Решение (комиссия) №16114/24 РЕШЕНИЕ по делу № 023/07/3-2615/2024 по результатам рассмотр... от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 023/07/3-2615/2024 по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04 июня 2024 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов № 2 (далее – комиссия) в составе:

с участием посредством видеоконференцсвязи представителей 

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Э», АО «Г»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «К» (вх. № 19174-ЭП/24 от 27.05.2024) на действия (бездействие) организатора закупки - общество с ограниченной ответственностью «Г» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований № 162/ЗМИ/10.04.2024 на оказание услуг (выполнение работ) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (извещение № 32413492348 от 10.04.2024, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «К» (вх. № 19174-ЭП/24 от 27.05.2024) на действия (бездействие) организатора закупки - общество с ограниченной ответственностью «Г» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований № 162/ЗМИ/10.04.2024 на оказание услуг (выполнение работ) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (извещение № 32413492348 от 10.04.2024, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 04 июня 2024 года в 17 часов 30 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Согласно доводам жалобы заказчик необоснованно отклонил заявку заявителя, а также нарушил принципы, установленные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установив показатель нестоимостного критерия наличие сертификата СДС «Г».

Заказчик доводам жалобы возражает, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной; письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

10.04.2024 заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413492348 о проведении закрытых маркетинговых исследований № 162/ЗМИ/10.04.2024 на оказание услуг (выполнение работ) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности.

Согласно извещению

дата начала срока подачи заявок - 10.04.2024;

дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 18.04.2024 09:59;

дата подведения итогов - 15.05.2024 14:00;

начальная цена - 60 811 200,00 руб. с НДС (50 676 000,00 без НДС).

оператор электронной площадки - ООО «Э».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 1.1.1 Документации о закрытых маркетинговых исследований (далее - Документация) настоящие закрытые маркетинговые исследования в электронной форме являются неконкурентным способом закупки и проводятся в соответствии с разделом 14 Положения о закупках товаров, работ, услуг Заказчика в электронной форме.

В соответствии с пунктом 1.2.2 Документации Заказчик — юридическое лицо, для обеспечения нужд которого осуществляется закупка (п. 4.1.1 информационной карты).

Согласно пункту 4.1.1 информационной карты заказчиком является АО «Г».

Организатор закрытых маркетинговых исследований — ООО «Г», осуществляющее организацию и проведение Закрытых маркетинговых исследований в интересах Заказчика (пункт 1.2.3 Документации).

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Г», утвержденное решением Совета директоров АО «Г» (Протокол №34 от 11.05.2023 г.) (далее - Положение о закупках).

Комиссией при рассмотрении довода жалобы № 1 установлено следующее.

ООО «К» подало заявку на участие в закрытых маркетинговых исследованиях, заявка зарегистрирована 19.04.2024 под № 2.

Согласно итоговому протоколу от 15.05.2024 № 22/02-34/162-2 заявка Участника 2 (ООО «К») отклонена по причине «Не соответствует, п. 3 раздела 1 методики анализа, рассмотрения и оценки заявок участников Маркетинговых исследований и п. 1.5.2 документации о Маркетинговых исследованиях».

Комиссией установлено, что в составе заявки ООО «К» предоставило Справку о кадровых ресурсах по Форме 4, Согласие на обработку и передачу персональных данных работников.

Согласно письменным возражениям на жалобу (вх. № 20067-ЭП/24 от 31.05.2024) в представленных ООО «К» в составе заявки документах содержатся сведения о К и П (пункт 13-14 Формы 4).

При проверке представленных документов организатором закупки установлено, что согласия на обработку персональных данных (Форма 2.2) указанных физических лиц от 15.04.2024 содержат недостоверные сведения, а именно недействительные паспорта, что свидетельствует, как указывает организатор закупки, на отсутствие согласия указанных физических лиц на обработку их персональных данных.

Согласно пункту 14.4.13 Положения о закупках документация о маркетинговых исследованиях в электронной форме должна содержать сведения о праве Комиссии по маркетинговым исследованиям отклонять заявки на участие в маркетинговых исследованиях в случае их несоответствия требованиям, установленным документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме, с указанием перечня допустимых оснований для такого отклонения.

В соответствии с пунктом 1.5.2 Документации при выявлении недостоверных сведений в представленной Участником заявке на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях, несоответствия Участника, материалов, предоставленных в заявке Участника Закрытых маркетинговых исследований, требованиям, установленным настоящей Документацией, Организатор сообщает соответствующие сведения Комиссии. Комиссия вправе отклонить заявку такого Участника в порядке, установленном п. 2.11.3 настоящей Документации.

Решение об отклонении заявок участников Закрытых маркетинговых исследований принимается в соответствии с требованиями раздела 1 «Методика анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях» (пункт 2.11.3 Документации).

Согласно пункту 2.9.3 Документации анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях проводится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях».

Согласно пункту 3 Раздела 1 Методики анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях к участникам закупки предъявляется требование наличия документов, определенных Документацией о закупке, и отсутствие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки (привлекаемых субподрядчиках/ субпоставщиках/ соисполнителях) или о закупаемых товарах (работах, услугах).

Комиссия Краснодарского УФАС России отмечает, что сама по себе информация о недействительных паспортах физических лиц (работников заявителя), содержащаяся в согласиях на обработку персональных данных, непосредственно не относится к сведениям об участнике либо к сведениям о закупаемом товаре, поименованной в пункте 3 раздела 1 Методики анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях. В этой связи несоответствие данной информации действительности самостоятельным основанием для отклонения заявки участника с учетом требований пунктов 1.5.2, 2.9.3, 2.11.2 Документации, пункте 3 раздела 1 Методики анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследования не является.

В то же время, информация о недействительных паспортах работников организации требует уточнения заказчиком, поскольку может указывать на недостоверные сведения относительно наличия кадрового персонала и на недобросовестное поведения участника закупки.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Комиссия отмечает, что согласно пункту 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Таким образом, презюмируется добросовестность участника процедуры по представлению документов, пока не доказано иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

Применительно к рассматриваемым обстоятельствам установлено, что пунктом 3.5 Инструкции по подготовке заявок на участие в закрытых маркетинговых исследованиях установлено, что в составе заявки участником необходимо представить:

- Согласие на обработку и передачу своих персональных данных (в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных») (Форма 2.2). Участник должен предоставить согласие на обработку персональных данных всех физических лиц, сведения о которых содержатся в составе Заявки.

- Справка о кадровых ресурсах Участника (Форма 4).

При этом, согласно Разделу 2 Методики анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях оценка заявок участников проводится по стоимостному и нестоимостному критерию. Одним из показателей нестоимостного критерия является наличие кадровых ресурсов. При этом подлежит проверке количество имеющихся у Участника на момент подачи Заявки подтвержденных кадровых ресурсов (специалистов (работников)), требуемых для поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с Технической частью документации, и указанных в Справке о кадровых ресурсах (Форма 4).

При отсутствии Справки о кадровых ресурсах (Форма 4) в составе заявки Участнику присваивается 0 баллов (В = 0). В случае не корректного заполнения Формы 4 информация, указанная в соответствующей строчке Формы 4, не принимается учету при подсчете баллов по данному показателю.

Комиссией установлено, что в Справке о кадровых ресурсах (пункт 13-14 Формы 4) заявителем представлены сведения о К и П. В подтверждение указанной информации представлены трудовые договоры, заключенные с указанными лицами.

Кроме того, установлено, что паспортные данные, указанные К. и П в согласии на обработку и передачу персональных данных соответствуют паспортным данным, указанным в трудовых договорах, представленных заявителем в составе заявки в качестве подтверждения наличия необходимых кадровых ресурсов.

Документов и сведений, свидетельствующих о недостоверности информации о наличии трудовых отношений между К, П. и ООО «К» на момент подачи заявки в материалы дела не представлены, организатором закупки указанный факт также не отрицается.

Заявителем в материалы дела № 023/07/3-2615/2024 представлены объяснительные К и П с приложением копий страниц действительных паспортов, содержащих сведения о ранее выданных паспортах, совпадающих со сведениями указанными К. и П. в согласиях на обработку и передачу их персональных данных.

Таким образом, установлено, что ООО «К» в составе заявки представлены достоверные, соответствующие действительности сведения о кадровых ресурсах, в том числе о наличии трудовых отношений с К., П.

Сведения на неактуальные паспортные данные указанных работников в согласиях на обработку персональных данных является следствием ошибки, допущенной данным работниками, и не может быть расценена как недобросовестное поведения участника закупки, имеющее своей целью введение заказчика в заблуждение относительно предлагаемого товара (работы, услуги).

Согласно пункту 2.9.8 Документации организатор вправе не обращать внимания на мелкие недочеты, несоответствия и погрешности, которые не оказывают существенного влияния на условия, предлагаемые Участником и на возможности Участника, связанные с выполнением обязательств по договору.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные нормы также отражены в пункте 1.1.3 Положения о закупках.

На основании изложенного, в действиях организатора закупки по отклонению заявки ООО «К» имеются нарушения части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.1.3 Положения о закупках.

Таким образом, комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и необходимости выдачи организатору закупки предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов с учетом выявленных нарушений.

По вопросу рассмотрения довода жалобы № 2 комиссия сообщает следующее.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Кроме того, согласно позиции ФАС России жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке (Письмо от 25 июня 2019 года № МЕ/53183/19). Также на основании письма ФАС России от 01.02.2023 № СП/24532/23 после окончания срока подачи заявок на участие в торгах жалоба может быть подана только на порядок размещения информации о проведении торгов, а также на порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с извещением срок окончания подачи заявок на участие в маркетинговых исследованиях — 18.04.2024.

Таким образом, жалоба ООО «К» (вх. № 19174-ЭП/24 от 27.05.2024) направлена в Краснодарское УФАС России после окончания срока подачи заявок на участие в маркетинговых исследованиях.

На основании вышеизложенного, доводы жалобы ООО «К» на положения аукционной документации не подлежат рассмотрению комиссией антимонопольного органа по существу.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

На основании изложенного, комиссия Краснодарского УФАС России принимает решение оставить довод № 2 жалобы без рассмотрения.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В данном случае, у комиссии имелись, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках основания для принятия к рассмотрению жалобы ООО «К» в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «К» (вх. № 19174-ЭП/24 от 27.05.2024) на действия (бездействие) организатора закупки - общество с ограниченной ответственностью «Г при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований № 162/ЗМИ/10.04.2024 на оказание услуг (выполнение работ) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (извещение № 32413492348 от 10.04.2024, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать организатору закупки - ООО «Г» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по факту нарушения процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня их вынесения.

 

Связанные организации

ООО "Комплексные инженерные системы"
ИНН 3328465940, ОГРН 1093328003460
ООО «Газпром межрегионгаз»
ИНН 5003021311, ОГРН 1025000653930
АО "Газпром газораспределение Краснодар"
ИНН 2308021656, ОГРН 1022301189790
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118