Решение №04-40/2018 Решение по делу № 04-40/2018, ч. 1 ст. 10 Закона о защите ко... от 14 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Общество с ограниченной ответственностью «Автонавигатор» ул.Петропавловская, д.59а, офис 56, г.Пермь, Пермский край, 614045 Общество с ограниченной ответственностью «Аргус-Сервис» пр-кт Мира, д.116, неж.пом. 6, офис 2, г.Кострома, Костромская обл., 156013 Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области ул.Костромская, д.61, г.Кострома, 156012 Областное государственное бюджетное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» ул.Костромская, д.61, г.Кострома, 156012 |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Костромской области ул. Калиновская, 38, г. Кострома, 156013 тел. (4942) 35-67-48, факс (4942) 35-67-48 e-mail: to44@fas.gov.ru _______________ № ________________ На № __________ от ________________ |
РЕШЕНИЕ
по делу № 04-40/2018 о нарушении антимонопольного законодательства
Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года
14 февраля 2019 г. г. Кострома
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <>;
Члены комиссии: <>;
в присутствии на заседании:
представителей ООО «Аргус-Сервис», представителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области;
рассмотрев дело № 04-40/2018 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Аргус-Сервис» (156013, Костромская область, город Кострома, проспект Мира, дом 116, нежилое помещение 6, офис 2, ОГРН: 1074401005315, ИНН: 4401076396) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
Поводом к возбуждению настоящего дела явилось обращение ООО «Автонавигатор» (далее также - Заявитель), поданное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аргус-Сервис» - Регионального навигационного информационного центра спутникового мониторинга транспорта Костромской области по факту навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности (подключению к Региональной навигационной информационной системе Костромской области, сбору, обработке, хранению телематических данных, полученных от аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортные средства заказчика, обработке и формированию пакетов данных от аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортные средства заказчика, поступающих в Региональную навигационную информационную систему Костромской области (далее – РНИС КО) и на сервер автоматизированного центра контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).
Как указывает Заявитель в своем обращении, ООО «Автонавигатор» обратилось в адрес ООО «Аргус-Сервис» за заключением договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности, однако, в процессе заключения данного договора предполагаемым исполнителем услуги (ООО «Аргус-Сервис») Заявителю были созданы препятствия, исключающие такую возможность. Ранее ООО «Аргус-Сервис» становилось победителем торгов и самостоятельно оказывало данные услуги заказчику (-ам). Заявитель ссылается на то, что уступив в борьбе на торгах победу Заявителю, ООО «Аргус-Сервис» выставило в отношении него такие условия договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности, которые несопоставимы с условиями заключенных ООО «Автонавигатор» контрактов, исключая таким образом какую-либо конкуренцию на данном рынке Костромской области. Данные действия, по мнению Заявителя, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения настоящего дела Заявитель уточнил свои требования, просил признать действия ООО «Аргус-Сервис» по установлению платы за услуги по организации информационного обмена между программным комплексом локального оператора ООО «Автонавигатор» и РНИС КО, а также платы за хранение, обработку и анализ мониторинговой информации, поступающей в РНИС КО от локальных операторов и передачу такой информации по запросам государственных и иных контрольно-надзорных органов, необоснованными и нарушающими статью 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».
По мнению ООО «Автонавигатор», услуги в сфере навигационной деятельности, в том числе услуги по подключению к РНИС КО и услуги по трансляции данных в РНИС КО (передача мониторинговой информации в РНИС КО), должны предоставляться оператором РНИС КО (ООО «Аргус-Сервис») на безвозмездной основе.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлены следующие обстоятельства.
1. В соответствии с Положением о региональной навигационно-информационной системе Костромской области, утвержденным распоряжением администрации Костромской области от 09.11.2012 года № 209-ра (далее – Положение о РНИС КО), РНИС КО предназначена для обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работы. РНИС КО представляет собой единую автоматизированную навигационно-информационную систему на территории Костромской области, предназначенную для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной системы (пункт 5 Положения о РНИС КО). Оператором РНИС КО является уполномоченная организация Костромской области по осуществлению функций Единого многофункционального навигационного информационного технического центра Костромской области (пункт 8 Положения о РНИС КО). Использование РНИС КО осуществляется на основании соглашения (договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности) между оператором РНИС КО и пользователями (пункт 10 Положения о РНИС КО). Приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 22.06.2017 года № 189 оператором РНИС КО утверждено ООО «Аргус-сервис».
ООО «Автонавигатор» (Исполнитель) и ОГБУ «Костромаавтодор» (Заказчик) по результатам открытого аукциона заключили государственный контракт на оказание услуг в сфере навигационной деятельности в отношении транспортных средств ОГБУ «Костромаавтодор», оборудованных системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС
№ Ф.2617.597676 от 27.12.2017 (далее – Контракт).
Согласно предмету указанного Контракта Исполнитель обязался оказывать услуги в сфере навигационной деятельности в отношении транспортных средств Заказчика, оборудованных системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.
Оказание услуг включало в себя:
- мониторинг перемещения и контроль состояния транспортного средства (далее - ТС) Заказчика (далее - мониторинг) (сбор, обработка, хранение телематических данных, полученных от навигационно-связного оборудования (далее – НСО), установленного на транспортные средства заказчика);
- обработка и формирование пакетов данных от НСО, установленного на транспортные средства заказчика, поступающих напрямую в РНИС КО для использования исполнительными органами государственной власти Костромской области и Российской Федерации, Управлением государственного автодорожного надзора по Костромской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по КО), Администрацией города Костромы;
- диспетчеризация ТС Заказчика (централизованный оперативный контроль за ТС Заказчика, с использованием оперативной передачи информации между ТС Заказчика и диспетчерской службой Исполнителя);
- передача мониторинговой информации в РНИС КО от НСО, установленного на транспортное средство заказчика (создание и совместное использование единого навигационно-информационного пространства на территории Костромской области), напрямую на телематический сервер РНИС КО с программным обеспечением (далее по тексту - ПО) Wialon Pro, а также трансляция мониторинговой информации в контролирующие и надзорные органы: Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по КО), ЕДДС Администрации города Костромы, экстренные и оперативные службы города Костромы и Костромской области;
- предоставление персональных отчетов о работе ТС по заявке Заказчика (обработка, формирование и направление отчетов Заказчику о работе ТС);
- техническое сопровождение ПО Заказчика (обработка и формирование пакетов данных от навигационно-связного оборудования, установленного на транспортные средства Заказчика, для транслирования на автоматизированные рабочие места (далее по тексту - АРМ) Заказчика);
- консультирование Заказчика по вопросам эксплуатации НСО и ПО, в том числе круглосуточно в режиме реального времени по телефону «Горячей линии»;
- абонентское обслуживание, включающее: оплату трафика установленных в НСО сим-карт; передачу данных на АРМы Заказчика; хранение данных в течение 12 месяцев; обновление программного обеспечения;
- трансляция данных о местоположении ТС заказчика в Интернет-сервис wvyw.transport44.ru.
Согласно пункту 10 Положения о РНИС КО, в котором установлено что использование РНИС КО осуществляется на основании соглашения (договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности) между оператором РНИС КО и пользователями, ООО «Автонавигатор» как пользователь РНИС КО обязано было заключить данный договор с ООО «Аргус-Сервис».
Согласно Техническому заданию к Контракту ООО «Автонавигатор» обязано осуществлять передачу мониторинговой информации в РНИС КО от аппаратуры спутниковой навигации (АСН), установленной на транспортные средства заказчика, напрямую на телематический сервер Регионального навигационного информационного центра Костромской области (далее – РНИЦ КО) в ПО «Wialon Pro».
Таким образом, для того, чтобы в полном объеме исполнить условия Контракта, необходимо заключить с ООО «Аргус-Сервис» - оператором РНИС КО, договор на оказание услуг в сфере навигационной деятельности, получить IP-адрес, порт и протокол для передачи данных на телематический сервер РНИЦ КО.
Принципом работы РНИС КО является то, что с установленных на транспортных средствах (или иных подвижных объектах) бортовых терминалов (аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемой на транспортные средства или иные подвижные объекты) в режиме реального времени передается информация на телематический сервер РНИС КО о параметрах движения, состоянии и местоположении транспортного средства (или иного подвижного объекта). Информация отражается в реальном масштабе времени непосредственно на электронных картах геоинформационной подсистемы. Все события и перемещения транспортных средств автоматически документируются в базе данных сервера РНИС КО, архивируются и могут использоваться для последующей обработки и предоставления пользователям РНИС КО.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право получать услуги в сфере навигационной деятельности в установленном ими порядке.
В целях реализации Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» на территории Костромской области утверждены:
- Постановление Администрации Костромской области от 31.07.2014 № 322-а (ред. от 12.11.2018) «Об утверждении государственной программы Костромской области «Информационное общество Костромской области» и признании утратившим силу постановления администрации Костромской области от 12.04.2013 № 157-а»;
- Распоряжение Администрации Костромской области от 09.11.2012 № 209-ра «Об утверждении Положения о региональной навигационно-информационной системе Костромской области»;
- Распоряжение Администрации Костромской области от 28.12.2012 № 259-ра (ред. от 26.11.2018) «Об утверждении перечня транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации на основе технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с подключением к региональной навигационно-информационной системе Костромской области»;
- Постановление Администрации Костромской области от 04.04.2017 № 138-а «О выборе организации для осуществления функций оператора региональной навигационно-информационной системы Костромской области».
Приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 22.06.2017 года № 189 по результатам открытого конкурса по выбору организации для осуществления функций оператора региональной навигационно-информационной системы Костромской области оператором РНИС КО утверждено ООО «Аргус-сервис».
Таким образом, порядок получения услуг в сфере навигационной деятельности на территории Костромской области установлен органами государственной власти Костромской области в пределах предоставленных им полномочий.
Действующий порядок получения услуг в сфере навигационной деятельности на территории Костромской области не противоречит федеральному законодательству в части возмездности оказания услуг по подключению к РНИС КО и трансляции данных в РНИС КО.
Иное нормативно-правовое регулирование в различных субъектах Российской Федерации оказания подобного рода услуг локальными операторами региональных навигационно-информационных центров, не свидетельствует о том, что данные услуги по смыслу регионального законодательства Костромской области должны быть оказаны ООО «Аргус-Сервис» потребителям данных услуг бесплатно.
Вывод о возможности оказании услуг в сфере навигационной деятельности на платной основе подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.10.2018 по делу № А04-1665/2018).
В действиях ООО «Аргус-Сервис» по оказанию услуг в сфере навигационной деятельности на платной основе признаков нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» не установлено.
2. Согласно пункту 8 Положения о РНИС КО, функциями оператора РНИС КО являются:
1) обеспечение бесперебойного функционирования РНИС КО и осуществление ее эксплуатации;
2) предотвращение несанкционированного доступа к информационным ресурсам РНИС КО и (или) передачи информации, содержащейся в РНИС КО, лицам, не имеющим права на доступ к такой информации;
3) обеспечение защиты информации в РНИС КО;
4) обеспечение интеграции РНИС КО в общую навигационную информационную систему Российской Федерации, в том числе передача без дополнительного согласования с пользователями РНИС КО данных о текущем местоположении и параметрах движения транспортных средств пользователей РНИС КО в экстренные и оперативные службы Костромской области и муниципальных образований Костромской области, в исполнительные органы государственной власти Российской Федерации и Костромской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, в том числе в автоматизированную службу по контролю и надзору Ространснадзора и Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области Федеральной службы в сфере транспорта;
5) оказание технической поддержки пользователям РНИС КО.
Согласно пункту 10 Положения о РНИС КО, использование РНИС КО осуществляется на основании соглашения (договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности) между оператором РНИС КО и пользователями.
Приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 22.06.2017 года № 189 по результатам открытого конкурса по выбору организации для осуществления функций оператора региональной навигационно-информационной системы Костромской области оператором РНИС КО утверждено ООО «Аргус-сервис».
Продуктовые границы товарного рынка определены как «услуга в сфере навигационной деятельности, которая включает в себя:
- услугу по подключению к Региональной навигационно-информационной системе Костромской области
- услугу по трансляции данных в РНИС КО – передачу мониторинговой информации в РНИС КО (далее – услуги в сфере навигационной деятельности)».
Географические границы товарного рынка определены в пределах административно-территориальных границ Костромской области.
В качестве временного интервала исследования Рынка определен период времени с 22.06.2017 (утверждение ООО «Аргус-Сервис» в качестве оператора региональной навигационно-информационной системы Костромской области приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 22.06.2017 года № 189 ) по настоящее время.
Совокупная доля ООО «Аргус-Сервис», входящего в группу лиц, в период с 22.06.2017 по настоящее время, оказания услуг в сфере навигационной деятельности на территории Костромской области составляет 100% от общего объема, что свидетельствует о наличии доминирующего положения, определенного ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Заявитель в целях выполнения принятых на себя по Контрактам обязательств заключил сублицензионный договор № WH/1712-407 от 19.12.2017 с ООО «Виалон-сервис Рус», согласно предмету которого Сублицензиар (ООО «Виалон-сервис Рус»), обладающий правами на использование, распространение и тиражирование Программного обеспечения Wialon, передает, а Сублицензиат (ООО «Автонавигатор») принимает право временно использовать Wialon на условиях договора в оплаченный период действия договора. Сублицензиату предоставляется право использования программного обеспечения Wialon (простая неисключительная лицензия) в своей хозяйственной и коммерческой деятельности (п. 1.3. договора), в том числе в рамках оказания услуг третьим лицам (п. 1.5. договора).
Указанный сублицензионный договор № WH/1712-407 от 19.12.2017 заключен сроком на 1 календарный год с условием о пролонгации (п. 4.1. договора).
Стоимость услуг по указанному сублицензионному договору № WH/1712-407 от 19.12.2017 установлена в приложении № 1 «Прайс-лист на право использования результатов интеллектуальной деятельности (временные сублицензии на программное обеспечение Wialon)», согласно которому:
- стоимость пакета «1 дополнительный объект» составила 60 руб. в месяц за 1 транспортное средство;
- стоимость пакета «500 сообщений» составила 1500 руб. за 1 транспортное средство (единовременно);
- стоимость пакета «Personal Desing» составила 15 000 руб. за 1 транспортное средство (единовременно);
- стоимость пакета «Отдельный тарифный план» составила 500 руб. в месяц за 1 транспортное средство;
- стоимость активации пакета «Отдельный тарифный план» составила 2 500 руб. за 1 транспортное средство (единовременно).
Стоимость услуг, принятых ООО «Автонавигатор» согласно актам приема-передачи оказанных услуг (пакет «1 дополнительный объект» 1 календарный месяц) с января по июль 2018 года, составила 118 500 (Сто восемнадцать тысяч пятьсот) руб.
ООО «Аргус-Сервис» письмом от 22.01.2018 № 52 направило в адрес ООО «Автонавигатор» технико-коммерческое предложение на оказание услуг в сфере навигационной деятельности, согласно которому:
- стоимость услуги по подключению к РНИС КО составила 1 600 руб. за каждое транспортное средство (единовременно);
- трансляция данных в РНИС КО – передача мониторинговой информации в РНИС КО (обработка и формирование пакетов данных от АСН в РНИС КО с последующей трансляцией посредством сети интернет на АРМы администрации Костромской области, исполнительных органов государственной и федеральной власти, экстренных и оперативных служб г. Костромы и области); отображение данных о текущем местоположении и параметрах движения транспортных средств Заказчика в интернет-сервисе www.transport44.ru составила 341,97 руб. за каждое транспортное средство (ежемесячно).
При этом, как следует из расчета стоимости указанных выше услуг, предоставленного в материалы дела ООО «Аргус-Сервис», стоимость услуги по подключению к РНИС КО состоит из стоимости покупки и внесения изменений в лицензию Wialon Pro.
В случае заключения договора между ООО «Аргус-Сервис» и ООО «Автонавигатор» на оказание услуг в сфере навигационной деятельности в соответствии с технико-коммерческим предложением, затраты ООО «Автонавигатор» на оплату использования лицензии Wialon Pro в целом по году составила бы:
1600 руб. * 281 ТС = 449 600 руб. единовременно.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности со стороны ООО «Аргус-Сервис» предоставлять пользователям навигационных услуг право на временное возмездное использование программного продукта Wialon в течение срока действия договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности в случае, если срок действия договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности не превышает срока действия лицензии Wialon Pro.
Таким образом, ООО «Аргус-Сервис» предлагало своему потенциальному контрагенту, нуждающемуся в услугах ООО «Аргус-Сервис» (ООО Автонавигатору»), условия договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности, без учета сроков оказания услуги и количества транспортных средств, которые при наличии временной сублицензии на программное обеспечение Wialon, были невыгодны для него.
Комиссией в действиях ООО «Аргус-Сервис» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства - пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении технико-коммерческого предложения в адрес ООО «Автонавигатор» письмом от 22.01.2018 исх. № 52, предусматривающего оплату покупки и внесение изменений в лицензию Wialon Pro, как неотъемлемой части оказания услуг по подключению к Региональной навигационно-информационной системе Костромской области, и исключающего альтернативный вариант заключения договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности без оплаты стоимости покупки лицензии Wialon Pro, что привело (могло привести) к ущемлению прав ООО «Автонавигатор» в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с установлением указанных признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», на основании на основании ч. 3 статья 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», ООО «Аргус-Сервис» было выдано предупреждение от 17 января 2019 года исх. № 68/04 со сроком исполнения до 30 января 2019 года, которым ООО «Аргус-Сервис» был предупрежден о необходимости принять меры, направленные на устранение указанного нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению указанных нарушений антимонопольного законодательства, устранение последствий такого нарушения, а именно:
- предусмотреть для пользователей Региональной навигационно-информационной системы Костромской области при заключении договоров на оказание услуг в сфере навигационной деятельности альтернативный вариант без оплаты стоимости покупки лицензии Wialon Pro с учетом количества транспортных средств, на которые должно быть установлено оборудование спутниковой навигации, срока действия договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности, иных условий данного договора;
- обеспечить равный доступ всем хозяйствующим субъектам (пользователям Региональной навигационно-информационной системы Костромской области) к информации об условиях заключения договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности на территории Костромской области, в том числе путем ее размещения на официальном сайте ООО «Аргус-Сервис».
29 января 2019 года в Управление поступило письмо от ООО «Аргус-Сервис» о выполнении предупреждения с приложением подтверждающих документов (исх. № 56 от 28.01.2019, вх. № 292 от 29.01.2019).
Проверив доводы указанного письма и приложенные документы, Управление пришло к выводу о надлежащем исполнении ООО «Аргус-Сервис» выданного предупреждения, устранении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
Согласно ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании изложенного, в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1 – 3.4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Дело № 04-40/2018 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Аргус-Сервис» (156013, Костромская область, город Кострома, проспект Мира, дом 116, нежилое помещение 6, офис 2, ОГРН: 1074401005315, ИНН: 4401076396) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», учитывая своевременное выполнение выданного предупреждения от 17.01.2019, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии подпись
Члены Комиссии: подпись
подпись