Решение б/н Решение по делу № 07-38/1039 от 26 апреля 2012 года от 8 августа 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 26.04.2012 г.      
Дата изготовления решения: 10.05.2012 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии — <…>, заместитель руководителя управления — начальник отдела,
члены Комиссии: <…> - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы; <…>- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела №ВД 07-38/1039, возбужденного по признакам нарушения ООО «Доступные средства» (г. Кострома, Березовый проезд, д. 7) требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
 <…>, действующей на основании доверенности №5 от 25.04.2012,
УСТАНОВИЛА:
 
  В ходе рассмотрения заявления  <…> от 02.02.2012 г. с претензией к рекламе ряда финансовых компаний установлено следующее.
В газете «Костромской край» №40 от 12 октября 2011 г. на стр. №2 размещен рекламный модуль текстового содержания «Денежные займы * до 8000 рублей * от 1% до 2% * ТЦ «На бульваре» (напротив бассейна «Динамо») б-р Петрковский, 24, 1-й эт. Т. 360-631, М-н «Ювелир Холдинг», ул. Волжская, д. 12, тел. 41-18-03 * ООО «Доступные средства» www.dosredstva.ru, E-mail: dosredstva@yandex.ru».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) рассматриваемый модуль является рекламой.
В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В данном рекламном модуле рекламируется финансовая услуга по предоставлению займов, не смотря на то, что Общество не входит в  исчерпывающий перечень финансовых организаций, определенный п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — ФЗ №135). 
Данный вывод основан на следующем:
1. Основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой, указанным в п. 2 ст. 4 ФЗ №135, является существо осуществляемой деятельности — то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц.
2. В ст. 28 Закона о рекламе содержатся требования, предъявляемые к рекламе деятельности, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья на основании договора участия в долевом строительстве, а также к рекламе таких организаций, как жилищные, жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, т.е. к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми по смыслу Федерального закона «О защите конкуренции».
3. Понятие финансовой услуги для целей Закона о рекламе включает не только услуги, прямо указанные в ФЗ №135, но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств.
            Таким образом, по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций, а реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по размещению денежных средств рассматривается как реклама финансовых услуг.
Следовательно, реклама указанной деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Рассматриваемая реклама содержит только часть условий ее оказания (максимальная сумма займа - до 8 000 рублей, минимальная процентная ставка - от 1%, максимальная процентная ставка – до 2%), влияющих на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой лица.
Иные условия оказания соответствующей финансовой услуги (срок займа, минимальная сумма займа, порядок уплаты взносов и другие) в рекламе не указаны.
Согласно  ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При этом реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе).
Поскольку распространенная Обществом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях займа не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
Указание в рассматриваемой рекламе минимальной ставки, максимальной ставки, определяющей размер начисляемых по займам процентов, максимальной суммы займа само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой финансовой услуге, получить достаточные сведения о фактических расходах, которые он понесет, воспользовавшись данной услугой, в связи, с чем способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, которую нужно возвратить, воспользовавшись рекламируемой услугой.
Выслушав объяснения, представленные генеральным директором ООО «Доступные средства» <…> в ходе рассмотрения дела, рассмотрев материалы дела, Комиссией установлено:
− ООО «Доступные средства» (далее - Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица 26.04.2011 г. за основным государственным регистрационным номером 1114401002550 Инспекцией ФНС по г. Костроме;
− Генеральным директором Общества является <…> (Решение единственного участника Общества №3 от 22.09.2011 г.);
− Основным видом деятельности Общества является деятельность по предоставлению микрозаймов (п. 2.2 раздела 2 Устава Общества, утвержденного решением единственного учредителя от 18.04.2011 г.) на основании договора микрозайма;
− Минимальный размер микрозайма составляет 1000 (одну тысячу) рублей, максимальный размер микрозайма не превышает 15000 (пятнадцати тысяч) рублей (раздел 3 Правил предоставления микрозаймов физическим лицам ООО «Доступные средства»);
− Общество рассматриваемую рекламу размещало;
− рекламой Общества непосредственно занимается генеральный директор Общества <…>;
− макет рассматриваемой рекламы газете предоставлен Обществом;
− претензий к газете по текстовому содержанию рекламного макета Обществом не предъявлялось;
− оказанные газетой в октябре 2011 года услуги генеральный директор Общества <…>. принял без претензий по объему, качеству и срокам, о чем свидетельствует копия акта выполненных работ №002137 от 26.10.2011 г.;
− оказанные газетой в октябре 2011 года услуги Обществом оплачены, о чем свидетельствует копия платежного поручения №21 от 02.09.2011 г.;
− рекламный модуль Общества приведен в соответствие с требованиями, установленными Законом о рекламе.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
На основании вышеизложенного, рекламодателем — ООО «Доступные средства» в лице генерального директора Общества <…> нарушено законодательство о рекламе, а именно  ч. 7 ст.  5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Доступные средства» текстового содержания «Денежные займы * до 8000 рублей * от 1% до 2% * ТЦ «На бульваре» (напротив бассейна «Динамо») б-р Петрковский, 24, 1-й эт. Т. 360-631, М-н «Ювелир Холдинг», ул. Волжская, д. 12, тел. 41-18-03 * ООО «Доступные средства» www.dosredstva.ru, E-mail: dosredstva@yandex.ru», размещенную на стр. №2 периодического печатного издания «Костромской край» №37 (472) от №40 от 12 октября 2011 г., поскольку  нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 


Заместитель председателя Комиссии             <…>

Члены Комиссии                <…>
         
                   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны