Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 104/2019-КС от 17 января 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 104/2019-КС
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
17 января 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО «КубаньСпецСтрой» (далее Заявитель) на действия заказчика – ФГБОУ ВДЦ «Смена» при проведении открытого электронного аукциона № 0318100028518000334 «Выполнение работ по ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1» в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО «КубаньСпецСтрой» считает, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе): положения Инструкции противоречат нормам Закона о контрактной системе; требование конкретного гарантийного срока необоснованно; требования к документу о качестве не имеют отношения к качественным и техническим характеристикам; в поз.37 установлено требование к указанию в заявке показателя прогиба стержня, отклонения по диаметру; требования к упаковке не имеют отношения к качественным и техническим характеристикам товара.
Представители заказчика с доводами не согласились. Документация разработана в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – ФГБОУ ВДЦ «Смена» на официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация электронного аукциона № 0318100028518000334 «Выполнение работ по ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1» с начальной (максимальной) ценой контракта – 48 251 126, 20 рублей.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В Описание объекта закупки установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ:
В поз.23, 9, 18, 37, 53 «Гвозди» заказчиком установлены требования к изготовлению с указанием компонентов, из которых они изготовлены (гвозди должны быть изготовлены из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки I; II группы, без покрытия по ГОСТ 3282, повышенной; нормальной точности. Кроме того, установлено требование о предоставлении конкретного показателя прогиба стержня гвоздя, предельного отклонения, что невозможно указать при подаче заявки.
В Инструкции по заполнению заявки указано, что гарантийный срок хранения, годности и/или эксплуатации товара должен быть не менее срока, установленного заводом-изготовителем, участник в заявке должен указать конкретное значение гарантийного срока, соответствующее гарантийному сроку, установленному заводом-изготовителем. Отсутствие конкретного значения гарантийного срока хранения, годности и/или эксплуатации товара, является основанием для отклонения заявки на участие в аукционе. Требования в отношении предоставления в заявке конкретного гарантийного срока хранения или годности/эксплуатации не соответствуют п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В Инструкции указано, что участником указывается наименование, марка и/или условное обозначение товара (работы, услуги) в полном соответствии с ГОСТ, в случае, если в документации установлено требование соответствия ГОСТам закупаемых/используемых товаров (работ, услуг) и ГОСТы содержат требования к условному обозначению товаров, являющихся предметом закупки. Изменение наименований товаров, указанных в соответствующем столбце, а также единиц измерения значений показателей не допускается. Вместе с тем, заказчиком указаны наименования товаров, несоответствующие указанным ГОСТам.
- в поз.7 «Лист металлический» ГОСТ 24045-2016/ГОСТ 34180-2017. В указанных ГОСТах наименование товара лист металлический не предусмотрено;
- в поз.30 «Сетка» ГОСТ 23279-2012. Указанный ГОСТ регламентирует требования для сеток арматурных сварных;
- поз.32 «Проволока горячекатанная» ГОСТ 30136-95. Указанный ГОСТ распространяется на катанку из углеродистой стали. Аналогичное несоответствие допущено в поз.9, 18, 23, 37, 53, 34, 35.
Кроме того, требования к содержанию первой части заявки предусмотрены ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе: в заявке указываются конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Требовать иные документы и информацию не допускается (ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе).
В поз. 2 «Бетонная смесь» ГОСТ 7473-2010 заказчиком установлены требования к документу о качестве, что не относится в показателям, определенным ст.33 Закона о контрактной системе. В поз.26 «Растворитель» ГОСТ 7827-74 установлены требования к упаковке и маркировке, которые не имеют отношения к функциональным, техническим, качественным характеристикам. При том, что заказчик обозначил Перечень (материалов) Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров, используемых для выполнения работ.
По результатам внеплановой установлено, что в документации в нарушение ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе отсутствует требование к участникам о наличии членства СРО. Понятие капитальный ремонт объекта капитального строительства приведено в Градостроительном Кодексе Российской Федерации – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Предметом закупки обозначен заказчиком как ремонт. Представители заказчика пояснили, что выполняется текущий ремонт. В соответствии с п.3.11 постановления Госстроя СССР от 29.12.29173 № 279 «Об утверждении положений о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» установлено, что к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключение полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Перечень работ по капитальному ремонту приведен в Приложении 8. В частности относится частичная (свыше 10% общей площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли, переустройство крыш в связи с заменой материала кровли, частичная или сплошная замена настенных желобов, спусков и покрытий дымовых труб и других выступающих устройств над кровлей, смена и усиление всех типов лестниц и их отдельных элементов. В документации предусмотрено устройство кровли, смена водосточных труб, монтаж лестниц. Заказчиком не предоставлены доказательства отнесения работ, указанных в документации к текущему ремонту.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено, что документация в нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не содержит порядок внесения обеспечения заявки.
Допущенные заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «КубаньСпецСтрой» обоснованной.
- По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика – ФГБОУ ВДЦ «Смена» нарушение ч.3 ст.7, ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
- Заказчику (аукционной комиссии) – ФГБОУ ВДЦ «Смена» выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 35
по делу № 104/2019-КС
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
17 января 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения по делу № 104/2019-КС от 17.01.2019, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «КубаньСпецСтрой» на действия заказчика – ФГБОУ ВДЦ «Смена» при проведении открытого электронного аукциона № 0318100028518000334 «Выполнение работ по ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1» в части нарушения законодательства о контрактной системе, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), предписывает заказчику (аукционной комиссии) – ФГБОУ ВДЦ «Смена» устранить нарушение ч.3 ст.7, ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу № 104/2019-КС от 17.01.2019. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Оператору электронной площадки отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 15 рабочих дней с момента размещения в ЕИС.
Заказчику в срок до 15.02.2019г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.