Решение №4218/05 Признать жалобу ООО «Центр смазок» необоснованной. от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

   

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Костромской области

пер. Кадыевский, 4, г. Кострома, 156000

тел. (4942) 35-53-55, факс (4942) 35-53-55

e-mail: to44@fas.gov.ru

_______________ № _________________

На № ___________ от _________________

 

Заказчик:

Открытое акционерное общество

«Газпромтрубинвест»

____________________________________

ул. Магистральная, д. 1, г. Волгореченск, Костромская область, 156901

e-mail: e.v.novikova@adm.gazprom.ru

Организатор конкурентного отбора:

ПАО «Газпром»

____________________________________

ул., Намёткина, д. 16, г. Москва, 117420

Заявитель:

ООО «Центр смазок» ____________________________________

ул. Искры, д. 31, корп. 1, э.1, пом. 2, комн. 20, г. Москва, 129344

e-mail: info@csmaz.ru

Электронная площадка:

Электронная торговая площадка

Группа Газпромбанка

____________________________________

e-mail: info@etpgpb.ru

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №044/07/3-561/2020

Резолютивная часть решения оглашена « 21 » сентября 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено « 23» сентября 2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Костромское УФАС России) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) и ст.18.1, ст.41 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) в составе:

Председатель Комиссии:

Исмаилов М.И. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области.

Члены Комиссии:

Гаранина А.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;

Зайцева О.О. – специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;

рассмотрев в присутствии представителя организатора конкурсного отбора и в присутствии представителя Заявителя, обеспечивших свое участие посредством Видеоконференцсвязи, в присутствии представителя Заказчика, настоящее дело, возбужденное по жалобе заявителя о нарушении Заказчиком при проведении закупки № 32009462890 (открытый конкурентный отбор в электронной форме) на право заключения договора на поставку резьбоуплотнительной смазки для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (0001/20/4.3/0026949/ГТрубИнвест), положений Закона №223-ФЗ, в части размещения протокола оценки и сопоставления заявок не в полном объеме,

УСТАНОВИЛА:

10.09.2020 года в адрес Костромского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме № 32009462890 на право заключения договора на поставку резьбоуплотнительной смазки для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (0001/20/4.3/0026949/ГТрубИнвест).

Согласно представленным материалам, 03.09.2020 г. на официальном сайте в сети «Интернет» в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru, ОАО «Газпромтрубинвест» размещено извещение и документация о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме № 32009462890 на право заключения договора на поставку резьбоуплотнительной смазки для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (0001/20/4.3/0026949/ГТрубИнвест) (извещение № 32009462890).

Начальная (максимальная) цена контракта 29 210 640,00 рублей.

Заявитель обжалует действия Заказчика, а именно.

  1. Пункт 3.2.1. Победитель в течение 5 рабочих дней с даты получения направленного в соответствии с пунктом 3.1 Документации уведомления Организатора о результатах конкурентного отбора обязан предоставить Заказчику в 2-х экземплярах подписанный со своей стороны оригинал текста договора, подготовленный в соответствии с пунктом 3.2.2 Документации, и информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных). В соответствии с частью 15 статьи 3.2. Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Содержание пункта 3.2.1 Документации не соответствует Закону о закупках и позволяет Заказчику злоупотреблять своими правами.
  2. Абзац 2 страницы 1 Технического задания: «Поскольку закупка осуществляется в целях исполнения обязательств ОАО «Газпромтрубинвест» по договорам с нефтяными компаниями, условиями которых предусмотрена использование при изготовлении продукции смазки торгового знака РУСМА, предложение эквивалентов не допускается». По мнению Заявителя, учитывая тот факт, что, как указывалось выше, смазка торгового знака «РУСМА» не обладает исключительными эксплуатационными свойствами и экстраординарными техническими характеристиками, а сведения о заключении (и содержании) договоров между ОАО «ГАЗПРОМТРУБИНВЕСТ» и нефтяными компаниями, где содержатся условия о необходимости «использования при изготовлении продукции смазки торгового знака РУСМА» проверить не представляется возможными, требования абзаца 2 страницы 1 Технического задания являются дискриминационными и ограничивают круг лиц, желающих участвовать в конкурентном отборе.
  3. пункт 9.7.2. страницы 5 Технического задания: «Подтверждением соответствия предлагаемого товара условиям документации о закупке является прохождение испытаний опытно-промышленной партии образцов на оборудовании ОАО «Газпромтрубинвест». В связи с этим, участник должен либо представить в составе своей заявки копию документа, подтверждающего прохождение в последние 3 года до даты объявления закупки испытаний образцов предлагаемого им товара на оборудовании ОАО «Газпромтрубинвест», либо до окончания подачи заявок на участие в закупке представить ОАО «Газпромтрубинвест» образцы предлагаемого товара, для прохождения испытаний. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Требование о предоставлении документа, подтверждающего наличие положительных производственных испытаний на оборудовании ОАО «Газпромтрубинвест» на этапе подготовки и подачи заявки ограничивает круг участников конкурентного отбора. Соответствие этим требованиям зависит от волеизъявления Заказчика, что противоречит вышеуказанному пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Представитель Заказчика, организатора конкурентного отбора, присутствовавшие при рассмотрении настоящего дела, в возражении на жалобу заявителя пояснили, что считает довод необоснованным, все требования в документации установлены в соответствии с Законом о закупках и положением о закупках.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, установила:

1) Закон №223-ФЗ, в соответствии со статьей 8 вступил в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Пунктами 1-3 статьи 2 Закона №223-ФЗ указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупке утверждается: высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания.

В соответствии с Законом №223-ФЗ, Заказчиком в установленный срок было утверждено и опубликовано положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение о закупках).

При проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме № 32009462890 на право заключения договора на поставку резьбоуплотнительной смазки для нужд ОАО «Газпромтрубинвест» (0001/20/4.3/0026949/ГТрубИнвест) Заказчик руководствовался положением о закупках.

Данные документы размещены на официальном сайте, и были доступны всем участникам заказа.

2) В соответствии с частью 1 статьи 18.1, пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Законом о закупках (пункт 1 части 2 статьи 1).

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

По первому доводу заявителя установлено следующее.

Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Аналогичное положение установлено пунктом 7.11.1 Положения о закупках.

Пунктом 3.2.1 документации установлено, что победитель в течение 5 рабочих дней с даты получения направленного в соответствии с пунктом 3.1 Документации уведомления Организатора о результатах конкурентного отбора обязан предоставить Заказчику в 2-х экземплярах подписанный со своей стороны оригинал текста договора, подготовленный в соответствии с пунктом 3.2.2 Документации, и информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

Таким образом, пункт 3.2.1 документации устанавливает срок направления подписанного со стороны победителя проекта договора, а не срок заключения договора.

Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу о признании первого довода необоснованным.

По второму доводу Заявителя установлено следующее.

Подпунктом г пункта 3 части 6.1статьи 3 Закона о закупках установлено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Заказчиком представлены письменные объяснения согласно которым, абзац 2 страницы 1 Технического задания: «Поскольку закупка осуществляется в целях исполнения обязательств ОАО «Газпромтрубинвест» по договорам с нефтяными компаниями, условиями которых предусмотрена использование при изготовлении продукции смазки торгового знака РУСМА, предложение эквивалентов не допускается».

В своих пояснениях Заказчик указал, что общество обосновало свою потребность в приобретении товара именно товарного знака РУСМА наличием действующих договорных обязательств, неисполнение которых может привести к неблагоприятным для Заказчика последствиям, таким как взыскание убытков и неустоек его контрагентами.

Также, в возражениях приведены выдержки из договора, в котором указано, что должна использоваться смазка РУСМА.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России в данном случае не усматривает нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика. Второй довод Заявителя признан необоснованным.

По третьему доводу Заявителя установлено следующее.

Пункт 9.7.2. страницы 5 Технического задания: «Подтверждением соответствия предлагаемого товара условиям документации о закупке является прохождение испытаний опытно-промышленной партии образцов на оборудовании ОАО «Газпромтрубинвест». В связи с этим, участник должен либо представить в составе своей заявки копию документа, подтверждающего прохождение в последние 3 года до даты объявления закупки испытаний образцов предлагаемого им товара на оборудовании ОАО «Газпромтрубинвест», либо до окончания подачи заявок на участие в закупке представить ОАО «Газпромтрубинвест» образцы предлагаемого товара, для прохождения испытаний.

Образцы предоставляются на безвозмездной основе по адресу: Костромская область, город Волгореченск, улица Магистральная, дом 1, в количестве не менее 180 кг по каждой позиции спецификации. Передача образцов для прохождения испытаний оформляется распиской в получении или актом приемки. Контактное лицо по вопросам предоставления образцов: Заместителю технического директора ОАО «Газпромтрубинвест» Аракчееву Константину Александровичу, тел.: 8(49453)78021.

Объем перечисленных в техническом задании данных является минимальным. Поставщик материала может предоставить по своему усмотрению дополнительные данные и материалы в целях более полного освещения предмета предложения».

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Аналогичная позиция содержится в обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Как указывает Заказчик, для достижения целей общество закупает продукцию, способную обеспечить надежное, безаварийное функционирование производственных мощностей покупателей продукции АОА «Газпромтрубинвест». Учитывая изложенное, не допускается применение продукции, не прошедшей процедуры по оценке соответствия качества продукции требованиям и стандартам заказчика. В связи с этим в технические требования документации включены требования к продукции, предлагаемой претендентами, по прохождению опытных испытаний на оборудовании заказчика.

Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу, что данное требование обусловлено потребностями заказчика и отвечает его интересам, позволяет исключить факт поставки некачественной продукции, не соответствующей требованиям документации о закупке, и не приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки.

Таким образом, третий довод Заявителя признан необоснованным.

Таким образом, при проведении закупки № 32009462890 нарушений в действиях Заказчика, Костромским УФАС России не установлено. Жалоба заявителя признана необоснованной.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Центр смазок» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председателя Комиссии

М.И. Исмаилов

Члены Комиссии

А.А. Гаранина

О.О. Зайцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны