Решение №04-41/1364 Решение по делу № 04-41/1364, ч. 1 ст. 10 Закона о защите ко... от 29 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

Калиновская ул., 38, г. Кострома, 156013

тел. (4942) 35-67-48, факс (4942) 35-67-48

e-mail: to44@fas.gov.ru

_________________ № _______________

На №____________ от _______________

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра»

2-я Ямская ул., д.4, Москва, 127018

Филиал ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго»

Мира просп., д.53, г.Кострома,156961

Публичное акционерное общество «Костромская сбытовая компания»
Мира проспект, д.37-39/28, г. Кострома, 156013

ООО «Победа»

Г. Ярославль, ул. Некрасова, дом 41, помещение 10, офис 306В

Некрасовское шоссе, 195 «В», г. Кострома, 156004

ООО «Промэнерго Сети»

ул. Энергетиков, л. 3, Галич. 157202, e-mail: nikitaev_am@ooopromenergo.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-41/1364 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 28 декабря 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия; Костромское УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: <>;

Члены комиссии: <>;

в присутствии на заседании:

от ООО «Победа» – представитель <А.>, действующий на основании доверенности от 24.10.2017 № б/н (срок действия один год);

от ООО «Промэнерго Сети» – представитель <Б.>, действующий на основании доверенности от 07.07.2017 № б/н (срок действия один год);

от филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» – представители <В.>,, действующая на основании доверенности от 25.10.2017 № Д-КМ/27/187 (срок действия до 01.06.2018), <Г.>, действующий на основании доверенности от 25.10.2017 № Д-КМ/27/287 (срок действия до 01.06.2018);

от ПАО «КСК» - представители <Д.>, действующая на основании доверенности от 01.01.2017 № 07/12 (срок действия до 31.12.2017), <Е.>, действующий на основании доверенности от 27.09.2017 № 07/136 (срок действия до 31.12.2017),

рассмотрев дело № 04-41/1364 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» (ОГРН: 1044408642629, ИНН: 4401050567, место нахождения: Мира проспект, д. 37-39/28, г. Кострома, 156013) и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498, ИНН: 6901067107, место нахождения: 2-я Ямская ул., д. 4, г. Москва, 127018) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Костромского УФАС России поступили обращения ООО «Победа» (вх. № 2864 от 20.07.2017) и ООО «Промэнерго Сети» (вх. № 3475 от 14.09.2017) о нарушении антимонопольного законодательства ф-лом ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» с просьбой принять меры реагирования в рамках возложенных на антимонопольный орган полномочий, привлечь нарушителя к административной ответственности. Нарушения законодательства выразились во введении ф-лом ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» полного ограничения подачи электрической энергии на трансформаторной подстанции № 411, расположенной по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195 и принадлежащей ООО «Промэнерго Сети».

ООО «Победа» в своем заявлении также указало, что 07 июня 2017 года ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» отключило от электрической сети принадлежащие компании нежилые помещения путем отключения питающей ТП от электрической сети 6 кВ без уведомления потребителя.

Усмотрев признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Костромское УФАС России 05.10.2017 возбудило дело № 04-41/1364 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «МРСК Центра» и ПАО «Костромская сбытовая компания».

Заявителями в материалы дела в числе прочих документов представлены:

- Акт об осуществлении технологического присоединения № 1420/2017 от 3 мая 2017 года между ф-л ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» и ООО «Промэнерго Сети» (оформляется при смене собственника энергопринимающих устройств или при уменьшении величины максимальной мощности) по точке присоединения трансформаторной подстанции ТП № 411 по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д.195;

- Акт разграничения границ балансовой принадлежности Сторон (приложение к Акту технологического присоединения № 1420/2017 от 03.05.2017) между смежными сетевыми организациями ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» и ООО «Промэнерго Сети» (электроустановки сторон, которые являются границей балансовой принадлежности – трансформаторная подстанция по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195 (ТП № 411), владелец энергопринимающего устройства - ООО «Промэнерго Сети»);

- Акт об осуществлении технологического присоединения № 2/35-2017 от 13 мая 2017 года между потребителем ООО «Победа» и территориальной сетевой организацией ООО «Промэнерго Сети» (точка присоединения: контактное соединение коммутационного аппарата № 2 и линии 0.4 кВ в РУ 0,4, наименование и адрес объекта: кабельная линия для электроснабжения нежилого помещения по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195, источник питания: КТП 400 № 411);

- договор энергоснабжения № 6604337 от 19 мая 2017 года, заключенный между ПАО «КСК» и ООО «Победа» со сроком действия с 19.05.2017 по 31.12.2017 (п.9.1 договора).

ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» в ходе рассмотрения дела поясняли следующее.

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате электрической энергии со стороны потребителя <К.>, был введен режим ограничения потребления электрической энергии в отношении ТП № 411 (<К.>), расположенной по адресу: г. Кострома, Некрасовское шоссе, д. 195, на основании полученного ПАО «МРСК Центра» уведомления ПАО «Костромская сбытовая компания» от 18.05.2017 № 06-1/24-4522 о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с полученным уведомлением ПАО «Костромская сбытовая компания» объектами, подлежащими отключению, являются ГК № 84 и трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: г. Кострома, Некрасовское шоссе, д. 195.

Дополнительно сообщили, что ООО «Победа» имеет технологическое присоединение к сетям территориальной сетевой организации ООО «Промэнерго Сети», о чем свидетельствует Акт об осуществлении технологического присоединения от 13.05.2017 № 2/35-2017, оформленный между ООО «Промэнерго Сети» и ООО «Победа».

Подключение ООО «Победа» к электрическим сетям так же было осуществлено ООО «Промэнерго Сети». Когда ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» получили 7 июня 2017 года от ПАО «КСК» уведомление о разрешении подключения электроустановок потребителя (исх. № 06-1/15/2464 от 07.06.2017), в котором содержалось уведомление о заключении договора энергоснабжения от 19.05.2017 № 6604337 с ООО «Победа», и поручение подключить указанного потребителя – нежилое помещение РУ-0,4 кВ ТП 411 № сч. 27444993-16, г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195в течение трех суток с момента получения уведомления, ф-л ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» перенаправил данное уведомление в ООО «Промэнерго Сети» для осуществления подключения. Уведомление исполнителя в адрес ПАО «КСК» о подключении ООО «Победа» подписано представителем территориальной сетевой организации ООО «Промэнерго Сети».

В отношении потребителя ООО «Победа», ПАО «МРСК Центра» никаких действий по введению ограничения режима потребления электрической энергии не производило и произвести не могло, по причине отсутствия доступа к РУ-0,4кВ TII
№ 411.

Ф-л ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» письмом от 26.05.2017 исх. № МР1-КМ/3-1/3030 в адрес ПАО «КСК» (вх. № ПАО «КСК» от 26.05.2017 № 7758-со) был направлен Акт № 1420/2017 от 03.05.2017 об осуществлении технологического присоединения (в связи со сменой собственника).

В ответ от ПАО «КСК» в адрес ф-ла ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» поступило письмо от 30.05.2017 № 03-3/9/7279 о том, что в отношении точки поставки, указанной в представленном Акте № 1420/2017 от 03.05.2017 технологического присоединения, действует договор энергоснабжения с <К.>, со стороны ООО «Промэнерго Сети» заявлений о заключении договора по энергоснабжению и о купле-продаже электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, в адрес ПАО «КСК» не поступало.

Однако поступало заявление об изменении условий технологического присоединения в рамках договорных отношений между ООО «Промэнерго Сети» и <К.> (акт подтверждения технологического присоединения от 01.05.2017 № 1/35-2017).

На основании изложенного ПАО «МРСК Центра» полагает, что в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442), ПАО «МРСК Центра» выполнены обязанности по введению режима ограничения энергоснабжения.

Также сообщали, что в адрес ПАО «МРСК Центра» информация либо дополнительное соглашение о необходимости включения точки поставки электрической энергии ООО «Победа» в договор оказания услуг по передаче электрической энергии не поступало. В связи с отсутствием заявки от ПАО «КСК» на включение в договор оказания услуг по передаче ООО «Победа» у ПАО «МРСК Центра» отсутствуют законные основания для урегулирования договорных отношений с ООО «Промэнерго Сети».

Полное ограничение потребления электрической энергии в точке поставки ТП № 411 подтверждается Актом № б/н от 05.06.2017 о введении полного ограничения потребления электрической энергии потребителю <К.> по договору № 6604274 от 23.06.2016 в точке поставки ТП по адресу: г. Кострома, Некрасовское шоссе, д. 195, место и способ ограничения – ВЛ – 6 кВ, ф. 670 ПС «Кострома-3», снятие шлейфов на опоре ВЛ – 6 кВ. Указанный акт подписан мастером Костромского РЭС <С.>.

ПАО «Костромская сбытовая компания» (далее — ПАО «КСК») в ходе рассмотрения дела поясняли следующее.

Между ПАО «КСК» и <К.> заключен договор энергоснабжения
№ 6604274 от 23.06.2016 года. По условиям договора ПАО «КСК» обязано осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией <К.>, а последний обязан оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, в порядке, предусмотренном договором.

Задолженность указанного потребителя на момент направления уведомления от 18.05.2017 за № 06-1/24-4522 о введении ограничения режима потребления электрической энергии составляла 10 238 937 рублей.

Действующее законодательство предоставляет право прекращать или ограничивать подачу энергии потребителю в случае ее неоплаты.

Ограничение режима потребления электрической энергии было введено по инициативе ПАО «КСК» в соответствии с пп. «б» п. 2 Правил № 442. При этом, подача электрической энергии возобновляется после устранения причин, явившихся основанием для ограничения режима потребления электрической энергии, полной оплаты потребителем указанной в уведомлении имеющейся дебиторской задолженности.

Таким образом, в связи с неисполнением обязательств по оплате принятой электрической энергии, ПАО «КСК», воспользовавшись своим законным правом, направило в адрес ПАО «МРСК Центра» - филиал «Костромаэнерго», <К.> уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии, текст которого содержал размер задолженности и дату введения ограничения в случае неоплаты задолженности, как того требует действующее законодательство. К дате введения ограничения режима потребления электроэнергии задолженность погашена не была, в связи с чем должнику было введено ограничение режима потребления электрической энергии. По состоянию на 18.10.2017 задолженность за потребленную электрическую энергию составляет 10 219 494, 82 рублей.

Полагали, что в действиях ПАО «КСК» отсутствуют признаки нарушения ч.1 ст. 10 Закона № 135-ФЭ «О защите конкуренции».

В числе прочих документов ПАО «КСК» в материалы дела представлен договор энергоснабжения № 6604337 от 19.05.2017, заключенный между ПАО «КСК» и ООО «Победа», со сроком действия с 07.06.2017 по 12.07.2017 (п. 9.1 договора). По данному документу пояснили, что он был подписан сторонами 07.06.2017 в целях внесения изменений в первоначальный договор энергоснабжения № 6604337 от 19.05.2017, переписки между сторонами договора о внесении в него изменений либо расторжении и подписании нового не имеется. Представитель ООО «Победа» по данному факту пояснил, что общество не согласно с договором № 6604337 от 19.05.2017 со сроком действия с 07.06.2017 по 12.07.2017, его не подписывали, что между сторонами имеется судебный спор (дело № А31-7226/2017) в Арбитражном суде Костромской области по иску ООО «Победа» к ПАО «КСК» об обязании ответчика обеспечить подачу электрической энергии на энергопринимающие устройства истца в соответствии с договором энергоснабжения от 19.05.2017 № 6604337 и о взыскании убытков.

По результатам рассмотрения заявлений ООО «Победа», ООО «Промэнерго Сети» о проверке законности действий ПАО «КСК», ПАО «МРСК Центра» по введению полного ограничения подачи электрической энергии в точке поставки ТП № 411, принадлежащей ООО «Промэнерго Сети», Костромским УФАС России установлено следующее.

ПАО «КСК» является сбытовой компанией, осуществляет реализацию (продажу) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам). С 2006 года ОАО (ПАО) «КСК» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области (постановление Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 №06/51 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика»).

ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (приказ ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»). Согласно существующим правоотношениям на территории Костромской области ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» является котлодержателем по схеме «котел сверху».

Заявитель ООО «Промэнерго Сети» является территориальной сетевой организацией, соответствует Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184, с 2017 года входит в «котел» (постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 28.12.2016 № 16/520 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области, на 2017 год»).

Заявитель ООО «Победа» является потребителем электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства подключены непосредственно к сетям ООО «Промэнерго Сети».

01 марта 2017 года, как следует из Акта об осуществлении технологического присоединения № 1420/2017 от 03.05.2017, между <К.> (Арендодатель) и ООО «Промэнерго Сети» (Арендатор) был заключен договор аренды имущества № 35 ТП № 411, расположенной по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д.195.

В связи с переходом права владения и пользования ТП № 411 от ИП <К.> к ООО «Промэнерго Сети» изменилась точка поставки электрической энергии. Электроустановки ИП <К.> стали иметь технологическое присоединение не к сетям ф-ла «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», а к сетям ООО «Промэнерго Сети». Для последнего точка поставки электрической энергии изменилась с контактных соединений неподвижных ножей ЛР ВЛ-6 кВ РЭС ф. 670 ПС Кострома-3 на наконечники кабельной линии 0,4 кВ, отходящие в сторону потребителя ячейка РУ-0,4 кВ ТП № 411.

25 апреля 2017 года в связи со сменой собственника трансформаторной подстанции (<К.> продал ТП № 411 ООО «Победа») ООО «Промэнерго Сети» был заключен договор аренды № 35 ТП № 411 с ее новым собственником – ООО «Победа», данный договор представлен в материалы дела.

03 мая 2017 года между ф-л ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» и ООО «Промэнерго Сети» подписан Акт об осуществлении технологического присоединения № 1420/2017 (согласно заголовка акта он оформляется при смене собственника энергопринимающих устройств или при уменьшении величины максимальной мощности) по точке присоединения трансформаторной подстанции ТП № 411 по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д.195. Данный Акт подписан в соответствии с договором аренды между ООО «Промэнерго Сети» и <К.> от 01.03.2017 № 35.

Из данного Акта следует, что ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» 3 мая 2017 года было известно о том, что с 01.03.2017 владельцем ТП № 411 являлось ООО «Промэнерго Сети».

13 мая 2017 года между ООО «Промэнерго Сети» и ООО «Победа» подписан Акт об осуществлении технологического присоединения № 2/35-2017, согласно которому 02 мая 2017 года ООО «Промэнерго Сети» как сетевая организация физически подключило ООО «Победа» к РУ-0,4 кВ ТП № 411.

Приложением к указанному Акту является однолинейная схема энергоснабжения ООО «Победа» и гр-на <К.>, из которой следует что ТП № 411 имеет 2 ячейки 0,4 кВ, к каждой из которых подключен потребитель – к яч. 0,4 кВ № 1 (ЛЭП 0,4 кВ, максимальная мощность 20 кВт) подключен гр-н <К.>, на границе разграничения балансовой принадлежности установлен прибор учета электрической энергии Меркурий 230 АМ-03 № 16768642-13, к яч. 0,4 кВ № 2 (ЛЭП 0,4 кВ, максимальная мощность 350 кВт) подключено ООО «Победа», на границе разграничения балансовой принадлежности установлен прибор учета электрической энергии Меркурий 230 АМ-03 № 2744993-16. Таким образом, ведется раздельный учет потребленной электрической энергии.

17 мая 2017 года <К.> направил письмо в адрес ПАО «КСК» (вх.
№ 7312-со от 18.05.2017) с просьбой внести изменения в действующий между ним и ПАО «КСК» договор энергоснабжения № 6604748 от 23.06.2016 в связи с изменением точки присоединения энергопринимающих устройств в результате технологического присоединения к электрическим сетям ООО «Промэнерго Сети», с данным письмом в адрес ПАО «КСК» <К.> были представлены:

- Акт технологического присоединения от 01.05.2017 г. № 1/35-2017;

- Акт разграничения границ балансовой принадлежности Сторон;

- Акт разграничения границ эксплуатационной ответственности Сторон;

- Однолинейная схема присоединения энергопринимающих устройств;

- Копия договора аренды и акта приема-передачи от 01.03.2017 г. № 35;

- Акт проверки прибора учета.

Также в письме <К.> извещает ПАО «КСК» о том, что между ним и ООО «Победа» заключено соглашение о перераспределении мощности в количестве 350 кВт в пользу ООО «Победа» в точку присоединения ТП 411 ячейка 0,4- кВ № 2.

18 мая 2017 года ПАО «КСК» направляет в адрес ПАО «МРСК Центра» уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления потребителя <К.> по договору энергоснабжения от 23.06.2016 № 6604274 (исх. № 06-1/24-4522 от 18.05.2017).

Основания для введения ограничения режима потребления: ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.

Вид подлежащего введению режима ограничения: самостоятельное путем отключения трансформаторной подстанции г. Кострома, ш. Некрасовское, 195.

Сроки вводимого ограничения:

- частичное ограничение с 10-00 час. 01.06.2017 до 14-00 час. 05.06.2017;

- полное ограничение с 14-00 час. 05.06.2017.

Объекты на отключение: гаражный кооператив № 84 г. Кострома, ш. Некрасовское; трансформаторная подстанция г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195.

Уведомление направлено потребителю 18.05.2017.

19 мая 2017 года ООО «Победа» заключило с ПАО «КСК» договор энергоснабжения нежилых помещений № 6604337, расположенных по адресу: Костромская обл., г. Кострома, ул. Некрасовское ш., д. 195.

26 мая 2017 года ПАО «МРСК Центра» направило письмо в адрес ПАО «КСК» (вх. № 7758-со от 26.05.2017) об осуществлении технологического присоединения ООО «Промэнерго Сети» (в связи со сменой собственника) с приложением Акта об осуществлении технологического присоединения № 1420/2017 от 03.05.2017.

30 мая 2017 года ПАО «КСК» направило письмо в адрес ф-ла ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» (исх. № от 30.05.2017 № 03-3/9/7279) о том, что в отношении точки поставки, указанной в представленном Акте № 1420/2017 от 03.05.2017 технологического присоединения, действует договор энергоснабжения с <К.>, со стороны ООО «Промэнерго Сети» заявлений о заключении договора по энергоснабжению и о купле-продаже электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, в адрес ПАО «КСК» не поступало. Однако поступало заявление об изменении условий технологического присоединения в рамках договорных отношений между ООО «Промэнерго Сети» и <К.> (акт подтверждения технологического присоединения от 01.05.2017 № 1/35-2017).

05 июня 2017 года филиал ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», используя свое доминирующие положение, отключило от электрической энергии ООО «Промэнего Сети» и ООО «Победа» путем отключения питающей ТП от электрической сети 6 кВ ПАО «МРСК Центра», о чем составлен Акт № б/н от 05.06.2017 о введении полного ограничения потребления электрической энергии потребителю <К.> по договору № 6604274 от 23.06.2016 в точке поставки ТП по адресу: г. Кострома, Некрасовское шоссе, д. 195, место и способ ограничения – ВЛ – 6 кВ, ф. 670 ПС «Кострома-3», снятие шлейфов на опоре ВЛ – 6 кВ.

О введении полного ограничения потребления электрической энергии ни ООО «Победа», ни территориальная сетевая компания ООО «Промэнерго Сети» - владелец обесточенной ТП, к электроустановкам которой присоединено энергопринимающее устройство ООО «Победа», в известность поставлены не были.

На требование возобновить энергоснабжение в филиале ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» ответили отказом.

Задолженность ИП <К.> за потребленную электроэнергию подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается, по данному обстоятельству имеется решение Арбитражного суда Костромской области от 21.11.2017 по делу № А31-4330/2017, на дату вынесения настоящего решения не вступившее в законную силу. Вместе с тем, факт подтверждения задолженности <К.> не входит в предмет рассмотрения настоящего дела и антимонопольным органом не исследуется.

Как на дату направления уведомления № 06-1/24-4522 от 18.05.2017, так и на дату введения ограничения потребления электрической энергии (05.06.2017) и у ПАО «КСК», и у ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» была информация о том, что ИП <К.> не является владельцем трансформаторной подстанции.

Таким образом, довод ответчиков по делу об отсутствии у них информации о смене владельца ТП № 411 не подтверждается материалами дела.

Довод ПАО «МРСК Центра» о том, что до настоящего времени ООО «Промэнерго Сети» не направило в адрес ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» сведения о включении новой точки учета в договор оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с п. 38 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), не влияет на квалификацию нарушения антимонопольного законодательства, так как между ООО «Промэнерго Сети» и ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» отсутствует заключенный договор оказания услуг по передаче электрической энергии, по данным обстоятельствам существует судебное решение по делу № А31-7305/2016 по иску ООО «Промэнерго Сети» к ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.03.2016 № 246(16), на дату вынесения настоящего решения не вступившее в законную силу.

Довод ПАО «МРСК Центра» о том, что между ООО «Промэнерго Сети» и ПАО «КСК» не заключен договор купли-продажи электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, не влияет на квалификацию нарушения антимонопольного законодательства, так как факт отсутствия указанного договора не устраняет ответственность ПАО «КСК» и ПАО «МРСК Центра» за вменяемые нарушения антимонопольного законодательства.

7 июня 2017 года ПАО «КСК» направило в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» уведомление о разрешении подключения электроустановок потребителя (исх. № 06-1/15/2464 от 07.06.2017), в котором содержалось уведомление о заключении договора энергоснабжения от 19.05.2017 № 6604337 с ООО «Победа», и поручение подключить указанного потребителя – нежилое помещение РУ-0,4 кВ ТП 411 № сч. 27444993-16, г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195в течение трех суток с момента получения уведомления. Указанное уведомление ф-л ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» перенаправил в адрес ООО «Промэнерго Сети» для осуществления подключения. Уведомление исполнителя в адрес ПАО «КСК» о подключении ООО «Победа» подписано представителем территориальной сетевой организации ООО «Промэнерго Сети».

Таким образом, материалами дела установлено, что при смене владельца
ТП 400 № 411, расположенной по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д.195, параллельно действиям, направленным на введение ограничения потребления электрической энергии потребителем ИП <К.> в точке поставки ТП 400 № 411, расположенной по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д.195, ПАО «КСК» и ПАО «МРСК Центра» совершали действия, направленные на заключение договора энергоснабжения и технологическое присоединение (подключение) потребителя ООО «Победа» в точке поставки ТП 400 № 411, расположенной по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195. Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что точка поставки электроэнергии – одна и та же.

В материалы дела ООО «Промэнерго Сети» представлена информация (исх.
№ 119/А-3/12 от 05.12.2017) о том, что к объекту ТП № 411 технологически присоединены следующие потребители:

  1. <К.>;
  2. ООО «Победа»;

Опосредованно (транзит из-под учета ООО «Победа») присоединены:

  1. Гаражный кооператив ГК-8, документы на заключение договора энергоснабжения поданы в сбытовую компанию ПАО «КСК»;
  2. <К.А.>, документы на заключение договора энергоснабжения поданы в сбытовую компанию ПАО «КСК»;
  3. <Ж.>, документы на заключение договора энергоснабжения поданы в сбытовую компанию ПАО «КСК»;
  4. ООО «Управление строительных работ-44», документы на заключение договора энергоснабжения поданы в сбытовую компанию ПАО «КСК».

ПАО «МРСК Центра» дополнительно представило в материалы дела письмо исх. № МР1-КМ/3-1/8900 от 07.12.2017 в адрес ПАО «КСК» об отсутствии у ПАО «МРСК Центра» технической возможности обеспечения энергоснабжения ООО «Победа» через ТП № 411, а также с просьбой направить в адрес ПАО «МРСК Центра» информацию о сохранении введенного режима ограничения потребления электрической энергии в отношении <К.>, с учетом смены собственника ТП № 411 и заключенного договора энергоснабжения от 19.05.2017 № 6604337 с ООО «Победа». Ранее 7 декабря 2017 года подобная информация в адрес ПАО «КСК» не направлялась.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона № 135-ФЗ.

В силу статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) на оптовом и розничных рынках электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции содержится запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Как указано в пункте 13 названного выше постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Правовой запрет злоупотребления доминирующим положением, сформулированный в статье 10 Закона о защите конкуренции, включает в себя общий запрет злоупотребления доминирующим положением, а также перечень конкретных форм данного нарушения, который не является исчерпывающим. В связи с этим злоупотреблением доминирующим положением может быть признано также любое деяние, которое прямо не запрещается конкретным пунктом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, однако, содержит все признаки злоупотребления доминирующим положением, определенные общим запретом злоупотребления доминирующим положением (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 185-О).

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства:

1) занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;

2) осуществление действий, как прямо установленных этой нормой, так и иных действий (поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим);

3) наступление (или угроза наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц;

4) причинно-следственная связь между действиями субъекта и указанными последствиями.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Также, согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 №06/51 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика» с 2006 года ОАО (ПАО) «КСК» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «КСК», утвержденного Протоколом общего собрания акционеров ОАО «КСК» от 26.06.2015 №19, одним из видов деятельности ПАО «КСК» является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2016 год было установлено, что гарантирующий поставщик ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области с долей участия 72,9%.

Следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии входят в сферы деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «МРСК Центра», утвержденного решением годового Общего собрания акционеров ПАО «МРСК Центра» от 26.06.2015 (Протокол от 26.06.2015 №01/15), одними из видов деятельности ПАО «МРСК Центра» являются оказание услуг по передаче электрической энергии и оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 31.03.2008 № 86-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», ПАО «МРСК Центра» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, тем самым в отношении ПАО «МРСК Центра» применяется государственное регулирование и контроль.

Следовательно, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ПАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на розничном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Костромской области.

Таким образом, Комиссией установлено, что обе организации – ответчики по настоящему делу (ПАО «КСК» и ПАО «МРСК Центра») занимают доминирующее положение на соответствующих товарных рынках:

ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности), географические границы рынка - территория Костромской области;

ПАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, географические границы рынка - территория Костромской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу пункта 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии закреплены в Законе об электроэнергетике.

Розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (статья 3 Закона об электроэнергетике).

В силу пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным договором, в силу чего к нему применимы правила, предусмотренные статьей 426 ГК РФ, согласно пункту 4 которой в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В пункте 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (Основные положения № 442) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (Правила № 442).

Согласно пункту 27 Основных положений № 442 электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):

- договор энергоснабжения;

- договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 28 Основных положений № 442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В силу пунктов 40, 41 Основных положений № 442 к существенным условиям договора энергоснабжения отнесены такие условия, как:

- соответствующий Основным положениям № 442 порядок определения стоимости поставленной по договору за расчетный период электрической энергии (мощности);

- ответственность потребителя (покупателя) за нарушение порядка оплаты;

- ответственность сторон договора за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Как следует из материалов дела, в адрес ПАО «МРСК Центра» от ПАО «КСК» поступило уведомление № 06-1/24-4522 от 18.05.2017 о необходимости введения в отношении ограничения режима потребления, в связи с ненадлежащим исполнением потребителем <К.> обязательств по оплате потребленной в рамках договора энергоснабжения от 23.06.2016 №6604274 электрической энергии.

Гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах № 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору (пункт 48 Основных положений № 442).

В силу пункта 53 Основных положений № 442 в случае, если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

В силу абзаца 2 подпункта «б» пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б», в подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 Правил № 442, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются (подпункт «а» пункта 4 Правил № 442).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 Правил № 442, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель).

Согласно пункту 15 Правил № 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б», подпункте «д» пункта 2 Правил № 442, осуществляется в следующем порядке:

1) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии);

2) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

- введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 Правил № 442 на указанный в уведомлении срок;

- введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 Правил № 442). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

3) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

В силу пункта 9 Правил № 442 частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.

При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).

Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления.

ООО «Победа» не имеет задолженности по оплате электрической энергии, поскольку с момента заключения договора энергоснабжения фактически общество не получало электрическую энергию.

К задолженности <К.>, послужившей основанием для направления ПАО «КСК» уведомления № 06-1/24-4522 от 18.05.2017 о введении полного ограничения потребления электрической энергии, ООО «Победа» отношения не имеет.

Уведомлений о введении ограничения потребления электрической энергии в адрес потребителя ООО «Победа», а также в адрес территориальной сетевой организации ООО «Промэнерго Сети» не направлялось.

ПАО «КСК» в нарушение Правил № 442 направило уведомление о введении полного ограничении потребления электрической энергии ТП № 411, владельцем которого являюсь ООО «Промэнерго Сети», в адрес сетевой организации ПАО «МРСК Центра» и потребителю <К.>, в результате чего были ущемлены права и интересы смежной территориальной сетевой организации ООО «Промэнерго Сети», потребителя электрической энергии ООО «Победа», а также иных потребителей от указанной точки подключения.

ПАО «МРСК Центра», доподлинно зная, что владельцем ТП № 411 по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195, в отношении которой направлено уведомление о введении полного ограничении потребления электрической энергии, является ООО «Промэнерго Сети», с учетом Акта об осуществлении технологического присоединения № 1420/2017 от 03.05.2017 года, необоснованно совершило действия по введению полного ограничения потребления электрической энергии в отношении ООО «Промэнерго Сети», отключив от электрической энергии ТП № 411, принадлежащей ООО «Промэнерго Сети», в результате чего были ущемлены права и интересы ООО «Победа» и ООО «Промэнерго Сети», а также иных потребителей от ТП № 411.

Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В результате полного ограничения потребления электрической энергии ООО «Промэнерго Сети» оказалось лишено возможности присоединять к своим сетям в точке присоединения ТП № 411 новых потребителей, в связи с чем нарушено право указанного хозяйствующего субъекта на ведение предпринимательской деятельности, что является недопустимым в силу пункта 2 статьи 1, статьи 10 ГК РФ.

Реализация ПАО «КСК» (Гарантирующим поставщиком) своего права была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства о пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением. Несмотря на то, что в нормах гражданского законодательства не установлено преимущества одних способов защиты гражданских прав перед другими, ПАО «КСК», защищая свое право на получение оплаты за поставленную электрическую энергию, применило такой способ самозащиты права, который привел к ущемлению (угрозе ущемления) прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов и иных потребителей, получающих электроэнергию от указанной точки подключения.

Такие действия в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ следует квалифицировать в качестве злоупотребления правом. Кроме того, для защиты своих имущественных прав ПАО «КСК» имело возможность использовать иные предусмотренные законом способы, не ущемляющие интересы иных лиц, в частности, право на взыскание с <К.> имеющейся задолженности в судебном порядке.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (определение Верховного суда РФ от 23.10.2017 № 301-КГ17-15073 по делу № А31-9247/2016).

Кроме этого, исходя из представленной в материалы дела однолинейной схемы подключения у ПАО «КСК» имелась техническая возможность обеспечить ограничение режима потребления потребителя <К.> без нарушения прав и законных интересов ООО «Промэнерго Сети», ООО «Победа» и иных потребителей. Доказательств невозможности урегулирования возникшей ситуации в ином установленном законом и договором порядке в материалы дела не представлено.

В связи с вышеизложенным следует признать, что действия ПАО «КСК» не были соразмерны нарушению условий договора со стороны контрагента, выходили за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения права, и признаются Комиссией злоупотреблением доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.

Довод ПАО «МРСК Центра» о том, что оно не является субъектом правонарушения, так как сетевая организация не несет юридической ответственности за незаконное, необоснованное либо нарушившее права третьих лиц ограничение режима потребления электроэнергии, является необоснованным, поскольку ПАО «МРСК Центра» оказывает услуги по передаче и распределению электроэнергии, оно в силу закона является субъектом естественной монополии и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и его положение признано Комиссией доминирующим на рынке передачи электрической энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. В качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции могут выступать любые действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Поэтому ссылка на пункт 6 Правил № 442 об ответственности сетевой организации перед сбытовой организацией в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения уведомления о введении ограничения режима потребления подлежит отклонению как несостоятельная.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.06.2011 по делу № А15-1624/2010).

Комиссия также учитывает, что постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 № 624, вступившим в силу 29.09.2017, Правила № 442 дополнены пунктом 21(1).

Согласно подпункту «в» пункта 21 (1) Правил № 442 (в ред. от 24.05.2017) исполнитель (ПАО «МРСК Центра») не несет ответственности перед инициатором введения ограничения (ПАО «КСК») за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по введению ограничения режима потребления, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие отсутствия технической возможности введения ограничения режима потребления энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя с объектов электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), а также отсутствия технической возможности совершения указанных действий без ограничения или прекращения подачи электрической энергии иным лицам, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 5 Правил № 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 Правил № 442, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель).

Согласно пункту 6 Правил № 442, если энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, то действия по введению ограничения режима потребления осуществляются на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления субисполнителем, которым является:

- сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя, или сетевая организация, имеющая техническую возможность снижения объема электрической энергии, подаваемой такому потребителю;

- лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которого технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя.

Порядок взаимодействия между исполнителем и субисполнителем, непосредственно осуществляющим действия по введению ограничения режима потребления, аналогичен порядку взаимодействия инициатора введения ограничения и исполнителя, предусмотренному настоящими Правилами, если иное не установлено в настоящих Правилах. Исполнитель и субисполнитель вправе детализировать порядок своего взаимодействия при введении ограничения режима потребления в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или соответствующем соглашении между ними, которые должны учитывать предусмотренные настоящими Правилами общие сроки по введению ограничения режима потребления и ответственность субисполнителя за несоблюдение требований настоящих Правил.

ПАО «МРСК Центра» (Сетевая организация), подписав 3 мая 2017 года с ООО «Промэнерго Сети» Акт об осуществлении технологического присоединения № 1420/2017 (при смене собственника энергопринимающих устройств) по точке присоединения трансформаторной подстанции ТП № 411 по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д.195, и получив 18 мая 2017 года от ПАО «КСК» уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления потребителя <К.> по договору энергоснабжения от 23.06.2016 № 6604274 с 5 июня 2017 года, обладало информацией о том, что у нее отсутствует техническая возможность ограничить потребление электроэнергии именно потребителем <К.>, не затронув при этом права и законные интересы иных лиц.

В нарушение пункта 8 Правил 442 (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений), злоупотребляя своим доминирующим положением, ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» необоснованно ввело полное ограничение потребления электрической энергии (Акт № б/н от 05.06.2017 о введении полного ограничения потребления электрической энергии потребителю) в точке подключения – трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195, принадлежащей ООО «Промэнерго Сети» на основании договора аренды от 01.03.2017 г. № 35 с 05.06.2017.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Руководствуясь данной правовой нормой, ПАО «КСК», ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» представлены «Возражения на заключение об обстоятельствах дела № 04-41/1364» и «Пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении по делу № 04-07/1306» (исх. № МР1-КМ/27/9347 от 28.12.2017) соответственно.

Указанные возражения и пояснения оценены Комиссией в соответствии со ст. 45.1 Закона о защите конкуренции и не влияют на квалификацию дела, так как в соответствии со схемой подключения у ПАО «КСК» имелась техническая возможность обеспечить ограничение режима потребления потребителя <К.> без нарушения прав и законных интересов ООО «Победа», а у ПАО «МРСК Центра» имелась возможность перенаправить уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления потребителя <К.> в адрес территориальной сетевой организации ООО «Промэнерго Сети» для осуществления введения полного ограничения режима потребления потребителя <К.>.

На основании изложенного в действиях ПАО «КСК», ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» установлены нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся:

- в злоупотреблении ПАО «КСК» доминирующим положением путем необоснованного направления уведомления от 18.05.2017г. № 06-1/24-4522,

- в злоупотреблении ПАО «МРСК Центра» доминирующим положением путем необоснованного введения полного ограничения потребления электрической энергии (Акт № б/н от 05.06.2017 о введении полного ограничения потребления электрической энергии потребителю) в точке подключения – трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195, принадлежащей ООО «Промэнерго Сети» на основании договора аренды от 01.03.2017 г. № 35 с 05.06.2017,

результатом которых явилось (могло явиться) ущемление прав и законных интересов ООО «Промэнерго Сети», ООО «Победа», а также иных потребителей от указанной точки подключения.

Данный вывод подтверждается материалами дела № 04-41/1364 о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях публичного акционерного общества «Костромская сбытовая компания» (ОГРН: 1044408642629, ИНН: 4401050567, место нахождения: Мира проспект, д. 37-39/28, г. Кострома, 156013) и публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498, ИНН: 6901067107, место нахождения: 2-я Ямская ул., д. 4, г. Москва, 127018) нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся:

- в злоупотреблении ПАО «КСК» доминирующим положением путем необоснованного направления уведомления от 18.05.2017г. № 06-1/24-4522,

- в злоупотреблении ПАО «МРСК Центра» доминирующим положением путем необоснованного введения полного ограничения потребления электрической энергии (Акт № б/н от 05.06.2017 о введении полного ограничения потребления электрической энергии потребителю) в точке подключения – трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: г. Кострома, ш. Некрасовское, д. 195, принадлежащей ООО «Промэнерго Сети» на основании договора аренды от 01.03.2017 г. № 35 с 05.06.2017,

результатом которых явилось (могло явиться) ущемление прав и законных интересов ООО «Промэнерго Сети», ООО «Победа», а также иных потребителей от указанной точки подключения.

2. По результатам рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства выдать предписания:

- публичному акционерному обществу «Костромская сбытовая компания» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

- публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства в отношении публичного акционерного общества «Костромская сбытовая компания» (ОГРН: 1044408642629, ИНН: 4401050567, место нахождения: Мира проспект, д. 37-39/28, г. Кострома, 156013) и публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498, ИНН: 6901067107, место нахождения: 2-я Ямская ул., д. 4, г. Москва, 127018).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Резолютивная часть решения оглашена по окончании рассмотрения дела и приобщена к материалам дела.

Председатель Комиссии подпись

Члены Комиссии: подпись

подпись

Связанные организации

Связанные организации не указаны