Решение №04-35/1358 Решение по делу № 04-35/1358 о нарушении антимонопольного за... от 20 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

ул. Калиновская, 38, г. Кострома, 156013

тел. (4942) 35-67-48, факс (4942) 35-67-48

e-mail: to44@fas.gov.ru

20.12.2018 № 3598/04

На №____________ от _______________

МУП «Коммунсервис»

Костромского района

Мира ул. д. 16 , п. Никольское,

office@comserv-kr.ru

ПАО «Костромская

сбытовая компания»

Мира пр-т, 37-39/28, г. Кострома, 156013,

odo@k-sc.ru

ПАО «МРСК Центра»

2-я Ямская ул., д. 4, г. Москва, 127018

 

Филиал ПАО «МРСК Центра»-«Костромаэнерго»

пр. Мира, д. 53, г. Кострома, 156961

Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому

и атомному надзору

ул. Красноармейская, д. 8,

г. Кострома, 156961

kostroma@cntr.gosnadzor.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-35/1358 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2018 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия; Костромское УФАС России) в составе:

председатель Комиссии:

_________________, заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;

члены Комиссии:

____________________, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области,

_________________________, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области,

в присутствии на заседании представителей филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго».

рассмотрев дело № 04-35/1358 по признакам нарушения ПАО «КСК» (156000, г. Кострома, пр-т Мира, д. 37-39/28) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Поводом для возбуждения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» Костромского района Костромской области (далее – МУП «Коммунсервис», Заявитель, Предприятие), о нарушении публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» (далее – ПАО «КСК», Общество) антимонопольного законодательства в части нарушения порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП «Коммунсервис», предусмотренного Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Правила № 442, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Из существа материалов заявления следует, что в адрес МУП «Коммунсервис» от ПАО «КСК» поступило уведомление (№ 06-1/9/4378 от 30.03.2017) о необходимости введения в отношении МУП «Коммунсервис» ограничения режима потребления электроэнергии (до величины не превышающей 10% максимальной мощности) в связи с ненадлежащим исполнением Предприятием обязательств по оплате потребленной в рамках договора энергоснабжения от 18.12.2015 № 6604070 электрической энергии.

Как указывает Заявитель, согласно абзацу 1 пункта 18 Правил (в редакции, дей-ствовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (в том числе в отноше-нии отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относя-щихся к категориям потребителей согласно Приложению к Правилам ограничения ре-жима потребления электрической энергии, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил ограничения режима потребления элек-трической энергии не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких по-требителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не до-пускается.

В своем заявлении МУП «Коммунсервис» указывает, что в силу абзаца 2 пункта 18 Правил ограничения режима потребления электрической энергии при отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей ор-ганизацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов макси-мальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные приме-нением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами ограниче-ния режима потребления электрической энергии. Вместе с тем, документов, иных дока-зательств согласования величины аварийной брони при инициировании введения ча-стичного ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП «Ком-мунсервис» ПАО «КСК» с ПАО «МРСК Центра» не представлено.

По причине того, что ПАО «КСК» определило величину аварийной брони в раз-мере 10% от максимальной мощности для потребителя – МУП «Коммунсервис» без со-гласования с ПАО «МРСК Центра», снижение нагрузки потребления электрической энергии до уровня аварийной брони не позволит Заявителю выполнять свои функции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

Для ряда потребителей, на основании распоряжения Губернатора Костромской области от 29.07.2016 № 497-р «Об утверждении перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям» (далее – Распоряжение), предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обяза-тельств по оплате стоимости электрической энергии, включающий стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой ча-стью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В своем обращении МУП «Коммунсервис» просит провести проверку в отношении ПАО «КСК».

По результатам проведенной в рамках рассмотрения заявления МУП «Коммунсервис» Костромским УФАС России проверки в действиях ПАО «КСК» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении ПАО «КСК» порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП «Коммунсервис», результатом которого может явиться ущемление прав и законных интересов МУП «Коммунсервис» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, добросовестно их оплачивающих. Данная квалификация приведена в определении от 11.09.2017 г. о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

Определением Костромского УФАС России от 05.04.2018 г. квалификация совершенного нарушения антимонопольного законодательства уточнена, в действиях ПАО «КСК» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении уведомлений о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии:

- от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4378 (в адрес МУП «Коммунсервис») и от 31.03.2017 г. исх. № 06-1/24-3211 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

- от 13.11.2017 исх. № 06-1/9-10028 (в адрес МУП «Коммунсервис») и от 13.11.2017 г. исх. № 06-1/24-10032 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения МУП «Коммунсервис» по договору энергоснабжения № 6604070 от 18.12.2015, в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони, с нарушением порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП «Коммунсервис», установленного законодательством, в том числе Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, результатом которого явилось (может явиться) ущемление прав и законных интересов МУП «Коммунсервис» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и теплоснабжению, добросовестно их оплачивающих.

К участию в деле в качестве ответчика было привлечено ПАО «Костромская сбытовая компания», в качестве заявителя - филиал публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Костромаэнерго» (далее-ПАО «МРСК-Центра», Сетевая организация),

Как указывает ПАО «КСК» в своих пояснениях (исх. 03-2/16/16584 от 22.11.2017 г.), действующее законодательство предоставляет Гарантирующему поставщику право прекращать или ограничивать подачу электрической энергии в случае ее неоплаты потребителем.

В обоснование своей позиции ПАО «КСК» ссылались на п. 18 Правил № 442, в соответствии с которыми в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов) ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 № 06/51 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика» с 2006 года ПАО «Костромская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области.

В соответствии с договором энергоснабжения от 18.12.2015 № 6604070 электрической энергии Гарантирующий поставщик (ПАО «Костромская сбытовая компания») обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией Потребителей, а Потребители обязуются оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

В соответствии с условиями заключенного договора энергоснабжения Гарантирующий поставщик имеет право вводить ограничение режима потребления электрической энергии в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электроэнергии.

В нарушение принятых на себя обязательств МУП «Коммунсервис» не оплачивалась приобретаемая электрическая энергия.

В связи с образовавшейся задолженностью перед Гарантирующим поставщиком ПАО «Костромская сбытовая компания» направило в адрес МУП «Коммунсервис» уведомление о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии до величины, не превышающей 10% максимальной мощности. МУП «Коммунсервис» предложено принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечить безопасность людей и сохранность оборудования в связи с введением ограничения режима потребления.

К участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, было привлечено Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).

В своих пояснениях № 06-11/1136 от 20.02.2018 Ростехнадзор указал, что МУП «Коммунсервис» эксплуатирует взрывопожароопасные производственные объекты:

- систему теплоснабжения Никольского сельского поселения;

- систему теплоснабжения п. Сухоногово;

- систему теплоснабжения п. Шунга;

- систему теплоснабжения п. Середнее;

- систему теплоснабжения п. Кузьмищи;

- систему теплоснабжения п. Минское;

- систему теплоснабжения п. Апраксино;

- систему теплоснабжения Сущевского сельского поселения;

- систему теплоснабжения п. Коряково и является теплоснабжающей организацией жилого фонда и социально значимых объектов Костромского района. Пояснил, что частичное или полное отключение подачи электроэнергии на опасные производственные объекты может привести к отказу или повреждению технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, что не исключает создания аварийных ситуаций, так как эксплуатация опасного производственного объекта является повышенным источником опасности и не исключает в случае аварии причинения тяжкого вреда здоровью работникам учреждения, а, следовательно, несет угрозу общественным отношениям и здоровью граждан.

В пояснениях от 29.03.2018 г. № 03-2/16/4393 ПАО «КСК» указывает, что выводы Ростехнадзора о том, что отключение электрической энергии может повлечь неблагоприятные последствия для объектов, которые относятся к опасным производственным, имеют отношение к МУП «Коммунсервис», а не к ПАО «КСК».

ПАО «КСК» считает, что именно на потребителя Законодатель возложил обязанность по составлению акта аварийной брони и согласованию этого документа (п. 31.4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861).

Кроме того, пунктами 16, 16(1) Правил ограничения (в редакции постановления Правительства РФ №624) именно на потребителя возложена обязанность по принятию мер для безаварийного прекращения технологического процесса.

В своих пояснениях ПАО «КСК» сообщает, что МУП «Коммунсервис» не предприняло попыток к составлению и согласованию акта аварийной брони, не представило сведений об утверждении плана о выполнении мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов энергетики полного ограничения режима потребления электрической энергии, что говорит о его полной безответственности при эксплуатации производственных объектов.

Относительно направления уведомления №06-1/9/10028 от 13.11.2017 о введении ограничения режима потребления электрической энергии в адрес МУП «Коммунсервис», ПАО «КСК» указывает на следующие обстоятельства:

- 24.05.2017 Правительством РФ было принято постановление №624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ», вступившее в силу 29.09.2017, которым внесены изменения в Правила полного и (или) частичного ограничения и изменен порядок введения процедуры ограничения режима потребления электрической энергии.

- фактическое ограничение режима потребления электрической энергии в отношении МУП «Коммунсвервис» по уведомлению №06-1/9/4378 от 30.03.2017 не было введено сетевой организацией.

- задолженность МУП «Коммунсервис» по договору энергоснабжения №6604070 от 18.12.2015, заключенному между ПАО «Костромская сбытовая компания» и МУП «Коммунсервис» не была погашена, а наоборот возросла.

В связи с указанными выше обстоятельствами, ПАО «Костромская сбытовая компания» направило уведомление №06-1/9/10028 от 13.11.2017.

При этом, ПАО «Костромская сбытовая компания» считает действующим уведомление №06-1/9/10028 от 13.11.2017, поскольку сроки введения ограничения режима потребления электрической энергии, указанные в уведомлении №06-1/9/4378 от 30.03.2017, истекли и оно не было исполнено, а также появились обстоятельства, послужившие основанием для выдачи нового уведомления №06-1/9/10028 от 13.11.2017 (указаны выше).

При этом, действующим законодательством не предусмотрен порядок отзыва уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии, в связи с чем у ПАО «Костромская сбытовая компания» не имелось оснований для отзыва уведомления №06-1/9/4378 от 30.03.2017.

Согласно пояснений ПАО «МРСК-Центра» (исх. МР1-КМ/27/7607 от 27.11.2017 г.): при отсутствии у потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10% максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами № 442.

Таким образом, право энергоснабжающей организации на ограничение режима потребления электроэнергии ограничивается необходимостью соблюдения п. 18 раздела II Правил № 442.

В своих доводах ПАО «МРСК-Центра» указывает, что Распоряжением Губернатора Костромской области от 29 июля 2016 г. № 497-р МУП «Коммунсервис» включено в перечень потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. МУП «Коммунсервис» является предприятием, оказывающими услуги по водоснабжению и водоотведению населению и социальным объектам.

Учитывая, что ограничение энергоснабжения объектов МУП «Коммунсервис» при отсутствии согласованного объема уровня аварийной брони, может вызвать нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, ПАО «МРСК-Центра» полагает, что ограничение является необоснованным и нарушает ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В пояснениях от 11.12.2017 № МР1-КМ/27/8452 ПАО «МРСК-Центра» считает довод ПАО «КСК» о согласованности величины аварийной брони для потребителя МУП «Коммунсервис» до 10% максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя не состоятельным, поскольку достижения общей согласованности и договоренности, как и получение прямого согласия от ПАО «МРСК-Центра» не поступали.

Представленная в материалы дела переписка свидетельствует о не согласии ПАО «МРСК-Центра» с ПАО «Костромская сбытовая компания» об установлении гарантирующим поставщиком в одностороннем порядке величины в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов МУП «Коммунсервис» и отказ ПАО «МРСК-Центра» в согласовании данной величины.

ПАО «МРСК-Центра» обращает внимание УФАС по Костромской области на то, что ПАО «Костромская сбытовая компания» инициировало процедуру определения величины аварийной брони МУП «Коммунсервис» после направления уведомления о необходимости введения ограничения потребления в отношении указанного потребителя.

Кроме того, в отсутствие соблюдения процедуры согласования невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение потребителя, поскольку размер минимальной мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды в результате прекращения технологических процессов у МУП «Коммунсервис», который может быть определен либо самим потребителем, либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.

Рассмотрев имеющиеся в деле № 04-35/1358 материалы и документы, заслушав представителей сторон по делу, Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Также, согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 №06/51 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика» с 2006 года ОАО (ПАО) «КСК» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «КСК», утвержденного Протоколом общего собрания акционеров ОАО «КСК» от 17.05.2017 №21, одним из видов деятельности ПАО «КСК» является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Согласно аналитического отчета по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2016 год было установлено, что гарантирующий поставщик ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области с долей участия 72,9 %.

Согласно аналитического отчета по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2017 год было установлено, что гарантирующий поставщик ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области с долей участия 73,03%.

Следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии на территории Костромской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также – Федеральный закон «Об электроэнергетике) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно пункту 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 названного Кодекса (включая и статью 546) применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Таким образом, при регулировании отношений по договору снабжения электрической энергией законодательно закреплена возможность устанавливать отличные от предусмотренных в названном параграфе ГК РФ правила не только в законе, но и в иных правовых актах, к которым в силу пункта 4 статьи 3 ГК РФ относятся постановления Правительства Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 4 статьи 37 Закона № 35-ФЗ, в силу которого отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Согласно положениям пункта 48 Правил № 442 гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах ограничения режима потребления, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

Вместе с тем в пункте 18 Правил 442 указано, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Приложением к Правилам No 442 установлены категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. К числу таких потребителей отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю определяется в акте согласования аварийной и технологической брони, являющемся неотъемлемой частью договора энергоснабжения.

Согласно абзацу 2 пункта 18 Правил № 442 при отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.Таким образом, возможность ограничения режима энергоснабжения в отношении объектов водоснабжения допускается лишь частично до уровня аварийной брони, которая устанавливается для исключения возникновения угрозы жизни и здоровью людей, а также экологической безопасности.

При этом величина в 10 % максимальной мощности соответствующих объектов является минимальной величиной аварийной брони и не может быть истолкована как уровень брони, до которого сетевая организация должна ввести ограничение режима потребления электрической энергии при отсутствии акта согласования гарантирующим поставщиком и потребителем уровня аварийной и технологической брони.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике», Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

В силу условий ч. 1 ст. 6 Закона N 35-ФЗ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

В соответствии с подп. «в», п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (п. 121 Правил).

Согласно п. 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В ст. 1 Закона N 35-ФЗ указано, что названный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Согласно ст. 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставки и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В отношении потребителей, в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям", частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения).

Согласно действовавшего на момент введения ограничения режима потребления пункта 18 Правил № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил 442 не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Необходимо отметить, что объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования аварийной и технологической брони, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии).

При отсутствии у указанного выше потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами № 442.

Согласно пункту 7 Правил № 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее, в том числе, сведения о виде подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю).

Пунктом 17 Правил № 442 предусмотрено, что ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в соответствии с подпунктом «г» настоящего пункта частичного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным, несет потребитель, в отношении которого введено такое ограничение.

Как следует из пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 34, 36, 41 Основных положений, необходимым условиям заключения договора энергоснабжения является представление потребителем (покупателем) документов, подтверждающих технологическое присоединение его энергопринимающих устройств в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. При этом к существенным условиям договора энергоснабжения отнесена величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, понятие которой введено в действующее законодательство постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и содержится в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российсокй Федерации от 27.12.2004 №861 (далее также – Правила недискриминационного доступа).

В соответсвии с пунктом 13(1) Правил недискриминационного доступа величина максимальной мощности энерго принимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) указывается в документах о технологичском присоединении и определяется либо в процессе технологического присоединения, либо посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, либо в процедуре восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении.

В рассматриваемой ситуации МУП «Коммунсервис» оказывает населению Костромского района Костромской области коммунальные услуги, в том числе по водоснабжению, то есть данная организация осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения населенных пунктов, в соответствии с п. 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Электрическая энергия поставляется потребителю до точек поставки указаных в акте технологического присоединения, являющегося приложением к договору энергоснабжения № 6604070 от 18.12.2015.

Согласно приложения к уведомлению о введении частичного ограничения ре-жима потребления электрической энергии МУП «Коммунсервис» от 30.03.2017 №06-1/9-4383, и уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии МУП «Коммунсервис» от 13.11.2017 № 06-1/9-10028, ограничению потребле-ния электрической энергии подлежат следующие точки поставки: Котельная вв1, Ко-стромской р-н, п. Никольское; Котельная вв2, Костромской р-н, п. Никольское; Скважи-на артезианская, Костромской р-н, п. Дорожный; ТП-305 водозабор, Костромской р-н, п. Никольское; Контора, Костромской р-н, п. Никольское; Мастерская АДС, Костромской р-н, п. Никольское; Газовая котельная, Костромской р-н, с. Сущёво; Артскважина, Ко-стромской р-н, с. Сущёво; Газовая котельная, Костромской р-н, с. Кузнецово, 54а; Котельная, Костромской р-н, п. Безгачево; Скважина, Костромской р-н, п. Безгачево; Котельная, Костромской р-н, п. Фанерник; ВНС, Костромской р-н, п. Фанерник; Ко-тельная, Костромской р-н, с. Фоминское, Сандогорское с/п; Скважина, Костромской р-н, с. Фоминское; Котельная, Костромской р-н, с. Сандогора; ВНС, Костромской р-н, с. Сандогора; Артскважина, Костромской р-н, п. Василёво; Котельная, Костромской р-н, п. Василёво; Скважина №2, Костромской р-н, с. Фоминское; Скважина, Костромской р-н, п. Василёво; Скважина № 1, Костромской р-н, п. Бычиха-12; Мастерская, Костромской р-н, п. Василёво; Скважина, Костромской р-н, п. Мисково; Скважина №3, Костромской р-н, п. Бычиха-12; Котельная Торфопредпр., Костромской р-н, п. Мисково; Котельная, Костромской р-н, п. Апраксино; Скважина 4467, ТП380, Костромской р-н, п. Апраксино; Скважина 5424, 5425, ТП380, Костромской р-н, п. Апраксино; Здание(артезианская скважина), Костромской р-н, п. Апраксино, ул. Скворцова, стр.28; Газовая котельная, Костромской р-н, д. Коряково; ВНС ВВ-1 (нежилое ), Костромской р-н, д. Коряково; ВНС ВВ-2(нежилое), Костромской р-н, д. Коряково; Котельная(резерв), Костромской р-н, д. Коряково; Водозабор вв1, Костромской р-н, п. Сухоногово; Водозабор вв2, Костромской р-н, п. Сухоногово; Котельная вв1, Костромской р-н, п. Сухоногово; Котельная вв2, Костромской р-н, п. Сухоногово; Котельная, Костромской р-н, п. До-рожный; Водозабор, Костромской р-н, д. Бакшейка; Бойлерная N2, Костромской р-н, п. Зарубино; Бойлерная N1, Костромской р-н, п. Зарубино, напротив д.6; Скважина 1 (отТП-315), Костромской р-н, п. Прибрежный; Котельная (от ТП-669), Костромской р-н, п. Прибрежный; ул. Мира 16; Котельная ТП-315, Костромской р-н, п. Прибрежный, ул. Мира, 16; Скважина, Костромской р-н, д. Терентьево; Водонапорная башня, Костром-ской р-н, п. Фанерник; Котельная 1, Костромской р-н, п. Фанерник; Котельная 2, Ко-стромской р-н, п. Фанерник; Водонапорная башня, Костромской р-н, п. Фанерник; Артскважина, Костромской р-н, п. Шувалово; Котельная вв1, Костромской р-н, п. Шу-валово; Котельная вв2, Костромской р-н, п. Шувалово; котельная, Костромской р-н, д. Середняя; Водокачка, Костромской р-н, д. Лежнево; Артскважина №3685, Костромской р-н, д. Середняя, ул. Центральная, (140м д.24); Водозабор, Костромской р-н, с. Минское; Котельная, Костромской р-н, с. Минское; Башня водонапорная, Костромской р-н, д. Крутик; Газовая котельная, Костромской р-н, д. Кузьмищи; Скважина №3, Костромской р-н, д Кузьмищи; Скважина №2, Костромской р-н, д Кузьмищи; Бытовка, Костромской р-н, д. Кузьмищи; Котельная 1, Костромской р-н, с.Шунга; Котельная 2, Костромской р-н, с. Шунга; Скважина 1, Костромской р-н, с. Шунга; Скважина 2, Костромской р-н, с. Шунга; Скважина 3, Костромской р-н, с. Шунга; Скважина 4, Костромской р-н, с. Шунга; Скважина 5, Костромской р-н, с. Шунга.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) МУП «Коммунсервис» осуществляет, в том числе, деятельность по забору, очистке и распределению воды, деятельность по сбору и обработке сточных вод.

Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 24.11.2014 N 14/342 "Об утверждении производственной про-граммы МУП "Коммунсервис" Костромского района в сфере водоснабжения на 2015-2017 годы, установлении тарифов на питьевую воду для потребителей МУП "Коммун-сервис" Костромского района на 2015-2017 годы и о признании утратившим силу поста-новления департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 06.12.2013 N 13/482" установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение. В материалах дела имеется информация о водозаборе МУП «Коммун-сервис» и 23 действующих скважинах. Таким образом, МУП «Коммунсервис» относит-ся к организациям, осуществляющим эксплуатацию объектов централизованного водо-снабжения и (или) канализации населенных пунктов, а так же теплоснабжения и горяче-го водоснабжения. Потребителями услуг Предприятия является население Костромского района, а так же бюджетные и прочие потребители.

В соответствии с Распоряжением Губернатора Костромской области от 29 июля 2016 № 497-р «Об утверждении перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям» в перечень включен потребитель МУП «Коммунсервис» (строки 215-235).

В материалы дела МУП «Коммунсервис» представлена информация о потребителях коммунальных услуг (исх. № 6202 от 06.12.2018 г.). Согласно представленной информации, потребителями услуг водоснабжения и теплоснабжения является население Костромского муниципального района, а так же медицинским учреждениям, учебным учреждениям, учреждениям социального обеспечения.

Как указано выше, согласно материалам дела, МУП «Коммунсервис» осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения и теплоснабжения населенных пунктов.

Электроэнергия, поступающая на объекты водоснабжения и водоотведения яв-ляется необходимым элементом технологического процесса холодного водоснабжения и водоотведения населения, социальных объектов, учреждений, предприятий, обслуживаемых МУП «Коммунсервис». Прекращение подачи электроэнергии на данные объекты исключает возможность обеспечения холодным водоснабжением большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами по водоснабжению и водоотведению.

В случае с рассматриваемыми обстоятельствами дела основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии на объектах потребителя послужила задолженность первого перед гарантирующим поставщиком, иных причин для ограничения потребителя электрической энергии не имелось.

Пунктом 17 Правил № 442 предусмотрено, что при наличии у потребителей, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б», подпункте «д» пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;

даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.

В указанный в уведомлении срок потребитель обязан выполнить требование о погашении задолженности, а при его невыполнении - принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;

г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения.

Инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) в течение 3 рабочих дней с даты получения указанного в настоящем подпункте извещения повторно уведомляет о планируемой дате введения частичного ограничения режима потребления потребителя, исполнителя, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Исполнитель (субисполнитель) в указанный в повторном уведомлении срок производит действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии потребителя (с обязательным незамедлительным уведомлением об этом указанных органов государственной власти в случае отсутствия их представителей), если до указанного в повторном уведомлении срока потребитель не выполнил требования, содержащиеся в первоначальном уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления;

д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте «г» настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения;

е) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

Ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в соответствии с подпунктом «г» настоящего пункта частичного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным, несет потребитель, в отношении которого введено такое ограничение. Потребитель, в отношении которого введено полное ограничение режима потребления, в случае, если им не была обеспечена готовность к введению полного ограничения режима потребления, несет ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в отношении его полного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным.

Так же пункт 17 Правил № 442 указывает, что при отсутствии у потребителя акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким потребителем своих обязательств либо в связи с прекращением обязательств сторон по договору вводится в соответствии с пунктом 15 или 16 настоящих Правил, вплоть до полного ограничения режима потребления. В этом случае потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункта 15 Правил № 442 (в редакции от 22.02.2017 г.) введение ограничения режима потребления осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

Ввиду отсутствия у МУП «Коммунсервис» акта согласования аварийной брони, ПАО «Костромская сбытовая компания» определило указанную величину в размере не превышающей 10% максимальной мощности соответствующих объектов энергоснабжения.

Указанная информация была направлена как в адрес МУП «Коммунсервис», так и в адрес ПАО «МРСК Центра» (уведомления от 30.03.2017 №06-1/9-4378 и от 31.03.2017 г. исх. № 06-1/24-3211 соответственно).

В уведомлении ПАО «Костромская сбытовая компания» от 30.03.2017 №06-1/9-4378 МУП «Коммунсервис» не указан конкретный уровень самостоятельного частичного ограничения потребления электрической энергии и период действия самостоятельного частичного ограничения (с указанием даты и времени).

ПАО «Костромская сбытовая компания» в уведомлении от 30.03.2017 №06-1/9-4378 указывает о «необходимости ввести ограничение режима потребления электроэнергии на уровень, не превышающий 10% максимальной мощности». В приложении к уведомлению от 30.03.2017 №№06-1/9-4378 ПАО «КСК» указало конкретную величину аварийной брони в размере 10 % максимальной мощности объектов энергоснабжения.

В письме от 28 марта 2017 г. № 03-2/15/4188 ПАО «КСК» в адрес ПАО «МРСК Центра», ссылаясь на отсутствие акта согласования аварийной брони с МУП «Коммунсервис», определяет величину аварийной брони у потребителя в размере не менее 10% максимальной мощности и в приложении к данному уведомлению устанавливает величину аварийной брони в размере 10 % максимальной мощности объектов энергоснабжения.

В материалы дела представлены письма ПАО «МРСК Центра» в адрес МУП «Коммунсервис» (исх. № МРСК-КМ/3-1/3273 от 03.06.2016, исх. МР1-КМ/3-1/2839 от 18.05.2017), в которых ПАО «МРСК Центра» предлагает Заявителю представить проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потре-бителя с подтверждением величины нагрузки резервируемой под технологическую и/или аварийную бронь.

ПАО «МРСК Центра» в письме от 30.03.2017 г. № МР1-КМ/3-1/1788 в адрес ОАО «УК Русэнергокапитал» указывает на то, что считает определение величины аварийной брони у МУП «Коммунсервис» в размере не менее 10% максимальной мощности объектов МУП «Коммунсервис» не применимым.

В письме от 04.05.2017 №04-4/3/5872 ПАО «КСК» предлагает ПАО «МРСК Центра» определить иную величину аварийной брони. ПАО «МРСК Центра» в ответе от 16.05.2017 г. № МР1-КМ/3-1/2798 предлагает ПАО «КСК» в вопросе определения уров-ня аварийной брони инициировать привлечение Потребителей электрической энергии. При таких обстоятельствах уровень аварийной брони не может считаться согласован-ным.

Относительно уведомлений от 13.11.2017 исх. № 06-1/9-10028 (в адрес МУП «Коммунсервис») и от 13.11.2017 г. исх. № 06-1/24-10032 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго») Комиссией установлено, что уведомления не содержит информацию, указанную в действующей редакции Правил № 442.

Согласно п. 8.1. Правил № 442, уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, не отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно содержать следующую информацию:

ж) дата введения полного ограничения режима потребления;

з) уровень, до которого исполнитель (субисполнитель) обязан ввести ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;

Согласно п. 8.2. Правил № 442, уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8(1) настоящих Правил, должно содержать следующую информацию:

а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В уведомлении от 13.11.2017 исх. № 06-1/9-10028, направленном в адрес МУП «Коммунсервис», со ссылкой на 16(1) Правил согласно которых Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони) указано, что:

в течение 3 дней после дня уведомления о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии представить в адрес ПАО «КСК» и ПАО «МРСК Центра»-«Костромаэнерго» утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный пунктом 16.1 Правил срок ПАО «МРСК Центра» не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

МУП «Коммунсервис» после выполнения данных мероприятий, согласно требований уведомления, должен направить в адрес ПАО «КСК» и ПАО «МРСК Центра» уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В материалы дела представлен согласованный главой Костромского муници-пального района и утвержденный директором МУП «Коммунсервис» План-график ме-роприятий по введению полного ограничения режима потребления и установке авто-номных источников электрической энергии, однако, как пояснило ПАО «МРСК Центра» (исх. МР1-КМ/27/1969 от 03.04.2018) уведомления о готовности к введению полного режима ограничения от МУП «Коммунсервис» в адрес общества не поступало.

Уведомления от 13.11.2017 исх. № 06-1/9-10028 (в адрес МУП «Коммунсервис») и от 13.11.2017 г. исх. № 06-1/24-10032 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго») не содержат информацию, указанную в п. 8.1. Правил № 442, а именно, не указана дата введения полного ограничения режима потребления и уровень, до которого исполнитель обязан ввести ограничение режима потребления - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям.

Однако, вне зависимости от того, что фактического ограничения подачи электрической энергии не происходило, описанные выше обстоятельства свидетельствуют о создании реальной угрозы ущемления интересов контрагента Общества по договору энергоснабжения и неопределенного круга граждан-потребителей коммунальных услуг, что является необходимым и достаточным условием для признания ПАО «КСК» злоупотребившим своим доминирующим положением на товарном рынке.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление по Делу № А31-11608/2014 Арбитражного суда Волго-Вятского округа), согласно которой само по себе отсутствие согласованной величины аварийной брони не свидетельствует о возможности введения Обществом ограничения режима потребления электрической энергии. Верховный Суд Российской Федерации по данному делу отказал ПАО «КСК» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно п. 18 Правил № 442, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Из указанной выше нормы следует, что при отсутствии у потребителей акта согласования аварийной брони для целей введения ограничения режима потребления, величины аварийной брони определяются именно гарантирующим поставщиком применительно к конкретным условиям деятельности того или иного потребителя. При этом величина в 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов является минимальной величиной аварийной брони и не может быть истолкована как уровень брони, до которого сетевая организация должна ввести ограничение режима потребления электрической энергии при неопределении гарантирующим поставщиком конкретной величины аварийной брони в отношении потребителя.

Поскольку в рассматриваемом случае ПАО «МРСК Центра» не сообщило ПАО «КСК» и не согласовало величину аварийной брони в отношении объектов МУП «Коммунсервис», указанных в уведомлении от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4378, ПАО «КСК» не могло ввести в отношении этих объектов ограничение режима потреблении (аналогичная позиция содержится в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2014 г. № Ф09-8813/44).

В связи с отсутствием у МУП «Коммунсервис» акта согласования аварийной брони, составленного в соответствии с установленным порядком, с учетом п. 18 Правил № 442, ПАО «КСК» обязано было определить величину аварийной брони по согласованию с сетевой организацией в размере не менее 10 % максимальной мощности. Из этого следует, что величина аварийной брони должна была быть определена по согласованию с ПАО «МРСК Центра» в конкретном размере, но не менее 10 % максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, до направления уведомления о введении режима ограничения потребления, в том числе в отношении самостоятельного частичного ограничения режима потребления, причем период действия самоограничения для потребителя должен быть конкретно определен начальным и конечным периодом времени.

В нарушении указанных требований Правил № 442 ПАО «КСК» направило уведомление от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4378 (в адрес МУП «Коммунсервис») с указанием величины аварийной брони до согласования уровня аварийной брони с ПАО «МРСК Центра», в размере, указанной в Приложении к Уведомлению (не превышающей 10 процентов максимальной мощности)». В приложении к уведомлению ПАО «КСК» указало конкретную величину аварийной брони в размере 10 % максимальной мощности объектов энергоснабжения по всем точкам подключения. При этом в отношении периода самостоятельного частичного ограничения потребления энергоресурсов в уведомлении не указана конкретная величина аварийной брони и не указан конкретный размер самостоятельного частичного ограничения потребления энергоресурсов.

Такие действия ПАО «КСК» прямо противоречат Правилам № 442, создают неопределенность в порядке действий потребителя в части их исполнения, а учитывая не принятие таких действий, ущемляет права предприятия и конечных потребителей МУП «Коммунсервис».

Обстоятельства дела в хронологической последовательности свидетельствуют о том, что величина аварийной брони в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов МУП «Коммунсервис» установлена ПАО «КСК» в одностороннем порядке.

Прекращение и ограничение подачи электроэнергии на объекты МУП «Коммунсервис», указанные в договоре электроснабжения № 6604070 от 18.12.2015 исключает возможность обеспечения холодным водоснабжением и водоотведением большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения различного рода заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения Костромского муниципального района (согласно точек подключения) коммунальными услугами по водоснабжению и теплоснабжению.

Доказательств отсутствия указанной угрозы с учетом обстоятельств дела ПАО «КСК» не представлено. Аналогичная позиция отражена в Решении арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-1943/2014. Подтверждена Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2015, Верховным судом Российской Федерации.

Вышеизложенное подтверждает вывод Комиссии о том, что МУП «Коммунсервис» на основании Приложения к Правилам № 442 относится к числу организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов и имеет статус организаций, ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям является обоснованным.

В силу пункта 18 Правил № 442 в отношении вышеназванной категории потребителей частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 этих же Правил не ниже уровня аварийной брони; введение в отношении них ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Из вышеназванных норм Правил № 442 и пункта 53 Основных положений следует, что уведомление, направленное ПАО «КСК» в адрес потребителя, имеющего статус организации, ограничение режима потребления электрической энергии, которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не допустимо в силу пункта 2 Приложения к Правилам № 442 и пунктов 17, 18 названных Правил. Данная позиция подтверждена Решением арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-1943/2014. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Арбитражным судом Северо-Западного округа постановлением от 29.05.2015 судебные акты оставил без изменения. Верховный суд отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Закона № 35-ФЗ установлено, что основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Между тем, реализация Обществом права была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства в пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением.

Несмотря на то, что в нормах гражданского законодательства не установлено преимущества одних способов защиты гражданских прав перед другими, Общество, защищая свое право на получение оплаты за поставленную электрическую энергию, применило такой способ самозащиты права, который привел бы (мог привести) к угрозе ущемления прав и законных интересов другого хозяйствующего субъекта и граждан – конечных потребителей, добросовестно оплачивающих предоставленные им услуги по водоснабжению и водоотведению.

Такие действия в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ следует квалифицировать в качестве злоупотребления правом.

Рассмотрение обстоятельств дела указывают на то, что для защиты своих имущественных прав ПАО «КСК» реализовало ненадлежащий способ защиты, Общество имело возможность использовать иные предусмотренные законом способы, не ущемляющие интересы иных лиц, в частности, право на взыскание с МУП «Коммунсервис» имеющейся задолженности в судебном порядке.

Материалами дела подтверждается обращение ПАО «КСК» в арбитражный суд Костромской области о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию (А31-477/2017, А31-2894/2017, А31-5805/2017, А31-6971/2017, А31-8061/2017, А31-10834/2017, А31-13914/2017, А31-4017/2016, А31-6094/2016, А31-9141/2016, А31-10625/2016).

В материалы дела Заявителем представлены (исх. 1385 от 25.04.2018 г.) сведения о погашении МУП «Коммунсервис» задолженности, взысканной ПАО «КСК» в Арбит-ражном суде Костромской области. Согласно представленных данных, с ноября 2016 го-да по октябрь 2017 года ПАО «КСК» с МУП «Коммунсервис» в судебном порядке взыс-кано 44 208 155,21 руб.

28.05.2018 г. МУП «Коммунсервис» представлена информация, об оплате задол-женности по сводному исполнительному производству в сумме 5 020 000 руб.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции по Делу N А31-9247/2016: в частности: «реализация Обществом права была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства в пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением. Несмотря на то, что в нормах гражданского законодательства не установлено преимущества одних способов защиты гражданских прав перед другими, Общество, защищая свое право на получение оплаты за поставленную электрическую энергию, применило такой способ самозащиты права, который привел к угрозе ущемления прав и законных интересов другого хозяйствующего субъекта и граждан- конечных потребителей, добросовестно оплачивающих предоставленные им услуги по водоснабжению и водоотведению. Такие действия в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ следует квалифицировать в качестве злоупотребления правом. Кроме того, для защиты своих имущественных прав ПАО «КСК» имело возможность использовать иные предусмотренные законом способы, не ущемляющие интересы иных лиц, в частности, право на взыскание имеющейся задолженности в судебном порядке. В связи с вышеизложенным следует признать, что действия ПАО «КСК» не были соразмерны нарушению условий договора со стороны контрагента, выходили за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения права, и правомерно признаны антимонопольным органом злоупотреблением доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.»

Согласно уведомления ПАО «КСК» о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4378 задолженность МУП «Коммунсервис» за потребленную электрическую энергию составляет 20 174 874,67 руб., согласно уведомления о введении ограничения подачи электрической энергии от 13.11.2017 исх. № 06-1/9-10028 задолженность МУП «Коммунсервис» за потребленную электрическую энергию составляет 33 532 710,94 руб. В рамках рассматриваемого дела наличие задолженности по договорам энергоснабжения у МУП «Коммунсервис» перед ПАО «КСК» подтверждается выпиской из картотеки абонента, представленной письмом ПАО «КСК» от 21.02.2018 г. № 03-2/16/2674.

Таким образом, при обстоятельствах, рассматриваемых в деле, ПАО «КСК» реализовывая такой способ защиты по взысканию задолженности, как направление уведомления свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением.

Согласно представленных в дело доказательств невозможно определить, что установленная ПАО «КСК» величина аварийной брони исключала бы возникновение угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, а так же нарушение прав потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, добросовестно их оплачивающих

Переписка ПАО «МРСК Центра» с ПАО «КСК» подтверждает, что в период действия уведомления о введении ограничения подачи электрической энергии у ПАО «КСК» имелась информация о том, что величина в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов энергоснабжения является недопустимой для потребителей электрической энергии МУП «Коммунсервис».

Данные выводы подтверждаются арбитражной практикой по делам А31-2239/2018, А31-2240/2018 имеющим преюдициальное значение.

В связи с вышеизложенным, Комиссией Костромского УФАС России установлено, что в отсутствие у МУП «Коммунсервис» акта согласования аварийной брони, ПАО «Костромская сбытовая компания» определило указанную величину в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов энергоснабжения самостоятельно. Указанная информация была направлена как в адрес МУП «Коммунсервис», так и в адрес ПАО «МРСК Центра» (от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4378 и от 31.03.2017 г. исх. № 06-1/24-3211). При этом, как указано выше, текст уведомлений (от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4378 и от 31.03.2017 г. исх. № 06-1/24-3211) не содержит всей необходимой информации для его исполнения.

При указанных обстоятельствах, с учетом представленных в дело доказательств, невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение потребителя, поскольку размер минимальной мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды в результате прекращения технологичнских процессов у МУП «Коммунсервис» может быть определен либо самим потребителем, либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Руководствуясь данной правовой нормой, ПАО «КСК» направлено письмо исх. 03-2/16/7848 от 05.06.2018, в котором указано, что в пояснениях, представленных в рамках рассмотрения дела, представлена вся информация, которая по мнению ПАО «КСК» имеет непосредственное отношение к делу.

На основании изложенного в действиях ПАО «КСК» установлены нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося:

в направлении уведомлений о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии:

- от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4378 (в адрес МУП «Коммунсервис») и от 31.03.2017 г. исх. № 06-1/24-3211 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

- от 13.11.2017 исх. № 06-1/9-10028 (в адрес МУП «Коммунсервис») и от 13.11.2017 г. исх. № 06-1/24-10032 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения МУП «Коммунсервис» по договору энергоснабжения № 6604070 от 18.12.2015, в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони, с нарушением порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП «Коммунсервис», установленного законодательством, в том числе Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, результатом которого явилось (может явиться) ущемление прав и законных интересов МУП «Коммунсервис» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и теплоснабжению, добросовестно их оплачивающих..

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении уведомлений о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии:

- от 30.03.2017 исх. №06-1/9/4378 (в адрес МУП «Коммунсервис») и от 31.03.2017 г. исх. № 06-1/24-3211 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

- от 13.11.2017 исх. № 06-1/9-10028 (в адрес МУП «Коммунсервис») и от 13.11.2017 г. исх. № 06-1/24-10032 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго»);

в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения МУП «Коммунсервис» по договору энергоснабжения № 6604070 от 18.12.2015, в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони, с нарушением порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП «Коммунсервис», установленного законодательством, в том числе Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, результатом которого явилось (может явиться) ущемление прав и законных интересов МУП «Коммунсервис» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и теплоснабжению, добросовестно их оплачивающих.

2. Выдать публичному акционерному обществу «Костромская сбытовая компания» предписание о прекращении установленного по настоящему делу нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны