дела указывают на то, что для защиты своих имущественных прав ПАО «КСК» реализовало ненадлежащий способ защиты, Общество имело возможность использовать иные предусмотренные законом способы, не ущемляющие интересы иных лиц, в частности, право на взыскание с ЗАО «Инвест-проект» имеющейся задолженности в судебном порядке.

Материалами дела подтверждается обращение ПАО «КСК» в арбитражный суд Костромской области о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию (А31-10279/2016, А31-13561/2016, А31-4075/2017, А31-1880/2018, А31-4670/2017).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции по Делу N А31-9247/2016: в частности: «реализация Обществом права была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства в пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением. Несмотря на то, что в нормах гражданского законодательства не установлено преимущества одних способов защиты гражданских прав перед другими, Общество, защищая свое право на получение оплаты за поставленную электрическую энергию, применило такой способ самозащиты права, который привел к угрозе ущемления прав и законных интересов другого хозяйствующего субъекта и граждан- конечных потребителей, добросовестно оплачивающих предоставленные им услуги по водоснабжению. Такие действия в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ следует квалифицировать в качестве злоупотребления правом. Кроме того, для защиты своих имущественных прав ПАО «КСК» имело возможность использовать иные предусмотренные законом способы, не ущемляющие интересы иных лиц, в частности, право на взыскание имеющейся задолженности в судебном порядке. В связи с вышеизложенным следует признать, что действия ПАО «КСК» не были соразмерны нарушению условий договора со стороны контрагента, выходили за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения права, и правомерно признаны антимонопольным органом злоупотреблением доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.»

Согласно уведомления ПАО «КСК» о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 задолженность ЗАО «Инвест-Проект» за потребленную электрическую энергию составляет 8 640 093,76 руб., согласно уведомления о введении ограничения подачи электрической энергии от 20.11.2017 исх. № 06-1-2/8/1521 задолженность ЗАО «Инвест-проект» за потребленную электрическую энергию составляет 13 938 823,79 руб. В рамках рассматриваемого дела наличие задолженности по договорам энергоснабжения у ЗАО «Инвест-Проект» перед ПАО «КСК» подтверждается выпиской из картотеки абонента, представленной письмом ПАО «КСК» от 21.12.2017 г. № 03-2/16/18024.

Таким образом, при обстоятельствах, рассматриваемых в деле, ПАО «КСК» реализовывая такой способ защиты по взысканию задолженности, как направление уведомления свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением.

Согласно представленных в дело доказательств невозможно определить, что установленная ПАО «КСК» величина аварийной брони исключала бы возникновение угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, а так же нарушение прав потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, добросовестно их оплачивающих

Переписка ПАО «МРСК Центра» с ПАО «КСК» подтверждает, что в период действия уведомления о введении ограничения подачи электрической энергии у ПАО «КСК» имелась информация о том, что величина в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов энергоснабжения является недопустимой для потребителей электрической энергии ЗАО «Инвест-Проект». В рамках рассмотрения дела установлено, что уведомление о введении ограничения потребления электроэнергии ПАО «КСК» не отзывалось.

Данные выводы подтверждаются арбитражной практикой по делам А31-2239/2018, А31-2240/2018 имеющим преюдициальное значение.

В связи с вышеизложенным, Комиссией Костромского УФАС России установлено, что в отсутствии у ЗАО «Инвест-Проект» акта согласования аварийной брони, ПАО «Костромская сбытовая компания» определило указанную величину в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов энергоснабжения самостоятельно. Указанная информация была направлена как в адрес ЗАО «Инвест-Проект», так и в адрес ПАО «МРСК Центра» (от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-2/10/607). При этом, как указано выше, текст уведомлений (от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-2/10/607) не содержит всей необходимой информации для его исполнения.

При указанных обстоятельствах, с учетом представленных в дело доказательств, невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение потребителя, поскольку размер минимальной мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды в результате прекращения технологичнских процессов у ЗАО «Инвест-проект» может быть определен либо самим потребителем, либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

ПАО «КСК» пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела не представлены.

На основании изложенного в действиях ПАО «КСК» установлены нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в направлении уведомлений о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии:

- от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 (в адрес ЗАО «Инвест-проект», вх. № 228 от 30.03.2017) и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-2/10/607 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

- от 20.11.2017 исх. № 06-1-2/8/1521 (в адрес ЗАО «Инвест-проект») и от 20.11.2017 г. исх. № 06-1-2/10/2347 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения ЗАО «Инвест-проект» по договору энергоснабжения № 552 от 01.07.2011, в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони, с нарушением порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении ЗАО «Инвест-проект», установленного законодательством, в том числе Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, результатом которого явилось (может явиться) ущемление прав и законных интересов ЗАО «Инвест-проект» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, добросовестно их оплачивающих.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении уведомлений о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии:

- от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4380 (в адрес ЗАО «Инвест-проект», вх. № 228 от 30.03.2017) и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-2/10/607 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

- от 20.11.2017 исх. № 06-1-2/8/1521 (в адрес ЗАО «Инвест-проект») и от 20.11.2017 г. исх. № 06-1-2/10/2347 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения ЗАО «Инвест-проект» по договору энергоснабжения № 552 от 01.07.2011, в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони, с нарушением порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении ЗАО «Инвест-проект», установленного законодательством, в том числе Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442,

результатом которого явилось (может явиться) ущемление прав и законных интересов ЗАО «Инвест-проект» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, добросовестно их оплачивающих.

2. Выдать публичному акционерному обществу «Костромская сбытовая компания» предписание о прекращении установленного по настоящему делу нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии ___________

Члены Комиссии: _____________

___________

Связанные организации

Связанные организации не указаны