Решение б/н Решение и предписание по делу № 04-20/1130 от 18 июля 2013 г... от 8 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №04-20/1130 о нарушении антимонопольного законодательства

    г. Кострома
(место вынесения)
Резолютивная часть решения оглашена  18 июля 2013 г.                                                                             
В полном объеме решение изготовлено 01 августа 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – комиссия, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;
члены комиссии:
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
от заявителя – не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения настоящего дела;
от ответчика – администрации городского поселения г. Нерехта, начальник правового отдела администрации (доверенность от 01.04.2013 г. №04/2013;
от ответчика – Совета депутатов городского поселения г. Нерехта, не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения настоящего дела;
от заинтересованного лица – МУП «Дом быта» - не явился;
рассмотрев дело № 04-20/1130 по признакам нарушения администрацией муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (157800, Костромская область, Нерехтский район, г. Нерехта, ул. Нерехтская, д.1)(далее по тексту – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Поводом к возбуждению настоящего дела послужило заявление индивидуального предпринимателя, содержащего сведения о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства.
Согласно заявления и приложенных к нему документов установлено, что  администрацией городского поселения г. Нерехта письмом от 18.01.2013 года исх. № №71 от 18.01.2013 года в адрес ИП было направлено уведомление, что начиная с 23.01.2013 года все работы, связанные с копкой могил на территории гражданского кладбища, расположенного в районе с. Федоровское, будут производиться работниками администрации кладбища. Указанное уведомление также содержит информацию, что начиная с 23.01.2013 года взимание с населения платы за копку могилы  в составе комплекса предоставляемых ритуальных услуг будет незаконна.
Также администрацией в газете «Нерехтская правда» от 18.01.2013 г. №7-8 (15064) опубликована информация, что начиная с 23.01.2013 года все работы, связанные с копкой могил на территории гражданского кладбища, расположенного в районе д. Федоровское будут производиться работниками администрации кладбища. Никакие другие  хозяйствующие субъекты – организации, индивидуальные предприниматели не могут осуществлять на территории указанного кладбища деятельность по копке могил.
Данные обстоятельства были рассмотрены антимонопольным органом на предмет соответствия рассматриваемых действий Администрации  требованиям Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения заявления ИП Костромским УФАС России в действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении запрета хозяйствующим субъектам, которые предоставляют ритуальные услуги населению городского поселения г. Нерехта на производство копки могил на территориях гражданского кладбища, расположенного в районе д. Федоровское.
На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела заявитель пояснил, что действия администрации по установлению запрета осуществления копки могил на территории гражданского кладбища лишили его возможности оказывать весь комплекс услуг по захоронению, что приводит к устранению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг и монополизации указанного рынка, что является нарушением положений Закона о защите конкуренции. Также ИП сообщил, что в рамках предоставленных Администрацией МУП «Дом быта» полномочий последний препятствует иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по погребению на территории городского поселения г. Нерехта оказывать услуги по рытью могил на кладбищах, в то же время ИП Московкин С.В. имеет возможность оказывать данную услугу по более низкой цене, чем цена МУП «Дом быта». ИП Московкин С.В, иные хозяйствующие субъекты, частные лица (граждане) вынуждены оплачивать выдаваемые Администрацией квитанции на копку могилы с реквизитами МУП «Дом быта».
В ходе заседания комиссии представитель Администрации, не соглашаясь с фактом совершения вменяемого правонарушения, обратила внимание комиссии на следующее: оспариваемые действия Администрация осуществляла исключительно воисполнение решения Совета Депутатов городского поселения от 26.07.2012 г. №135 «Об утверждении положения об организации похоронного дела и содержания мест захоронения на территории городского поселения г. Нерехта», в котором регламентированы нормы, согласно которых осуществление содержания кладбища, в том числе своевременная подготовка могил осуществляется администрацией кладбища в установленном порядке (то есть посредством проведения процедуры торгов). 19.12.2012 года главой Администрации было принято распоряжение №260-р «О проведении открытого аукциона в электронной форме», предметом которого выступает выполнение работ по содержанию и благоустройству территории кладбищ городского поселения г. Нерехта в 2013 году. По итогам проведения аукциона Администрацией с победителем – МУП «Дом быта» заключен муниципальный контракт №0141300022212000011-0117392-01 от 22.01.2013 года. В соответствии с пунктом 3.2.16 заключенного контракта подрядчик (МУП «Дом быта») обязан сформировать администрацию кладбища и наделить соответствующих лиц организационно – распорядительными и административно – хозяйственными функциями. В виду того, что победителем проводимого Администрацией открытого аукциона в электронной форме на право заключения  муниципального контракта на выполнение работ по содержанию и благоустройству территории кладбищ г. Нерехта в 2013 году выступил МУП «Дом быта», соответственно в соответствии с решением Собрания депутатов на него и возлагалась обязанность, в том числе по осуществлению копки могил.
  В виду открывшихся обстоятельств, по результатам обсуждений, Комиссия установила необходимость привлечения в дело в качестве второго ответчика Совет депутатов городского поселения г. Нерехта муниципального района Нерехта и Нерехтский район Костромской области, в связи, с чем последний, определением Управления от 05.04.2013 года исх. №740/04 привлечен в дело в качестве второго ответчика.
В письменных пояснениях по существу дела (исх. №17 от 25.04.2013 г.) Советом депутатов сообщалось, что основаниям для принятия Положения об организации похоронного дела и содержания мест захоронения на территории городского поселения г. Нерехта послужило положение пункта 22 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в соответствии с которым организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений отнесено к вопросам местного значения поселения. При принятии решения Совет депутатов руководствовался Федеральным законом от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением главного государственного врача РФ от 28.06.2011 г. №84, «Рекомендациями о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации» МКД 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 года №01-НС-22/1).Положение о том, что копка могил на кладбище должна осуществляться администрацией кладбища было заимствовано из раздела 18 Рекомендации «О порядке похорон и содержании кладбищ в РФ» МКД 11-01-01.2002.
В дополнение представителем Совета депутатов сообщалось, что Положением регламентировано понятие администрации кладбища (пункт 2.34) согласно которого, администрацией кладбища являются руководители и другие работники наделенные в установленном порядке организационно – распорядительными и административно – хозяйственными функциями лицом, заключившим договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбища, оказание ритуальных  и иных услуг, связанных с погребением на территории соответствующего кладбища. Со слов представителя Совета депутатов следовало, что хозяйствующий субъект, который заключил договор на выполнение работ и услуг по содержанию кладбищ обязан выделить из своей структуры администрацию кладбища, состоящую из руководителей и иных работников, наделенных в соответствии с пунктом 17 Положения организационно – распорядительными и административно – хозяйственными функциями.
В дополнение к ранее изложенной позиции Администрацией в письменных пояснениях (исх. №1545 от 17.07.2013 г.) сообщалось также, что понятие ритуальных услуг раскрыто в ГОСТе 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения». Ритуальные услуги: результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Примечание – под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги. Со ссылкой на приведенные положения ненормативного акта Администрация констатировала, что копка могил на кладбище не входит в перечень ритуальных услуг, таким образом, по мнению Администрации, данный вопрос может быть решен органом местного самоуправления  самостоятельно в рамках имеющихся у него полномочий при организации ритуальных услуг на конкретной территории. Также Администрацией сообщалось, что проведенный аукцион  исключает возможность ограничения конкуренции в данной области, так как любой хозяйствующий субъект мог принять участие в данном аукционе  и претендовать на доступ к означенным работам, в том числе и работам по копке могил.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующему.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Кроме того, как установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении), общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона).
Во исполнение указанной нормы решением Совета депутатов утверждено Положение об организации похоронного дела и содержания мест захоронения (погребения) на территории городского поселения г. Нерехта.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения оно устанавливает на территории городского поселения г. Нерехта принципы регулирования отношений, связанных с погребением умерших (погибших), определяет порядок предоставления ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
Пунктом 2.34 дано понятие администрации кладбища, под которым понимаются руководители и другие работники наделенные в установленном порядке организационно – распорядительными и административно – хозяйственными функциями лицом, заключившим договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбища, оказание ритуальных  и иных услуг, связанных с погребением на территории соответствующего кладбища.
Пунктом 17.1 раздела 17 установлены обязанности администрации кладбища, в перечень которых, помимо прочих входит своевременная подготовка могил, захоронение тел (останков) умерших (погибших), урн с прахом, установка надмогильных сооружений в соответствии со счетом - заказом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10.4 Положения, регламентировано, что оказание ритуальных услуг на территории городского поселения г. Нерехта осуществляется организациями, независимо от организационно – правовых форм и форм собственности.
19.12.2012 года главой Администрации принято распоряжение №260-р «О проведении открытого аукциона в электронной форме», предметом которого выступает выполнение работ по содержанию и благоустройству территории кладбищ городского поселения г. Нерехта в 2013 году.
По итогам проведения аукциона Администрацией с победителем – МУП «Дом быта» заключен муниципальный контракт №0141300022212000011-0117392-01 от 22.01.2013 года.
Согласно пункта 1.1 муниципального контракта Подрядчик (МУП «Дом быта» принимает на себя выполнение комплекса работ, поименованных в техническом задании (приложении к настоящему контракту) по содержанию и благоустройству территории кладбищ городского поселения г. Нерехта.
В соответствии с пунктом 3.2.16 контракта подрядчик (МУП «Дом быта») обязан сформировать администрацию кладбища и наделить соответствующих лиц организационно – распорядительными и административно – хозяйственными функциями.
18.01.2013 года письмом с исх. №71 Администрация в адрес ИП было направлено уведомление, что начиная с 23.01.2013 года все работы, связанные с копкой могил на территории гражданского кладбища, расположенного в районе с. Федоровское, будут производиться работниками администрации кладбища. Основанием такого решения послужило Положение об организации похоронного дела, а также результаты проведенного Администрацией аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию и благоустройству мест захоронений. Указанное уведомление также содержит информацию, что начиная с 23.01.2013 года взимание с населения платы за копку могилы  в составе комплекса предоставляемых ритуальных услуг будет незаконна.
Администрацией в газете «Нерехтская правда» от 18.01.2013 г. №7-8 (15064) опубликована информация, что начиная с 23.01.2013 года все работы, связанные с копкой могил на территории гражданского кладбища, расположенного в районе д. Федоровское будут производиться работниками администрации кладбища. Никакие другие  хозяйствующие субъекты – организации, индивидуальные предприниматели не могут осуществлять на территории указанного кладбища деятельность по копке могил.
В соответствии со статьей 3 Закона о погребении под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Таким образом, услуга по погребению (захоронению) тел умерших в землю является комплексной и включает, в том числе, услуги по рытью могилы, опусканию гроба в могилу, засыпке могилы.
На территории городского поселения, согласно информации, представленной Администрацией деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, в том числе услуги по погребению (кроме услуги по рытью могил), осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: МУП «Дом быта», ИП …, ООО «Последний путь».
МУП «Дом быта» определена органом местного самоуправления как специализированная служба (постановление главы городского поселения г. Нерехта) от 13.10.2009 г №198 по вопросам похоронного дела. Целью деятельности предприятия, согласно Устава является в том числе, извлечение прибыли.
Как указано в статье 6 Закона о погребении, в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно статье 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругу, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службой осуществляются за счет различных бюджетов и фондов.
В соответствии со статьей 10 Закона о погребении родственникам умершего, осуществившим погребение за счет собственных средств, выплачивается социальное пособие на погребение. В то же время гражданам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего и воспользовавшимся гарантированными услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.
Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами, создаваемыми этими органами. Однако из названной нормы права не следует, что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью, поскольку предметом регулирования данной нормы являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не субъектный состав участников рынка ритуальных услуг. Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению. Гарантии населению состоят в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
ИП осуществлял копку могил в комплексе предоставления ритуальных услуг населения городского поселения г. Нерехта как участник рынка оказания услуг по погребению, имеющий необходимые трудовые и технические ресурсы.
Указанными действиями администрации по установлению запрета осуществлять копку могил в пределах территории гражданского кладбища ИП, а также иные хозяйствующие субъекты лишены возможности оказывать весь комплекс услуг по захоронению, что приводит к  ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг, что является нарушением положений Закона о защите конкуренции, согласно которого органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона).
Приобщенными к материалам дела копиями квитанций об оплате МУП «Дом быта» услуг по копке могил, а также сведениями, представленными МУП «Дом быта» (исх.№43 от 09.06.2013 г.) подтверждается обстоятельство того, что с 15 февраля 2013 года работы, связанные с копкой могил на территории кладбища осуществляются исключительно силами МУП «Дом быта». Причем, как установлено материалами дела и пояснениями сторон квитанции на оплату стоимости услуги по копке могил выдавались и выдаются Администрацией по настоящее время одновременно с выдачей разрешения на предоставление земельного участка для погребения тела и паспорта захоронения.
Согласно той же информации, представленной МУП «Дом быта» сумма дохода Предприятия, полученного от производства работ по копке могил за период с 15.02.2013 г. по май 2013 года (то есть с начала исполнения положений муниципального контракта) составила 145 тысяч рублей.
В то же время, Комиссия считает необходимым отметить, что в период с 01.01.2013 года по 15.02.2013 года на территории гражданского кладбища выкопаны 43 могилы, из них силами Предприятия подготовлено 15 могил, иными организациями 28. Таким образом, последствия ограничения конкуренции на рассматриваемом рынке подтверждаются приведенным фактом.
Следствием таких действий Администрации явилось ограничение иным (ООО «Последний путь», ИП Московкин С.В.) помимо МУП «Дом быта» хозяйствующим субъектам доступа к оказанию всего спектра ритуальных услуг. В соответствии с письмом ФАС России от 23.03.2007 № АК/3795 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства», письмом Министерства регионального развития РФ от 23.07.2007 № 13741-ЮТ/07 «О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг», Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008г. № 12027/07, нормами Закона о погребении оказание ритуальных услуг является конкурентной сферой деятельности. Организации (включая индивидуальных предпринимателей), работающие на рынке оказания ритуальных услуг вправе оказывать весь спектр ритуальных услуг, включая услуги по рытью могил и захоронению тел умерших и наделение их статусом специализированной службы для осуществления такой деятельности действующее законодательство не требует. Целью создания органами местного самоуправления специализированных служб является обеспечение гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, установленной статьей 12 Закона о погребении. Указание в части 1 статьи 29 Закона о погребении о том, что органы местного самоуправления создают специализированные службы означает, что органы местного самоуправления являются учредителями таких служб. Более того, Законом о погребении не предусмотрены публичные процедуры (конкурсы или аукционы) по созданию специализированных служб, а также наделение каких-либо иных хозяйствующих субъектов (помимо созданных органами местного самоуправления) статусом вышеуказанных служб. Системный анализ норм Закона о погребении позволяет сделать вывод о том, что услуги по погребению могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, осуществляющим свою деятельность на рынке предоставления ритуальных услуг. То есть органы местного самоуправления и специализированные службы не вправе препятствовать лицам, исполняющим волеизъявление умершего либо иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, в выборе исполнителя для оказания ритуальных услуг, а также препятствовать иным хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность в сфере предоставления ритуальных услуг (в том числе услуг по погребению). Статья 9 Закона о погребении указывает, что в случае безвозмездного получения конкретного перечня услуг по погребению социальное пособие по погребению возмещается хозяйствующему субъекту, оказавшему указанные услуги. Таким образом, статус специализированной службы не предоставляет хозяйствующему субъекту (в том числе и МУПам) каких-либо преимуществ, равно как и отсутствие у хозяйствующих субъектов вышеуказанного статуса не препятствует им осуществлять деятельность по организации похорон и оказанию всего спектра связанных с ними услуг.
Доводы представителя Алминистрации, означенные в письменных и устных пояснениях по мнению Комиссии являются несостоятельными, не основанными на нормах права и подлежащими отклонению в виду нижеследующего.
Принципом свободы экономической деятельности предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации).
При этом следует иметь в виду положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Между тем частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что органы местного самоуправления могут выступать заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ (в том числе по содержанию и эксплуатации кладбища), оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Однако поскольку оказание услуг по погребению (в том числе рытье могил)  вне рамок предоставления гарантированного перечня услуг по погребению не является услугой, финансируемой за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, данная услуга оказывается в рамках договора между лицом, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, и лицом, осуществляющим деятельность в сфере ритуальных услуг, следовательно, сужение круга участников рынка оказания услуг по погребению, в частности услуг по рытью могил, до одной обслуживающей организации, осуществляющей содержание и эксплуатацию места захоронения (кладбища), свидетельствует о нарушении конституционного принципа свободы экономической деятельности, о создании препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания ритуальных услуг (услуг по погребению, в  частности – рытью могил) и, соответственно, о нарушении запрета на недопущение, ограничение, устранение конкуренции органами местного самоуправления, установленного в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод администрации, согласно которого последняя действовала воисполнение Положения, утвержденного Советом депутатов не соответствует действительности, так как указанный муниципальный акт не содержит в себе прямого запрета на осуществление хозяйствующими субъектами работ по копке могил. Установление запрета на осуществление означенного вида деятельности инициировалось Администрацией по итогам проведения публичных процедур. Таким образом, Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлено, что в действиях Совета депутатов отсутствуют вменяемые признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Также, по мнению Комиссии проведенный Администрацией аукцион, предметом которого выступают работы по содержанию и благоустройству мест захоронений не содержит в техническом задании такового вида работ как копка могил. В рамках рассмотрения дела Администрацией так и не было приведено норм, подтверждающих, что работы по копке могил входят в понятие «содержание, благоустройство» территории кладбища. Таким образом, выполнение МУП «Дом быта» как победителем аукциона работ по копке могил является неправомерным, так как предметом проводимого аукциона является содержание и благоустройство мест захоронений.
В данном случае проведение аукциона по отбору организации, осуществляющей содержание и благоустройство кладбища с исключительным правом захоронения на нём, в качестве условия получения права работы на кладбище городского поселения г. Нерехта имеет своим результатом ограничение конкуренции, устранение с рынка не участвовавших и не отобранных по результатам конкурса хозяйствующих субъектов и приводит (может привести) к монополизации рынка услуг по погребению.
К тому же, финансирование работ по содержанию мест захоронения производится в соответствии с нормами статьи 72 Бюджетного кодекса за счет средств местного бюджета, между тем отношения, возникающие в рамках оказания услуг по погребению (в том числе рытью могил), являются не бюджетными, а гражданско-правовыми, которые осуществляются в рамках договора между потребителями данной услуги и хозяйствующими субъектами, её предоставляющими.
Вместе с тем комиссия считает необходимым отметить, что в целях реализации своих полномочий по организации ритуальных услуг и, следовательно, контролю за осуществлением данной деятельности хозяйствующими субъектами органы местного самоуправления вправе устанавливать определенные требования, например, к качеству выполняемых работ (в частности, в рамках оказания услуг по рытью могил на территории общественных кладбищ). Однако при организации контрольной деятельности органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения по составу хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, предоставляя исключительное право оказания услуг по погребению (в том числе рытью могил) одной организации (обслуживающей организации, осуществляющей содержание и эксплуатацию кладбища на основании муниципального контракта).
Довод администрации, согласно которого копка могил не входит в понятие ритуальные услуги Комиссия считает не основанным на норме права, так как положения приведенного Администрацией ГОСТа 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» определяют ритуальные услуги: как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Как было указано ранее в настоящем решении услуга по погребению является комплексной и включает в себя, в том числе услуги по копке могил.
На основании вышеизложенных правовых и фактических оснований  комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Администрации городского поселения г. Нерехта предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Резюмируя изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи 49,статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района Нерехта и Нерехтский район Костромской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе ИП по предоставлению населению всего комплекса ритуальных услуг, включая копку могил.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Администрации предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы дела №04-20/1130 должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с выявленным нарушением антимонопольного законодательства.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


ПРЕДПИСАНИЕ

01 августа 2013 г.                                        г.Кострома                                                                                                                                                                                                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела №04-20/1130 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;
члены комиссии:
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании решения от 01 августа 2013 г. по делу №04-20/1130 о нарушении администрацией муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района Нерехта и Нерехтский район Костромской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации муниципального образования городское поселение г. Нерехта, прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе ИП по предоставлению населению всего комплекса ритуальных услуг, включая копку могил, а именно:
- в срок до 15.09.2013 года опубликовать в газете «Нерехтская правда» опровержение информации, опубликованной Администрацией на странице 7 газеты «Нерехтская правда» от 18.01.2013 г. №7-8 (15064).
-отозвать письмо, направленное Администрацией в адрес ИП (исх. №71 от 18.01.2013 года), а также иных хозяйствующих субъектов, в адрес которых было направлено аналогичное уведомление (при наличии таковых).
2. Информацию об исполнении настоящего предписания с копиями актов и иных документов, подтверждающих факт исполнения предписания представить в Костромское УФАС России  в срок до 30.09.2013 года.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны