Решение №ОР/2310/22 Решение № 044/07/3-580/2022 от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 044/07/3-580/2022

г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена - 15 декабря 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено - 20 декабря 2022 года

 

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

 

при ведении аудиозаписи заседания, при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" (далее – Заказчик; ООО "ЭкоТехноМенеджмент"; ООО «ЭТМ») в лице Астафьева И.П. (по доверенности), Иутинского А.М. (по доверенности), Кокуриной А.А. (по доверенности);

общества с ограниченной ответственностью "Гермес-Транс" (далее - Заявитель; ООО "Гермес-Транс") в лице Кобеца К.А. (по доверенности),

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки № 32211821082 «Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (лот № 12 ... )», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области 28.11.2022 поступила жалоба ООО "Гермес-Транс" на действия ООО «ЭТМ» при проведении аукциона в электронной форме (реестровый номер извещения: 32211821082).

В силу статьи 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ (часть 4 статьи 24.6 Закона об отходах).

В силу требований части 3 статьи 24.8 Закона об отходах, в случаях, установленных пунктом 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1133 от 03.11.2016 г. (далее - Правила № 1133), региональный оператор формирует цены на услуги по транспортированию ТКО по результатам торгов, проводимым в порядке, определенным Правилами:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.

Так, согласно пункту 4 Правил № 1133, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Вместе с тем, согласно подпункту "и" пункта 5 Правил № 1133, при проведении указанных аукционов Закон о контрактной системе не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением контроля таких закупок (торгов).

В этой связи, действия регионального оператора при проведении таких торгов не могут быть обжалованы в порядке, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе.

Таким образом, учитывая совокупность вышеприведенных норм, обжалуемая Заявителем закупочная процедура относится к торгам, обязательным в силу законодательства Российской Федерации, следовательно, жалоба на действия (бездействие) Заказчика при осуществлении торгов данной категории подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, как жалоба на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Костромским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 3 Закона о закупках, частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и принята к рассмотрению по существу.

В соответствии с частями 11, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Костромским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № МИ/2108/22 от 01.12.2022 г.) о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Заявителем в поступившей жалобе обозначены следующие доводы:

  1. Отсутствуют в извещении об осуществлении закупки сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;

  2. В проекте договора, являющего частью извещения о проведении аукциона, не указан состав транспортируемых твердых коммунальных отходов;

  3. В извещении об осуществлении закупки отсутствуют сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии);

  4. В проекте договора, являющего частью извещения о проведении аукциона, не указаны места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

  5. В извещении об осуществлении закупки отсутствует информация о применяемом способе коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании.

  6. В проекте договора, являющего частью извещения о проведении аукциона, не указана цена транспортирования одной единицы (куб. м. и (или) тонны) твердых коммунальных отходов.

  7. В извещении об осуществлении закупки отсутствуют предусмотренные подпунктом «3» п.12 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133, сведения о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания, энергетической утилизации и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке.

Заявителем представлены в материалы дела дополнительные пояснения по доводам жалобы.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и считает их необоснованными в полном объеме. В материалы дела представлены возражения на жалобу, а также дополнения к возражениям.

Согласно возражениям Заказчика:

  1. довод ООО «Гермес-Транс» об отсутствие сведений о количестве (объёме или массе) твёрдых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учётом сезонной составляющей Заказчик считает необоснованным, так как сведения о количестве (объёме или массе) твёрдых коммунальных отходов в зоне деятельности ООО «ЭТМ» с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учётом сезонной составляющей содержатся Извещении от 03.11.2022 г. в качестве ссылки на официальные документы, размещенные в открытом доступе (Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Костромской области, утверждённая приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29.04.2020 г. №141) что следует из Технического задания (Приложение №2 к Извещению от 03.11.2022), проекта приложения №1 к проекту договора;

  2. довод ООО «Гермес-Транс» об отсутствии разбивки количества твёрдых коммунальных отходов по классам опасности также является необоснованным, так как в целях заключения и исполнения договора по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, сбор и транспортирование твёрдых коммунальных отходов производится совместно, без разбивки по классам опасности (допускается транспортировка в одном специальном транспортном средстве различных по классам опасности IV и V классов отходов, которые в дальнейшем подлежат доставке на автоматизированный мусоросортировочный комплекс для обезвреживания и сортировки);

  3. довод ООО «Гермес-Транс» об отсутствии состава транспортируемых отходов Заказчик считает необоснованным, так как в п. 1.13 Извещения от 03.11.2022 определены требования к участнику закупки исходя из наличия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с разрешёнными видами деятельности - транспортирование отходов IV класса опасности (твердые коммунальные отходы), указаны виды отходов IV класса опасности. Также состав транспортируемых твердых коммунальных отходов следует и из Технического задания (Приложение №2 к Извещению от 03.11.2022);

  4. довод жалобы на отсутствие сведений об источниках образования твёрдых коммунальных отходов и мест накопления, в т.ч. о контейнерных площадках, Заказчик считает необоснованным, так как сведения об источниках образования твёрдых коммунальных отходов и мест накопления приведены в техническом задании путём указания адресных пунктов (элементов уличной сети) и ссылкой на официальные документы, размещенные в открытом доступе (Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Костромской области, утверждённая приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29.04.2020 г. №141) что следует из Технического задания (Приложение №2 к Извещению от 03.11.2022), проекта приложения №1 к проекту договора.

  5. довод жалобы на отсутствие сведений о местах накопления твёрдых коммунальных отходов, местах приёма и передачи твёрдых коммунальных отходов, маршруте является необоснованным. Как следует из раздела IV «Места накопления отходов» Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами. Костромской области (утв. приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29.04.2020 г. №141) данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту Костромской области) определены в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО отражены в электронной модели территориальной схемы, которая размещена в сети Интернет (http://tko.kostroma.gov.ru/scheme?type=2). Таким образом, места накопления отходов, места их приёма подлежат определению согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами. Костромской области и электронной модели территориальной схемы. ООО «ЭТМ» при размещении Извещения от 03.11.2022 г. определил, что транспортированию подлежат все твёрдые коммунальные отходы, размещаемые источникообразователями в границах, определённых договором в местах, определяемых актуальной (в дату сбору твёрдых коммунальных отходов) электронной моделью территориальной схемы;

  6. довод жалобы на отсутствие информации о применяемом способе коммерческого учёта объёма или массы отходов при их транспортировке Заказчик считает необоснованным, так как в Техническом задании (Приложение №2 к Извещению от 03.11.2022), пункте 3.15 проекта договора содержится указание, что коммерческий учёт объёма иди массы отходов осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2022 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учёта и (массы) твёрдых коммунальных отходов».

  7. довод жалобы на отсутствии указания в проекте договора цены транспортирования 1 единицы твёрдых коммунальных отходов является необоснованным. Цена транспортирования 1 единицы твёрдых коммунальных отходов подлежит определению на основании торгов, проводимых в форме электронного аукциона расчётным путём деления окончательного ценового предложения, предложенного победителем торгов на планируемый объём (массу) отходов;

  8. довод жалобы об отсутствии сведений о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов Заказчик считает необоснованным, так как ООО «ЭТМ» самостоятельно не имеет возможности определить и указать прогнозное расстояние транспортирования твердых коммунальных отходов, т.к. действующее законодательство, подзаконные акты Российской Федерации и Костромской области не содержат понятие прогнозного расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов, а методики расчёта прогнозного расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов отсутствуют.

Комиссия Костромского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 03.11.2022 г. на официальном сайте в сети «Интернет» в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о закупке (Реестровый номер извещения - 32211821082) на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (лот № 12 Оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Кострома Костромской области, включающей следующие улицы: Боровая, Запрудня ул., Водяная ул., Водяной 1-й пер., Водяной 2-й пер., Водяной 3-й пер., Водяной 4-й пер., Водяной 5-й пер., Водяной 6-й пер., Водяной 7-й пер., Водяной 8-й пер., Водяной 9-й пер., Речной просп., Речной пр., Речной 1-й пр., Речной 2-й пр., Речной 3-й пр., Речной 4-й пр., Речной 5-й пр., Речной 6-й пр., Речной 7-й пр., Славянская ул., Солоница ул., Сплавщиков ул., Судостроителей пр., Судостроительная ул., Физкультурная ул., Целинная ул., Целинный 1-й пр., Целинный 2-й пр., Линейная ул., Линейный пр., Панинская ул., Кедрова ул., Бляхина ул., Винокуровой ул. Растопчина ул., Волжский пос. Квартал 1, Волжский пос. Квартал 2, Волжский пос. Квартал 3, Волжский пос. Квартал 4, Волжский пос. Квартал 5, Волжский пос. Квартал 6, Волжский пос. Квартал 7, Волжский пос. Квартал 8, Волжский пос. Квартал 9, Волжский пос. Квартал 10, Волжский пос. Квартал 12, Волжский пос. Квартал 14, Волжский пос. Квартал 15, Волжский пос. Квартал 16, Героев ул., Антроповский пр., Апраксинский пр., Волгореченский пр. Кологривский пр., Вохомский пр., Судайский пр., Судиславский пр., Сусанинский пр., Островский пр., Нейский пр., Нерехтский пр., Межевской пр., Мантуровский пр., Макарьевский пр. Шарьинская ул., Журавлиный-7-й пр., м/н Любавино).

Дата и время окончания подачи заявок - 22.11.2022 года в 07:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене договора либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 28 ноября 2022 года.

Дата подведения итогов определения поставщика - 30.11.2022 г.

Начальная (максимальная) цена договора - 14 530 749.27 рублей.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Положениями постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительством Российской Федерации утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Типовой договор).

Правила обращения с ТКО устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 23 Правил обращения с ТКО в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги (пункт 24 Правил обращения с ТКО).

В соответствии с пунктом 25 Правил обращения с ТКО определено, что существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;

е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

з) права и обязанности сторон по договору;

и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов;

к) ответственность сторон;

л) цена транспортирования одной единицы (куб. м. и (или) тонны) твердых коммунальных отходов.

Приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29.04.2020 г. № 141, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», Законом Костромской области от 18 мая 2015 года № 678-5-ЗКО «О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в области обращения с отходами производства и потребления», постановлением администрации Костромской области от 15 января 2016 года № 8-а «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Костромской области в области обращения с отходами производства и потребления» утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления Костромской области.

В силу законодательства Российской Федерации региональный оператор и оператор по вывозу ТКО обязаны руководствоваться схемой обращения с отходами.

Положениями постановления Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее – Постановление № 1133) в соответствии с частью 3 статьи 24.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительством Российской Федерации утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее - Правила проведения торгов), а также установлено, что торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, с 1 января 2018 г. проходят в электронной форме.

Согласно пункту 1 Правил проведения торгов, настоящие Правила устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

В силу пункта 12 Правил проведения торгов извещение о проведении аукциона наряду с информацией, указанной в частях 1 и 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержит электронные документы, в которые включается следующая информация:

а) сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов;

б) сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;

в) сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии);

г) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании;

д) сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов;

е) порядок контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляемого региональным оператором;

ж) срок, на который заключается договор. При этом указанный срок не может превышать срок, на который организатору аукциона присвоен статус регионального оператора;

з) сведения о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания, энергетической утилизации и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке.

По первому доводу жалобы об отсутствии в извещении о закупке сведений о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей, Комиссией Костромского УФАС России установлено следующее.

Заказчик (ООО «ЭТМ») в своих возражениях указывает о наличии сведений о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Костромской области (далее – Территориальная схема), утверждённой приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29.04.2020 г. № 141, ссылка на которую присутствует в Техническом задании (Приложение №2 к Извещению от 03.11.2022) и проекте приложения №1 к проекту договора.

Приложением № 2 к извещению об аукционе в электронной форме «Описание объекта закупки» определено описание границы территории (лота) в пределах зоны деятельности Регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Лот № 12 Оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Кострома Костромской области, включающей следующие улицы: Боровая, Запрудня ул., Водяная ул., Водяной 1-й пер., Водяной 2-й пер., Водяной 3-й пер., Водяной 4-й пер., Водяной 5-й пер., Водяной 6-й пер., Водяной 7-й пер., Водяной 8-й пер., Водяной 9-й пер., Речной просп., Речной пр., Речной 1-й пр., Речной 2-й пр., Речной 3-й пр., Речной 4-й пр., Речной 5-й пр., Речной 6-й пр., Речной 7-й пр., Славянская ул., Солоница ул., Сплавщиков ул., Судостроителей пр., Судостроительная ул., Физкультурная ул., Целинная ул., Целинный 1-й пр., Целинный 2-й пр., Линейная ул., Линейный пр., Панинская ул., Кедрова ул., Бляхина ул., Винокуровой ул. Растопчина ул., Волжский пос. Квартал 1, Волжский пос. Квартал 2, Волжский пос. Квартал 3, Волжский пос. Квартал 4, Волжский пос. Квартал 5, Волжский пос. Квартал 6, Волжский пос. Квартал 7, Волжский пос. Квартал 8, Волжский пос. Квартал 9, Волжский пос. Квартал 10, Волжский пос. Квартал 12, Волжский пос. Квартал 14, Волжский пос. Квартал 15, Волжский пос. Квартал 16, Героев ул., Антроповский пр., Апраксинский пр., Волгореченский пр. Кологривский пр., Вохомский пр., Судайский пр., Судиславский пр., Сусанинский пр., Островский пр., Нейский пр., Нерехтский пр., Межевской пр., Мантуровский пр., Макарьевский пр. Шарьинская ул., Журавлиный-7-й пр., м/н Любавино.

Согласно извещения о закупке также установлено:

  • Наименование вида отходов - ТКО и приравненные к ним

  • Распределение отходов по классам опасности с учетом сезонной составляющей - в соответствии с территориальной схемой (в указанном пункте имеется следующая пометка: "Класс опасности ТКО применяется в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242");

  • Планируемый объем ТКО на 12 мес., м3 / т с учетом сезонной составляющей - 51 589.68 м3, 6 852.33 т* (в указанном пункте имеется следующая пометка: "Тоннаж указан справочно для сверки расчетов между Региональным оператором и Операторами").

Ознакомившись с Территориальной схемой обращения с отходами, размещенной в сети Интернет (http://tko.kostroma.gov.ru/scheme?type=2) Комиссией установлено, что вышеуказанная Территориальная схема не содержит сведений о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей.

Раздел 2 «Количество образующихся отходов» Электронной схемы обращения с отходами, на которую ссылается в своих возражениях ООО «ЭТМ» (исх. № 01-ш/и-3907 от 09.12.2022 года) указывает на количество образовавшихся отходов за 2020 год по видам отходов согласно форм федерального статистического наблюдения 2-ТП на всей территории Костромской области и не указывает конкретно на зону определенную лотом № 12.

Следовательно, сведений о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей извещение о закупке не содержит, что нарушает пункт 12 Правил проведения торгов, утвержденных Постановлением № 1133. Довод Заявителя обоснован.

В противоречие со статьей 7 Закона о контрактной системе сведений об объективных причинах невозможности указания вышеуказанных сведений извещение о закупке не содержит.

 

По второму доводу жалобы об отсутствии в проекте договора состава транспортируемых твердых коммунальных отходов Комиссией Костромского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с подпунктом «б» пунктом 25 Правил обращения с ТКО определено, что существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов.

Заказчик в своих возражениях указывает о том, что пунктом 1.13 извещения о закупке определены требования к участнику закупки исходя из наличия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с разрешёнными видами деятельности - транспортирование отходов IV класса опасности (твердые коммунальные отходы), указаны виды отходов IV класса опасности. Также, состав транспортируемых твердых коммунальных отходов следует и из Технического задания (Приложение №2 к Извещению от 03.11.2022).

Пунктом 1.3 Проекта договора, являющегося Приложением № 4 к извещению об аукционе в электронной форме, установлено, что планируемый объем образования твердых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг Оператора и состав таких отходов установлен Приложением № 1 к настоящему договору.

Приложением 1 к договору указано на наличие сведений о планируемом объеме образования твердых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг и составе таких отходов. Указанные сведения, соответствуют сведениям приведенным в Техническом задании к закупке, обозначены в виде таблицы с графами указывающими на:

  • Населенный пункт, МО (установлен городской округ город Кострома Костромской области, включающий улицы обозначенные в лоте № 12);

  • Наименование вида отходов: ТКО и приравненные к ним (в указанной графе имеется следующая пометка: "Вид ТКО отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами");

  • Распределение отходов по классам опасности с учетом сезонной составляющей: в соответствии с территориальной схемой (в указанной графе имеется следующая пометка: "Класс опасности ТКО применяется в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242");

  • Планируемый объем ТКО на 12 мес., м3 / т с учетом сезонной составляющей - 51 589.68 м3, 6 852.33 т* (в указанном пункте имеется следующая пометка: "Тоннаж указан справочно для сверки расчетов между Региональным оператором и Операторами").

Иных положений, указывающих на наличие сведений о составе транспортируемых твердых коммунальных отходов, проект договора не содержит.

Территориальная схема обращения с отходами, размещенная в сети Интернет (http://tko.kostroma.gov.ru/scheme?type=2) не содержит сведений о составе транспортируемых твердых коммунальных отходов в пределах улиц обозначенных в лотом № 12.

Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу о том, что положения проекта договора не содержат сведений о составе транспортируемых твердых коммунальных отходов. Довод Заявителя обоснован.

 

По третьему доводу жалобы об отсутствии в извещении о закупке сведений об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов Комиссией Костромского УФАС России установлено следующее.

Заказчик в своих возражениях указывает о том, что сведения об источниках образования твёрдых коммунальных отходов и мест накопления приведены в техническом задании путём указания адресных пунктов (элементов уличной сети) и ссылкой на официальные документы, размещенные в открытом доступе (Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Костромской области, утверждённая приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29.04.2020 г. №141) что следует из Технического задания (Приложение №2 к Извещению от 03.11.2022), проекта приложения №1 к проекту договора.

В соответствии с Приложением № 2 к извещению об аукционе в электронной форме «Описание объекта закупки» установлены сведения о местах накопления твердых коммунальных отходов, в т.ч. крупногабаритных отходов, в пределах границ территории (лота). Сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов:

«В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления Костромской области (по зоне деятельности регионального оператора № 1, определенной границами городской округ город Кострома Костромской области), утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области № 141 от 29 апреля 2020 года.».

Пунктом 1.3 Проекта договора (Приложение № 4 к извещению об аукционе в электронной форме) определено, что перечень мест накопления твердых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг Оператора установлен Приложением № 2 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 5.1.2. Проекта договора (Приложение № 4 к извещению об аукционе в электронной форме) установлено, что информации об источнике образования и местах складирования твердых коммунальных отходов потребителями (в том числе: наименование потребителя, количество, типы контейнеров, объемы контейнеров (при наличии) указана в графике вывоза твердых коммунальных отходов, приведенном в программном обеспечении «Модуль Логист». Доступ к средствам программного обеспечения «Модуль Логист» оператору (победителю закупки) предоставляет Региональный оператор (ООО «ЭТМ»).

Ознакомившись с Территориальной схемой обращения с отходами, размещенной в сети Интернет (http://tko.kostroma.gov.ru/scheme?type=2) Комиссия установила наличие на Территориальной схеме сведений об адресах расположения мест накопления твердых коммунальных отходов, а также об источниках их образования (схематически изображены контейнеры с адресами их расположения и указатели на дома, отнесенные к указанным контейнерам с обозначением источника образования ТКО, его расположения по ширине и долготе).

Оснований считать, что сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют в Территориальной схеме обращения с отходами у Комиссии Костромского УФАС России не имеется.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в извещении о закупке сведений об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов не нашел подтверждения. Довод Заявителя не обоснован.

 

По четвертому доводу жалобы об отсутствии в проекте договора, являющего частью извещения о закупке, указания о местах приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрута в соответствии со схемой обращения с отходами, Комиссией Костромского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с подпунктом «г» пунктом 25 Правил обращения с ТКО определено, что существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.

Заказчик в своих возражениях указывает о том, что сведения о местах приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршруте в соответствии со схемой обращения с отходами определены в извещении о закупке согласно Территориальной схеме обращения с отходами и электронной модели территориальной схемы.

Пунктом 1.3 Проекта договора (Приложение № 4 к извещению об аукционе в электронной форме) установлено, что перечень мест приема и передачи твердых коммунальных отходов определен в Приложении № 3 к настоящему договору.

В соответствии с Приложении № 3 к договору определено, что сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению ТКО применяются в соответствии с Территориальной схемой в округе.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Костромской области утверждена приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29.04.2020 г. № 141.

В силу законодательства Российской Федерации региональный оператор и оператор по вывозу ТКО обязаны руководствоваться схемой обращения с отходами.

Ознакомившись с Территориальной схемой обращения с отходами, размещенной в сети Интернет (http://tko.kostroma.gov.ru/scheme?type=2) Комиссия установила наличие на Территориальной схеме сведений о местах приема и передачи твердых коммунальных отходов.

Маршрут, в соответствии с подпунктом «г» пунктом 25 Правил обращения с ТКО, обязан быть установлен в договоре в соответствии со схемой обращения с отходами. Ссылка на Территориальную схему обращения с отходами в проекте договора имеется.

Указанные сведения изображены схематически, в том числе от любого места накопления (бак с указанием адреса расположения) показана прямая линия до места обезвреживания и обработки ТКО.

Таким образом, довод жалобы об отсутствии в проекте договора, являющего частью извещения о закупке, указания о местах приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрута в соответствии со схемой обращения с отходами, не нашел подтверждения. Довод не обоснован.

 

По пятому доводу жалобы об отсутствии в извещении о закупке сведений о применяемом способе коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании, Комиссией Костромского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с подпунктом «е» пунктом 25 Правил обращения с ТКО определено, что существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов.

Подпунктом "г" пункта 12 Правил проведения торгов обозначено, что извещение о проведении аукциона наряду с информацией, указанной в частях 1 и 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержит электронные документы, в которые включается информация о применяемом способе коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании.

При рассмотрении жалобы представитель Заказчика указал, что положениями извещения о закупке и проектом договора определена возможность выбора победителем закупки любого из 3 способов коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов, которые установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета и (или) массы твердых коммунальных отходов».

Вместе с тем, Комиссия установила, что:

  • Техническим заданием (Приложение № 2 к извещению об аукционе в электронной форме) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании определен в формулировке: "Коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета и (или) массы твердых коммунальных отходов»".

  • Пунктом 3.15. Проекта договора (Приложение № 4 к извещению об аукционе в электронной форме) установлено, что стороны производят коммерческий учет объема твердых коммунальных отходов расчетным путем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».

Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Постановление № 505) применяется к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 Постановления).

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 505 В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 5 Правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

  • нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

  • количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Следовательно, исходя из положений проекта договора Заказчиком установлено 2 способа коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании.

Комиссией Костромского УФАС России пришла к выводу, что в извещении о закупке не установлен конкретный способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании.

Таким образом, Заказчиком нарушены положения определенные подпунктом "г" пункта 12 Правил проведения торгов. Довод Заявителя обоснован.

 

По шестому доводу жалобы об отсутствии в проекте договора, являющего частью извещения о закупке, указания на цену транспортирования одной единицы (куб. м. и (или) тонны) твердых коммунальных отходов, Комиссией Костромского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 25 Правил обращения с ТКО определено, что существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является цена транспортирования одной единицы (куб. м. и (или) тонны) твердых коммунальных отходов.

Заказчик в своих возражениях указывает о том, что цена транспортирования 1 единицы твёрдых коммунальных отходов подлежит определению на основании торгов, проводимых в форме электронного аукциона расчётным путём деления окончательного ценового предложения, предложенного победителем торгов на планируемый объём (массу) отходов. По окончании электронного аукциона, победитель закупки посредством подписания электронно-цифровой подписью электронной карточки договора согласовывает общую стоимость оказываемой им услуги, единицу измерения и цену за единицу измерения.

Комиссия Костромского УФАС России установила, что проект договора (Приложение № 4 к извещению об аукционе в электронной форме) предусматривает установление, при заключении договора по результатам проведенной закупки, информации об общей цене договора (пункт 3.1 проекта договора).

Проект договора не содержит указания на то, что цена транспортирования одной единицы (куб. м. и (или) тонны) твердых коммунальных отходов будет установлена в договоре, который будет заключен по итогам проведенной закупки. В соответствии с представленными в материалы дела сведениями, торги по закупке (реестровый номер извещения: 32211821082) осуществляются за цену договора.

Сведений об указании цены транспортирования одной единицы (куб. м. и (или) тонны) твердых коммунальных отходов Проект договора не содержит.

Таким образом, Заказчиком нарушены положения подпункта «л» пункта 25 Правил обращения с ТКО. Довод Заявителя обоснован.

 

По седьмому доводу жалобы об отсутствии в извещении о закупке сведений о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания, энергетической утилизации и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке, Комиссией Костромского УФАС России установлено следующее.

Заказчик в своих возражениях указывает о том, что ООО «ЭТМ» самостоятельно не имеет возможности определить и указать прогнозное расстояние транспортирования твердых коммунальных отходов, т.к. действующее законодательство, подзаконные акты Российской Федерации и Костромской области не содержат понятие прогнозного расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов, а методики расчёта прогнозного расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов отсутствуют.

В связи с тем, что вышеуказанные сведения, согласно пункту 12 Правил проведения торгов, указываются в извещении о закупке в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, извещение о закупке содержит информацию о транспортировании твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, Комиссия Костромского УФАС России нарушения Заказчика по рассматриваемому доводу не усматривает. Доказательств обратного Заявителем не представлено, в связи с чем довод не обоснован.

Действия Заказчика нарушающие положения пункта 12 Правил проведения торгов, пункта 25 Правил обращения с ТКО содержат признаки состава административного правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать обоснованной жалобу ООО "Гермес-Транс" на действия ООО "ЭкоТехноМенеджмент" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (лот № 12 ...) (реестровый номер извещения в ЕИС - 32211821082).

  2. Выдать ООО "ЭкоТехноМенеджмент" предписание об устранении нарушений.

  3. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц Заказчика к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Костромской области в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны