Решение №МИ/1957/22 Решение по жалобе ООО "Сибирский Тендер" от 21 ноября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 044/07/3-507/2022

г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена - 16 ноября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено - 21 ноября 2022 года

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей от муниципального унитарного предприятия города Костромы «Городские сети» (далее – Заказчик; МУП г. Костромы «Городские сети»), в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский Тендер» (далее – Заявитель; ООО «Сибирский Тендер»), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки № 32211692013 «Оказание услуг по транспортировке земли», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области 08.11.2022 поступила жалоба ООО «Сибирский тендер» на действия МУП г. Костромы «Городские сети» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32211692013).

Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком в пункте 21 документации об аукционе в электронной форме неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемых организаций (далее - СРО), поскольку действующее законодательство, с 01.09.2022 не предусматривает возможности для СРО предоставлять выписку из реестра членов СРО.

Заказчиком в ответ на уведомление Костромского УФАС России о принятии жалобы к рассмотрению представлена информация об отмене закупки 07.11.2022 года.

В силу статьи 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Комиссия установила, что закупка № 32211692013 на момент подачи жалобы ООО «Сибирский тендер» имела статус "Закупка отменена". В материалы дела представлены сведения об отмене закупки 07.11.2022 года с обоснованием.

Заявитель явку своего представителя не обеспечил, документов подтверждающих нарушение прав и законных интересов не представил.

Исходя из изложенного, с учетом имеющихся у Комиссии в рамках рассмотрения жалобы документов и информации, правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции у антимонопольного органа отсутствуют. Доводы жалобы оставлены без рассмотрения.

Вместе с тем, Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Частью 1 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах еаморегулируемых организаций и их обязательствах.

Частью 5 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Частью 1 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусмотрено, что реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморетулируемой организации.

Пунктом 21 части 1 "Информационная карта" документации об аукционе в электронной форме установлено требование к составу заявки, в том числе о наличии во второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, которые являются предметом закупки:

- выписка (или ее копия) из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 , выданная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки, подтверждающая право участника аукциона выполнять закупаемые работы.

Пунктом 22 части 1 "Информационная карта" документации об аукционе в электронной форме определено, что если заявка участника аукциона не соответствует указанным в извещении о проведении аукциона и (или) аукционной документации требованиям, в том числе к участнику закупки, предмету закупки, условиям договора, к оформлению заявки, такая заявка подлежит отклонению от участия в аукционе.

Ранее действовавшей редакцией части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ предусматривалось, что саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.

Пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены законодательные изменения в статью 55.17 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым, слова «выписка из реестра членов саморегулируемой организации» исключены, а также исключены порядок и форма предоставления указанной выписки, поскольку исходя из обновленной редакции части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ следует, что обязанности саморегулируемой организации ограничиваются исключительно ведением единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

Указанные законодательные изменения, внесенные в статью 55.17 Градостроительного кодекса РФ, вступили в законную силу, начиная с 01.09.2022 года.

Извещение об осуществлении закупки с реестровым номером 32211692013 размещено в ЕИС в сфере закупок - 24.10.2022, то есть, в период действия обновленной редакции статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ, следовательно, обновленные требования статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ должны учитываться заказчиком при разработке и утверждении документации о закупке в части указания на представление в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям действующего законодательства (в том числе, градостроительного законодательства).

Таким образом, на момент размещения 24.10.2022 заказчиком в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки с реестровым номером 32211692013 заказчик установил в документации о закупке требование, о предоставлении участниками в составе своих заявок документ (в рассматриваемом случае, выписку из реестра членов СРО), который объективно не мог быть представлен участником закупки, поскольку у саморегулируемой организации отсутствует законодательная обязанность предоставления по запросу заинтересованного лица указанной выписки, ввиду того, что действующее градостроительное законодательство обязывает СРО осуществлять исключительно ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах на официальном сайте в сети Интернет.

Следовательно, в действиях заказчика усматриваются нарушения требований части 1 статьи 2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В связи с тем, что закупка с реестровым номером 32211692013 с 07.11.2022 года имеет статус "Закупка отменена", основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Костромского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Оставить жалобу ООО «Сибирский тендер» на действия МУП г. Костромы «Городские сети» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (закупка № 32211692013), без рассмотрения.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в Арбитражный суд по Костромской области в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны