Решение б/н Решение по делу № 04-07/1008 от 4 октября 2012 года от 10 сентября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 04-07/1008 о нарушении антимонопольного законодательства

 

4 октября 2012 г.                                      г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 4 октября 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия; Костромское УФАС России) в составе:
председатель Комиссии: Ревельцев О.В., руководитель Костромского УФАС России;
члены Комиссии:
Магомеднабиев Т.М., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
Дунаев И.В., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,

в присутствии:
от ОАО «Костромаоблгаз» - заместитель генерального директора по правовой работе <…> (по доверенности от 10.01.2012), начальник юридического отдела <…> (по доверенности от 10.01.2012);
от ЗАО «Виктория» - не явились;
от ОАО «Костромадревпроект» - не явились;
от Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области – не явились,

 

рассмотрев дело № 04-07/1008 по признакам нарушения ОАО «Костромаоблгаз» (г. Кострома, ул. Кузнецкая, д.9) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Костромское УФАС России поступило обращение Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (ныне – Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее – Департамент) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Костромаоблгаз», выразившегося в необоснованном взимании платы за выдачу технических условий на подключение к газораспределительной сети с хозяйствующих субъектов и физических лиц.
Как следует из указанного обращения и приложенных материалов, Департаментом была проведена проверка соблюдения ОАО «Костромаоблгаз» законодательства о ценообразовании в сфере хозяйственной деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, за период 2009-2010 годы. В ходе проведенной проверки были выявлены факты взимания ОАО «Костромаоблгаз» с хозяйствующих субъектов и населения платы за выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети, что подтверждается счетами-фактурами на оплату выполненных работ. По мнению Департамента, взимание платы за выдачу технических условий на присоединение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения противоречит части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и пункту 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.
По результатам проведенной проверки Департаментом были направлены в Костромское УФАС России материалы в отношении ОАО «Костромаоблгаз» для рассмотрения на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, с приложением счетов-фактур за 2009-2010 годы, подтверждающих взимание платы за выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети. Среди прочих хозяйствующих субъектов ОАО «Костромаоблгаз» взимало указанную плату с ЗАО «Виктория» и с ОАО «Костромадревпроект».
Приказом Костромского УФАС России от 23.01.2012 № 7 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ОАО «Костромаоблгаз» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного взимания платы за выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети объектов капитального строительства, принадлежащих ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект».
Установлено, что ОАО «Костромаоблгаз» в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), статьей 5 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке по транспортировке газа в силу обладания статусом субъекта естественных монополий.
Согласно Уставу ОАО «Костромаоблгаз» (утвержден решением Общего собрания акционеров от 20.06.2008) одним из основных видов деятельности заявителя является транспортировка природного газа непосредственно его потребителям на территории Костромской области, проведение единой технической политики, координация производственной деятельности и комплексное решение вопросов, связанных с эксплуатацией газораспределительных систем и газификацией региона и разработка прогнозов потребления газа на территории области.
Законом о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере транспортировки газа (статья 4 Закона о естественных монополиях). Необходимой предпосылкой для транспортировки газа является наличие подключения потребителя к газораспределительной сети, которое производится на основании выдаваемых технических условий. Услуга по присоединению к газораспределительной сети (в том числе и выдача технических условий) не образует самостоятельного рынка, является частью рынка транспортировки газа.
Таким образом, ОАО «Костромаоблгаз» осуществляет эксплуатацию газовых сетей (в том числе осуществляет работы по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения) и транспортировку (подачу) газа на территории Костромской области, действуя в естественной монополии, как газораспределительная организация в отношении абонентов, потребляющих газ на указанной территории.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Кроме того, приказом Костромского УФАС России от 22.04.2003 № 57 ОАО «Костромаоблгаз» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, с долей на рынке услуг по транспортировке и распределению газообразного топлива по газораспределительным сетям на территории Костромской области более 50%.
Следовательно, ОАО «Костромаоблгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа на территории Костромской области.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В частности, пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела, 13.04.2010 ОАО «Костромаоблгаз» на основании заявлений от ЗАО «Виктория» выдало последнему без взимания платы технические условия № 15/10810, 15/10811, 15/10813, 15/10812 на подключение к газораспределительной сети жилых домов № 11, 12, 14, 15 (по генплану) в г. Костроме, квартал застройки, ограниченный улицами Санаторная, Небольшая, Михалевский бульвар, Нескучная.
30.04.2010 ЗАО «Виктория» обратилось в ОАО «Костромаоблгаз» с заявлениями (4 заявления) о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети указанных жилых домов. При этом в данных заявлениях были указаны: газоиспользующее оборудование (марка газового котла), направление использования газа (пищеприготовление, горячее водоснабжение, отопление), установленный объем потребления природного газа (3,9 нм куб/час).
30.04.2010 на основании заявлений ЗАО «Виктория» о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети ОАО «Костромаоблгаз» выдало технические условия на присоединение к газораспределительной сети (строительство) объекта газификации от 12.05.2010 № 1242, 1243,1244, 1245 по указанным жилым домам. За выдачу указанных технических условий, а также за согласование проекта газификации жилых домов ОАО «Костромаоблгаз» взыскало с ЗАО «Виктория» плату в размере 1686,60 рублей за каждые технические условия.
Факт взимания ОАО «Костромаоблгаз» с ЗАО «Виктория» платы за выдачу технических условий и согласование проекта подтверждается счетами-фактурами от 19.05.2010 № 00004753, 00004754, 00004755, 00004756, актами о приемке выполненных работ, подписанными представителями ОАО «Костромаоблгаз» и ЗАО «Виктория», а также платежными поручениями от 18.05.2010 № 210, 211, 212, 213 об оплате ЗАО «Виктория» за выдачу технических условий и согласование проекта по указанным жилым домам.
Согласно прейскуранту на услуги ОАО «Костромаоблгаз» по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных, оказываемые юридическим лицам, утвержденного приказом заместителя генерального директора по экономике и финансам от 30.12.2009 № 1144, плата за выдачу технических условий составляет 843,30 рублей, плата за согласование проекта – 843,30 рублей.
Таким образом, за выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов № 11, 12, 14, 15 (по генплану) в г. Костроме, квартал застройки, ограниченный улицами Санаторная, Небольшая, Михалевский бульвар, Нескучная, ОАО «Костромаоблгаз» взыскало с ЗАО «Виктория» плату в размере 843,30 рублей за каждые технические условия. То есть, за выдачу 4 технических условий на присоединение к газораспределительной сети (от 12.05.2010) ОАО «Костромаоблгаз» взыскало с ЗАО «Виктория» плату на общую сумму 3373,20 рублей.
04.05.2007 ОАО «Костромаоблгаз» выдало на основании заявления ОАО «Костромадревпроект» технические условия № 23/5893 на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети (административное здание ОАО «Костромадревпроект» по адресу: г. Кострома, ул. Комсомольская, д.4) без взимания платы.
19.10.2010 ОАО «Костромадревпроект» обратилось в ОАО «Костромаоблгаз» с заявлением о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации – автономной котельной административного здания по адресу: г. Кострома, ул. Комсомольская, д.4. При этом в данном заявлении были указаны: газоиспользующее оборудование (марка газового котла), направление использования газа (горячее водоснабжение, отопление), установленный объем потребления природного газа (38,62 нм куб/час).
27.10.2010 ОАО «Костромаоблгаз» на основании заявления ОАО «Костромадревпроект» выдало технические условия № 2082 на присоединение к газораспределительной сети (строительство) объекта газификации (административного здания по указанному адресу). За выдачу этих технических условий от 27.10.2010 № 2082 ОАО «Костромаоблгаз» взыскало с ОАО «Костромадревпроект» плату в сумме 5069,79 рублей (с учетом согласования проекта).
Факт взимания ОАО «Костромаоблгаз» с ОАО «Костромадревпроект» платы за выдачу технических условий и согласование проекта подтверждается счет-фактурой от 18.11.2010 № 00010664, актом выполненных работ, подписанным представителями ОАО «Костромаоблгаз» и ОАО «Костромадревпроект», а также платежным поручением от 01.11.2010 № 332 об оплате ОАО «Костромадревпроект» за выдачу технических условий и согласование проекта по указанному административному зданию (г. Кострома, ул. Комсомольская, д.4).
Согласно акту о приемке выполненных работ, ОАО «Костромаоблгаз» были оказаны для ОАО «Костромадревпроект» услуги по выдаче технических условий на установку бытовых газовых приборов в административном здании на сумму 2858,64 рублей, услуги по согласованию проекта на установку бытовых газовых приборов в административном здании – на сумму 1429,32 рублей. Всего услуг было оказано на общую сумму 4287,96 рублей плюс НДС (771,83 рублей), что составило 5059,79 рублей.
Таким образом, «Технические условия на подключение» выдавались ОАО «Костромаоблгаз» бесплатно, а «Технические условия на присоединение» - за плату.

Отношения в сфере присоединения к газораспределительным сетям регулируются Градостроительным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»,  Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»,  Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9 «Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления».
Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ полномочия по установлению порядка определения и предоставления технических условий и определение платы за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения возложены на Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены:
1) Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (Правила № 1);
2) Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (Правила № 2).
Кроме того, в данной сфере действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации (Правила № 3).
Терминология данных правил различна в части названия технических условий:  технические условия на подключение к газораспределительной сети (Правила № 1)  и технические условия на присоединение к газораспределительной сети (Правила № 2).
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения» в Правила № 2 внесены изменения, в соответствии с которыми указание на технические условия на присоединение полностью исключено.
Правила № 3 также используют термин «технические условия на присоединение к газораспределительным сетям».
Пунктом 1  Правил №  1  установлено,  что данные правила регулируют отношения между организацией,  осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно -  технического обеспечения,  органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков,  возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных,  но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 Правил № 2 данные правила регулируют отношения между организацией,  осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения,  включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 Правил № 3 данные правила устанавливают требования по обеспечению рационального и эффективного использования газа в качестве топлива или сырья при его добыче,  производстве,  переработке,  транспортировке,  хранении,  поставке, распределении и потреблении.
Пунктом 6 Правил № 1 предусмотрено, что правообладатель земельного участка в целях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объекта, для получения технических условий.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 1 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Областной целевой программе «Развитие газификации Костромской области до 2015 года», утвержденной постановлением Костромской областной Думы от 17.04.2008 № 2795, на выполнение указанной Программы предусматривается выделение финансовых средств по программе газификации, строительства и реконструкции газораспределительных систем ОАО «Костромаоблгаз» Костромской области. Областные средства привлекаются на строительство уличных газораспределительных сетей, строительство газовых котельных, переоборудование многоквартирных жилых домов для использования природного газа и на строительство газоотводов к 100% жилых строений в населенных пунктах подлежащих газификации (в том числе в г. Кострома).
Таким образом, установлено, что эксплуатацию сетей газоснабжения на территории Костромской области (в том числе в г. Костроме) осуществляет именно ОАО «Костромаоблгаз», что также подтверждается Уставом данной организации.
Пунктом 10 Правил № 1 установлено, что технические условия на подключение должны содержать следующие данные:
- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе, в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
- срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.
В соответствии с пунктом 2.1.12 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9 (далее – ПБ № 9), максимальная нагрузка в возможных точках подключения включает в себя сведения о:
- давлении газа в точке подключения;
- точке подключения на газораспределительной сети с указанием месторасположения ее в плане;
- диаметре и материале труб;
- средствах электрохимической защиты (для стального газопровода);
- коррозионной агрессивности грунтов и наличии источников блуждающих токов).
Вместе с тем, пунктом 16 Правил № 3 предусмотрено, что технические условия на присоединение к газораспределительной системе должны содержать следующие сведения:
а) место присоединения к газопроводу;
б) максимальный часовой расход и давление газа в присоединяемом газопроводе, а также пределы изменения этого давления;
в) требования по учету расхода газа;
г) иные условия подключения к газораспределительной системе, учитывающие конкретные особенности проектов и систем газоснабжения.
В пункте 4 Правил № 2 (в предыдущей редакции,  действовавшей на момент совершения нарушения) указано, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:
- подача заказчиком заявления о подключении;
- заключение договора о подключении;
- выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям,  ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;
- выполнение заказчиком условий подключения;
- проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;
- присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении;
- выполнение условий подачи ресурсов.
Из указанного порядка следует, что условия подключения (технические условия для присоединения) являются документами, выдача которых определена Правилами № 1. Следовательно, технические условия, перечисленные в Правилах № 1 и № 2, № 3, являются одним и тем же документом, в том числе технические условия,  включающие в себя развернутую информацию о максимальной нагрузке в точках подключения.
Пунктом 9  Правил № 1 установлено,  что выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по запросам органов местного самоуправления либо правообладателей земельного участка осуществляется без взимания платы.
При этом антимонопольный орган констатирует, что в указанном пункте указано, что без взимания платы выдаются все технические условия (как на подключение, так и на присоединение).
Таким образом, цена на данную техническую операцию устанавливается в императивном порядке государством.
Следовательно, ОАО «Костромаоблгаз», взимая плату за выдачу технических условий, нарушило установленный нормативными актами порядок ценообразования.

 

ОАО «Костромаоблгаз» с вменяемым нарушением не согласно, представило следующие письменные пояснения.
В пункте 2 Правил № 1 дано понятие «подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанном пункте также дано определение понятия «сети инженерно-технического обеспечения» - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Точкой подключения к сетям является место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
По мнению ОАО «Костромаоблгаз», Правила № 1 применяются в отношении процесса подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что подразумевает соединение наружного газопровода-отвода (ввода) от объекта капитального строительства к распределительной сети единой технологической системы газораспределения. Окончательным этапом присоединения объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, согласно Правилам № 2, является фактическое присоединение (врезка в газопровод) и выполнение условий подачи ресурсов в присоединенную сеть. Следовательно, как считает ОАО «Костромаоблгаз», Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 распространяется только на подводку внешних сетей к объекту капитального строительства и не охватывает внутренние сети и газовое оборудование внутри объекта капитального строительства.
Также ОАО «Костромаоблгаз» пояснило, что в целях определения на начальном этапе возможности подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети и подтверждения наличия резерва пропускной способности данных сетей заказчик обращается в эксплуатационную организацию для получения технических условий на подключение. По рассматриваемым объектам капитального строительства ЗАО «Виктория» (жилые дома № 11, 12, 14, 15 по вышеуказанному адресу) и ОАО «Костромадревпроект» (административное здание по ул. Комсомольская, д.4) ОАО «Костромаоблгаз» были выданы заявителям технические условия на подключение данных объектов к газораспределительной сети без взимания платы, как того требуют Градостроительный кодекс РФ и Правила № 1.
Со слов ОАО «Костромаоблгаз», в целях выполнения работ по установке газового оборудования внутри указанных жилых домов (ЗАО «Виктория») и административного здания по ул. Комсомольская, д.4 (ОАО «Костромадревпроект») заказчикам необходимо было изготовить проекты на установку газоиспользующего оборудования и внутренней сети газоснабжения. Требования о наличии проектов установлены пунктами 12, 13, 15 Правил № 3. В соответствии с пунктами 2.1.10, 2.1.11 ПБ № 9 проектная документация систем газораспределения и газопотребления до утверждения должна быть согласована заказчиком с газораспределительной организацией на соответствие ее выданным техническим условиям, и технические условия на присоединение к газораспределительной сети выдаются, как правило, газораспределительными организациями.
Таким образом, по утверждению ОАО «Костромаоблгаз», данные нормативные акты устанавливают требования к заказчикам при установке газового оборудования в части необходимости разработки соответствующих проектов. Для выполнения проектных работ заказчикам необходимо иметь сведения – исходные данные для изготовления проекта. Это объем потребления природного газа (куб/час), давление газа в точке подключения, точку подключения внутреннего газопровода, диаметр газопровода в точке подключения, материал трубы, вид газоиспользующего оборудования, общие инженерно-технические требования к проекту, приборам учета газа и т.д.
По словам ОАО «Костромаоблгаз», указанные данные могут быть предоставлены заказчику газораспределительной организацией. Поскольку выдача исходных данных и согласование проекта требуют выполнения определенного объема работ – необходимо от заявителя принять заказ; определить возможность установки бытовых газовых приборов; рассмотреть технические характеристики предполагаемых к установке бытовых газовых приборов; место присоединения внутренних сетей к существующему наружному газопроводу; зарегистрировать технические условия в журнале и выдать заказчику; проверить соответствие выполненного проекта выданным техническим условиям на присоединение; при необходимости корректировки представленной проектной документации на соответствие выданным техническим условиям подготовить письменные замечания; рассмотреть их с заказчиком; окончательно рассмотреть и согласовать проект на соответствие выданным техническим условиям; зарегистрировать согласование проекта в журнале; откорректировать архивную документацию, - то данные работы выполняются ОАО «Костромаоблгаз» за плату. По его мнению, действующим законодательством не установлен запрет на выполнение этих работ на безвозмездной основе.
Также ОАО «Костромаоблгаз» пояснило, что при обращении ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» в ОАО «Костромаоблгаз» с заявлением о выдаче технических условий на присоединение для разработки проектов установки газового оборудования заявителями было представлено согласование поставщика газа ООО «Костромарегионгаз» на выполнение проектных и монтажных работ по установке газоиспользующего оборудования (котлов, плит). На основании предоставленных заказчиками документов ОАО «Костромаоблгаз» выдало технические условия на присоединение для проектирования внутренней сети и установки газоиспользующего оборудования, что подтверждено актами выполненных работ. Во исполнение требований пунктов 2.1.10, 2.1.11 ПБ № 9 подготовленная ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» проектная документация в дальнейшем была согласована ОАО «Костромаоблгаз».
Таким образом, по мнению ОАО «Костромаоблгаз», его отношения с ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» по выдаче исходных данных в виде технических условий на присоединение для разработки проектов внутренней системы газоснабжения и установки газоиспользующего оборудования, а также дальнейшее согласование проекта выстраивались не в рамках действия Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, а на договорных началах.
Кроме того, ОАО «Костромаоблгаз» пояснило, что согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 06.11.2008 заказчиком строительства газопровода по ул. Небольшая к малоэтажным жилым домам в г. Костроме, квартал застройки, ограниченный улицами Санаторная, Небольшая, Михалевский бульвар, Нескучная, выступило ЗАО «Фронтон». Следовательно, по мнению ОАО «Костромаоблгаз», при газификации вышеуказанных жилых домов ЗАО «Виктория», как заказчик строительства домов, могло получить исходные данные для изготовления проекта газификации у собственника сети – ЗАО «Фронтон». Сославшись на пункт 17 Правил № 1, ОАО «Костромаоблгаз» утверждало, что все необходимые документы для подготовки проектной документации должно было предоставить ЗАО «Фронтон».

ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» представили письменные пояснения, в которых указали, что технические условия на подключение были им выданы ОАО «Костромаоблгаз» бесплатно. В дальнейшем, для разработки проектов газификации указанные организации обратились в ОАО «Костромаоблгаз» с заявлениями о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети вышеуказанных объектов капитального строительства (жилых домов и административного здания соответственно). За выдачу технических условий на присоединение, а также за согласование проекта газификации указанные организации оплатили ОАО «Костромаоблгаз» денежные суммы, указанные в счетах-фактурах. После этого ОАО «Костромаоблгаз» выдало им технические условия на присоединение с точкой подключения к газопроводу. Готовые проекты газификации по указанным объектам были согласованы с ОАО «Костромаоблгаз» после проверки на соответствие выданным техническим условиям на присоединение. После оказания услуг в полном объеме сторонами были подписаны акты выполненных работ. Также ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромаоблгаз» пояснили, что каких-либо претензий к ОАО «Костромаоблгаз» они не имеют.
Департамент представил письменные пояснения по делу, в которых пояснил, что считает действия ОАО «Костромаоблгаз» по взиманию платы за выдачу технических условий на присоединение нарушением части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и пункта 9 Правил № 1.

 

Комиссия не может согласиться с доводами ОАО «Костромаоблгаз» по следующим основаниям.
Как установлено пунктом 8 Правил № 2, проектную документацию разрабатывает заказчик (в данном случае – ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект») в соответствии с выданными исполнителем (ОАО «Костромаоблгаз») условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.
Таким образом, разработке проектной документации должна предшествовать выдача ОАО «Костромаоблгаз» условий подключения (технических условий для присоединения, как указано в пункте 4 Правил № 2).
Поскольку технические условия для присоединения (предусмотренные пунктом 4 Правил № 2), не противоречащие техническим условиям на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (предусмотренным Правилами № 1), должны выдаваться бесплатно, соответственно, для разработки проектной документации заказчику должно быть достаточно тех сведений, которые указаны в технических условиях, выдаваемых бесплатно. Взимание платы за изготовление «исходных данных для проектирования внутридомовых газовых сетей» не предусмотрено действующим законодательством, и фактически ОАО «Костромаоблгаз» изготавливались «технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», которые должны выдаваться бесплатно.
Довод ОАО «Костромаоблгаз» о том, что плата взималась за технические условия на проектирование и согласование внутридомовых газовых сетей и газоиспользующего оборудования подлежит отклонению. При подготовке технических условий на подключение объектов капитального строительства ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» к сетям газоснабжения уже учитывается газоиспользующее оборудование, которое установлено или планируется к установке. Исходя из его технических характеристик рассчитывается, в том числе, максимальная нагрузка в точке подключения. Кроме того, газоиспользующее оборудование, которое указано в технических условиях на присоединение, выданных ОАО «Костромаоблгаз» за плату, было изначально указано ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» в заявлениях на выдачу данных технических условий.
Как указано ранее, технические условия на подключение объектов капитального строительства к газораспределительной сети должны включать сведения о точке подключения.
Согласно пункту 2 Правил № 2 точка подключения – это место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам газо-, водоснабжения и водоотведения. Сети инженерно-технического обеспечения – это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе газо-, водоснабжения и водоотведения.
Как усматривается из технических условий на присоединение от 12.05.2010, выданных за плату ЗАО «Виктория», точкой подключения является существующий подземный уличный газопровод. Согласно техническим условиям на присоединение от 27.10.2010, выданным за плату ОАО «Костромадревпроект», точкой подключения является распределительный газопровод среднего давления в районе дома № 4 по ул. Комсомольской.
При этом в технических условиях на подключение от 13.04.2010, выданных бесплатно ЗАО «Виктория» и технических условиях на подключение от 04.05.2007, выданных бесплатно ОАО «Костромадревпроект», точка подключения указана не была вообще.
Таким образом, на момент выдачи технических условий на присоединение объекты ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» еще не были присоединены к газораспределительным сетям ОАО «Костромаоблгаз», так как в технических условиях на присоединение было указано место, в котором данные объекты должны быть присоединены к газораспределительным сетям.
В остальном информация, указанная в технических условиях на присоединение, выданных за плату ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект», также полностью соответствует тому необходимому объему информации, который предусмотрен Правилами № 1, Правилами № 2 и Правилами № 3, без взимания платы. Каких-либо дополнительных сведений, за которые ОАО «Костромаоблгаз» вправе взимать плату в рамках гражданско-правовых отношений, данные технические условия не содержат.
В соответствии с пунктом 17 Правил № 1 если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее – основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 06.11.2008, был принят в эксплуатацию наружный газопровод к малоэтажным домам квартала, ограниченного улицами Студенческой, Санаторной, Небольшой и Михалевским бульваром в микрорайоне Пантусово г. Костромы. При этом, в составе приемочной комиссии присутствовал представитель эксплуатационной организации – начальник ОТН УЭГХ ОАО «Костромаоблгаз» <…>, который также подписал указанный акт.
ЗАО «Фронтон» не может являться основным абонентом, поскольку не является потребителем газа, через сети которого присоединены к сетям ОАО «Костромаоблгаз» объекты ЗАО «Виктория». Следовательно, ЗАО «Виктория» не обязано обращаться за выдачей технических условий на подключение к газораспределительной сети к ЗАО «Фронтон».
В то же время, в силу пункта 7 Правил № 1, а также согласно акту приемки газопровода от 06.11.2008, ОАО «Костромаоблгаз» является организацией, обязанной осуществлять эксплуатацию указанного уличного газопровода. Следовательно, в силу пунктов 6, 7 Правил № 1, ЗАО «Виктория» правомерно обратилось за выдачей технических условий на присоединение (подключение) к газораспределительной сети именно к ОАО «Костромаоблгаз».
Таким образом, ОАО «Костромаоблгаз», как эксплуатирующая организация, обязана либо выдать технические условия на подключение без взимания платы, либо отказать в их выдаче, но не обусловливать их выдачу необходимостью внесения платы. Кроме того, ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» в своих заявлениях о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети просили у ОАО «Костромаоблгаз» выдать именно технические условия, предусмотренные Правилами № 1 и Правилами № 2, что следует из содержания этих заявлений. Какого-либо договора о подготовке ОАО «Костромаоблгаз» для указанных заказчиков исходных данных для проектирования не заключалось. Как указано выше, исходя из Правил № 2, технических условий, выдаваемых бесплатно, должно быть достаточно заказчику для изготовления проекта подключения, необходимость в подготовке неких дополнительных «исходных данных для проектирования» отсутствует.
Вывод о неправомерности взыскания ОАО «Костромаоблгаз» платы за выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети был сделан Арбитражным судом Костромской области в решении от 26.04.2012 по делу № А31-1594/2012, до вступления в законную силу которого рассмотрение настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено.

Резюмируя изложенное, Комиссия считает, что действия ОАО «Костромаоблгаз» по взиманию платы за технические условия на присоединение к газораспределительным сетям противоречат действующему законодательству,  являются нарушением порядка ценообразования, установленного Градостроительным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, тем самым образуют нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В результате указанных действий со стороны ОАО «Костромаоблгаз» были ущемлены интересы ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект», вынужденных нести дополнительные финансовые затраты, связанные с необоснованным взиманием платы за выдачу технических условий.
В действиях ОАО «Костромаоблгаз» по взиманию платы за согласование проектов газоснабжения с ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» Комиссия не усматривает признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и отмечает, что взимание платы за согласование проекта не ограничено законодательством и осуществляется в рамках обычной хозяйственной деятельности ОАО «Костромаоблгаз». Аналогичная позиция отражена в решении Арбитражного суда Вологодской области от 10.08.2011 по делу № А13-12017/2010, оставленном без изменения апелляционной, кассационной и надзорной судебными инстанциями.
В ходе рассмотрения дела представителем ОАО «Костромаоблгаз» было устно заявлено, что в настоящее время данным хозяйствующим субъектом не взимается плата ни за технические условия на подключение, ни за технические условия на присоединение к газораспределительным сетям. Вместе с тем, документальных доказательств этого факта ОАО «Костромаоблгаз» не представило.
В связи с тем, что денежные средства за выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети были уплачены ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект», и указанные организации не имеют претензий к ОАО «Костромаоблгаз», оснований для выдачи предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства у Комиссии не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Костромаоблгаз» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения порядка ценообразования, что выразилось в необоснованном взимании с ЗАО «Виктория» и ОАО «Костромадревпроект» платы за выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети объектов капитального строительства в нарушение требований действующего законодательства, приведшем к ущемлению интересов указанных хозяйствующих субъектов.
2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.


Председатель Комиссии        О.В. Ревельцев
       
Члены Комиссии:         Т.М. Магомеднабиев

 

                       И.В. Дунаев

         
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны