Решение б/н Решение по делу № 07-37/1038 от 24 апреля 2012 года от 8 августа 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 24.04.2012 г.      
Дата изготовления решения: 10.05.2012 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии — <…>, заместитель руководителя управления — начальник отдела,
члены Комиссии: <…> - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы; <…>- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела №ВД 07-37/1038, возбужденного по признакам нарушения Кредитным потребительским кооперативом граждан «Касса взаимопомощи» (г. Кострома, пр-т Мира, д. 71, оф. 24) требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
 <…>, действующей на основании доверенности №б/н от 23.04.2012,
УСТАНОВИЛА:

 

  В ходе рассмотрения заявления  Соловьевой Е.А. от 02.02.2012 г. с претензией к рекламе ряда финансовых компаний установлено следующее.
В газете «Костромская ярмарка» №37 (472) от 23 сентября 2011 г. на стр. №1 размещен рекламный модуль текстового содержания «ЗАЙМ * до 7500 руб. за 20 мин.* сроком до 1 месяца * без залога и поручителей * оформление и выдача на месте * КПКГ «Касса взаимопомощи» * т. 8-953-669-50-50, м/р Давыдовский-3, ул. Жилая, 18 * т. 64-87-52, пр-т Мира, 71 (напр. М-на «Богатырь») с 9 до 18 час. * т. 64-86-44 ул. Советская, 69 (2-й эт.)».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) рассматриваемый модуль является рекламой.
В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» кредитный потребительский кооператив является финансовой организацией.  
Следовательно, реклама указанной деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что Кредитный потребительский кооператив «Касса взаимопомощи» предоставляет гражданам займы без залога и поручителей до 7500 руб. за 20 мин. сроком до 1 месяца без вступления в кооператив  и без уплаты обязательного паевого взноса.
Однако, 
Положения Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О кредитной кооперации» устанавливают:
 кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:
1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;
2) размещения указанных в п. 1 денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей (ч. 1 ст. 3);
 кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками) (п. 1 ч. 1 ст. 6);
 членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Такая запись в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива (ч. 3 ст. 11).
Таким образом, Кредитный потребительский кооператив граждан «Касса взаимопомощи» может удовлетворять потребности только членов кооператива — пайщиков в финансовой взаимопомощи путем выдачи займов на определенных условиях.
На основании вышеизложенного, рекламодатель при размещении рекламы не указал часть существенной информации о рекламируемой услуге (воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут членами кооператива либо лица, уже фактически являющиеся таковыми), что приводит к искажению смысла информации, тем самым в его действиях усматриваются признаки нарушения требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Также, рассматриваемая реклама содержит только часть условий ее оказания (максимальная сумма займа - до 7500 рублей, максимальный срок займа – до 1 месяца), влияющих на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой лица.
Иные условия оказания соответствующей финансовой услуги (процентная ставка, порядок уплаты взносов и другие) в рекламе не указаны.
Согласно  ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При этом реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе).
Поскольку распространенная кредитным потребительским кооперативом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях займа не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
Указание в рассматриваемой рекламе максимальной сумму займа, максимального срока займа само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой финансовой услуге, получить достаточные сведения о фактических расходах, которые он понесет, воспользовавшись данной услугой, в связи, с чем способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, которую нужно возвратить, воспользовавшись рекламируемой услугой.
Выслушав объяснения, представленные директором КПКГ «Касса взаимопомощи» <…> в ходе рассмотрения дела, рассмотрев материалы дела, Комиссией установлено:
− Кредитный потребительский кооператив граждан «Касса взаимопомощи» (далее - Кооператив) зарегистрирован в качестве юридического лица 12.03.2010 г. за основным государственным регистрационным номером 1104401001440 Инспекцией ФНС по г. Костроме;
− директором Кооператива является <…> (протокол №1 общего собрания учредителей Кредитного потребительского кооператива граждан «Касса взаимопомощи» от 04.03.2010 г.);
− Кооператив предоставляет займы только своим членам (п. 1.4 раздела 1 Положения о порядке предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам), утвержденного общим собранием членов КПКГ «Касса взаимопомощи» от 12.03.2010 г.) на основании договора займа;
− Кооператив рассматриваемую рекламу размещал;
− рекламой Кооператива непосредственно занимается директор Кооператива <…>;
− макет газете предоставлен Кооперативом;
− претензий к газете по текстовому содержанию рекламного макета Кооперативом не предъявлялось;
− оказанные газетой в сентябре 2011 года услуги директор Кооператива <…> принял без претензий по объему, качеству и срокам, о чем свидетельствует копия акта выполненных работ №010272 от 30.09.2011 г.;
− оказанные газетой в сентябре 2011 года услуги Кооперативом оплачены, о чем свидетельствует копия квитанции к приходному кассовому ордеру №3321 от 30.08.11 г.;
− рекламный модуль Кооператива приведен в соответствие с требованиями, установленными Законом о рекламе.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
На основании вышеизложенного, рекламодателем — КПКГ «Касса взаимопомощи» в лице директора Кооператива <…> нарушено законодательство о рекламе, а именно  ч. 7 ст.  5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу КПКГ «Касса взаимопомощи» текстового содержания «ЗАЙМ * до 7500 руб. за 20 мин.* сроком до 1 месяца * без залога и поручителей * оформление и выдача на месте * КПКГ «Касса взаимопомощи» * т. 8-953-669-50-50, м/р Давыдовский-3, ул. Жилая, 18 * т. 64-87-52, пр-т Мира, 71 (напр. М-на «Богатырь») с 9 до 18 час. * т. 64-86-44 ул. Советская, 69 (2-й эт.)», размещенную на стр. №1 периодического печатного издания «Костромской край» №37 (472) от 23 сентября 2011 г., поскольку  нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Заместитель председателя Комиссии             <…>

 

Члены Комиссии                <…>
         
                   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны