Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1956/2021 по результатам рассмотрения жал... от 18 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1956/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

13 мая 2021 г.                                                                                       г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

    

при участии представителя ИП Б.А.А. (далее – Заявитель) при участии представителя ПАО «Ростелеком» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого предварительного квалификационного отбора на право включения в Реестр потенциальных участников на выполнение работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты Ставропольского и Ингушского филиалов ПАО «Ростелеком», дополнительным работам и услугам (извещение № 32110104259 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого предварительного квалификационного отбора на право включения в Реестр потенциальных участников на выполнение работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты Ставропольского и Ингушского филиалов ПАО «Ростелеком», дополнительным работам и услугам (извещение № 32110104259 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).       

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.  

Рассмотрение жалобы состоялось 13.05.2021 года в 11:30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 116.

Заявитель считает, что Организатором торгов нарушен порядок проведения торгов, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Ростелеком» протоколом № 03 от 07.12.2020.

Начальная (максимальная) цена договора – 1,00 руб.      

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 1.3.1 пункта 1.3. Положения о закупках ПАО «Ростелеком».

В соответствии с Положением о закупках Предварительный квалификационный отбор (далее - ПКО) оценка соответствия поставщиков, исполнителей, подрядчиков предъявляемым требованиям, проводимая до подачи заявок с технико-коммерческими предложениями. Не является отдельным способом закупки и не влечет за собой обязательств заключения договора по итогам проведенного ПКО. ПКО не является этапом закупки.

При осуществлении закупок Заказчик руководствуется собственными потребностями и нуждами, необходимыми ему для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством. При этом Заказчик вправе установить различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником закупки заявки на участие в процедуре закупки, содержащей предложение о цене договора, с учетом специфики деятельности, качественного оказание услуг участником закупки, отсутствия нарушений со стороны участника закупки по ранее заключенным договорам и так далее.

С учетом изложенного, при проведении открытого предквалификационного отбора в электронной форме на право включения в Реестр потенциальных участников на выполнение работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты Ставропольского и Ингушского филиалов ПАО «Ростелеком», дополнительным работам и услугам (извещение № 32110104259) в документации Заказчиком были установлены следующие критерии оценки:

Критерий

 

Величина значимости

критерия (Вес критерия)

Что конкретно оценивается (показатели)

 

Наличие у Участника опыта выполнения работ, аналогичных* предмету Открытой предквалификации по действующим и исполненным договорам за последние 2 (два) года, предшествующие дате размещения Документации о проведении открытой предквалификации («О»)

 

Vо – maх 40 баллов

 

Наличие у Участника опыта выполнения работ, аналогичных* предмету Открытой предквалификации по действующим и исполненным договорам за последние 2 (два) года, предшествующие дате размещения Документации о проведении открытой предквалификации.

 

 *Под аналогичными работами понимается выполнение работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты, дополнительным работам и услугам

 

В случае если на стороне Участника выступают несколько лиц (далее – объединение), при оценке количественных параметров деятельности членов объединения, этот параметр подлежит суммированию.

Надлежащее исполнение Участником ранее заключенных договоров с ПАО «Ростелеком» («Н»)

 

 

 

Vн – maх 20 баллов

Оценивается надлежащее исполнение Участником ранее заключенных договоров с ПАО «Ростелеком», а также отсутствие/наличие нарушений при исполнении договоров с ПАО «Ростелеком» на выполнение работ, аналогичных предмету Открытой предквалификации за последние 2 (два) года, предшествующие дате размещения Документации о проведении открытой предквалификации.

 

В случае если на стороне Участника выступают

несколько лиц (далее – объединение), при оценке

количественных параметров деятельности

членов объединения, этот параметр подлежит

суммированию

По критерию «Надлежащее исполнение Участником ранее заключенных договоров с ПАО «Ростелеком» («Н») оценка Заявок осуществляется в следующем порядке:

Условия оценки критерия*

Количество баллов

Рейтинг «С» - два и более

нарушений* в течении 2 (двух)

лет до даты подачи заявки

 

0 баллов

Рейтинг «В» - одно нарушение*

в течении 2 (двух) лет до даты

подачи заявки

10 баллов

Рейтинг «А» - отсутствие

нарушений* в течении 2 (двух)

лет до даты подачи заявки

20 баллов

Виды нарушений:

 

1

Сумма начисленных обществом неустоек (штрафов, пеней), или иных установленных договором мер ответственности за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение своих обязательств, а равно сумма подлежащая в счет возмещения убытков превышает 10 000 (десять тысяч) рублей в рамках

исполнения аналогичных договоров.

 

 

 

 

2

 

Договор Общества с Контрагентом был расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним своих обязательств (независимо от того, произошло ли расторжение Договора по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке). 3 Четыре и более просрочек¹ исполнения своих обязательств, допущенных в рамках исполнения одного или нескольких аналогичных договоров, заключенных с Обществом. 4 Контрагент не осуществил выплату штрафа (пени, неустойки) установленного договором за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение своих обязательств после направления Обществом повторной претензии о соответствующей выплате. При этом сумма денежных средств, подлежащих выплате по всем выставленным претензиям превышает 20 000 (двадцать тысяч) рублей

 

 

 

 

3

Договор Общества с Контрагентом был расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним своих обязательств (независимо от того, произошло ли расторжение Договора по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке). 3 Четыре и более просрочек¹ исполнения своих обязательств, допущенных в рамках исполнения одного или нескольких аналогичных договоров, заключенных с Обществом. 4 Контрагент не осуществил выплату штрафа (пени, неустойки) установленного договором за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение своих обязательств после направления Обществом повторной претензии о соответствующей выплате. При этом сумма денежных средств, подлежащих выплате по всем выставленным претензиям превышает 20 000 (двадцать тысяч) рублей

 

 

 

 

4

 

Договор Общества с Контрагентом был расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним своих обязательств (независимо от того, произошло ли расторжение Договора по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке). 3 Четыре и более просрочек¹ исполнения своих обязательств, допущенных в рамках исполнения одного или нескольких аналогичных договоров, заключенных с Обществом. 4 Контрагент не осуществил выплату штрафа (пени, неустойки) установленного договором за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение своих обязательств после направления Обществом повторной претензии о соответствующей выплате. При этом сумма денежных средств, подлежащих выплате по всем выставленным претензиям превышает 20 000 (двадцать тысяч) рублей

Согласно представленным пояснениям Организатора торгов, обозначенные критерии установлены в целях выявления добросовестного участника, способного удовлетворить потребности Заказчика в качественном оказании услуг.

В частности, критерий «Надлежащее исполнение Участником ранее заключенных договоров с ПАО «Ростелеком» аналогичных предмету закупки» включен Организатором в закупочную процедуру в связи с участившимися случаями недобросовестного исполнения Победителями закупок условий договоров, в части предоставления Заверений об обстоятельствах, нарушения сроков исполнения и качества оказания услуг в рамках заказов, заключенных к договорам.

Указанный критерий оценки не является единственным критерием оценки предложений участников по данному запросу предложений, соответственно, результат оценки по нему не играет решающую роль при включении в Реестр.

Всего по девяти ПКО - были поданы 38 заявок от участников:

По Астраханскому филиалу - 5 заявок;

По Кабардино- Балкарскому филиалу – 4 заявки;

По Краснодарскому филиалу – 6 заявок;

По Волгоградскому филиалу – 5 заявок;

По Дагестанскому филиалу -2 заявки;

По Калмыкскому филиалу – 5 заявок;

ПО Северо-Осетинскому - 3 заявки;

По Ростовскому филиалу - 5 заявок,

По Ставропольскому и Ингушскому филиалу -3 заявки

При этом первый этап ПКО согласно п. 6 раздела 3 Информационной карты документации закончился «19» апреля 2021г.

По результатам первого этапа подано 3 заявки.

При этом на текущий момент от ИП Б.А.А ни по одной из девяти закупок, размещенных на внешних ресурсах ЕЭТП, ЕИС, www.rt.ru не поступало на рассмотрение Заявок на включение в Реестр ПКО.

Учитывая собственные сведения Организатора, ранее с ИП Б.А.А. не было заключено договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты филиалов ПАО «Ростелеком».

16.04.2021г. в 17.50 на ЕЭТП получен запрос на разъяснение об установленном требовании по критериям оценки, в частности, на предмет включения в Реестр ПКО Участников при отсутствии ранее заключенных договоров с ПАО «Ростелеком» и порядке оценки по критерию Надлежащее исполнение Участником ранее заключенных договоров с ПАО «Ростелеком» («Н») при отсутствии ранее заключенных договоров с ПАО «Ростелеком».

Организатором торгов даны разъяснения (Приложение №5) о порядке начисления баллов по критерию «Надлежащее исполнение Участником ранее заключенных договоров с ПАО «Ростелеком», опубликованные на ЕЭТП: «…в случае отсутствия нарушений участник получает максимальный балл независимо от того, были ли у него ранее договоры с ПАО «Ростелеком».

Процедура ПКО не содержит требования об определении победителя, участник либо включается в Реестр (при наборе необходимого количества баллов) либо не включается. Победитель может быть только по итогам конкурентных закупочных процедур.

В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом эффективное использование источников финансирования не является основной целью проведения закупки.

Согласно пункту 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться Заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Указанные принципы Организатором торгов и установленные критерии оценки заявок применяются ко всем участникам закупки одинаково.

Включение в документацию критерия оценки «Надлежащее исполнение участником ранее заключенных договоров с ПАО «Ростелеком» направлено на выявление добросовестного участника, способного удовлетворить потребности Заказчика в качественном оказании услуг.

Участники, имеющие положительную деловую репутацию, опыт оказания данных услуг, разрешительные документы, материально-технические ресурсы, но у которых отсутствуют договоры, ранее заключенные с ПАО «Ростелеком, по данному критерию получают 20 баллов, о чем также свидетельствует разъяснение, данное организатором на площадке 17.04.2021.

Заявитель заявку на участие не подавал, доказательств намерения участвовать не представил. Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» не обжаловано.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ИП Б.А.А. на действия ПАО «Ростелеком» при организации и проведении открытого предварительного квалификационного отбора на право включения в Реестр потенциальных участников на выполнение работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты Ставропольского и Ингушского филиалов ПАО «Ростелеком», дополнительным работам и услугам (извещение № 32110104259 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.   

 

Заместитель председателя Комиссии:                                          

        

Члены Комиссии:                                                                         

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны