Решение №023/06/56.1-1853/2020 023/06/56.1-1853/2020 от 14 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 659/2020-КС

по делу № 023/06/56.1-1853/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

14 апреля 2020 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Криштопа О.В. (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (далее – Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме: «Поставка кисломолочной продукции» (извещение № 0318100028520000008) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения конкурсной документации. Инструкция по заполнению заявки конкурсной документации не содержит правила описания заявки на участие в торгах в соответствии с графами, содержащимися в Описании объекта закупки. Заказчиком нарушены сроки внесения изменений в конкурсной документации. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Нарушен порядок дачи разъяснений положений конкурсной документации.      

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился конкурс с ограниченным участием в электронной форме: «Поставка мясной гастрономии» (извещение № 0318100028520000008).   

Начальная (максимальная) цена контракта – 15 551 294,40 рублей.   

         Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

         На основании ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.

Ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно Разделу 2 «Описание объекта закупки»:

 

Согласно п. 4) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:

4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Раздел 3 «Инструкция по заполнению заявки» конкурсной документации содержит правила заполнения участниками закупки заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме граф «Показатель, ед. изм.» и «Значение».

При этом, правила предоставления вышеуказанных Заказчиком в Описании объекта закупки граф не урегулированы положениями инструкции по заполнению заявки, в связи с чем, положения конкурсной документации противоречат п. 4) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Согласно ч. 4 ст. 54.2 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений в единой информационной системе до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 191 Гражданского Кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Заказчиком принято решение о внесении изменений в извещение и документацию 26.03.2020 г. Данные изменения размещены в ЕИС 26.03.2020г., то есть в сроки и порядке, соответствующие требованиям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, указанный срок окончания подачи заявок 09.04.2020 составляет менее 10 рабочих дней, что противоречит ч. 4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Заявитель указывает, что установленные Заказчиком критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием противоречат Закону о контрактной системе.

В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013г. №1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В Разделе 10 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме и величины их значимостей» конкурсной документации Заказчиком установлено:

         1. «Цена контракта» (значимость критерия 70%)

         2. «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании оборудования, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость критерия 30%):         

 

 

        

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Требование о наличии положительных отзывов (благодарственных писем) только от организаций, осуществляющих именно образовательную деятельность и деятельность по организации отдыха и оздоровления детей по исполненным контрактам, предметом которых является лишь поставка кисломолочной продукции установлено Заказчиком необоснованно и ограничивает участников закупки, осуществляющих поставку продовольственного питания различным заказчикам.     

Таким образом, установленные Заказчиком критерии не соответствуют положениям Постановления № 1085.

Таким образом, конкурсная документация противоречит требованиям ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, спорные критерии оценки не являются основанием для отказа в допуске заявки участника.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии с ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

Согласно ч. 8 ст. 54.7 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

В Информационной карте конкурсной документации указано:

32

Порядок предоставления участникам конкурса с ограниченным участием в электронной форме разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления

В течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации разъяснения положений конкурсной документации размещаются в единой информационной системе с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.

 

Дата начала предоставления разъяснений положений конкурсной документации

07.02.2020г.

Дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации

06.04.2020г., при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

03.04.2020г. ИП Криштопа О.В. направлен запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.

В нарушение ч. 8 ст. 54.7 Закона о контрактной системе ответ на запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации Заказчиком в ЕИС не размещен. 

На рассмотрении Комиссии Заказчиком направлены письменные пояснения, в соответствии с которыми 03.04.2020г. в личный кабинет Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Вместе с тем, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой и необходимостью организации удаленных рабочих мест для сотрудников Заказчика, данный запрос получен ответственным сотрудником Заказчика лишь 09.04.2020г., после окончания подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме. 

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Криштопа О.В. обоснованной в части нарушения требований п. 2) ч. 3 ст. 54.2, п. 4) ч. 1 ст. 54.3, ч. 4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, ч. 2 ст. 8, ч. 8 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.  

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» нарушение п. 2) ч. 3 ст. 54.2, п. 4) ч. 1 ст. 54.3, ч. 4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, ч. 2 ст. 8, ч. 8 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.

3.  Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. 

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 222

по делу № 023/06/56.1-1853/2020 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

14 апреля 2020 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) на основании своего решения от 14.04.2020 г. по делу № 023/06/56.1-1853/2020, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Криштопа О.В. на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме: «Поставка кисломолочной продукции» (извещение № 0318100028520000008) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

         1. Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (аукционной комиссии) устранить нарушение п. 2) ч. 3 ст. 54.2, п. 4) ч. 1 ст. 54.3, ч. 4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, ч. 2 ст. 8, ч. 8 ст. 54.7 Закона о контрактной системе:

-  отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

- внести изменения в документацию конкурса с ограниченным участием в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 14.04.2020 по делу № 023/06/56.1-1853/2020 и разместить на официальном сайте;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, дату подачи окончательных предложений, дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме;

- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и о возможности подать новые заявки. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в торгах.

2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней со дня размещения в ЕИС.

3. В срок до 06.05.2020 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

           В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны