Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5274/2020 по результатам рассмотрения жал... от 29 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5274/2020

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

26 октября 2020 г.                                                                              г. Краснодар                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

при участии <…> (далее – Заявитель), при участии представителя АО «Россельхозбанк» (далее – Организатор торгов/Заказчик) рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по санитарно-гигиеническому содержанию помещений на объектах Краснодарского РФ АО «Россельхозбанк» (извещение № 32009432814 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),    

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба <…> на действия АО «Россельхозбанк» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по санитарно-гигиеническому содержанию помещений на объектах Краснодарского РФ АО «Россельхозбанк» (извещение № 32009432814 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).   

Рассмотрение жалобы состоялось 26.10.2020 года в 11.30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель жалобы считает, что документация Организатора торгов ограничивает конкуренцию и допускает двусмысленное толкование при указании требований к участникам закупки. Так же Заявитель указывает на то, что Заказчиком допущено нарушение порядка допуска заявок к участию в запросе котировок.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 023/07/3-5274/2020, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Заказчик является юридическим лицом, закупочная деятельность которого регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Закупка проходила в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и в соответствии с Положением об организации закупочной деятельности в АО «Россельхозбанк» № 409-П (далее - Положение о закупках).

Максимальное значение цены договора: 12 807 000,00 руб. (Двенадцать миллионов восемьсот семь тысяч рублей 00 копеек), включая НДС.

Общая начальная (максимальная) цена единиц услуг по хозяйственному обслуживанию помещений и дополнительных услуг, включая расходные материалы: 1 067 290,22 руб. (Один миллион шестьдесят семь тысяч двести девяносто рублей 22 копейки), включая НДС.

Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок: «02» сентября 2020 года.

Дата/срок рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе котировок: не позднее «09» сентября 2020 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (пункт 6 статьи 3 Закона о закупках).

Между тем, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному в пункте 3 части 1 статьи 3 указанного Закона и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку эти критерии в равном степени применимы ко всем участникам закупки.

В процедуре рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе котировок участвовало 5 (пять) заявок: ООО «УК «Премиум сервис», ООО «ЛОТОС - 2013», <…>, ООО «ГК «КАНЦ 73», ООО «ГЕКТОР». Согласно решению конкурсной комиссии Краснодарского РФ Банка, протокол № 150 от 12.10.2020 подведения итогов Запроса котировок опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям, на основании п. 3.8. Положения о закупках и на основании п. 15.1.6.1. Извещения, в связи с не соответствием требованиям, предъявляемым к участникам на основании п. 3.8. Положения о закупках и на основании п. 15.1.6.1. Извещения процедуры закупки, а именно: имеется вступившее в законную силу судебное решение (дело № А06-5660/2018) не в пользу участника процедуры закупки в качестве ответчика, связанное с оказанием комплекса услуг по санитарно-гигиеническому содержанию помещений за 2018 г.

Требование о наличии положительной деловой репутации соответствуют пункту 3.2 Положения о закупках, согласно которому участник конкурентной закупки должен соответствовать иным требованиям, установленным в документации процедуры закупки.

Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком предъявлены избыточные требования к участникам Закупки, в частности, по мнению Заявителя, требование Заказчика о необходимости предоставления в составе заявки на участие в Закупке документов, подтверждающие соответствие участников процедуры закупки, а именно:

- справка, подтверждающая наличие у участника процедуры закупки соответствующих собственных и/или привлеченных кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного исполнения договора, с обязательным представлением документов по специалистам, подтверждающих их квалификацию, в том числе:

- не менее 50 (пятидесяти) специалистов обслуживающего персонала (уборщиц помещений и прилегающих территорий), имеющих допуск по электробезопасности I группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В;

- не менее 1 (одного) специалиста административного персонала (менеджер, ответственный за координацию и деятельность обслуживающего персонала в процессе оказания услуг по договору), имеющего допуск по электробезопасности не ниже III группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В и стаж работы по специальности не менее 3 лет, привлекаемых в рамках исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 6.11.3 Положения о закупках Извещение о проведении запроса котировок должно содержать требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки и перечень документов, предоставляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом п. 15.1.6.4 Извещения установлены требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки о наличии достаточного для исполнения договора количества собственных и/или привлеченных кадровых ресурсов соответствующей квалификации.

В свою очередь пунктом 16.1.6 Извещения установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников процедуры закупки требованиям, предъявляемым в соответствии с пунктом 15 Извещения, в том числе справка, подтверждающая наличие у участника процедуры закупки соответствующих собственных и/или привлеченных кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного исполнения договора, с обязательным представлением документов по специалистам, подтверждающих их квалификацию, в том числе:

- не менее 50 (пятидесяти) специалистов обслуживающего персонала (уборщиц помещений и прилегающих территорий), имеющих допуск по электробезопасности I группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В;

- не менее 1 (одного) специалиста административного персонала (менеджер, ответственный за координацию и деятельность обслуживающего персонала в процессе оказания услуг по договору), имеющего допуск по электробезопасности не ниже III группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В и стаж работы по специальности не менее 3 лет, привлекаемых в рамках исполнения контракта.

Согласно пункту 17.1 Извещения заявка на участие в Запросе котировок подается по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Извещении о проведении запроса котировок и должна содержать документы, указанные в разделе 16 Извещения, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки, привлекаемых к исполнению обязательств по договору третьих лиц (субподрядчиков, субисполнителей) установленным требованиям.

Таким образом, в пункте 16.1.6 Извещения Заказчик конкретизировал, что именно подразумевается под квалификацией и является необходимым условием для принятия участия в Закупке. При этом требование о наличии названной справки и соответствующих подтверждающих документов в составе заявки на участие в Закупке в том числе:

- не менее 50 (пятидесяти) специалистов обслуживающего персонала (уборщиц помещений и прилегающих территорий), имеющих допуск по электробезопасности I группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В;

- не менее 1 (одного) специалиста административного персонала (менеджер, ответственный за координацию и деятельность обслуживающего персонала в процессе оказания услуг по договору), имеющего допуск по электробезопасности не ниже III группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В и стаж работы по специальности не менее 3 лет, продиктовано требованиями пункта 16.1 Извещения.

Требование о предоставлении подтверждающих документов, а именно:

- не менее 50 (пятидесяти) специалистов обслуживающего персонала (уборщиц помещений и прилегающих территорий), имеющих допуск по электробезопасности I группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В;

- не менее 1 (одного) специалиста административного персонала (менеджер, ответственный за координацию и деятельность обслуживающего персонала в процессе оказания услуг по договору), имеющего допуск по электробезопасности не ниже III группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В и стаж работы по специальности не менее 3 лет, подтверждающих именно квалификацию участников, не указано в пункте 15.1.6.4.

В соответствии с требованиями п. 1.4.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. №6, зарегистрированных Минюстом России от 22.01.2003г. № 4145 (далее Правила):

- перечень должностей и профессий, требующих присвоения I группы по электробезопасности, определяет и утверждает руководитель Потребителя;

- присвоение I группы производится путем проведения ежегодного инструктажа с последующей проверкой знаний, который проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III с оформлением в журнале по форме определенной примечанием 2 приложения №1 Правил по охране труда, при эксплуатации электроустановок», утвержденных Минтруда РФ от 24.07.2013г. № 328н, зарегистрированных Минюстом России от 12.12.2013 № 30593В.

Согласно доводам, представленным Заказчиком требование допуска по электробезопасности I группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В и III группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В и стаж работы по специальности не менее 3 лет, обусловлено исходя из требований Приказа Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» и Перечнем должностей Краснодарского РФ АО «Россельхозбанк», требующих присвоение I группы по электробезопасности, а также внутренними нормативными документами Банка (Инструкция №003-27-34/2 по электробезопасности для аттестации персонала на I квалификационную группу в Краснодарском РФ АО «Россельхозбанк», Приложение №2 к Приказу Краснодарского РФ АО «Россельхозбанк» от 22.08.2017 г. № 003-29-Ю/64-ОД).

I группа электробезопасности - присваивается «неэлектрическому» персоналу, т.е. лицам, не имеющим специальной электрической подготовки. Это работники, которые напрямую не связаны с выполнением работ в электроустановках, но для которых существует риск поражения электрическим током при нестандартных ситуациях, поломке оборудования, замыкании. Работники с I группой должны иметь элементарное представление об опасности электрического тока и мерах безопасности при работе с электрооборудованием, а также должны быть ознакомлены с правилами оказания первой помощи при электротравмах.

III группа электробезопасности - присваивается «электротехническому» персоналу. Объем знаний для III группы определен «Межотраслевыми Правилами по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 №3, Приказом Минэнерго РФ от 27 декабря 2000г. №163.

Работники III группой должны знать общие правила техники безопасности, в том числе знать правила допуска к работе, правила использования и испытаний средств защиты, знать специальные требования, касающиеся выполняемой работы.

В связи с вышеизложенным, требования, предъявляемые Заказчиком к участникам Закупки, установлены на основании норм Положения о закупках и отражены в Извещении о проведении запроса котировок. Исходя из изложенного требование о предоставлении в составе заявки документов по специалистам, подтверждающих их квалификацию, привлекаемых к оказанию услуг, имеет своей целью подтверждение квалификации собственных либо привлеченных кадровых ресурсов.

Помимо изложенного, Краснодарским УФАС России установлено, что все участники, в том числе Заявитель, предоставили справки, подтверждающие наличие соответствующих кадровых ресурсов, а также документы, подтверждающие квалификацию персонала. Вместе с тем свою очередь, заявка Заявителя отклонена по причине, наличия вступившего в законную силу судебного решения (дело №А06-5660/2018), принятого не в пользу Заявителя, выступившего в качестве ответчика.

Таким образом конкурсная документация Организатора торгов не нарушает требования, установленные Законом о закупках. Помимо изложенного, заявка <…>. не соответствует требованиям п. 3.8. Положения о закупках и на основании п. 15.1.6.1. Извещения.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <…> на действия АО «Россельхозбанк» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по санитарно-гигиеническому содержанию помещений на объектах Краснодарского РФ АО «Россельхозбанк» (извещение № 32009432814 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.), необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                                              <…>

           

Члены Комиссии:                                                                                                <…>

                                                                                                                                                                     <…>           

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны