Решение №04-47/2018 Решение по делу № 04-47/2018, ч. 1 ст. 10 Закона о защите ко... от 23 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

ул. Калиновская, 38, г. Кострома, 156013

тел. (4942) 35-67-48, факс (4942) 35-67-48

e-mail: to44@fas.gov.ru

_______________ № ________________

На №____________ от _______________

Заявителю:

ООО «Экрон-САХ»

Галичская ул., д. 126, г. Кострома, 156013

E-mail: ekron-kos@mail.ru

ООО «ЭкоТехноМенеджмент»

а/я 31, Базовая ул., д. 23, г. Кострома, 156019

E-mail: info@etm-44.ru

Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области

 

Ул. Сенная, д. 17, г. Кострома, 156000

E-mail: tek-gkh@adm44.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-47/2018 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 09 ноября 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2018 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела № 04-47/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <>;

Члены комиссии: <>;

в присутствии на заседании представителя ООО «ЭТМ» по доверенности, представителей ООО «Экрон-САХ» по доверенности, представителя департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области;

рассмотрев дело № 04-47/2018 по признакам нарушения общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» (ОГРН: 1037739418199, ИНН: 7722169591, место нахождения: Костромская область, г. Кострома, ул. Базовая, д.23) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 04-47/2018 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обращение ООО «Экрон-САХ» (вх. № 2864 от 20.07.2017) по проверке законности действий ООО «ЭкоТехноМенеджмент» (далее – ООО «ЭТМ», ИНН: 7722169591) по одностороннему отказу от выполнения публичного договора от 01.01.2018
№ 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов, заключенному с ООО «Экрон-САХ».

В обращении ООО «Экрон-САХ» (далее также - Заявитель) указывает на факт возникновения задолженности перед ООО «ЭТМ» более 20 рабочих дней, получения уведомления (исх. № 430 от 06.07.2018) о приостановлении оказания услуг на основании п. 2.4.2 договора от 01.01.2018 № 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов, погашения возникшей задолженности двумя платежами 06.07.2018 и 13.07.2018, получение от ООО «ЭТМ» проекта соглашения от 12.07.2018 о расторжении договора от 01.01.2018
№ 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов, и фактическое прекращение оказания услуг 13.07.2018 с 04-00 час.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Управление, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-47/2018 о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства.

Заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность по вывозу ТКО, основной вид экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) - 38.1 Сбор отходов. Заявитель осуществляет деятельность на территории г. Костромы.

Между ООО «ЭТМ» (Оператор) и ООО «Экрон-САХ» (Заказчик) заключен договор от 01.01.2018 № 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов (далее - Договор).

Согласно разделу 1 указанного Договора Оператор по поручению Заказчика обязуется принимать твердые коммунальные отходы (твердые коммунальные отходы, не включающие крупногабаритные отходы (далее – ТКО); отходы из жилищ крупногабаритные и другие крупногабаритные отходы, по составу схожие в твердыми коммунальными отходами (далее – КГО)) в объеме и месте, которые определены настоящим Договором и обеспечить их обезвреживание (далее - Услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Заказчик обязуется оплачивать указанные услуги по цене, определенной Договором в пределах тарифа на обезвреживание твердых коммунальных отходов, установленного для Оператора департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области на текущий год и надбавки к тарифу, утвержденной решением Думы г. Костромы и администрацией г. Костромы. Местом оказания услуг является автоматизированный мусоросортировочный комплекс (далее - АМСК), эксплуатируемый Оператором, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Базовая, 23.

Стоимость услуг и порядок расчетов определены сторонами следующим образом.

Согласно п. 4.1 Договора в совокупности с п. 1.1 Договора расчетным периодом (периодом платежа) является календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене в пределах тарифа на обезвреживание твердых коммунальных отходов, установленного для Оператора (ООО «ЭТМ») департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области на текущий год и надбавки к тарифу, утвержденной решением Думы города Костромы и администрацией г. Костромы.

Согласно п. 4.2 Договора Заказчик (ООО «Экрон-САХ») не позднее 10 числа следующего за расчетным месяца обязан оплатить оказанные услуги путем перечисления денежных средств в российских рублях на расчетный счет Оператора. При этом согласно п. 4.3 Договора стоимость услуг рассчитывается исходя из фактического количества полученных Оператором за месяц отходов в кубических метрах в неуплотненном состоянии.

Условия о расторжении либо приостановлении действия Договора определены сторонами Договора следующим образом.

Согласно п. 2.4.2 Договора Оператор имеет право приостановить оказание услуг, в том числе, в случае задержки оплаты на 20 календарных дней с момента, указанного в Договоре.

Согласно п. 2.4.4 Договора Оператор имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке в следующих случаях:

- в случае утраты Заказчиком лицензии на право обращения с отходами;

- в случае существенного (более 50 %) несоответствия фактически переданных отходов на объект обезвреживания от заявленного в Приложении № 4 (Сведения об объемах отходов, подлежащих транспортированию на АМСК с целью их обезвреживания);

- в соответствии с абз. 2 п. 3.2 Договора (которым предусмотрено, что Оператор оставляет за собой право произвести контрольный замер объема кузова специализированного транспорта. В случае, если по результатам замера объем кузова будет больше указанного в Приложении № 3 к Договору, Оператор в присутствии представителя Заказчика составляет Акт замера и вносит изменения в характеристику транспортного средства, указанного в Договоре. В случае несогласия Заказчика с произведенными замерами Оператор оставляет за собой право расторгнуть договор в одностороннем порядке).

Согласно п. 8.1 Договора он вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2018 года или до заключения Заказчиком или Оператором договора с региональным оператором по обращению с отходами по предмету Договора.

Согласно п. 9.5 Договора досрочное расторжение Договора допускается по соглашению сторон и в порядке, предусмотренном ст. 782 Гражданского кодекса РФ.

Согласно решению Арбитражного суда Костромской области от 27.06.2018 по делу
№ А31-541/2018, вступившему в законную силу 28.07.2018, указанный договор является публичным.

ООО «ЭТМ» оказывает услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, эксплуатирует объект по обработке и обезвреживанию твердых коммунальных отходов – автоматизированный мусоросортировочный комплекс (далее - АМСК) мощностью от 100 000 тонн ТКО в год на территории Костромской области на основании лицензии № 044 00054 от 08 июля 2016 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

ООО «ЭТМ» на 01.07.2018 заключены договоры (контракты) на оказание услуг по приему и обезвреживанию отходов с 50 хозяйствующими субъектами, в том числе с Заявителем, а также с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами разных организационно-правовых форм (ООО, МУП, ФГУ и др.).

Постановлением Департамента топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства от 05.10.2016 года № 58-НП утверждено Временное положение по организации деятельности по сбору, транспортировании, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Костромской области, согласно которому ТКО должны транспортироваться на объекты обработки и обезвреживания, находящиеся в пределах муниципального района Костромской области. При наличии межмуниципального объекта, транспортирование осуществляется на межмуниципальный объект.

Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды от 22 декабря 2016 года № 576 утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Костромской области, в которой определены объекты обработки отходов, а также схема их потоков.

Учитывая действующее региональное нормативное правовое регулирование в сфере обращения отходов, ООО «Экрон-САХ» обязан пользоваться услугами ООО «ЭТМ» по обезвреживанию ТКО.

С учетом предмета договора от 01.01.2018 № 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов, ООО «ЭТМ» является единственным хозяйствующим субъектом на рынке по приему и обезвреживанию твердых коммунальных отходов, отходов, по составу схожих с твердыми коммунальными отходами, на территории города Костромы, занимает доминирующее положение на указанном рынке с долей доминирования 100 %.

06 июля 2018 года ООО «ЭТМ» направило в адрес ООО «Экрон-САХ» уведомление о приостановлении оказания услуг по договору от 01.01.2018г. № 06/18П, в котором указано, что по данным на 06.07.2018г. за ООО «Экрон-Сах» числится просроченная задолженность за май 2018 года в сумме 552 005 руб. 64 коп., о том, что на основании п.2.4.2. договора в случае задержки оплаты на 20 календарных дней с момента, указанного в договоре, ООО «Экрон-САХ» уведомляется о приостановлении с 07.07.2018г. въезда на территорию АМСК специального транспорта ООО «Экрон-САХ».

В ответ на указанное уведомление в адрес ООО «ЭТМ» со стороны ООО «Экрон-САХ» 06.07.2018г. исх. № 141 направлено письмо о погашении задолженности за услуги по договору в размере 250 000 руб. 06.07.2018г., оставшуюся сумму ООО «Экрон-САХ» обязался погасить в течение 10 рабочих дней; выражена просьба не приостанавливать с 07.07.2018г. прием твердых коммунальных отходов в соответствии с договором. Данное гарантийное письмо ООО «ЭТМ» получено (вх. № 301 от 06.07.2018).

Согласно платежному поручению № 714 от 06.07.2018 задолженность погашена частично в размере 250 000 рублей.

ООО «ЭТМ» не направил письменного ответа в адрес заявителя, однако 07.07.2018 прием отходов от ООО «Экрон-САХ» приостановлен не был, что свидетельствует о положительном рассмотрении гарантийного письма (исх. ООО «Экрон-САХ» № 141, вх. ООО «ЭТМ» № 301 от 06.07.2018), выраженного в форме конклюдентных действий.

В соответствии с принятыми на себя ООО «Экрон-САХ» обязательствами по погашению возникшей задолженности 10 рабочих дней истекли 20.07.2018.

06.07.2018 ООО «Экрон-САХ» оплатило 250 000 рублей (п\п № 714 от 06.07.2018);

13.07.2018 ООО «Экрон-САХ» оплатило 195 206 рублей (п\п № 731 от 13.07.2018);

18.07.2018 ООО «Экрон-САХ» оплатило 174 255,57 рублей (п\п № 736 от 18.07.2018).

Таким образом, за период с 06.07.2018 по 18.07.2018 ООО «Экрон-САХ» полностью погасило имевшуюся задолженность в размере 552 005 руб.

Несмотря на указанные обстоятельства, 12 июля 2018 года в 20:21 час. ООО «ЭТМ» направило в адрес ООО «Экрон-САХ» на адрес электронной почты marcetingekron-cax@mail.ru еще одно письмо, в котором указано, что в соответствии с п. 4.2 договора от 01.01.2018г. № 06/18П в случае задержки оплаты на 20 календарных дней с момента, указанного в Договоре, Заявитель уведомляется о приостановлении оказания услуг с 13.07.2018 и въезда на территорию АМСК специального транспорта ООО «Экрон-САХ», при этом одновременно ему для подписания направляется соглашение о расторжении договора от 01.01.2018г. № 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов. Выражена просьба подписать, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес ООО «ЭТМ».

Ни сумма задолженности, ни период, за который она возникла, в письме от 12.07.2018 не указаны.

К уведомлению был приложен проект Соглашения от 12.07.2018 о расторжении Договора, подписанный со стороны ООО «ЭТМ» (далее – Соглашение). Согласно п. 3 Соглашения обязательства Оператора по оказанию услуг на обезвреживание твердых коммунальных отходов прекращаются с 13 июля 2018 года.

На следующий день 13 июля 2018 года, до рассмотрения указанного Соглашения со стороны ООО «Экрон-САХ», ООО «ЭТМ» прекратил оказание услуги по приему ТКО, фактически отказавшись от исполнения Договора в одностороннем порядке.

Согласно материалам дела, период прекращения оказания услуги по приему и обезвреживанию ТКО составил с 13.07.2018 по 16.07.2018. включительно.

В материалы дела представлены и Комиссией исследованы «Отчет о завезенных отходах с 01.01.2017 по 31.12.2017», а также «Отчет о завезенных отходах с 01.01.2018 по 31.08.2018» (выборка по контрагенту ООО «Экрон-САХ»), в которых отражены каждый автомобиль (марка, гос. номер <...> Заявителя, время и дата его въезда на территорию АМСК, время и дата выезда, общий объем принятых ООО «ЭТМ» отходов, объем ТКО, объем КГО, вес общий, вес ТКО и вес КГО.

Из данных Отчетов следует, что машины Заявителя приходят и принимаются на АМСК ежедневно без выходных и праздничных дней в утренние часы в основном с 06-00 до 16-00 в количестве от 2 до 15 единиц. Исключение составляют дни 13, 14, 15 и 16 июля 2018 года, когда на АМСК не было принято ни одной машины ООО «Экрон-САХ». при этом последняя машина Заявителя была принята на АМСК 12.07.2018 в 11:09 час., следующая – 17.07.2018 в 12:57 час.

13 июля 2018 года груженые твердыми коммунальными отходами спец. автомашины, принадлежащие и эксплуатируемые ООО «Экрон-САХ» (КАМАЗ гос.номер О481ЕХ44 и МАЗ гос.номер Е115ММ44), прибыли на разгрузку в АМСК и не были допущены на территорию завода контролером весового и дозиметрического контроля по причине расторжения договора.

Довод ООО «ЭТМ» о том, что в помещении пропускного пункта АМСК находятся только сотрудники частной охранной организации, которые не могли воспрепятствовать движению мусоровозов на территорию АМСК в рабочее время, Комиссией отклоняется, т.к. факт временного прекращения исполнения ООО «ЭТМ» принятых на себя обязательств подтверждается перепиской сторон, данными навигационного контроля (выгрузка из электронной системы РНИЦ КО за 13.07.2018), Отчетом ООО «ЭТМ» о завезенных отходах по организации ООО «Экрон-САХ» за период с 01.01.2018 по 31.08.2018, а также Актом о простое от 13.07.2018, составленном работниками ООО «Экрон-САХ».

Довод ООО «ЭТМ» о том, что спец.транспорт Заявителя приехал 13.07.2018 на АМСК раньше начала рабочего времени, в связи с чем не был допущен на территорию АМСК, также отклоняется. В данный период ООО «ЭТМ» временно изменило режим работы АМСК, о чем в материалы дела представлено Уведомление ООО «ЭТМ» исх. № 180 от 06.04.2018 в адрес перевозчиков ТКО, копия: Комитет городского хозяйства администрации г. Костромы, МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ», о том, что в связи с капитальным ремонтом автопешеходного моста через р. Волга в г. Костроме во избежание простоя специальной техники, транспортирующей отходы с территории Заволжского района г. Костромы, с 06.04.2018 начало работы АМСК будет с 04-00 час, окончание в 16-00 час.

В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «ЭТМ» приводило доводы об отказе Заявителя от подписания Актов выполненных работ и актов сверки расчетов между сторонами.

В отношении данных доводов Комиссией установлено следующее.

В материалы настоящего дела представлена копия искового заявления ООО «Экрон-САХ» к ответчику ООО «ЭТМ» о взыскании неосновательного обогащения в размере 904,6 тыс. руб., по данному заявлению Арбитражным судом Костромской области рассматривается дело № А31-8655/2018.

В материалах настоящего дела имеется письмо ООО «ЭТМ» в адрес ООО «Экрон-САХ» от 13.06.2018г. № 383, из которого следует наличие спора по вопросу характера договорных отношений между сторонами, в письме указано следующее:

«Вы и Ваши представители (по доверенности) неоднократно подтверждали тот факт (в том числе и во время судебных заседаний Дело № A31-541/2018), что завозимые для обезвреживания на территорию АМСК вашей организацией твердые коммунальные отходы не являются отходами ООО «Экрон-САХ» и Ваша организация осуществляет только перевозку отходов. Вместе с тем Ваша организация получает от отходообразователей денежные средства за обезвреживание твердых коммунальных отходов.

Предлагаем Вам заключить только договоры перевозки с отходообразователями. При предоставлении в наш адрес списков Ваших клиентов (отходообразователи), ООО «ЭТМ» заключит с ними прямые договоры на обезвреживание твердых коммунальных отходов.».

В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «ЭТМ» неоднократно подтверждало указанную позицию и свою готовность заключать договоры на обезвреживание твердых коммунальных отходов напрямую с контрагентами ООО «Экрон-САХ».

На указанные доводы Заявитель пояснил, что между ООО «Экрон-САХ» и ООО «ЭТМ» имеется спор хозяйствующих субъектов, который рассматривается Арбитражным судом Костромской области (дело № А31 - 8655/2018). В связи с наличием спора акты выполненных работ за период с января 2018 года по настоящее время заказчиком не подписываются, ООО «ЭТМ» уведомлен об этом надлежащим образом. Акты сверки расчетов подписываются сторонами по мере требования, так как они не вступают в противоречие с позицией хозяйственного спора. По состоянию на текущую дату у сторон отсутствуют заявленные претензии по исполнению указанного договора. Акты выполненных работ подписаны в установленном порядке. Подписание актов выполненных работ не лишают заказчика права предъявить обоснованные претензии по качеству услуги при обнаружении каких- либо ранее не известных фактов ставящих под сомнения качество услуги.

В пояснениях ООО «ЭТМ» придерживается следующей позиции.

Проект соглашения о расторжении договора от 01.01.2018 № 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов был направлен в адрес ООО «Экрон-САХ» 12 июля 2018 года, данное действие предусмотрено п. 9.5. Договора.

Причиной направления соглашения о расторжении договора послужили систематические нарушения условий договора, а именно нарушение п. 2.1.8. о своевременной оплате предоставляемых услуг (задолженность ООО «Экрон-САХ» на 12 июля 2018 года составляла 1 178 502,98 рублей), а также не согласие ООО «Экрон-САХ» с коэффициентом уплотнения твердых коммунальных отходов не соответствующему средней плотности (тер.схема) при объеме 24мЗ мусоровоза по машине КАМАЗ (ломовоз гос.номер Х255ХХ 44).

ООО «ЭТМ» в соответствии с условиями договора от 01.01.2018 № 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов оказывало услугу в полном объеме. При этом представители ООО «Экрон-САХ» в течение всего 2018 года не подписывали акты выполненных работ (оказанных услуг) и неоднократно заявляли, что завозимые на территорию АМСК ООО «Экрон-САХ» твердые коммунальные отходы не являются отходами ООО «Экрон-САХ», ООО «Экрон-САХ» осуществляет только перевозку отходов. Вместе с тем ООО «Экрон-САХ» получает от отходообразователей денежные средства за обезвреживание твердых коммунальных отходов.

ООО «ЭТМ» после этих заявлений обратилось в адрес ООО «Экрон-САХ» с предложением заключить только договоры перевозки с отходообразователями (копия письма представлена в материалы дела), представить в адрес ООО «ЭТМ» списки клиентов отходообразователей, с которыми у Заявителя заключены договоры на сбор и вывоз отходов с тем, чтобы ООО «ЭТМ» заключило с ними прямые договоры на обезвреживание твердых коммунальных отходов. Ответ на данное письмо ООО «ЭТМ» не получало. Направляемые акты сверок взаимных расчетов ООО «Экрон-САХ» не подписывало, задолженность за 2017, 2018 год не признавало.

11 июля 2018 года ООО «Экрон-САХ» обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ООО «ЭТМ» 904 588,23 рублей неосновательного обогащения, так как считает, что ООО «ЭТМ» не оказывало услугу по обезвреживанию твердых коммунальных отходов.

Задолженность ООО «Экрон-САХ» перед ООО «ЭТМ» по состоянию на 12 июля 2018 года составляла 1 178 502,98 рублей. На основании данного факта ООО «ЭТМ» приняло решение на основании п. 2.4.2. договора от 01.01.2018 № 06/18П приостановить предоставление услуг на обезвреживание твердых коммунальных отходов. Приостановление услуги продолжалось с 13 июля 2018 года по 16 июля 2018 года включительно. В результате ООО «Экрон-САХ» обратилось в УФАС с заявлением о злоупотреблении доминирующим хозяйствующим субъектом (ООО «ЭТМ») своим положением.

Таким образом, считали, что ООО «Экрон-САХ» обратилось в Арбитражный суд о взыскании задолженности за неосновательное обогащение в связи с отсутствием возможности ООО «ЭТМ» оказывать услугу по обезвреживанию твердых коммунальных отходов и через непродолжительный промежуток времени обратились в Костромское УФАС России с заявлением о злоупотреблении ООО «ЭТМ» своим доминирующим положением на рынке. Полагали, что совершенными действиями ООО «Экрон-САХ» противоречит само себе, в Арбитражном суде утверждает, что ООО «ЭТМ» услугу по обезвреживанию ТКО не оказывает, в УФАС это же общество утверждает, что ООО «ЭТМ» является доминирующим хозяйствующим субъектом в отношении обезвреживания ТКО, одновременно с этим не подписывает соглашение о расторжении договора на оказание услуг по обезвреживанию ТКО, имеет задолженность перед ООО «ЭТМ» за оказанные услуги, не подписывает акты сверок взаимных расчетов, не подписывает акт выполненных работ (услуг). По состоянию на 28 сентября 2018 года договор от 01.01.2018 № 06/18П между ООО «ЭТМ» и ООО «Экрон-САХ» является действующим, соглашение о расторжении не подписывалось соответственно вышеуказанный договор не расторгался.

В своих пояснениях ООО «ЭТМ» указывает, что приостановление оказания услуг на период 3 (три) дня не могло негативно повлиять на ООО «Экрон-САХ», так как в итоге в расчетном периоде услуга была предоставлена.

После принятия Комиссией Заключения об обстоятельствах дела № 04-47/2018 (от 22.10.2018) ООО «ЭТМ» представило пояснения б/н от 09.11.2018 (вх. № 4248 от 09.11.2018), в которых представило ранее не заявлявшиеся доводы о том, что ООО «ЭТМ» не препятствовало Заявителю ввозить отходы, действие договора не приостанавливало. Заявитель по своей инициативе в течение трех дней не осуществлял ввоз ТКО на АМСК, руководствуясь при этом словами неустановленного лица, не производил действий по урегулированию спора посредством переговоров или путем направления письменных обращений в адрес ООО «ЭТМ», из чего ООО «ЭТМ» делает вывод, что доводы Заявителя являются надуманными и несоответствующими действительности. Считают, что в материалы антимонопольного дела не представлены достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что именно ООО «ЭТМ» чинило препятствия и не допускало мусоровозы ООО «Экрон-САХ» в период с 13.07.2018 по 16.07.2018.

Департаментом ТЭК и ЖКХ Костромской области в материалы дела представлена следующая позиция по вменяемым ООО «ЭТМ» признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии в решением Арбитражного суда Костромской области от 27 июня 2018 года по делу № A31-541/2018 по иску ООО «Экрон-САХ» к ООО «ЭкоТехноМенеджмент» об урегулировании разногласий по договору № 06/18П на оказание услуг по обезвреживанию твердых коммунальных отходов, указанный договор был признан публичным для ООО «ЭкоТехноМенеджмент».

Согласно п. II Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» при применении статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует учитывать, что общими положениями о договоре могут быть установлены иные правила о возможности предоставления договором права на отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий.

В обязательстве из публичного договора, заключенного лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором только той стороне, для которой заключение этого договора не было обязательным.

На основании представленных в дело доказательств, документов, сведений, их анализа в совокупности, Комиссия по рассмотрению настоящего дела пришла к следующим выводам.

Как следует из судебной практики, исполнитель не вправе отказаться от публичного договора возмездного оказания услуг, если может их оказать (определения Конституционного Суда РФ от 14.10.2004 № 391-О, от 06.06.2002 № 115-О, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 по делу № А28-14727/2009).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов – это хранение и захоронение отходов, при этом захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Таким образом, для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства:

1) занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;

2) осуществление действий, как прямо установленных этой нормой, так и иных действий (поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим);

3) наступление (или угроза наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц;

4) причинно-следственная связь между действиями субъекта и указанными последствиями.

ООО «ЭТМ» в связи с возникшей задолженностью по договору от 01.01.2018
№ 06/18П воспользовалось правом, предусмотренным п. 2.4.2 договора, направило письмо о приостановлении оказания услуг исх. № 442 от 12.07.2018. Размер задолженности и период ее возникновения в письме не указаны, что создает неопределенность правового положения для Заявителя, потому что задолженность, послужившая основанием направления уведомления от 06.07.2018 с указанием размера и периода возникновения задолженности, к 12.07.2018 Заявителем была частично оплачена.

Иных писем, содержащих претензии по оплате задолженности, кроме уведомления от 06.07.2018, содержащего требование оплатить задолженность за период – май 2018 года в размере 552 005,64 руб. и уведомление о приостановлении с 07.07.2018 въезда на территорию АМСК специального транспорта ООО «Экрон-САХ», в материалы дела не представлено, лицами, участвующими в деле, в ходе рассмотрения дела не заявлено.

Вместе с тем, ООО «ЭТМ» приняло частичную оплату задолженности за май 2018 года, произведенную ООО «Экрон-САХ» 06.07.2018 в размере 250 000 руб., как надлежащую, и от действий по приостановлению с 07.07.2018 въезда на территорию АМСК специального транспорта ООО «Экрон-САХ», отказалось.

Фактические действия ООО «ЭТМ» по прекращению с 13.07.2018г. по 16.07.2018 оказания услуги по приему и обезвреживанию ТКО подтверждают действия по одностороннему расторжению договора с 13.07.2018 в соответствии с п. 3 Соглашения.

Срок для рассмотрения проекта Соглашения о расторжении Договора фактически отсутствует. Письмо исх. № 442 от 12.07.2018 было направлено ООО «ЭТМ» в адрес Заявителя 12.07.2018 в 20:21, т.е. за пределами рабочего времени, установленного как локальными нормативными актами Заявителя, так и обычаями делового оборота.

Таким образом, фактически ООО «Экрон-САХ» не было заблаговременно, с учетом времени, необходимого для рассмотрения и принятия какого-либо решения, уведомлено ни о временном приостановлении действия Договора, ни о предложении о его расторжении.

На следующий день 13.07.2018 специальный транспорт ООО «Экрон-САХ» не был допущен к разгрузке.

Как следует из ст. 314 ГК РФ разумный срок на исполнение обязательства составляет семь дней, если иной срок не установлен нормативными правовыми актами.

Расторжение Договора в одностороннем порядке в связи с наличием задолженности не предусмотрено. Согласно п. 2.4.4 Договора Оператор (ООО «ЭТМ») имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке в следующих случаях:

- в случае утраты Заказчиком лицензии на право обращения с отходами;

- в случае существенного (более 50 %) несоответствия фактически переданных отходов на объект обезвреживания от заявленного в Приложении № 4 (Сведения об объемах отходов, подлежащих транспортированию на АМСК с целью их обезвреживания);

- в соответствии с абз. 2 п. 3.2 Договора (которым предусмотрено, что Оператор оставляет за собой право произвести контрольный замер объема кузова специализированного транспорта. В случае, если по результатам замера объем кузова будет больше указанного в Приложении № 3 к Договору, Оператор в присутствии представителя Заказчика составляет Акт замера и вносит изменения в характеристику транспортного средства, указанного в Договоре. В случае несогласия Заказчика с произведенными замерами Оператор оставляет за собой право расторгнуть договор в одностороннем порядке).

Согласно п. 9.5 Договора досрочное расторжение Договора допускается по соглашению сторон и в порядке, предусмотренном ст. 782 Гражданского кодекса РФ.

Согласно решению Арбитражного суда Костромской области от 27.06.2018 по делу
№ А31-541/2018, вступившему в законную силу 28.07.2018, указанный Договор является публичным.

Таким образом, само направление ООО «ЭТМ» письма исх. № 442 от 12.07.2018. в 20:21 час. в адрес Заявителя о приостановлении оказания услуг с 13.07.2018 и предложении расторгнуть Договор с этой же даты, в совокупности с фактическим временным прекращением оказания услуги по приему и обезвреживанию ТКО до рассмотрения письма исх. № 442 от 12.07.2018. со стороны ООО «Экрон-САХ», создало для Заявителя правовую неопределенность по вопросу продолжения действия, приостановления либо расторжения Договора, основаниям для таких действий.

Потребителями услуг Заявителя являются 120 хозяйствующих субъектов, находящихся на территории города Костромы, среди которых объекты социальной сферы (детские сады, школы, учреждения здравоохранения), муниципальные и государственные учреждения, а также управляющие компании, осуществляющие управление многоквартирными домами, отдельные физические лица.

Учитывая действующее региональное нормативное правовое регулирование в сфере обращения отходов, а именно Временное положение по организации деятельности по сбору, транспортировании, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Костромской области, утвержденное постановлением Департамента топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства от 05.10.2016 года № 58-НП, Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Костромской области, утвержденную приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды от 22 декабря 2016 года № 576, ООО «Экрон-САХ» обязано пользоваться услугами ООО «ЭТМ» по обезвреживанию ТКО.

Действия ООО «ЭТМ», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по приему и обезвреживанию твердых коммунальных отходов, по прекращению оказания услуги по приему и обезвреживанию твердых коммунальных отходов ущемляют интересы хозяйствующего субъекта ООО «Экрон-САХ» (создают угрозу ущемления интересов) в сфере предпринимательской деятельности, и неопределенного круга потребителей услуг, оказываемых ООО «Экрон-САХ», оплачивающих их надлежащим образом, приводят (могут привести) к невозможности вывоза для обезвреживания ТКО с территории г. Костромы, обслуживаемой Заявителем, возникновению несанкционированных свалок, создадут угрозу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При принятии решения Комиссия учитывает все обстоятельства дела и доводы сторон в совокупности, в том числе (но не исключительно) имеющиеся разногласия сторон по вопросу плотности принимаемых по Договору отходов, предложений ООО «ЭТМ» представить в их адрес списки клиентов ООО «ЭКрон-САХ» (отходообразователей) для заключения договоров на обезвреживание твердых коммунальных отходов напрямую с контрагентами ООО «Экрон-САХ» (письмо ООО «ЭТМ» в адрес Заявителя исх. № 383 от 13.06.2018).

На основании изложенного в действиях ООО «ЭТМ» усматриваются нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном направлении 12.07.2018 проекта соглашения о расторжении договора от 01.01.2018 № 06/18П на обезвреживание ТКО в адрес ООО «Экрон-САХ», принятии мер по прекращению с 13.07.2018 обязательств Оператора (ООО «ЭТМ») по оказанию услуг по приему и обезвреживанию ТКО по договору от 01.01.2018 № 06/18П на обезвреживание ТКО до его расторжения в установленном указанным договором и законодательством РФ порядке, результатом которых являются (могут являться) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В ходе рассмотрения настоящего дела ООО «ЭТМ» отказалось от действий по направлению 12.07.2018 проекта соглашения о расторжении договора от 01.01.2018
№ 06/18П на обезвреживание ТКО в адрес ООО «Экрон-САХ», в материалы антимонопольного дела представлено письмо ООО «ЭТМ» в адрес ООО «Экрон-САХ» от 09.10.2018г. № 608 об отзыве соглашения о расторжении договора от 12.07.2018г. как не имеющего силы.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

На основании указанной правовой нормы ООО «ЭТМ» представило Возражения на заключение об обстоятельствах дела (исх. № б/н от 07.11.2018, вх. № 4213 от 08.11.2018) и пояснения по делу № 04-47/2018 (исх. № б\н от 09.11.2018, вх. № 4248 от 09.11.2018), которые учтены Комиссией при вынесении настоящего решения в совокупности с иными представленными по делу доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» (ОГРН: 1037739418199, ИНН: 7722169591, место нахождения: Костромская область, г. Кострома, ул. Базовая, д.23) наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном направлении 12.07.2018 проекта соглашения о расторжении договора от 01.01.2018 № 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов в адрес ООО «Экрон-САХ», принятии мер по прекращению с 13.07.2018 обязательств Оператора (ООО «ЭТМ») по оказанию услуг по приему и обезвреживанию твердых коммунальных отходов по договору от 01.01.2018 № 06/18П на обезвреживание твердых коммунальных отходов до его расторжения в установленном указанным договором и законодательством РФ порядке,

результатом которых являются (могут являться) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

2. В связи с прекращением в ходе рассмотрения настоящего дела действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения материалов дела на предмет возбуждения административного производства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии подпись

Члены Комиссии: подпись

подпись

Связанные организации

Связанные организации не указаны