Решение №4656/04 Решение по делу 044/01/11-133/2021 от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Костромской области

пер. Кадыевский, 4, г. Кострома, 156000

тел. (4942) 35-53-55, факс (4942) 35-53-55

e-mail: to44@fas.gov.ru

_______________ № _________________

На № ___________ от _________________

 

ИП К.

 

ИП КР.

 

 

ИП КА.

 

ООО «МОМ»

 

ИП Б.

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 044/01/11-133/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2021 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Комиссия Костромского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

члены Комиссии:

рассмотрев дело № 044/01/11-133/2021 по признакам нарушения ИП К и ИП Кр пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ИП Ч. о признании участника закупки виновным в создании картеля с целью повышения цен при проведении электронного аукциона.

В своем заявлении ИП Ч. указывала, что при проведении электронного аукциона № 0341300031520000457 ИП К. и ИП Кр, «являясь членами одной семьи, осуществили согласованные действия резко снижая цену, что делало бессмысленным участие добросовестных компаний».

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее:

  1. На сайте https://zakupki.gov.ru/ 04.12.2020 размещена информация о проведении электронного аукциона № 0341300015920000286 на «Транспортирование тел умерших». Заказчик: ОГБУЗ «ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА КОСТРОМСКОГО ОКРУГА №2».

Предметом контракта является транспортирование тел умерших граждан в патологоанатомическое отделение ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» по адресу - г. Кострома, пр. Мира, д. 114.

Начальная цена: 1 000,00 ₽. Окончание подачи заявок - 15.12.2020

Начальная сумма цен единиц услуги: 1,0 руб. (используется как предмет торга при проведении электронного аукциона).

Максимальное значение цены контракта: 1 000,00 рублей.

Согласно документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на транспортирование тел умерших, электронный аукцион проводится в соответствии с ч. 5 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем снижения начальной (максимальной) цены единицы услуги на шаг аукциона.

При заключении контракта начальная цена единицы услуги определяется путем снижения каждой из указанных в настоящей документации начальной (максимальной) цены единицы услуги пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены услуги по результатам проведения аукциона.

Используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости - цена контракта. Величина значимости – 100%. (часть 4,5 статьи 32 Закона №44-ФЗ).

Согласно протокола № 0341300015920000286 - 1 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме подано пять заявок на участие в аукционе в электронной форме. Все поданные заявки допущены к участию в аукционе.

3

ИП К

 

14.12.2020 15:36

5

ИП КА

 

14.12.2020 15:49

4

ИП КР

 

14.12.2020 15:43

1

ИП Ч

 

14.12.2020 14:41

2

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОМ"

 

14.12.2020 15:11

Согласно информации, предоставленной РТС-тендер установлено совпадение IP:

При подаче заявок:

14.12.2020 15:41

46.42.4.74

ИП КР

14.12.2020 15:34

46.42.4.74

ИП К

При подаче ценовых предложений:

14.12.2020 12:36

91.232.92.115

ИП КР

14.12.2020 12:43

91.232.92.115

ИП К

При заключении контракта:

29.12.2020 16:58

46.42.4.74

ИП КР

Согласно реестра подачи ценовых предложений, предоставленной РТС-Тендер, ценовые предложения участниками подавались в следующем порядке:

ИП КР

-500000

ИП К

-151000,01

ООО "МОМ"

-100000,03

ИП КР

-100000,02

ИП К

-100000,01

ИП КР

-100000

ИП К

-5250,01

ООО "МОМ"

-5200

ИП КР

-5100,35

ИП К

-5000,34

ООО "МОМ"

-5000,33

ИП КР

-5000,32

ИП К

-5000,31

ООО "МОМ"

-5000,3

ИП К

-5000,29

ИП КР

-5000,28

ИП КР

-5000,27

ИП К

-5000,26

ИП КР

-5000,25

ИП КР

-5000,24

ИП К

-5000,23

ИП КР

-5000,22

ООО "МОМ"

-5000,21

ИП КР

-5000,2

ИП К

-5000,19

ИП КР

-5000,18

ООО "МОМ"

-5000,17

ИП КР

-5000,16

ООО "МОМ"

-5000,15

ИП К

-5000,14

ООО "МОМ"

-5000,13

ИП КР

-5000,12

ООО "МОМ"

-5000,11

ИП КР

-5000,1

ИП К

-5000,09

ООО "МОМ"

-5000,08

ИП КР

-5000,07

ИП К

-5000,06

ИП КР

-5000,05

ИП К

-5000,04

ИП КР

-5000,03

ИП К

-5000,02

ИП КР

-2000,02

ИП К

-2000,01

ИП КР

-1000,01

ООО "МОМ"

-1000

ИП КР

-0,01

ИП К

0,01

ИП КР

0,05

ООО "МОМ"

0,06

ИП К

0,11

ИП КР

0,12

ООО "МОМ"

0,17

ИП К

0,22

ИП КР

0,27

ООО "МОМ"

0,32

ИП КР

0,37

ИП Ч

0,42

ИП КР

0,47

ИП Ч

0,52

ИП К

0,56

ИП КР

0,57

ООО "МОМ"

0,62

ИП КР

0,67

ИП Ч

0,68

ИП КР

0,73

ООО "МОМ"

0,78

ИП К

0,79

ИП Ч

0,84

ИП КР

0,89

ООО "МОМ"

0,94

ИП К

0,99

Согласно протокола от 21 декабря 2020 г. №0341300015920000286 – 3 подведения итогов электронного аукциона победителем аукциона признан ИП КР, предложивший наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно пояснений ОГБУЗ «ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА КОСТРОМСКОГО ОКРУГА №2» (исх. № 2079 от 13.09.2021) «Контракт № 290-УС/2020.286 на оказание услуг по транспортированию тел умерших заключен 04 января 2021 года на основании результатов закупки (протокол подведения итогов электронного аукциона от 21.12.2020 № 0341300015920000286 - 3) с применением части 11 статьи 69 Закона №44-ФЗ с учетом особенностей, указанных в части 23 статьи 68 Закона №44-ФЗ, с ИП КР. (ИНН 440128992651) и действует в настоящее время».

  1. На сайте https://zakupki.gov.ru/ 18.12.2020 размещена информация о проведении электронного аукциона № 0341300031520000457 на «Оказание услуг по транспортированию и перевозке тел умерших граждан для нужд ОГБУЗ ОБ КО № 1».

Заказчик: ОГБУЗ «ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА КОСТРОМСКОГО ОКРУГА №1».

Предметом контракта является оказание услуг по транспортировке и перевозке тел умерших граждан для нужд ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1».

Начальная цена: 2 000,00 ₽. Окончание подачи заявок - 28.12.2020

Согласно документации начальная сумма цен единиц услуги: 1,0 руб. (используется как предмет торга при проведении электронного аукциона).

В цену Контракта включены все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по Контракту в полном объеме и надлежащего качества, в том числе все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости - цена контракта. Величина значимости – 100%. (часть 4,5 статьи 32 Закона №44-ФЗ).

Согласно протокола № 0341300031520000457-1 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме подано пять заявок на участие в данном аукционе.

Согласно информации, предоставленной РТС-тендер, заявки были поданы и допущены к участию в аукционе следующими участниками.

1

Соответствует требованиям

ИП КР

 

23.12.2020 13:20

2

Соответствует требованиям

ИП К

 

23.12.2020 13:25

5

Соответствует требованиям

ООО "МОМ"

 

27.12.2020 16:35

3

Соответствует требованиям

ИП Ч

 

26.12.2020 11:07

4

Соответствует требованиям

ИП КА

 

26.12.2020 13:24

Согласно информации, предоставленной РТС-тендер установлено совпадение IP:

При подаче заявок:

23.12.2020 13:22

46.42.4.74

ИП К

23.12.2020 13:16

46.42.4.74

ИП КР

При подаче ценовых предложений:

14.12.2020 12:36

91.232.92.115

ИП КР

14.12.2020 12:43

91.232.92.115

ИП К

23.12.2020 10:20

91.232.92.115

ИП КР

23.12.2020 10:25

91.232.92.115

ИП К

Согласно реестра подачи ценовых предложений, предоставленной РТС-Тендер, ценовые предложения участниками подавались в следующем порядке:

ИП К

-7000000

ИП КР

-2500001

ИП КА

-2500000,05

ИП КА

-2500000,04

ООО "МОМ"

-2000000,03

ИП КА

-2000000,02

ИП КР

-2000000

ИП КА

-1500000,01

ИП КР

-1500000

ИП Ч

-1250000,01

ИП КР

-1250000

ИП КА

-1125000,01

ИП К

-1125000

ИП КА

-1100000,01

ИП КР

-1100000

ИП КА

-1010000,01

ИП К

-1010000

ИП КА

-1000000,01

ИП КР

-1000000

ИП Ч

-500000,01

ИП КР

-500000

ИП КА

-300000,01

ИП КР

-300000

ИП Ч

-101000,01

ИП КР

-101000

ИП К

-100000,02

ИП КА

-100000,01

ИП КР

-100000

ИП КА

-5000,01

ИП КР

-5000

ИП Ч

-3000,01

ИП КР

-3000

ИП К

-2000

ИП КА

-1000,01

ИП КР

-1000

ИП КА

-0,01

ИП КР

0,01

ООО "МОМ"

0,02

ИП К

0,03

ООО "МОМ"

0,08

ИП К

0,09

ИП КР

0,14

ИП К

0,19

ИП КР

0,24

ИП К

0,29

ООО "МОМ"

0,34

ИП КР

0,35

ИП К

0,4

ИП КР

0,45

ИП К

0,5

ИП КР

0,55

ООО "МОМ"

0,59

ИП К

0,6

ИП КР

0,65

ИП К

0,7

ИП КР

0,75

ИП К

0,8

ИП КР

0,85

ИП К

0,9

ИП КР

0,95

ООО "МОМ"

0,99

Согласно протокола от 26.01.2021 признания участника уклонившемся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона ИП К признана уклонившейся от заключения контракта.

Согласно информации, размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru/, по результатам проведенной конкурсной процедуры контракт заключен с ИП Кр по цене 2 500 001,00 руб.

Дата постановки на учет в налоговом органе 18 мая 2015 г.

Решением Костромского УФАС России 044/06/104-39/2021 от 02.02.2021 г. на основании представленной ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» информации сведения о ИП К. (ИНН 442412585528) включены в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года.

Согласно пояснений ОГБУЗ «ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА КОСТРОМСКОГО ОКРУГА №1» (исх. 3703 от 15.09.2021) «в соответствии с ч. 14 ст. 83.2 Закон № 44-ФЗ, заказчик заключил контракт с реестровым номером 2444200321321000049 от 09 февраля 2021, с участником данной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, а именно с ИП Кр, со сроком оказания услуг по 31 декабря 2021 года, включительно. Нарушений условий данного контракта со стороны исполнителя нет».

  1. На сайте https://zakupki.gov.ru/ 29.12.2020 размещена информация о проведении электронного аукциона № 0341200007720000171 на «Оказание услуг по перевозке трупов умерших граждан для нужд ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.». Заказчик: ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.»»

Предметом контракта является - перевозка умерших граждан с места фактической смерти, в том числе из стационарных отделений ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.», находящихся по адресу: г. Кострома, пр-т. Мира, д.114, в патологоанатомическое отделение ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.», находящееся по адресу Костромская область, г. Кострома, пр-т. Мира, д.114. А так же из патологоанатомического отделения ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» в Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы».

Начальная цена: 500,00 ₽. Окончание подачи заявок - 19.01.2021.

Используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости - цена контракта. Величина значимости – 100%. (часть 4,5 статьи 32 Закона №44-ФЗ).

Согласно протокола № 0341200007720000171 - 1 от 19 января 2021 г. рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме подано шесть заявок на участие в аукционе в электронной форме. Все поданные заявки допущены к участию в аукционе.

2

ИП К

 

12.01.2021 09:14

1

ИП КР

 

12.01.2021 09:08

3

ИП КА

 

16.01.2021 09:58

5

ИП Б

 

18.01.2021 11:16

6

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОМ"

 

18.01.2021 16:40

4

ИП Ч

 

18.01.2021 10:17

Согласно информации, предоставленной РТС-тендер установлено совпадение IP:

При подаче заявок:

12.01.2021 09:03

46.42.4.74

ИП КР

12.01.2021 09:13

46.42.4.74

ИП К

При подаче ценовых:

12.01.2021 06:14

91.232.92.124

ИП К

12.01.2021 06:08

91.232.92.124

ИП КР

Согласно реестра подачи ценовых предложений, предоставленной РТС-Тендер, ценовые предложения участниками подавались в следующем порядке:

ИП Б

-1200000,00

ИП КА

-1200000,00

ИП КР

-1200000,00

ИП Ч

-1199999,99

ИП КА

-1199999,98

ИП КР

-1000000,01

ИП К

-1000000,00

ИП Б

-400000,05

ИП КР

-400000,00

ИП Б

-210000,15

ИП КР

-210000,05

ИП Б

-210000,04

ИП КР

-210000,00

ИП Б

-200001,00

ИП КР

-200000,00

ИП КА

-190000,15

ИП КР

-190000,00

ИП Б

-180000,08

ИП КА

-180000,01

ИП КР

-180000,00

ИП Б

-170000,17

ИП КР

-170000,00

ИП Б

-160000,05

ИП КР

-160000,00

ИП Б

-150500,00

ИП КР

-150000,00

ИП Б

-101000,00

ИП КР

-100000,00

ИП К

-90000,00

ИП Ч

-80000,01

ИП КР

-80000,00

ИП К

-70000,00

ИП Ч

-60000,01

ИП КР

-60000,00

ИП К

-50000,00

ИП Ч

-40000,01

ИП КР

-40000,00

ИП К

-30000,00

ИП Ч

-20000,01

ИП КР

-20000,00

ИП К

-10000,00

ИП Ч

-1000,01

ИП КР

-1000,00

ИП Ч

-0,01

ИП КР

2,50

ИП К

5,00

ИП КР

30,00

ИП К

55,00

ИП КР

80,00

ИП К

105,00

ООО "МОМ"

130,00

ИП КР

132,50

ИП К

157,50

ИП КР

182,50

ИП К

207,50

ИП КА

232,50

ИП КР

235,00

ИП К

260,00

ИП Ч

285,00

ИП КР

287,50

ИП К

312,50

ИП КА

337,50

ИП КР

340,00

ИП Б

365,00

ИП КР

367,50

ИП К

392,50

ООО "МОМ"

417,50

ИП КА

420,00

ИП КР

422,50

ИП К

447,50

ИП Ч

472,50

ИП КР

475,00

Согласно протокола № 0341200007720000171 -3 подведения итогов аукциона в электронной форме от 20 января 2021 г. по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с ч. 11 ст. 69 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ контракт заключен с ИП Б, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Цена за право заключения контракта составила 1 200 000,00 (Один миллион двести тысяч рублей) 00 копеек.

Согласно пояснений ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» (исх. № 4320 от 15.09.2021) «по результатам проведения аукциона с ИП Б А.С. был заключен контракт № 58 на оказание услуги по перевозке трупов умерших граждан для нужд ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.»., являющийся действующим в настоящий момент сроком до 28.02.2022 г.».

4. На сайте https://zakupki.gov.ru/ 30.12.2020 размещена информация о проведении электронного аукциона № 0341300023620000145 на «Оказание услуг по перевозке трупов умерших граждан для нужд ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы»

Заказчик: ОГБУЗ «ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА Г.КОСТРОМЫ»

Начальная цена: 2 000,00 ₽. Окончание подачи заявок -13.01.2021.

Согласно документации предметом контракта являются услуги по перевозке трупов умерших граждан для нужд ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы».

Начальная цена единицы услуги – 1,00 (Один) рубль 00 коп. (используется как предмет торга при проведении электронного аукциона).

Максимальное значение цены контракта - 2 000,00 рублей (Две тысячи) рублей 00 копеек.

В цену Контракта включены все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по Контракту в полном объеме и надлежащего качества, в том числе все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости - цена единицы товара, работы, услуги. Величина значимости – 100%. (часть 4,5 статьи 32 Закона №44-ФЗ).

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.01.2021 № 0341300023620000145-1 комиссией принято решение о признании шести участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, участниками электронного аукциона.

Согласно информации, предоставленной РТС-тендер, заявки были поданы и допущены к участию в аукционе следующими участниками.

1

Соответствует требованиям

ИП КР

 

2

Соответствует требованиям

ИП К

 

3

Соответствует требованиям

ИП КА

 

4

Соответствует требованиям

ИП Ч

 

5

Соответствует требованиям

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОМ"

 

6

Соответствует требованиям

ИП Б

 

Согласно информации, предоставленной РТС-тендер установлено совпадение IP:

При подаче заявок:

12.01.2021 09:13

46.42.4.74

ИП К

12.01.2021 09:03

46.42.4.74

ИП КР

При подаче ценовых предложений:

12.01.2021 06:06

91.232.92.114

ИП КР

12.01.2021 06:16

91.232.92.114

ИП К

Согласно реестра подачи ценовых предложений, предоставленной РТС-Тендер, ценовые предложения участниками подавались в следующем порядке:

ИП К

-10100000

ИП Б

-10000000

ИП КА

-5030000,04

ИП К

-5020000,03

ИП КА

-5010000,02

ИП К

-5000000,01

ИП КА

-5000000

ИП КР

0,01

ИП К

0,04

ИП КР

0,05

ИП К

0,1

ИП Ч

0,15

ИП КР

0,2

ООО "МОМ"

0,25

ИП Ч

0,3

ИП КР

0,35

ИП КА

0,4

ИП КР

0,45

ИП Б

0,5

ИП КР

0,55

ИП К

0,6

ООО "МОМ"

0,65

ИП КР

0,7

ИП К

0,75

ИП КР

0,8

ИП Ч

0,85

ИП КР

0,9

ИП К

0,95

Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.01.2021 № 0341300023620000145-3 ИП К предложила наиболее высокую цену (10 100 000,00 руб.) за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Решением Костромского УФАС России 044/06/104-55/2021 от 16.02.2021 г. на основании представленной ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» информации сведения о ИП К (ИНН 442412585528) включены в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года.

Согласно представленной ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» информации (исх. № 5566 от 17.09.2021) в настоящее время транспортировка тел умерших граждан осуществляется транспортными средствами ОГБУЗ «Автобаза ДЗКО».

Согласно сайта https://zakupki.gov.ru / в отношении участника ИП Б., занявшего 2 место по результатам рассмотрения заявок, от электронной площадки 10.02.2021 получен документ «Уведомление об отказе победителя от заключения контракта».

5. Согласно документов, представленных электронной площадкой РТС-тендер ИП К и ИП Кр являются супругами.

Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц. В свою очередь частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено только два критерия отнесения хозяйствующих субъектов к группе лиц применительно к статье 11 настоящего Закона, при соблюдении которых допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами.

В части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что положения данной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при установлении нарушений антимонопольного законодательства следует исходить из оценки допустимости поведения действующей в общем экономическом интересе группы лиц в отношении третьих лиц (иных участников рынка).

Исходя их установленных обстоятельств следует, что действия ИП Кр и ИП К характеризуются единой групповой моделью поведения - после подачи ценового предложения одного участника происходит последовательная подача ценовых предложений от иных участников. Недобросовестные участники конкурентной процедуры постоянно повышают цену до уровня, экономически нецелесообразного для добросовестных участников. В дальнейшем победитель торгов уклоняется от заключения контракта.

Применяя описанную модель поведения лицами, заключившими антиконкурентное соглашение достигается цель антиконкурентного соглашения - существует возможность влиять как на установление цены контракта так и на лицо, с которым будет заключен контракт.

Так, по результатам электронного аукциона № 0341300031520000457 ИП К. предложена цена контракта в размере 7 000 000,00 руб., в дальнейшем ИП К. признана уклонившейся от заключения контракта, контракт заключен с ИП Кр. В результате реализации описанной модели поведения контракт был заключен по цене, меньшей на 4 499 999,00 руб.

По результатам электронного аукциона № 0341300023620000145 ИП К предложена цена контракта в размере 10 100 000,00 руб., ИП Б. – 10 000 000,00. В дальнейшем ИП К. признана уклонившейся от заключения контракта.

Аналогичная модель поведения ИП Кр и ИП К по повышению цены до уровня, экономически нецелесообразного для добросовестных участников прослеживается в конкурсных процедурах № 0341300015920000286, № 0341200007720000171.

Из реестра подачи ценовых предложений видно, каким образом в аукционах № 0341300015920000286, № 0341200007720000171 ИП Кр. и ИП К. оказывалось влияние на формирование итоговой цены контракта.

Так, согласно информации, предоставленной РТС-тендер, в процедуре № 0341200007720000171 всего подано ценовых предложений - 72, ИП Кр. и ИП К. подано ценовых предложений - 43. В процедуре № 0341300015920000286 начиная с 1 руб. подано ценовых предложений - 72, ИП Кр. и ИП К. подано ценовых предложений – 51.

Поведение ИП Кр. и ИП К. на рассматриваемых процедурах закупок указывают на согласованные действия между указанными участниками.

Под проведением торгов подразумевается состязательность хозяйствующих субъектов, при этом нарушение предусмотренных принципов и тем более заключение участниками торгов соглашения, препятствующего выявлению реальной цены, по которой субъекты рынка готовы заключить государственный контракт, не может не влиять на конкуренцию.

Фактически установленные по делу о нарушении антимонопольного законодательства обстоятельства указывают, что действия ИП Кр и ИП К влияли на установление конечной цены контрактов, что в свою очередь препятствует выявлению реальной цены, по которой субъекты рынка готовы заключать государственные контракты, вводит в заблуждение иных участников конкурентных процедур и не может не оказывать влияния на конкуренцию и публичные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно представленных в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства пояснений заявителя, действия ИП Кр и ИП К «делали бессмысленным участие добросовестных компаний» (вх. № 3809 от 26.07.2021). В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлены пояснения иных участников рассматриваемых процедур, согласно которых действия ответчиков по делу привели «к необоснованному повышению цены за право заключения контракта» (вх. №№ 4837, 4838 от 20.09.2021).

Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства ИП Кр и ИП К выступают в рассмотренных конкурсных процедурах экономически независимыми хозяйствующими субъектами, но объединены как единой инфраструктурой при подготовке и участии в рассмотренных аукционах, так и являются группой лиц в понимании ст. 9 Закона о защите конкуренции (п. 7 ст. 9 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции положения статьи 11 Закона о защите конкуренции не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

ИП Кр и ИП К не попадают под исключения, установленные ч. 7 ст. 11Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно действующему законодательству аукцион является конкурентной процедурой, в рамках которой участвующие в нем лица, а также отказавшиеся от участия в результате антиконкурентного соглашения являются между собой конкурентами вне зависимости от характеристик предмета и условий аукциона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Статьей 1 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно пунктов 2 и 4 статьи 24 Закона № 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Порядок проведения электронного аукциона установлен статьей 68 Закона № 44-ФЗ.

Все участники аукциона действуют на одном товарном рынке, являются конкурентами.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Разъяснения, содержащиеся в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», применимы и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении (данный вывод подтверждается также судебными актами по делам № А71-992/2011, № А40-64690/12). Иное применение указанных разъяснений будет являться неверным толкованием норм материального права, что подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа № Ф09-6977/11 от 02.11.2011 по делу № А71-992/2011, оставленному в силе Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-15592/11 от 13.02.2012.

Факт наличия антиконкурентного соглашения может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности косвенных доказательств.

При этом, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 23.04.2015 № А42-2564/2014 указал, что для констатации антиконкурентного соглашения необходимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий может сыграть решающую роль.

Соглашение, достигнутое в устной форме, не может и не должно быть документально подтверждено. В отсутствие доказательств наличия письменного соглашения вывод о существовании между сторонами устного соглашения может быть сделан на основе анализа их поведения, и доказывание наличия антиконкурентного соглашения между субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Нарушение ИП Кр и ИП К пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразилось в заключении соглашения, которое привело или могло привести к повышению цены на торгах.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

ИП Кр и ИП К не представлено возражений на заключение Комиссии по делу № 044/01/11-133/2021.

По результатам рассмотрения дела в действиях ИП Кр и ИП К установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключения соглашения, которое привело или могло привести к повышению цены на торгах в следующих процедурах: 0341300015920000286, 0341300031520000457, 0341200007720000171, 0341300023620000145

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения ИП Кр и ИП К пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключения соглашения, которое привело или могло привести к повышению цены на торгах в следующих процедурах: 0341300015920000286, 0341300031520000457, 0341200007720000171, 0341300023620000145
  2. Выдать ИП Кр и ИП К предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на прекращение ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Резолютивная часть решения оглашена по окончании рассмотрения дела и приобщена к материалам дела.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии: 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны