Решение б/н Решение № 044/07/3-159/2021 по жалобе ООО "Аркада" от 22 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Костромской области

пер. Кадыевский, 4, г. Кострома, 156000

тел. (4942) 35-53-55, факс (4942) 35-53-55

e-mail: to44@fas.gov.ru

_______________ № _________________

На № ___________ от _________________

Заказчик:

МУП «Шарьинская ТЭЦ»

__________________________________

ул. Центральная, д. 1, пгт. Ветлужский, Костромская область, 157510

e-mail: shtec.sekr@yandex.ru

Заявитель:

ООО «Аркада» __________________________________

ул. Перелета, д. 32, кв. 7, г. Омск, 644119

e-mail: sibir-ugol@yandex.ru

РЕШЕНИЕ № 044/07/3-159/2021

22.04.2021 г. г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Исмаилов М.И.;

Члены Комиссии:

Пугачева А.В.;

 

Суясов А.И.,

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей МУП «Шарьинская ТЭЦ» (далее – Заказчик) и ООО «Аркада» (далее – Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Комиссии Заказчика при проведении закупки № 32110057253 «Поставка каменного угля марки Др в количестве 10000 тонн для нужд МУП "Шарьинская ТЭЦ"», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Согласно материалам дела, 05.03.2021 г. на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещены извещение и конкурсная документация открытого конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля марки Др в количестве 10000 тонн для нужд МУП "Шарьинская ТЭЦ".

05.04.2021 г. в Костромское УФАС России поступила жалоба ООО «Аркада». В своей жалобе ООО «Аркада» обжалует действия Комиссии Заказчика, которая, по мнению Заявителя, при оценке заявок участников закупки по критерию «опыт по выполнению аналогичных поставок» неправомерно не засчитала представленный опыт по 35 аналогичным договорам поставки, в связи с чем заявке Заявителя по данному критерию было присвоено ноль баллов.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и считает их необоснованными в полном объеме. Заказчиком представлено возражение на доводы жалобы, в котором указывается на отсутствие каких-либо нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Для получения дополнительных сведений, на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией Костромского УФАС России принято решение о продлении срока принятия решения, в заседании объявлен перерыв до 19.04.2021 года.

Для изучения представленных в материалы дела сведений и документов, 19.04.2021 года Комиссией Костромского УФАС России принято решение о перерыве в заседании до 22.04.2021 года.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами в материалы дела, Комиссия Костромского УФАС России УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Законом о закупках (пункт 1 части 2 статьи 1).

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Протокол № 43 оценки, сопоставления заявок и принятия решения в открытом конкурсе № 32110057253 от 23.03.2021 года размещен в ЕИС 25.03.2021 года.

Жалоба Заявителем подана 05 апреля 2021 года.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

07.04.2021 года жалоба ООО «Аркада» была принята к рассмотрению. Информация о поступлении жалобы и ее содержании была размещена на сайте Костромского УФАС России (https://kostroma.fas.gov.ru/). Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу также было направлено сторонам по делу.

По доводу жалобы Комиссией Костромского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В подпункте 3 пункта 1.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП «Шарьинская ТЭЦ» определено, что Документация о закупке (конкурсная документация, аукционная документация, документация о запросе предложений, запросе котировок, тендерная документация) – комплект документов, содержащий полную информацию о предмете, условиях и правилах проведения закупки, правилах подготовки, оформления и подачи заявок на участие в закупке участником закупки, а также об условиях заключения договора.

Пунктом 1.4.5. Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП «Шарьинская ТЭЦ» установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (Пунктом 1.4.7. Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП «Шарьинская ТЭЦ»).

Протокол № 43 оценки, сопоставления заявок и принятия решения в открытом конкурсе № 32110057253 от 23.03.2021 года Комиссией Заказчика приведены сведения об оценке заявок участников закупки, согласно которым в заявке ООО «Аркада» для расчета количества баллов по критерию «опыт по выполнению аналогичных поставок (количество/баллы)» принимается только 3 (три) договора из представленных в заявке 38 договоров.

Порядок оценки заявок по закупке № 32110057253 установлен в пункте 17 Информационной карты закупочной процедуры, в том числе следующий:

Оценка заявок по критерию «опыт по выполнению аналогичных поставок»

Наличие опыта оказания услуг по поставке каменного угля марки Др, Подтверждаемое наличием у Участника закупки (с учетом правопреемственности) за последние три года договоров на оказание услуг, являющихся идентичными предмету заключаемого Заказчиком договора по результатам закупки, добросовестно исполненных к дате подачи заявки Участником закупки. Присвоение баллов производится исходя из следующего:

- менее десяти договоров – 0 баллов;

- от десяти до тридцати договоров (включительно) – 50 баллов;

- более тридцати договоров – 100 баллов.

Для расчета значения критерий умножается на коэффициент значимости – 0,2

В случае отсутствия в составе заявки, подтверждающих документов (копии договоров и актов приемки-передачи товаров/ТОРГ-12/УПД по аналогичным видам поставок, подтверждающие достоверность сведений), оценка по соответствующему показателю учтена не будет.

Изучив представленную в материалы дела копию заявки участника закупки ООО «Аркада» Комиссия Костромского УФАС России установила отсутствие приложенных к восьми договорам по аналогичным видам поставок актов приемки-передачи товаров/ТОРГ-12/УПД.

Представитель заказчика на заседании комиссии пояснил, что договорами на оказание услуг, являющихся идентичными предмету заключаемого Заказчиком договора по результатам закупки, являются договоры, содержащие аналогичные технические показатели, что и показатели по данной закупке, установленные в форме № 5 (Техническое задание), такие, например, как: «Зольность», «Показатель отражения витринита», «Массовая доля общей серы».

Как установила Комиссия, учитывая в договорах по аналогичным видам поставок технические показатели поставляемого товара, Заказчик не учитывает поставляемый объем по данным договорам. Вместе с тем, при оценке опыта по выполнению аналогичных поставок Комиссия Заказчика учитывала объем добросовестно исполненных договоров.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Комиссия Костромского УФАС России установила, что в конкурсной документации критерии оценки опыта по выполнению аналогичных поставок не дают четкого понимания какие именно договоры будут являться идентичными предмету заключаемого Заказчиком договора по результатам закупки. Конкурсная документация не указывает на необходимость представления по данному критерию оценки заявок договоров с определенными техническими показателями поставляемого товара, таких как, например: «Зольность», «Показатель отражения витринита», «Массовая доля общей серы» и т.д.

Вместе с тем, по заверениям представителя Заказчика вышеуказанные технические показатели необходимы для определения идентичности предмета предоставляемых в заявках участников закупки договоров договору по указанной закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом информационной открытости закупки. Отсутствие информации раскрывающей требования к договорам, которые участник закупки обязан представить в составе заявки для подтверждения опыта по выполнению аналогичных поставок, делает невозможным правильно оценить заявки участников закупки и присвоить им баллы по критерию «опыт по выполнению аналогичных поставок».

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1, части 6 статьи 3 и пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Аркада» обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1, часть 6 статьи 3 и пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику (Комиссии Заказчика) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены сформированных протоколов и внесения изменения в конкурсную документацию в соответствии с действующим законодательством и настоящим решением.
  4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц Заказчика к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны