Решение (комиссия) №10716/24 Решение по делу № 023/07/3-1643/2024 от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 023/07/3-1643/2024 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11 апреля 2024 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов № 3 (далее – комиссия) в составе:

 

с участием посредством видеоконференцсвязи представителя общества с ограниченной ответственностью «Ч» по доверенности Ц, представителя автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад № ,

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела представителей оператора электронной площадки ООО «Э,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Ч (вх. № 12700-ЭП/24 от 04.04.2024) на действия (бездействие) заказчика – автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №  при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг(выставление поста охраны) для нужд Автономного дошкольного образовательного учреждение «Ц» (май-декабрь) (извещение № 32413443150 от 28.03.2024, лот № 1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Фишт» (вх. № 12700-ЭП/24 от 04.04.2024) на действия (бездействие) заказчика – автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №   при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг(выставление поста охраны) для нужд Автономного дошкольного образовательного учреждение «Ц» (май-декабрь) (извещение № 32413443150 от 28.03.2024, лот № 1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 11 апреля 2024 года в 14 часов 30 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Согласно доводам жалобы заказчик:

1. установил начальную максимальную цену договора без расчета мобильной группы;

2. неправомерно ввёл критерий оценки, предполагающий наличие у участников закупки опыта работы по охране образовательных объектов.

Заказчик доводам жалобы возражает, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной; письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

28.03.2024 заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413443150 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право оказание охранных услуг (выставление поста охраны) для нужд автономного дошкольного образовательного учреждение «Ц» (май-декабрь).

Согласно извещению:

дата начала срока подачи заявок — 28.03.2024;

дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) — 05.04.2024 09:00;

дата рассмотрения первых частей заявок — 08.04.2024;

дата рассмотрения вторых частей заявок — 15.04.2024;

дата подведения итогов — 15.04.2024;

начальная цена — 991 779,60 руб;

Оператор электронной площадки - общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад № 3 муниципального образования Динской район» утвержденного наблюдательный совет Автономного дошкольного образовательного учреждения «Ц» от 29.12.2023 (далее — Положение о закупке).

1. По мнению заявителя, направившего жалобу в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, заказчик при расчете начальной максимальной цены договора не учел стоимость мобильной группы.

Пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 2.1 Информационной карты, предметом закупки является оказание охранных услуг (выставление поста охраны) для нужд автономного дошкольного образовательного учреждение «Центр развития ребенка детский сад №3 муниципального образования Динской район» (май-декабрь) в период с 01.05.2024, но не ранее даты заключения договора по 01.01.2025.

В пункте 2.7 Информационной карты начальная (максимальная) цена договора составляет 991 779 руб. (девятьсот девяносто одна тысяча семьсот семьдесят девять) рублей 60 копеек.

Согласно пункту 10.1. Положения о закупке, начальная (максимальная) цена договора, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 63.3 настоящего Положения:

метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка),

нормативный метод,

тарифный метод,

проектно-сметный метод,

затратный метод,

иной метод в соответствии с пунктом 10.12 настоящего Положения.

Согласно разделу 4 Информационной карты используемый метод определения начальной (максимальной) цены контракта: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Согласно пункту 10.2. Положения о закупке, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров , работ, услуг.

Согласно пункту 10.6. Положения о закупках, начальная (максимальная) цена договора, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле:

 

где

v – количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги), в случае расчета НСЦЕ v = 1;

n – количество источников ценовой информации, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

Цi – цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При расчете начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), должно быть использовано не менее трех источников ценовой информации.

В случае невозможности получения ценовой информации не менее чем из трех источников, заказчик вправе произвести расчет с использованием меньшего количества источников с обоснованием отсутствия такой возможности.

Таким образом, руководствуясь Положением о закупке, при формировании начальной (максимальной) цены договора Заказчиком применен метод анализа рынка, а именно: проведен открытый запрос ценовых предложений, в рамках которого было получено 3 коммерческих предложения, что подтверждается предоставленными Заказчиком в материалы дела документами и сведениями.

В представленных документах, комиссия Краснодарского УФАС России установила, что 27.03.2024 заказчик обратился к трем организациям с запросом коммерческих предложений для проведения закупки услуг по предоставлению охранных услуг с использованием мобильной группы.

Таким образом комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что начальная (максимальная) цена договора определена и обоснована Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), на основании полученных трех коммерческих предложений.

Таким образом, установление начальной (максимальной) цены договора соответствует утвержденному Положению о закупке, определяется Заказчиком с учетом установленных методов, и не относится к компетенции участника закупки.

Комиссия Краснодарского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки в части соблюдения порядка формирования начальной (максимальной) цены договора. На основании вышеизложенного, довод жалобы не обоснован.

2. Заявитель считает, что заказчик при оценке заявок неправомерно ввёл критерий, предполагающий наличие у участников закупки опыта работы по охране образовательных объектов.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Вместе с тем, Закон о закупках к числу основных принципов, которыми руководствуются заказчики при проведении закупок, относит, в том числе целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

В этой связи возможное сужение круга участников закупки не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции, если при этом достигается эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Соответственно, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Согласно конкурсной документации, объектом закупки и предметом договора является «Оказание охранных услуг (выставление поста охраны) для автономного дошкольного образовательного учреждение «Центр развития ребенка детский сад №3 муниципального образования Динской район» (май-декабрь).

Заказчик относится к сфере образования, так как является образовательной организация, то есть социальным объектом с массовым скоплением детей, к которому применяются определенные нормы безопасности, этикета и иных условий деятельности.

К объектам образования действующим законодательством предъявляются специальные требования по антитеррористической защищенности. Постановление Правительства от 24 сентября 2019 года № 1243 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а также регулируется «Национальным стандартом Российской Федерации обеспечение безопасности образовательных организаций оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций» утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 августа 2019 г. № 492-ст (далее - ГОСТ Р 58485-2029), который устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Таким образом в разделе 13 Конкурсной документации, касающемся критериев оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме и порядка оценки участников, особое внимание уделяется наличию у участников опыта работы, связанного с предметом договора. Для оценки этого критерия учитываются заключенные контракты (договоры), сопоставимые с предметом договора, а именно контракты (договоры), предусматривающие оказание услуг по охране объектов сферы образования.

Требования о наличие у участников закупки опыта работы по охране образовательных объектов сформулированы на основании потребностей заказчика в услугах определенного качества, исполнителе или поставщике с определенной квалификацией, опытом, ресурсами и т. д.

Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки и не могут рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.

Таким образом, установление заказчиком требования о наличии у участников закупки опыта работы в конкретной сфере (в настоящем случае - охране объектов сферы образования) не противоречит положениям Закона о закупках.

Также, комиссия Краснодарского УФАС России отмечает, что показатели, установленные в документации по нестоимостным критериям, не являются препятствием для подачи заявки на участие в данной закупке, основанием для отклонения заявки от участия в закупке, в случае отсутствия документов, подтверждающих соответствие участника Закупки определенному показателю нестоимостного критерия, а также не являются ограничением допуска к участию в Закупке.

Таким образом, данный довод жалобы Заявителя признается необоснованным.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу, общества с ограниченной ответственностью Ч» (вх. № 12700-ЭП/24 от 04.04.2024) на действия (бездействие) заказчика – автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг(выставление поста охраны) для нужд Автономного дошкольного образовательного учреждение «Ц» (май-декабрь) (извещение № 32413443150 от 28.03.2024, лот № 1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Связанные организации

ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
МАДОУ ЦРР-Детский Сад №3 Динского района
ИНН 2330021877, ОГРН 1022303616906
ООО ЧОО "Фишт"
ИНН 0105066055, ОГРН 1120105000850