Решение б/н дело № 05-27/2019 в отношении Администрация Костромской обла... от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Костромской области

ул. Калиновская, 38, г. Кострома, 156013

тел. (4942) 35-67-48, факс (4942) 35-67-48

e-mail: to44@fas.gov.ru

_______________ № ________________

На № __________ от ________________

Заказчик:

Администрация Костромской области

 

Уполномоченный орган:

ОГКУ «Агентство государственных закупок Костромской области»

Заявитель:

ООО «ФКГ Развитие-2000»

Электронная площадка:

ООО «РТС-тендер»

_______________

ko@rts-tender.ru

РЕШЕНИЕ № 05-27/2019

"22" марта 2019 г. г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: <Р..>

Члены Комиссии: <Б..>,

<Г..> ,

 

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей – Администрации Костромской области (далее – Заказчик), представителей ОГКУ «Агентство государственных закупок Костромской области» (далее – Уполномоченный орган), в отсутствии представителей ООО «ФКГ Развитие-2000» (далее – Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО «ФКГ Развитие-2000» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Костромской области по программе «Управление государственными и муниципальными закупками» (извещение № 0841200000719000042) и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,

УСТАНОВИЛА:

Согласно представленным материалам, 13.02.2019 г. на официальном сайте в сети «Интернет» в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком, Администрация Костромской области, размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Костромской области по программе «Управление государственными и муниципальными закупками» (извещение № 0841200000719000042) (далее – Документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 619626 руб. 80 коп.

15.03.2019 г. в адрес Костромского УФАС России от ООО «ФКГ Развитие-2000», поступила жалоба по вышеуказанной закупке.

Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, неправомерно установил требование к объекту закупки, тем самым допустил нарушения Закона о контрактной системе. Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:

- заказчик в нарушение требований частью 7 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ в Конкурсной документации не законно установил требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Конкурсе документов, не предусмотренных частью 4 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ;

- совершенно необоснованно Заказчик установил требование том, что преподаватели, имеющие ученую степень и/или звания, должны состоять в трудовых отношениях с участником закупки. Участник закупки может привлекать преподавателей с необходимой ученой степенью и (или) званием для оказания образовательных услуг на основании гражданско-правового договора. Что также никаким образом не сказывается на качестве обучения;

- действия заказчика нарушают установленный статьей 17 Федерального закона от 26.072006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрет, поскольку как раз и приводят устранению, ограничению и недопущению конкуренции при проведении Конкурса.

На вышеуказанные доводы заявителя Заказчикам, Уполномоченным органом были предоставлены возражения, согласно которым оспариваемые действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев довод жалобы, изучив представленные материалы и документы, нормативные правовые акты, выслушав представителя Заказчика, Уполномоченного органа, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).

По первому доводу заявителя было установлено следующее.

В Приложении №2 Раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса» Заказчик установил следующие требования к первой части заявки на участие в Конкурсе:

«Форма №1 для заполнения первой части заявки» «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»

1. Показатель «Качество услуг. Доля аудиторных часов по учебному плану программы повышения квалификации»:

п/п

Наименование

программы повышения квалификации, сроки оказания услуг

Общее количество учебных часов по программе

Количество аудиторных часов в соответствии с учебным планом программы

Доля аудиторных часов от общего количества учебных часов по программе, %

1

2

3

4

5

         

Сведения подтверждаются:

1. копией одного контракта (договора) на оказание образовательных услуг по программе повышения квалификации государственных гражданских служащих по теме, соответствующей предмету контракта, с ценой контракта не менее 100 000,00 (Ста тысяч) рублей 00 копеек, заключённого не ранее, чем за 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе и исполненного без применения к такому участнику штрафов, пеней на дату окончания подачи заявок в открытом конкурсе, с приложениями (в т.ч. дополнительные соглашения (при наличии), все приложения к контракту, которые являются его неотъемлемой частью (при наличии));

2. копиями актов оказанных услуг к контракту (договору), подписанных Заказчиком и Исполнителем;

3. копией учебного плана программы повышения квалификации государственных гражданских служащих, реализованной в рамках контракта (договора), представленного по пп. 1 п. 1.

В случае непредставления контракта (договора) или представления нечитаемой информации по контракту (договору) со всеми подтверждающими документами (дополнительное соглашение (при наличии); все приложения к контракту (договору), которые являются его неотъемлемой частью (при наличии); копии актов оказанных услуг; копии учебного плана), такой контракт (договор) не учитывается комиссией.

Расчет осуществляется только по тому контракту (договору):

1) по которому приложены копии требуемых документов, предоставленных в полном объеме, в т.ч. копия контракта (договора);

2) по которому представлены акты оказанных услуг на общую сумму, соответствующую цене контракта (договора);.

3) по которому все реквизиты и информация по каждому документу соответствуют сведениям, указанным в предложении участника конкурса.

В случае непредставления в составе заявки всех копий документов для подтверждения указанных сведений, реквизиты которых указаны в предложении участника конкурса, то участнику конкурса по соответствующему показателю присваивается 0 баллов.

Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя (присваивается 0 баллов).

  1. Показатель «Качество услуг. Доля практических аудиторных часов по учебному плану программы повышения квалификации»:

п/п

Наименование

программы повышения квалификации, сроки оказания услуг

Общее количество учебных часов по программе

Количество аудиторных часов в соответствии с учебным планом программы

Количество практических аудиторных часов в соответствии с учебным планом программы

Доля практических аудиторных часов от общего количества аудиторных часов по программе, %

1

2

3

4

5

6

           

Сведения подтверждаются:

  1. копией одного контракта (договора) на оказание образовательных услуг по программе повышения квалификации государственных гражданских служащих по теме, соответствующей предмету контракта, с ценой контракта не менее 100 000,00 (Ста тысяч) рублей 00 копеек, заключённого не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе и исполненного, без применения к такому участнику штрафов, пеней на дату окончания подачи заявок в открытом конкурсе, с приложениями (в т.ч. дополнительные соглашения (при наличии), все приложения к контракту, которые являются его неотъемлемой частью (при наличии));
  2. копиями актов оказанных услуг к контракту (договору), подписанных Заказчиком и Исполнителем;
  3. копией учебного плана программы повышения квалификации государственных гражданских служащих, реализованной в рамках контракта (договора), представленного по пп. 1 п. 2.

В случае непредставления контракта (договора) или представления нечитаемой информации по контракту (договору) со всеми подтверждающими документами (дополнительное соглашение (при наличии); все приложения к контракту (договору), которые являются его неотъемлемой частью (при наличии); копии актов оказанных услуг; копии учебного плана), такой контракт (договор) не учитывается комиссией.

Расчет осуществляется только по тому контракту (договору):

1) по которому приложены копии требуемых документов, предоставленных в полном объеме, в т.ч. копия контракта (договора);

2) по которому представлены акты оказанных услуг на общую сумму, соответствующую цене контракта (договора);.

3) по которому все реквизиты и информация по каждому документу соответствуют сведениям, указанными в предложении участника конкурса.

В случае непредставления в составе заявки всех копий документов для подтверждения указанных сведений, реквизиты которых указаны в предложении участника конкурса, то участнику конкурса по соответствующему показателю присваивается 0 баллов.

Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя (присваивается 0 баллов).

В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.

Согласно части 4 указанной статьи первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

3) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

Таким образом, требуемая Заказчиком информация в составе первой части заявки, нарушает положения части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

Также согласно части 5 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта. При этом первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 общего положения конкурсной документации в первой части заявки на участие в открытом конкурсе не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса цене контракта.

Для подтверждения сведений, представленных в первой части заявки, Заказчик требует копию одного контракта (договора) на оказание образовательных услуг по программе повышения квалификации государственных гражданских служащих по теме, соответствующей предмету контракта, с ценой контракта не менее 100 000,00 (Ста тысяч) рублей 00 копеек, заключённого не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе и исполненного, без применения к такому участнику штрафов, пеней на дату окончания подачи заявок в открытом конкурсе, с приложениями (в т.ч. дополнительные соглашения (при наличии), все приложения к контракту, которые являются его неотъемлемой частью (при наличии)); копию актов оказанных услуг к контракту (договору), подписанных Заказчиком и Исполнителем; копию учебного плана программы повышения квалификации государственных гражданских служащих, реализованной в рамках контракта (договора), представленного по пп. 1 п. 2., но все они, на основании требований норм закона и конкурсной документации должны быть обезличены.

Таким образом, Заказчиком не установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, что нарушает положения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного первый довод заявителя признан обоснованным.

По второму доводу заявителя, было установлено следующее.

В ответе на запрос от 05.03.2019 заказчиком предоставлено разъяснение от 06.03.2019 № СС-1582/14 (размещено в ЕИС):

«2.1. «Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг. Количество преподавателей, имеющих ученую степень и/или звания, привлеченных для проведения обучения».

Преподаватели участника конкурса, имеющие ученую степень и/или звания, должны быть привлечены для проведения обучения по программам повышения квалификации, соответствующим предмету контракта, за последние 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе.

Сведения подтверждаются:

1. копиями документов о присвоении ученой степени и/или звания;

2. копиями документов (приказов, договоров и др.), подтверждающих наличие трудовых отношений преподавателя с исполнителем;

3. копиями расписаний занятий, заверенных исполнителем, подтверждающих участие преподавателя в проведении обучения по программам повышения квалификации, соответствующим предмету контракта, за последние 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе.

Таким образом, сведения по данному показателю могут быть подтверждены в том числе и копиями гражданско-правовых договоров.»

На основании вышеизложенного, второй довод заявителя признан не обоснованным.

По третьему доводу заявителя, установлено следующее.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.

В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.

Комиссия Костромского УФАС приходит к выводу, что разъяснения положений конкурсной документации не изменяют суть документации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ФКГ Развитие-2000» частично обоснованной.

2. Признать факт нарушения Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, электронной площадке обязательное для исполнения предписание.

  1. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
  2. Довод жалобы о наличии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции не рассматривался

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председателя Комиссии <Р..>

Члены Комиссии: <Б..>,

<Г..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны