Решение №24385/23 РЕШЕНИЕ № 023/7/3-4006/2023 по результатам рассмотрения жало... от 17 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

____

 

 

 

____

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 023/7/3-4006/2023
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15 августа 2023г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

____– заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

____ – специалист 1-го разряда отдела контроля органов власти;

____ – специалист 1-го разряда отдела контроля органов власти;

в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя ____» (далее — Заявитель), при участии посредством системы видеоконференцсвязи представителей ____(далее - Заявитель) ____по доверенности от 27.01.2023г. № 77/46-н/77-2023-6-597, ____ по доверенности от 10.08.2023г. № 2/УМТС-50, ____по доверенности от 29.06.2023г. № 2/ФЭО-49 (далее — Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению информативных сюжетов, материалов и видеофильмов в целях трансляции медиа-материалов о деятельности ООО «Туапсинский балкерный терминал» (извещение № 32312629597 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению информативных сюжетов, материалов и видеофильмов в целях трансляции медиа-материалов для деятельности ООО «Туапсинский балкерный терминал» (извещение № 32312629597 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 15.08.2023г. в 10:30 (МСК).

Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлена обязанность о согласовании субподрядных организаций, которые могут быть привлечены для выполнения работ по предмету закупки.

Заказчик возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/7/3-4006/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

31.07.2023г. Заказчиком размещено на сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 32312629597 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению информационных сюжетов, материалов и видеофильмов в целях трансляции медиа-материалов о деятельности ООО «Туапсинский балкерный терминал».

Дата начала срока подачи заявок: 31.07.2023г.

Дата и время окончания подач заявок: 11.08.2023г. 12:00 (МСК).

Дата подведения итогов: 25.08.2023г.

Начальная максимальная цена - 899 333,33 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 2.4 Проекта договора, Исполнитель имеет право по согласованию с Заказчиком привлекать для исполнения настоящего договора третьих лиц, при этом Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком за действия привлеченных третьих лиц, как за свои собственные.

В соответствии с пояснениями Заказчика, условие Договора о получении согласия Заказчика привлекать для оказания услуг соисполнителей не нарушает право исполнителя на свободу правоотношений с третьими лицами, то есть принцип свободы договора. Исполнитель вправе самостоятельно определять необходимость задействованных лиц, которые могут способствовать ему в получении наилучшего результата. Таким образом, проектом Договора предусмотрена возможность привлечения подрядчиком субподрядчиков.

Необходимость установления условия о согласовании субподрядчика обусловлена тем, что Заказчик является оператором морского терминала и осуществляет свою деятельность в зоне таможенного и пограничного контроля. При согласовании субподрядчика заказчик будет оценивать, отсутствует ли сведения о нем в реестре иностранных агентов, и будет ли обеспечена конфиденциальность в отношении информации о деятельности Заказчика.

Между тем исходя из положений пункта 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу собственными силами, подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств другое лицо (субподрядчика).

В силу принципа свободы договора, закрепленного в гражданском законодательстве, стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Исходя из положений пункта 1 статьи 706 ГК РФ, в договоре возможно прямо предусмотреть как условия привлечения субподрядчиков, так и необходимость исполнить обязательства лично исполнителем.

Учитывая специфику предмета Договора, в рамках оказания услуг исполнитель может столкнуться с необходимостью задействования труда физических лиц, к которым Заказчик не предъявляет специальных требований, в отличие, например, от тех лиц, которые являются непосредственными исполнителями договора и к которым такие требования предъявляются. Исполнение договора связано с получением результата за счет использования технического, творческого, интеллектуального труда. Исполнитель вправе самостоятельно определять необходимость задействованных лиц, которые могут способствовать ему в получении наилучшего результата. Наличие же требований об обязательном согласовании с заказчиком привлечения работников третьих лиц, учитывая, что закупочная документация не содержит критерии и порядок оценки в части установленного требования, налагает на исполнителя чрезмерные, необоснованные ограничения и нарушает его права.

Кроме того, в Договоре отсутствует информация об основаниях отказа в согласовании субподрядчика. В этой связи участники поставлены в зависимость от усмотрения организатора закупки при решении вопроса о возможности привлечения субподрядчика.

При этом, отсутствие в Закупочной документации порядка согласования субподрядчика не соответствует принципам равноправия, справедливости, установленным в пункте 2 статьи 3 Закона о закупках.

Принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции к участникам закупки отнесены к основным принципам закупочной деятельности. Наличие рассматриваемого требования в проекте договора упомянутым принципам не соответствует.

В соответствии с Законом о закупках заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Требования к субподрядным организациям устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно.

На основании вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика выразившиеся в установлении в закупочной документации (в проекте договора) ограничения на привлечение субподрядчиков/соисполнителей без предварительного письменного согласия заказчика противоречащими пунктом 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком не дан ответ на запрос Заявителя в установленные законом сроки.

Исходя из материалов, Заявителем 02.08.2023г. подан запрос на разъяснение положений документации. Ответ на запрос размещен в ЕИС 14.08.2023.

В соответствии со статьей 3.2 Законом о закупках Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу обоснованности довода заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ____ на действия Заказчика - ____при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на заключение договора на оказание услуг по изготовления информационных сюжетов, материалов и видеофильмов в целях трансляции медиа-материалов о деятельности ООО «Туапсинский балкерный терминал» (извещение № 32312629597 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать Заказчику — ____ предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия возбуждения дел об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии ____

 

Члены Комиссии: ____

 

____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-25433

 

 

Связанные организации

ООО "Снабженец-2"
ИНН 9717091103, ОГРН 1207700133596
АО "ЕЭТП" ("Росэлторг")
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ООО Туапсинский балкерный терминал
ИНН 2322027681, ОГРН 1032313060427