Решение №023/07/3-3403/2019 / от 10 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3403/2019

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

10 января 2020 г.                                                                                        г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя ООО «Техстрой» (далее – Заявитель), в присутствии представителя Организатора торгов ПАО «Кубаньэнерго» Ч.А.А. (доверенность № от) (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы защитной термостойкой полимерной трехслойной и комплектующих к ней для прокладки кабельных линий для комплектации объекта технологического присоединения ПАО «Кубаньэнерго» (извещение № 31908615128 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы защитной термостойкой полимерной трехслойной и комплектующих к ней для прокладки кабельных линий для комплектации объекта технологического присоединения ПАО «Кубаньэнерго» (извещение № 31908615128 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 10.01.2020 года в 10:00 часов по адресу:               г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(далее- Закон о Закупках), а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» протоколом № 334 от 17.12.2018.

Начальная (максимальная) цена договора – 10 104 095,26 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 8.1.7.3. Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положения о закупке ПАО «Кубаньэнерго») требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению «Требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок» (далее - Типовые требования).

В соответствии с пунктом 2.5. Приложения 2 к Положению о закупке допустимые к применению при проведении закупочных процедур отборочные требования и порядок определения измеряемых значений критериев соответствия отборочным требованиям приведены в приложении 1 и приложении 2 к настоящим Типовым требованиям. Установление в документации о закупке иных отборочных требований, не указанных в настоящих Типовых требованиях, не допускается, за исключением случаев, когда их установление предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.3.2. Документации, заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, устанавливаемыми в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

В соответствии с протоколом Организатора торгов от 18.12.2019 № 1308/2 по вопросам рассмотрения предложений участников, допуске их к дальнейшему рассмотрению и проведению процедуры переторжки по запросу предложений в электронной форме № 31908615128 предложение ООО «Техстрой» по решению комиссии отклонено как несоответствующее требованиям Документации, а именно:

- Представленные Сертификаты соответствия продукции выданы коммерческими организациями (не соответствует п. 4.1.13 Спецификации и требованиям к закупаемой продукции (приложение 1 к Документации о закупке);

- Не представлены протоколы сертифицированных испытаний, подтверждающие заявленные характеристики продукции (не соответствует п 10.2 Спецификации и требованиям к закупаемой продукции (приложение 1 к Документации о закупке).

Указанные критерии соответствия представленных заявок, в соответствии с пунктом 9 приложения 1 к Типовым требованиям (приложение 2 к Положению о закупке) являются применимыми и установлены в Документации в соответствии с Положением о закупке. Параметром признания несоответствия заявки установленным требованиям является, в том числе отсутствие требуемого документа в составе заявки участника (пунктом 1 приложения 1 к Типовым требованиям (приложение 2 к Положению о закупке)).

В соответствии с пунктом 3.4.1. Документации Предложение участника на участие в закупке должно содержать сведения и документы, указанные в пунктах 10, 12, 14 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации.

В соответствии с пунктом 10 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации установлено что документы и сведения, входящие в состав предложения на участие в закупке установлены в приложение № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

В соответствии подпунктом 21 пункта 8 приложения № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» установлено, что участник должен подготовить предложение, включающее в себя, в том числе документы, подтверждающие правоспособность, финансовую устойчивость и квалификацию Участника в соответствии с пунктами 2, 3 и 4 Приложения № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» настоящей Документации.

В соответствии с пунктом 4 д) приложения № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» установлено, что документами подтверждающими квалификацию участника закупки являются, в том числе соответствующие разрешающие документы на выполнение видов деятельности, связанные с выполнением Договора в соответствии с разделом IV «СПЕЦИФИКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ».

В соответствии с разделом IV «СПЕЦИФИКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПАЕМОЙ ПРОДУКПЦИ» указано что Спецификация и требования к закупаемой продукции приведены в приложении № 1 к Документации о закупке.

В соответствии с пунктом 10.2 Спецификации и требований к закупаемой продукции (приложение № 1 к Документации) установлено, что участник в своем предложении должен представить Протоколы сертификационных испытаний, подтверждающие заявленные характеристики.

Довод заявителя о том, что Документацией, о закупке не установлено требование о необходимости предоставления в составе предложения на участие Протоколов сертификационных испытаний предлагаемой к поставке продукции является необоснованным.

Таким образом, заявителем не выполнено требование Документации о необходимости предоставления в составе предложения Протоколов сертификационных испытаний.

Вместе с тем, указанный заявителем в доводах жалобы стандарт ГОСТ Р 51000.3-9.6 «Общие требования к испытательным лабораториям» в соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 05.06.2000 № 151-ст отменен.

В соответствии с отмененным стандартом устанавливались общие (основополагающие) требования, которым должна соответствовать испытательная лаборатория, чтобы быть признанной в качестве компетентной для выполнения испытаний в определенной области деятельности (области аккредитации). Стандарт распространялся на все испытания, включая поверку и калибровку, и был предназначен для применения аккредитующим органом при аккредитации испытательных лабораторий, а также испытательными лабораториями и другими организациями - при подготовке к аккредитации и последующей деятельности в соответствии с областью аккредитации. Таким образом, стандарт предназначался для прохождения аккредитации испытательной лаборатории, и не устанавливал правила и порядок прохождения сертификации и/или сертификационных испытаний.

В настоящий момент, действует ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Согласно пункту 7.8.1.2 указанного стандарта: «Результаты должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно, как правило, в форме отчета (например, отчет об испытаниях, свидетельство (сертификат) о калибровке или акт отбора образцов) и должны включать в себя всю информацию, согласованную с заказчиком и необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию, требуемую в соответствии с применяемым методом. Все оформленные отчеты должны быть сохранены в качестве технических записей». В соответствии с примечанием указанного стандарта установлено, что для целей настоящего стандарта отчеты об испытаниях и свидетельства (сертификаты) о калибровке иногда могут называться протоколами испытаний и отчетами о калибровке соответственно. Также, в соответствии с пунктом 7.8.1.3 при согласовании заказчиком результаты могут быть представлены в упрощенном виде. Любые сведения, указанные в 7.8.2-7.8.7, которые не были представлены заказчику, должны быть легкодоступными. Таким образом, протоколы сертификационных испытаний не являются конфиденциальными.

Одновременно, в настоящий момент действует ГОСТ Р 53603-2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации». Настоящий стандарт устанавливает схемы сертификации продукции, их типовой состав, содержание и применение. Указанный стандарт устанавливает схемы сертификации продукции, их типовой состав, содержание и применение. Стандарт распространяется на обязательную и добровольную сертификацию. Стандарт предназначен для разработчиков технических регламентов, разработчиков систем добровольной сертификации, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и заявителей сертификации. Продукция «Трубы термостойкие для защиты кабельных линий» не подлежат обязательной сертификации, поэтому оценка соответствия проводится в рамках добровольной сертификации. Согласно п. 6 «Описание схем сертификации» указанного ГОСТ, вне зависимости от выбранной схемы сертификации, сертификат соответствия выдается на основании протокола сертификационных испытаний, проведенных в испытательной лаборатории.

Таким образом, протокол сертификационных испытаний является неотъемлемой частью сертификата соответствия, и не может являться избыточным требованием Документации о закупке, так как уже подготовлен и на его основании выдан сертификат соответствия, о чем указано в представленных, в составе заявки ООО «Техстрой», сертификатах № РОСС ТШ.АБ69.Н01411 и РОСС RU.AiI12.H01350, а именно то, что они выданы на основании протоколов испытаний от 06.12.2018 №23-615, от 30.10.2018 №075027/ФМ-18, №07-5028/ФМ-18 и от 15.04.2019 №44-19/ди.

В соответствии с пунктом 5.6.3 а) Положения о закупке запрос предложений проводится при закупках любой продукции, при условии что начальная (максимальная) цена договора не превышает 15 (пятнадцать) миллионов рублей с НДС (либо без НДС, если закупка продукции не облагается НДС либо НДС равен 0).

В соответствии с Извещением о проведении закупки, размещенном на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) с использованием его интерфейса начальная (максимальная) цена договора проводимого запроса предложений в электронной форме составляет 10 104 095,26 Российских рублей с НДС.

Таким образом, довод заявителя о том, что Заказчиком выбран способ закупки, не соответствующий требованиям Положения о закупке является необоснованным.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Заказчиком при проведении закупки Документация о проведении запроса предложений в электронной форме и Извещение размещены с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом ЕИС, т.е. с помощью функционала единой информационной системы.

Информация о количестве поставляемого товара, а также краткое описание предмета закупки указаны в Документации о проведении закупки, неотъемлемой частью которой, в соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках, является Извещении о проведении запроса предложений в электронной форме.

Ссылки в доводах жалобы заявителя на пункты 8.6.1, 8.1.23 Положения о закупках Заказчика не соответствуют действительности, и отсутствуют в Положении о закупке Организатора торгов.

Таким образом, довод заявителя о не размещении заказчиком на официальном сайте Извещения о проведении закупки является необоснованным.

Вместе с тем, до окончания срока подачи заявок, заявитель, запросов о разъяснении положений документации, в том числе о сертификатах соответствия продукции и о протоколах сертификационных испытаний организатору закупки не направлял, однако оспаривает положения документации о проведении запроса предложений в электронной форме подав заявку на участие, согласившись с условиями документации о закупке, приложив в составе заявки сертификаты соответствия предлагаемой продукции выданные коммерческими организациями с указаниями в них на протоколы испытаний в соответствии с которыми данные сертификаты были выданы.

В соответствии с пунктом 6 приложения 2  Информационной карты Документации о закупке, в случае если по каким-либо причинам Участник не может представить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую заверения организатору закупки о соответствии Участника данному требованию.

В заявке ООО «Техстрой» справка, составленная в произвольной форме, объясняющая причины отсутствия сертификатов соответствия продукции выданных некоммерческими организациями, а также протоколов сертификационных испытаний предлагаемой продукции не представлена.

В соответствии с пунктом 8.1.7.11. Положения о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке или такая заявка признана несоответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 5.3.4. Документации Организатор торгов отклоняет заявку участника в случаях, если:

- участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;

- заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Положение о закупках, а также вышеуказанные Типовые требования (Приложение 2 к Положению о закупке) разработаны и утверждены Советом директоров ПАО «Россети» и регламентирует процедуры закупок товаров, работ, услуг в ПАО «Россети» и обществах, присоединившихся к настоящему Стандарту.

Положения Единого Стандарта закупок ПАО «Россети» не обжалованы и должны быть применимы Заказчиками, присоединившимися к настоящему Стандарту.

С учетом вышеизложенного, Заявителем не выполнены требования, установленные в документации о закупке, что повлекло отклонение его заявки.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «Техстрой» на действия Организатора торгов ПАО «Кубаньэнерго» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы защитной термостойкой полимерной трехслойной и комплектующих к ней для прокладки кабельных линий для комплектации объекта технологического присоединения ПАО «Кубаньэнерго» (извещение № 31908615128 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) необоснованной.  

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны