Решение №023/06/54.3-1906/2019-КС / от 7 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

РЕШЕНИЕ № 1515-КС/2019

по делу № 023/06/54.3-1906/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 07 октября 2019 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 рассмотрев жалобу ООО «Ростсервис Групп» (далее – Заявитель) на действия администрации МО Славянский район при проведении открытого конкурса: «Выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения для автомобильных дорог муниципального образования Славянский район (КСОДД)» (извещение №0318300225019000383) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает Заявитель считает, что документация открытого конкурса составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заказчик нарушил действующее законодательство, установив значимость критериев оценки, не соответствующую требованиям Правил.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. На рассмотрение Заказчиком представлена документация открытого конкурса, письменные пояснения по существу жалобы, согласно которым конкурсная документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – администрацией МО Славянский район проводился открытый конкурс: «Выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения для автомобильных дорог муниципального образования Славянский район (КСОДД)» (извещение №0318300225019000383).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 000 000,00руб.

В соответствии с ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с п.4), п.9) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В чч.1, 4 ст.32 Закона о контрактной системе указано, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

- цена контракта;

- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи..

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013г. №1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

Согласно п.6) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Конкурсная документация содержит Раздел 10 «Критерии оценки заявок участников открытого конкурса, показатели таких критериев и величины их значимости», где Заказчиком установлено:

  1. Критерий «Цена контракта» (значимость критерия 20%).
  2. Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 80%).

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с Правилами такая значимость критериев может быть установлена только при проведении закупки на исполнение, финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ. В связи с тем, что предмет открытого конкурса является научно-исследовательской, опытно-конструкторской или технологической работой, то и предельные значения значимости критериев оценки заявок могут быть установлены в размере 20% и 80%.

Согласно положениям конкурсной документации Заказчик отнес выполнение работ по разработке комплекса мероприятий, направленных на осуществление до­рожной деятельности Павловского района к числу научно-исследовательских ра­бот.

Согласно статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научно-техническая деятель­ность - это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гумани­тарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и произ­водства как единой системы.

Таким образом, научная и (или) научно-техническая продукция - это научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Объектом рассматриваемой закупки является - выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения для автомобильных дорог муниципального образования Славянский район (КСОДД).

В Разделе 2 Описание объекта закупки п.7 «Требования к составу работ» содержатся требования, включая требования к проведению научно-исследовательской работы, в п.10 «Требования к результатам работы» указанного раздела установлены требования к отчетным материалам, передаваемым Заказчику, включая требования к отчету о научно-исследовательской работе: «Отчет о работе оформляется Исполнителем в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29.12.2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: пункт 1: «Комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения»; пункт 2: «Разработанные в комплексных схемах организации дорожного движения мероприятия должны представлять собой целостную систему технически, экономически и экологически обоснованных мер, разработанных в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории».

Из пояснений представителей Заказчика следует, что для реализации долгосрочности данного документа, прогнозирование эффективных мероприятий КСОДД относят к научно-исследовательским работам, что так же подтверждается пунктом 5 Раздела 2 «Описание объекта закупки», а именно: «Цель проведения научно-исследовательской работы»:

  1. обеспечение безопасности дорожного движения;
  2. упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов в курортный сезон и обычный период;
  3. организация пропуска прогнозируемого потока транспортных средств и пешеходов в курортный сезон и в обычный период;
  4. повышение пропускной способности дорог и эффективности их использования в курортный сезон;
  5. организация транспортного обслуживания новых или реконструируемых объектов (отдельного объекта или группы объектов) капитального строительства различного функционального назначения с учётом сезонных изменений и загруженности транспортного комплекса;
  6. снижение экономических потерь при осуществлении дорожного движения транспортных средств и пешеходов;
  7.  снижение негативного воздействия от автомобильного транспорта на окружающую среду.

В Техническом задании закупки «Выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения для автомобильных дорог муниципального образования Славянский район (КСОДД)» большая роль отводится научному предвидению (прогнозированию), под которым понимается разработка рабочей гипотезы о вероятных изменениях в дорожной и транспортной ситуации на основании детального полевого обследования с применением высокоточного оборудования, позволяющая наметить возможные воздействия этих изменений на конкретные объекты исследования, и на основании полученных данных разработать план по реконструкции, модернизации и развитию дорожной сети с учетом улучшения пропускной способности на территории Славянского района Краснодарского края на долгосрочный период.

С учетом вышеизложенного и принципиальной новизны предлагаемых в проекте решений, ожидаемого эффекта и прогнозируемых последствий в связи с решением проблем, служили главным фактором обоснования целесообразности проведения научно-исследовательской работы.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что довод Заявителя о том, что критерии оценки, установленные Заказчиком в документации не соответствуют Правилам не обоснован.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а)        квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б)        опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в)        обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г)         обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д)        деловая репутация участника закупки.

Раздел 10 «Критерии оценки, величины их значимости и порядок оценки заявок на участие в конкурсе» документации содержит следующие критерии:

  • п. 2.1. «Наличие у участника закупки трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ, являющихся предметом конкурса», который разработан в соответствии с пунктом а) пункта 27 правил;
  • п. 2.2. «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании», который разработан в соответствии с пунктом в) пункта 27 Правил;
  • п. 2.3. «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема который разработан в соответствии с пунктом б) пункта 27 Правил;
  • п. 2.4. «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», который разработан в соответствии с пунктом Г) статьи 27 Правил.

Заказчик установил объектом закупки «Выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения для автомобильных дорог муниципального образования Славянский район (КСОДД)» и согласно пункту 10 Раздела 2 Описание объекта закупки «Требования к результатам работы» Подрядчик передает Заказчику:

    1. отчёт по сбору исходных данных и полевому обследованию;
    2.  КСОДД в двух печатных экземплярах и электронном виде содержащий:
  • титульный лист;
  • лист согласований и заключений согласующих органов и организаций;
  • содержание;
  • введение;
  • задание на проектирование КСОДД;
  • паспорт КСОДД;
  • пояснительную записку;
  • графический материал (схемы, чертежи).

КСОДД необходимо оформить в соответствии с правилами, утверждёнными Приказом Министерства транспорта РФ от 26 декабря 2018 г. № 480 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения». Передаваемая Заказчику КСОДД должна пройти согласования;

  1. банк дорожных данных, включающий в себя результаты обследования, а также результаты измерения прочности дорожных одежд на участках, требующих ограничения по нагрузке и международный показатель ровности - IRI, а также панорамную видео съёмку 360° сферической проекции с привязкой к координатам и пройдённому пути;
  2. результаты аэрофотосъёмки в печатном варианте и электронном в формате Tiled.tiff;
  3. результаты георадарного зондирования;
  4. презентационные материалы по макро и микромоделированию (презентация в формате MS PowerPoint на бумажном носителе и в электронном виде, видеоролики, демонстрирующие в режиме «реального времени» движение транспортных потоков);
  5. предоставить Заказчику доступ к ГИС, включающую в себя результаты полевых работ и схему транспортной модели;
  6. Отчет о работе оформляется Исполнителем в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;
  7. Транспортную модель необходимо представить в рабочем формате в виде файлов *.ver, *.vpdb, *.vpdbx или аналог.

Результаты работ предоставляются Заказчику в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта РФ от 26 декабря 2018 г. № 480 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения»;

10) Отчет о работе оформляется Исполнителем в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Права на результаты работ и интеллектуальную деятельность, связанную с выполнением работ, переходит Заказчику после подписания акта выполненных работ.

Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 26 декабря 2018 г. №480 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения»:

- п.20 «При разработке мероприятий по организации дорожного движения необходимо учитывать снижение негативного воздействия на окружающую среду от транспортных средств, руководствуясь передовым и зарубежным опытом»;

  • п.22 «Прогнозирование и построение модели перспективной ситуации должны осуществляться в том числе на основе прогноза социально- экономического и градостроительного развития муниципального района, городского округа или городского поселения, прогноза транспортного спроса, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по дорогам муниципального района, городского округа или городского поселения, прогноза развития объектов транспортной инфраструктуры, прогноза развития сети дорог муниципального района, городского округа или городского поселения, прогноза уровня автомобилизации и основных параметров дорожного движения, прогноза показателей безопасности дорожного движения и прогноза негативного воздействия объектов транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения»;
  • п. 25 «Оценка эффективности мероприятий по организации дорожного движения должна включать: прогноз основных показателей безопасности дорожного движения; прогноз параметров, характеризующих дорожное движение; прогноз параметров эффективности организации дорожного движения; прогноз негативного воздействия объектов транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения; ожидаемый эффект от внедрения мероприятий по организации дорожного движения».

С 2019 года изменилась нормативные документы и требования к КСОДД, а именно начал действовать Приказ Министерства транспорта РФ от 26 декабря 2018 г. №480 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения», который обязывает прохождение экспертизы КСОДД в уполномоченных органах. В Краснодарском крае такими органами являются Министерство дорожного хозяйства и Росавтодор.

Таким образом, указанные критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и их значимость не противоречат действующему законодательству. Ссылка на решение Краснодарского УФАС России по делу №К-126/2018 не состоятельна, поскольку предметом закупки не являлось выполнение научно-исследовательских работ.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Ростсервис Групп» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение №0318300225019000383).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны