Решение №023/06/64-2252/2020 023/06/64-2252/2020 от 18 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 825/2020-КС

по делу № 023/06/64-2252/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

18 мая 2020 года                                                                                         г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО СК «ДОМ НЕДОРОГО» (далее – Заявитель) на действия УФНС по КК (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Поставка мебели для нужд территориальных органов ФНС России в Краснодарском крае» (извещение № 0118100003520000015) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и вводит в заблуждение участников закупки. Документация электронного аукциона содержит два описания объекта закупки. Требования к товарам не соответствует требованиям КТРУ.

Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, в соответствии с которыми Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что положения аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.  

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – УФНС по КК проводился электронный аукцион: «Поставка мебели для нужд территориальных органов ФНС России в Краснодарском крае» (извещение № 0118100003520000015).    

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 390 888,25 рублей.    

         Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

         На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

   В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

          Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.   

         В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации:

        Размеры, указанные только на изображении, рисунке, чертеже и не продублированные в текстовой форме описания объекта закупки, указывать участник не обязан, за исключением случаев, когда минимальные и/или максимальные значения размеров, указанные на изображении, рисунке, чертеже сопровождается буквенным обозначением. Если заказчиком приведено изображение/конструкция товара и на указанном изображении отмечены только буквенные значения параметров, но в текстовой части числовые значения, соответствующие данным буквенным обозначениям, не приведены, считать, что требования к данным параметрам заказчиком не установлены.

        В то же время инструкция по заполнению заявки содержит также следующее правило:

         Участники закупки в своей заявке обязательно указывают конкретные значения показателей и их единицы измерения, указанные на эскизах, рисунках, чертежах, фотографиях, иных изображений товара, на поставку которого заключается контракт.

          Вышеуказанные положения инструкции по заполнению заявки аукционной документации противоречивы и вводят в заблуждение участников закупки.

          В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации:

          В подаваемом предложении в отношении товара участниками должны применяться наименования показателей и единицы измерения, соответствующие установленным в Разделе 2 документации.

          Вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки также содержатся следующие положения:  

          При указании Заказчиком в описании объекта закупки наименования показателя (признака, характеристики) или значение показателя в сопровождении терминов (слов, словосочетаний) «допускается» или «может» (с учетом всех возможных словоформ, в том числе в сочетании с глаголом «быть»), участник должен в явной форме указать на наличие или отсутствие данного показателя (признака, характеристики) или значения у товара, без сопровождения словами «допускается», «может» (с учетом всех возможных словоформ, в том числе в сочетании с глаголом «быть»). В случае отсутствия такого показателя (признака, характеристики), значения они могут быть указаны со значением «отсутствует», а в случае наличия такого показателя (признака), значения - со значением «имеется» или «присутствует», при этом в случае отсутствия такого показателя (признака, характеристики) указанного Заказчиком в описании объекта закупки в сопровождении терминов (слов, словосочетаний) «допускается» или «может», участник должен указать альтернативный, отличный от указанного в описании объекта закупки показатель (признак, характеристику), значение. Например, если в описание объекта закупки установлено требование: «цвет корпуса допускается красный», участник в случае наличия другого цвета корпуса у предлагаемого товара, должен указать, например: «цвет корпуса красный отсутствует, цвет корпуса черный».

          При указании характеристик, показателей, параметров и/или значений показателей в сопровождении слов «предпочтительно», «желательно», например, при описании варианта исполнения товара по какому-либо параметру, означает, что данное требование является желательным (предпочтительным) и наиболее соответствует потребностям Заказчика, но при этом не является обязательным. В данном случае участник может указать в заявке значение, установленное в описании объекта закупки или отличное от указанного значение (характеристику, показатель, параметр).

          То есть, в противовес положения инструкции по заполнению заявки о соответствии заявки участника закупки требованиям описания объекта закупки и положения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе об установлении Заказчиком максимальных, минимальных и неизменный значений показателя требуемого товара, документация электронного аукциона позволяет участнику закупки указать характеристики, отличные от указанных Заказчиком в описании объекта закупки.  

 При этом, Заказчик не лишен возможности указать конкретно требуемые значения без использования таких положений.

Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.

          Таким образом, разработанная заказчиком Инструкция не отвечает принципам Закона о контрактной системе. 

           Кроме того, документация электронного аукциона содержит два файла «Раздел 2 «Описание объекта закупки», в которых указаны требования к различным товарам:

 

Таким образом, участникам закупки не ясно, на соответствие одного из этих двух файлов или обоих необходимо заполнять заявку на участие в торгах.

Вышеуказанные положения аукционной документации вводят в заблуждение участников закупки и являются нарушением ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО СК «ДОМ НЕДОРОГО» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика - УФНС по КК нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3.  Заказчику - УФНС по КК (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.  

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 276

по делу № 023/06/64-2252/2020 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

18 мая 2020 года                                                                                         г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) на основании своего решения от 18.05.2020 г. по делу № 023/06/64-2252/2020, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО СК «ДОМ НЕДОРОГО» на действия УФНС по КК при проведении электронного аукциона: «Поставка мебели для нужд территориальных органов ФНС России в Краснодарском крае» (извещение № 0118100003520000015) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

Заказчику - УФНС по КК (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе:

-  отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 18.05.2020 по делу № 023/06/64-2252/2020 и разместить на официальном сайте;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте документации аукциона;

- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и о возможности подать новые заявки. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона.

2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней со дня размещения в ЕИС.

3. В срок до 08.06.2020 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

          Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его размещения в ЕИС.

 

           В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны