Решение б/н Решение по делу № 04-06/1116 от 3 июня 2013 года в отношении... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

03 июня 2013 г.                   г.Кострома

Резолютивная часть решения оглашена «21» мая 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено «03» июня 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее Костромского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<…>, руководитель управления;
Члены Комиссии:
<…>, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
<…>, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
<…>, государственный инспектор отдела контроля органов власти;

при участии

от ответчиков:
- Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области <…>, главный специалист-юрисконсульт муниципального казенного учреждения «Бюджетное отраслевое учреждение» (дов. №327 от 04.02.2013 г.; удостов.№61 от 14.07.2010 г.)
- Муниципального унитарного предприятия муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области «РГУ» <…>, директор предприятия (удостов. б/н от 24.08.2011 г.)

от других лиц – участников по делу, представители не явились, извещены надлежащим образом,


рассмотрев дело №04-06/1116 по признакам нарушения Администрацией муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (157800, Костромская область, Нерехтский район, г.Нерехта, ул.Победы, д.1), Муниципальным унитарным предприятием муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области «РГУ» (157800, Костромская область, Нерехтский район, г.Нерехта, ул.Ленина, д.44), Обществом с ограниченной ответственностью «Феникс» (157800, Костромская область, Нерехтский район, г.Нерехта, ул.Гагарина, д.29) части 1 статьи 15, статьи 16, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Костромское УФАС России поступили обращения общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания - Град Строй» (далее – ООО «УК – Град Строй») и Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры на действия Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (далее - Администрация муниципального района), Муниципального унитарного предприятия муниципального района город Нерехта и Нерехтский район «РГУ» (далее - МУП «РГУ», предприятие) и Общества с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее – ООО «Феникс», общество), в части не соблюдения требований законодательства Российской Федерации при передаче имущества (полигон (свалка) для утилизации твердых бытовых отходов), путем нарушения порядка заключения договоров (договоров аренды, субаренды).
В рамках рассмотрения настоящих обращений, установлены следующие обстоятельства.
Между Администрацией муниципального района и МУП «РГУ» 13 июня 2007 г. заключен договор аренды земельного участка №2813. Согласно пункту 1.1 данного договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор, на основании постановления Главы муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район №324 от 13.06.2007 г. принимает в аренду земельный участок, с кадастровым номером 44:13:10 29 05:0013, из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, оборонного и иного специального назначения для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, находящийся по адресу: Костромская область, Нерехтский район, Тетеринское с/п, урочище Каменка, площадью 40016 кв.м., в границах указанных в плане земельного участка. Целевое назначение данного земельного участка: полигон (свалка) для утилизации бытовых отходов (пункт 1.2 договора). Земельный участок передан по акту приема-передачи земельного участка от 13.06.2007 г. к договору аренды земельного участка №2813 от 13.06.2007 г.
Согласно пункта 2.1 договора, срок аренды земельного участка устанавливается с 01.06.2007 г. по 30.04.2008 г. Пунктом 2.2 определено, что если Арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на тот же срок.
1 октября 2007 г. между МУП «РГУ» и ООО «Феникс» заключен договор субаренды земельного участка №1. Согласно пункта 1.1 договора Арендатор предоставляет, а Субарендатор, принимает в субаренду земельный участок, с кадастровым номером 44:13:10 29 05:0013, для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, находящийся по адресу: Костромская область, Нерехтский район, Тетеринское с/п, урочище Каменка, площадью 40016 кв.м., в границах указанных в плане земельного участка. Данный договор заключается с письменного согласия Арендодателя земельного участка – Администрации Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (пункт 1.3 договора). В пункте 1.4 договора определено, что целевое назначение данного земельного участка: полигон (свалка) для приема, размещения и изоляции твердых бытовых отходов и отходов жизнедеятельности IV – V класса опасности. В соответствии с пунктом 2.1 договора срок действия договора установлен с 01.10.2007 г. по 30.04.2008 г.
Земельный участок передан по акту приема-передачи земельного участка от 01 октября 2007 г. (приложение к договору субаренды земельного участка №1 от 01 октября 2007 г.).
1 мая 2008 г. на вышеуказанный участок между МУП «РГУ» и ООО «Феникс» заключен договор субаренды земельного участка №2, с целевым его назначением: полигон (свалка) для приема, размещения и изоляции твердых бытовых отходов и отходов жизнедеятельности IV-V класса опасности. Срок договора субаренды земельного участка установлен с 01.05.2008 г. по 31.03.2009 г. (пункт 2.1. договора).
Земельный участок передан по акту приема-передачи земельного участка (приложение к договору субаренды земельного участка №2 от 01.05.2008 г.).
Вопрос возможности заключения договора субаренды вышеуказанного земельного участка, а так же его последующая пролонгация, согласованы Администрацией муниципального района письмами №2737 от 06.11.2007 г., №4305 от 09.12.2011 г., №3749 от 29.12.2012 г., №326 от 04.02.2013 г.
Дополнительными соглашениями от 31 марта 2009 г., от 01 января 2010 г. (№2), от 01 декабря 2010 г., от 09 декабря 2011 г. (№3), от 01 января 2013 г. (№4), от 31 января 2013 г. (№5) к договору субаренды земельного участка №2 от 01 мая 2008 г., срок действия договора был пролонгирован.
Указанный земельный участок, введенный в эксплуатацию 1950 г. и внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов 29.01.2010 г., как свалка твердых коммунальных отходов, используется в процессе хозяйственной деятельности ООО «Феникс» в качестве полигона (свалки) для утилизации твердых бытовых отходов (далее – ТБО).
Согласно представленной обществом в материалы дела справочной информации, за период 2012 г. в рамках исполнения заключенных обществом договоров на утилизацию (захоронение) ТБО получено 3332 тыс. рублей, за период январь - февраль 2013 г. 649,7 тыс. рублей.
Администрация муниципального района, МУП «РГУ» и ООО «Феникс», с доводами обращений ООО «УК – Град Строй» и Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, не согласились. Считают, что при заключении договоров, действовали в соответствии с требованиями норм законодательства Российской Федерации. Доводы обращений отклонили по основаниям, изложенным в пояснениях и дополнениях, представленным в рамках дела.
ООО «УК – Град Строй» и Костромская межрайонная природоохранная прокуратура заявленные в обращениях позиции поддержали в полном объеме, представив пояснения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дела №04-06/1116 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Костромского УФАС России) пришла к следующим выводам.
Целями Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для квалификации действий по статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом и совершенные органом местного самоуправления соглашения, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров). Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. По смыслу приведенной статьи сама возможность заключения соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие либо угроза наступления негативных последствий в результате такого совмещения функций презюмируется и не требует отдельного доказывания антимонопольным органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.
Одновременно следует учитывать, что для целей правового регулирования статьи 16 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Как следует из материалов дела, между Администрацией муниципального района и МУП «РГУ» заключен договор аренды земельного участка №2813 от 13 июня 2007 г., в соответствии с которым администрация передала, а предприятие приняло во владение и пользование земельный участок на землях населенного пункта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, находящийся по адресу: Костромская область, Нерехтский район, Тетеринское с/п, урочище Каменка, с кадастровым номером 44:13:10 29 05:0013, для полигона ТБО.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 2 статьи 8 Закона об отходах определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Межгосударственным стандартом ГОСТом 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами», утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 г. №607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), установлены термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.21 указанного ГОСТа под отходами понимаются: остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью (различают отходы производства и отходы потребления), под бытовыми отходами - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
В соответствии с пунктами 4.9, 5.15, 5.21, 5.30, 5.33, 5.38, 5.56 ГОСТа 30772-2001 установлено, что:
захоронение отходов - размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду;
обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизированными) организационно-техническими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а так же их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения;
технологический цикл - последовательность технологических процессов ликвидации конкретного отхода;
размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронение отходов;
переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов;
утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. Примечание: в процессах утилизации перерабатывают отслуживающие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы;
хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течении определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.
Таким образом, анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что предоставление МУП «РГУ» земельного участка по договору аренды от 13 июня 2007 г. №2813 для полигона ТБО произведено Администрацией муниципального района в рамках полномочий органа местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, после заключения договора аренды земельного участка для полигона ТБО МУП «РГУ» обязано было оказывать в муниципальном районе полный пакет услуг в сфере организации деятельности в области обращения с отходами, в соответствии с перечнем таких услуг, установленным Законом об отходах, обеспечив тем самым в рамках заключенного договора, предприятие, правами и обязанностями по организации деятельности по утилизации (захоронению) ТБО.
Согласно договора субаренды земельного участка №2 от 1 мая 2008 г. МУП «РГУ» передало, а ООО «Феникс» приняло права и обязанности по договору аренды №2813 от 13 июня 2007 г. земельного участка, имеющего целевое назначение – для полигона ТБО.
Поскольку МУП «РГУ» по гражданско-правовому договору (договору аренды земельного участка) приобрело право на осуществление деятельности по утилизации (захоронению) ТБО в муниципальном районе, следовательно, заключив договор субаренды от 1 мая 2008 г. предприятие передало, а ООО «Феникс» приобрело право на осуществление деятельности по утилизации (захоронению) ТБО, на предоставленном земельном участке.
Заключение данного договора и его пролонгация согласованы Администрацией муниципального района.
Наличие соглашения (в понимании пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции), определяющего лицо осуществляющего деятельность в области обращения с отходами в муниципальном районе (утилизацию (захоронение) ТБО), между Администрацией муниципального района, МУП «РГУ» и ООО «Феникс», а так же факт передачи земельного участка, предоставленного для вышеуказанных целей, подтверждены договорами, дополнительными соглашениями, актами приема-передачи, и перепиской сторон.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а так же принадлежащего на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество. Спорные земельные участки не относятся к исключениям, предусмотренным частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 статьи 17.1 порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Вместе с тем, статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
Частью 1 статьи 38 ЗК РФ предусмотрено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Частью 4 статьи 38 ЗК РФ закреплено, что порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 38 ЗК РФ и Гражданским кодексом Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. №808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Данными правилами предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, заключают договоры купли-продажи или аренды земельного участка.
Пунктами 1 и 2 указанных правил предусмотрено, что Правила определяют порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы.
Согласно статьи 1, пункта 1 статьи 12 Закона об отходах объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 6 статьи 12 Закона об отходах).
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 указанного закона, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как следует из обстоятельств дела, введенный в эксплуатацию в качестве свалки земельный участок, в ведении МУП «РГУ» не находился и зарегистрирован не был. Поставлен на учет и внесен в государственный реестр, как свалка отходов ТБО «Каменка» 29.01.2010 г.
Как установлено Комиссией Костромского УФАС России и подтверждено материалами дела, в 2010 г. договор субаренды земельного участка между МУП «РГУ» и ООО «Феникс», на осуществление последним деятельности по утилизации ТБО на свалке отходов «Каменка», с согласия Администрации муниципального района вновь был перезаключен на новый срок. При этом Администрация муниципального района, фактически согласовав передачу в субаренду земельного участка (свалки (полигона) ТБО) одному конкретному хозяйствующему субъекту, полностью пренебрегла принципами эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, что не соответствует вышеизложенным нормам права.
В статье 4 Закона о защите конкуренции определено, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.
В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции квалифицирующее значение имеют не только действительные, но и возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке).
При очередном согласовании перезаключения договора субаренды на новый срок, предусматривающего сохранение за ООО «Феникс» прав и обязанностей по договору аренды земельного участка для полигона ТБО Администрацией муниципального района должны были быть соблюдены требования (запреты), установленные статьей 16 Закона о защите конкуренции, поскольку потенциальными конкурентами на рынке по обращению с отходами наравне с обществом могли бы выступить любые лица, осуществляющие такую деятельность. При этом наличие потенциальных конкурентов по осуществлению деятельности на данном товарном рынке окончательно может быть выявлено только при обеспечении публичности предоставления права на заключения договора. Перезаключение договора без обеспечения публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления прав на такой земельный участок может привести к ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок по обращению с отходами потенциальных конкурентов, действующих на данном товарном рынке.
В результате соглашения Администрации муниципального района, МУП «РГУ» и ООО «Феникс» исключительное право пользования было предоставлено одному конкретному хозяйствующему субъекту, что лишило иных потенциально заинтересованных лиц возможности в конкурентной борьбе претендовать на право заключения договора, в отношении вышеупомянутого земельного участка.
При этом посредством договора, ООО «Феникс» был передан не просто земельный участок, а действующая городская свалка (полигон) для утилизации (захоронения) ТБО, то есть вход на товарный рынок по оказанию вышеназванных услуг. Устранение равнодоступности входа хозяйствующих субъектов на рынок утилизации (захоронения) ТБО путем передачи такого права только для ООО «Феникс» исключает какое-либо соперничество между хозяйствующими субъектами по входу на данный товарный рынок.
Согласно Аналитического отчета по результатам исследования рынка услуг по размещению ТБО муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, доля ООО «Феникс» на указанном рынке равна 100%. Таким образом, ООО «Феникс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению ТБО в географических границах муниципального района.
Такое состояние рынка стало возможным вследствие исполнения соглашения, в том числе в 2010 г., 2011 г., 2012 г., 2013 г.
Учитывая, что свалка (полигон) ТБО не имеет альтернативы в районе, то перезаключаемый договор предоставляет ООО «Феникс» возможность влиять на общие условия на рынке услуг в сфере организации деятельности в области обращения с отходами в географических границах муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, в том числе на взаимосвязанных рынках сбора и вывоза ТБО.
Согласованное Администрацией муниципального района перезаключение договора между обществом и МУП «РГУ», о передаче земельного участка, эксплуатируемого в качестве свалки (полигона) ТБО, от МУП «РГУ» только ООО «Феникс» исключило равнодоступность доступа иных хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок, что прямо запрещено статьей 16 Закона о защите конкуренции. Отсутствие иных кроме МУП «РГУ» и ООО «Феникс» желающих использовать земельный участок, предназначенный для утилизации (захоронения) ТБО, не означают отсутствие конкуренции на данном товарном рынке. Поскольку лишь при обеспечении публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления права на такой земельный участок, могут быть определены потенциальные желающие войти на данный товарный рынок (получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем).
Так как согласованный Администрацией муниципального района перезаключаемый договор субаренды земельного участка №2 от 1 мая 2008 г., предоставляет ООО «Феникс» преимущество (неправомерную преференцию на рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО), ведущее к ограничению доступа на товарный рынок по обращению с отходами, то такой договор противоречит пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Приобретение ООО «Феникс» возможности по организации полного цикла работ в сфере организации деятельности в области обращения с отходами в муниципальном районе на основании гражданско-правового договора и вне рамок публичных процедур подтверждает наличие в деяниях вышеуказанных лиц нарушения антимонопольного законодательства. Общество, действуя наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги в сфере организации деятельности в области обращения с отходами в муниципальном районе, является лишь одним из участников рынка названных услуг, а потому получение таким хозяйствующим субъектом от МУП «РГУ» вышеназванных прав свидетельствует о неправомерном получении им особого положения по отношению к другим потенциальным конкурентам, что ограничивает их права на оказание аналогичных услуг на соответствующем рынке.
Наличие соглашения о приобретении обществом права на осуществление деятельности по утилизации (захоронению) ТБО в муниципальном районе между Администрацией муниципального района, МУП «РГУ» и ООО «Феникс» при заключении и перезаключении договора субаренды, подтверждено собранными в рамках рассмотрения дела соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах является установленным тот факт, что рассмотренные действия вышеуказанных лиц противоречат закону и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Перезаключаемый договор субаренды, дающий ООО «Феникс» преимущественное право перед неопределенным кругом лиц, претендующим на право его заключения, в отношении упомянутого земельного участка, нарушает принцип равнодоступности в отношении осуществления предпринимательской деятельности в сфере организации деятельности в области обращения с отходами (утилизации (захоронения) ТБО).
Достаточным основанием для признания факта нарушения Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Комиссия Костромского УФАС России, считает несоблюдение порядка предоставления земельных участков, выражение волеизъявления Администрацией муниципального района, МУП «РГУ» и ООО «Феникс» при перезаключении договора субаренды земельного участка (из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, оборонного и иного специального назначения) нарушают статью 16 Закона о защите конкуренции.
Вышеописанные действия Администрации муниципального района, МУП «РГУ» и ООО «Феникс» в части неоднократной пролонгации договора субаренды земельного участка №2 от 1 мая 2008 г., с отказом от совершения действий направленных на обеспечение публичного предоставления права на земельный участок, являются нарушением антимонопольного законодательства.
Как было установлено Комиссией Костромского УФАС России в рамках рассмотрения дела, оснований исключающих возможность обеспечения публичного предоставления права на земельный участок, не имелось. В связи с тем, что Комиссия Костромского УФАС России находит действия поименованных выше лиц не допустимыми в силу норм законодательства Российской Федерации и нарушающими права неопределенного круга лиц, в части лишения их права на заключение договора в отношении земельного участка (свалки (полигона) ТБО), Комиссия Костромского УФАС России руководствуясь нормами части 4 статьи 41 и части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции приняла решение о необходимости выдачи предписания.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушение Администрацией муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (157800, Костромская область, Нерехтский район, г.Нерехта, ул.Победы, д.1), Муниципальным унитарным предприятием муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области «РГУ» (157800, Костромская область, Нерехтский район, г.Нерехта, ул.Ленина, д.44), Обществом с ограниченной ответственностью «Феникс» (157800, Костромская область, Нерехтский район, г.Нерехта, ул.Гагарина, д.29) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неоднократной пролонгации договора субаренды земельного участка №2 от 1 мая 2008 г., с отказом от совершения действий направленных на обеспечение публичного предоставления права на земельный участок.
2. Выдать Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (157800, Костромская область, Нерехтский район, г.Нерехта, ул.Победы, д.1) предписание об устранении нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Передать материалы дела должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения материалов дела на предмет возбуждения административного производства.

 

Председатель Комиссии         _____________ О.В. Ревельцев

Члены Комиссии:         _____________ Т.М. Магомеднабиев

           _____________ И.В. Дунаев

           _____________ Е.В. Торопова


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны