Решение б/н Решение по делу № 04-68/1069 от 23 октября 2012 года от 11 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 04-68/1069 о нарушении антимонопольного законодательства

 

29 октября 2012 г.                                      г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 29 октября 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия; Костромское УФАС России) в составе:
председатель Комиссии: Ревельцев О.В., руководитель Костромского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти;
члены Комиссии:
Магомеднабиев Т.М., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
Торопова Е.В., государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,

в присутствии представителя ООО «Первая страховая компания» - директора филиала в г. Костроме <…> (по доверенности от 24.09.2012 № 1472/2012),
рассмотрев дело № 04-68/1069 по признакам нарушения ООО «Первая страховая компания» (г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д.13, стр.62) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 


УСТАНОВИЛА:

Костромским УФАС России в рамках осуществления функций и полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, установленных статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции, были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Первая страховая компания» (далее – ООО «1СК») при участии в размещении заказа на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) для нужд Управления Федеральной миграционной службы по Костромской области (далее – УФМС по КО) в 2011 году.
Установлено, что 24.03.2011 УФМС по КО разместило на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса на право оказания услуг ОСАГО и конкурсную документацию. На странице 6 конкурсной документации была представлена спецификация транспортных средств, подлежащих страхованию, с итоговыми суммами страховых премий по каждому транспортному средству. Общая сумма страховой премии по всем транспортным средствам составила 44129,88 рублей.
Согласно заявке на участие в конкурсе, поданной ООО «1СК» 22.04.2011 в 14-54 часов, им была предложена итоговая сумма страховой премии (цена контракта) в размере 43282,02 рублей.
25.03.2011 одним из претендентов на участие в конкурсе (ОАО «Страховое общество ЖАСО») был направлен заказчику запрос на разъяснение конкурсной документации, а именно: уточнить срок эксплуатации (полных лет) транспортных средств, подлежащих страхованию.
На указанный запрос 28.03.2011 УФМС по КО направило разъяснение, согласно которому заказчиком было решено внести изменения в конкурсную документацию (в «Техническое задание»):
- добавить графу «Дата приобретения автомобиля в собственность»;
- текст графы «Срок последнего страхования (срок действия страхового полиса)» заменить на «Срок первого/последнего страхования (срок действия страхового полиса)»;
- изменить значение показателей графы «Класс, зависящий от наличия страховых выплат на дату заключения последнего договора ОСАГО (полиса)».
Данное разъяснение было размещено на официальном сайте торгов. Также на официальном сайте торгов было размещено извещение о внесении изменений № 1/1/ОК-11 в извещение о проведении конкурса и в конкурсную документацию, вместе с которым размещена и уточненная спецификация транспортных средств, подлежащих страхованию. Сумма страховой премии по каждой автомашине также была указана в уточненной спецификации (Техническом задании) и не изменилась по сравнению с первоначально размещенными сведениями.
30.03.2011 ОАО «Страховое общество ЖАСО» обратилось к заказчику с письменным запросом на разъяснение конкурсной документации, а именно:
- уточнить количество аварий по вине заказчика в предыдущие периоды страхования с 2007 года по автомашине ГАЗ-2752, 2007 г.в., г/н Е437МН44;
- уточнить класс на предстоящий период страхования (2011-2012 гг.).
На указанный запрос 01.04.2011 УФМС по КО направило разъяснение, согласно которому класс указанного автомобиля на предстоящий период страхования – 4, с коэффициентом 0,95. Также были внесены изменения в Спецификацию транспортных средств, подлежащих страхованию – текст графы «Класс, зависящий от наличия страховых выплат на дату заключения последнего договора ОСАГО (полиса)» заменен на текст «Класс, зависящий от наличия страховых выплат на предстоящий период страхования (2011-2012 гг.)».
Указанные изменения в конкурсную документацию были опубликованы на официальном сайте торгов, с учетом внесения изменений в Спецификацию транспортных средств, подлежащих страхованию. При этом по автомобилю ГАЗ-2752 класс, зависящий от наличия страховых выплат на предстоящий период страхования (2011 – 2012 гг.), был изменен с «5» на «4». Несмотря на это, сумма страховой премии по данному автомобилю в Спецификации транспортных средств не изменилась (5369,88 рублей).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона  от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов  и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (пункт 6 статьи 9 Закона об ОСАГО).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 утверждены Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии (далее – Страховые тарифы).
В соответствии с частью 3 раздела 1 Страховых тарифов предусмотрено применение при расчете страховой премии коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ). При определении КБМ учитывается класс транспортного средства на начало годового срока страхования.
Так, для транспортного средства классом «4» установлен КБМ – 0,95. Для транспортного средства классом «5» установлен КБМ – 0,9.
Согласно пояснениям ООО «1СК» сумма страховой премии 43282,02 рублей была сформирована ООО «1СК», исходя из Спецификации транспортных средств, подлежащих страхованию, указанных в конкурсной документации, размещенной на официальном сайте РФ для размещения информации о заказах. После подачи заявки и вскрытия 28.04.2011 конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе, ООО «1СК» получило уведомление об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе. Отказ в допуске был обусловлен несоответствием заявки на участие в конкурсе извещению и конкурсной документации, с учетом внесенных изменений. Данные изменения были опубликованы на официальном сайте РФ для размещения информации о заказах.
Вместе с тем, филиал ООО «1СК» в г. Костроме, ознакомившись с размещенной 24.03.2011 на официальном сайте конкурсной документацией, в том числе Спецификацией транспортных средств, подлежащих страхованию, произвел расчет цены контракта (равной сумме страховых премий) в полном соответствии с требованиями федерального законодательства об утверждении страховых тарифов по ОСАГО на основании указанной в конкурсной документации информации. Со слов ООО «1СК», действующее законодательство о размещении заказов не устанавливает обязанности для участников конкурса отслеживать на официальном сайте РФ для размещения информации о заказах вносимые изменения  в извещения о проведении конкурса и в конкурсную документацию. Поэтому филиал ООО «1СК» в г. Костроме произвел расчет цены контракта, исходя из указанной первоначально информации в конкурсной документации.
Кроме того, ООО «1СК» указало, что ему как участнику размещения заказа не были направлены заказным письмом или в форме электронного документа указанные изменения в конкурсную документацию, поэтому оно произвело расчет цены контракта, исходя из информации, указанной в конкурсной документации до внесения изменений в нее.
Кроме того, как пояснило ООО «1СК», неправомерное занижение установленных законодательством страховых тарифов по ОСАГО отсутствует в связи с тем, что филиал ООО «1СК» в г. Костроме при расчете цены контракта исходил из размещенной заказчиком Спецификации транспортных средств, подлежащих страхованию. В указанной спецификации по транспортному средству – автомобиль грузовой фургон цельнометаллический ГАЗ-2752 2007 г.в. был указан класс, зависящий от наличия страховых выплат на дату заключения последнего договора ОСАГО – «5», исходя из чего, филиалом ООО «1СК» в г. Костроме был рассчитан размер страховой премии, который составил 4522 рублей.
Таким образом, ООО «1СК» при расчете суммы страховой премии по автомашине ГАЗ-2752, 2007 г.в., г/н Е437МН44 руководствовалось первоначально размещенными УФМС по КО сведениями о классе транспортного средства и произвело расчет страховой премии с применением коэффициента КБМ в размере 0,9, что соответствует классу транспортного средства на начало периода страхования «5». С учетом данного класса транспортного средства, в результате расчета ООО «1СК», произведенного в соответствии со Страховыми тарифами, итоговая сумма страховой премии по данной автомашине оказалась равной 4522,00 рублей.
Вместе с тем, поскольку в первоначально размещенных УФМС по КО сведениях в Спецификации транспортных средств по указанной автомашине итоговая сумма страховой премии (5369,88 рублей) отличалась от правильной суммы, рассчитанной в соответствии со Страховыми тарифами (4522,00 рублей), то ООО «1СК» не могло не заметить данного несоответствия.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Зная о несоответствии класса транспортного средства и суммы страховой премии по автомашине ГАЗ-2752 г/н Е437МН44, первоначально указанных заказчиком в Спецификации транспортных средств, ООО «1СК», в целях обеспечения добросовестной конкуренции при участии в торгах, имело возможность, руководствуясь частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов, направить заказчику запрос о представлении разъяснений по данному несоответствию в конкурсной документации. Тем не менее, с целью обеспечения победы в конкурсе путем снижения цены контракта, ООО «1СК» произвело расчет страховой премии по данному автомобилю, приняв за основу лишь первоначально указанные заказчиком неверные сведения о классе транспортного средства и применило соответствующий коэффициент КБМ, невзирая на несоответствие итоговой суммы страховой премии.
Как указано выше, 01.04.2011 заказчик внес изменения в конкурсную документацию и опубликовал их на официальном сайте по размещению заказов. Данные изменения касались именно класса и коэффициента КБМ транспортного средства ГАЗ-2752 г/н Е437МН44, то есть, был указан правильный класс транспортного средства – «4», КБМ – 0,95, соответственно, сумма страховой премии – 5369,88 рублей.
Поскольку сведения о внесенных в конкурсную документацию (Спецификацию транспортных средств) изменениях были с 01.04.2011 доступны для ознакомления лицами, подавшими заявки на участие в конкурсе, а ООО «1СК» подало заявку на участие в конкурсе 22.04.2011, то на момент подачи заявки оно имело возможность ознакомиться со всеми внесенными изменениями в конкурсную документацию.
В связи с тем, что заявки на участие в конкурсе подавались в запечатанных конвертах, без указания сведений об участнике размещения заказа, то УФМС по КО не имело возможности и не обязано было направлять персонально в адрес ООО «1СК» информацию о внесенных изменениях в конкурсную документацию, так как ООО «1СК» письменно с запросом о разъяснениях к заказчику не обращалось.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. При этом, перечень действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией, не является исчерпывающим.
Действия ООО «1СК» по осознанному занижению суммы страховой премии были направлены на получение преимуществ перед другими страховыми организациями, подавшими заявки на участие в конкурсе (конкурентами ООО «1СК»), поскольку цена контракта являлась одним из критериев оценки участников конкурса. Соответственно, чем ниже цена контракта (в данном случае - сумма страховой премии), тем более выгодным для заказчика является заключение государственного контракта по такой цене.
Действия ООО «1СК» противоречат законодательству Российской Федерации, а именно – Закону об ОСАГО и Постановлению Правительства РФ от 08.12.2005 № 739, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Согласно протоколу № 1/2/ОК-11 от 27.04.2011 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе ООО «1СК» не было допущено к участию в рассматриваемом конкурсе ввиду несоответствия его заявки требованиям конкурсной документации (в частности, несоответствия цены контракта сведениям, указанным в Спецификации транспортных средств).
Таким образом, поскольку ООО «1СК» не было допущено к участию в конкурсе, то его действия по неправомерному занижению суммы страховой премии не повлекли причинение убытков хозяйствующим субъектам-конкурентам ООО «1СК», оказывающим услуги по ОСАГО, подавшими заявки на участие в конкурсе. Вместе с тем, имела место возможность причинения убытков данным хозяйствующим субъектам, поскольку в случае допуска ООО «1СК» к участию в конкурсе, при равных условиях, предложенных участниками размещения заказа по иным критериям, условия ООО «1СК» по цене оказались бы более выгодными. Следовательно, действия по недобросовестной конкуренции были совершены ООО «1СК» при подаче заявки на участие в конкурсе с необоснованно заниженной суммой страховой премии.
Кроме ООО «1СК» страховая премия также была занижена и другим участником размещения заказа – ОАО «ГСК «Югория». Сумма страховой премии, предложенная ОАО «ГСК «Югория», также составила 43282,02 рублей. Вместе с тем, поскольку заявка ООО «1СК» была подана позже (22.04.2012 в 14-54 часов), чем заявка ОАО «ГСК «Югория» (25.03.2011 в 15-00 часов), то в случае допуска к участию в конкурсе ОАО «ГСК «Югория» и ООО «1СК», при одинаковом количестве баллов всех участников размещения заказа по иным критериям (кроме цены контракта), а также в случае отказа ОАО «ГСК «Югория» от подписания государственного контракта, ООО «1СК» получило бы преимущество при подведении итогов конкурса и государственный контракт был бы заключен именно с ним.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «1СК» части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, что выразилось в совершении действий по недобросовестной конкуренции путем подачи заявки с неправомерно заниженной суммой страховой премии на участие в открытом конкурсе на право оказания услуг ОСАГО для нужд УФМС по КО в 2011 году, которые могли привести к причинению убытков конкурентам ООО «1СК», подавшим заявки на участие в данном конкурсе, в виде упущенной выгоды вследствие не заключения государственного контракта.
Поскольку ООО «1СК» не было допущено к участию в конкурсе, то есть, отсутствуют негативные последствия от совершенного им нарушения, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:
1. Признать нарушение со стороны ООО «1СК» части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, что выразилось в совершении действий по недобросовестной конкуренции путем подачи заявки с неправомерно заниженной суммой страховой премии на участие в открытом конкурсе на право оказания услуг ОСАГО для нужд УФМС по КО в 2011 году, которые могли привести к причинению убытков конкурентам ООО «1СК», подавшим заявки на участие в данном конкурсе, в виде упущенной выгоды вследствие не заключения государственного контракта.
2. В связи с отсутствием негативных последствий для конкуренции от действий ООО «1СК», предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Председатель Комиссии        О.В. Ревельцев
       
Члены Комиссии:         Т.М. Магомеднабиев

                       Е.В. Торопова
       
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны