Решение б/н РЕШЕНИЕ № 104-Т/2016 по результатам рассмотрения жалобы на ... от 27 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 104-Т/2016

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

22 апреля 2016 года                                                  г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

 Левит Н.В.  – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

 Члены Комиссии:

Еременко С.Г. – главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти;

Азарова Е.И. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

в присутствии представителя по доверенности Королева В.С. (доверенность № 6 от 20.10.2015) (далее – Заявитель),  в  присутствие представителей ПАО «НМТП» Карасевой А.А. (доверенность № 2110-07/93 от 21.04.2016), Губиной А.С. (доверенность № 2110-07/94 от 21.04.2016) (далее - Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого запроса котировок на поставку специальной обуви (извещение №31603471974 опубликовано на сайте   www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ООО «ТЕХНИКА СИЗ» на действия ПАО «НМТП» при организации и проведении открытого запроса котировок на поставку специальной обуви (извещение №31603471974 опубликовано на сайте   www.zakupki.gov.ru)

         Заявитель указывает на то, что ПАО «НМТП» нарушило требования  положения закупочной документации при проведении закупки на поставку специальной одежды, а именно в закупочной документации не установлены требования для коллективных участников, также Организатор торгов производит оценку заявок исходя из стоимости без учета НДС, также не указаны место и время вскрытия конвертов с заявками. Отсутствует порядок расчета баллов, значимости тех или иных критериев и подкритериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Закупочной документации, доступной для участников.

Организатор торгов возражает на  доводы жалобы, считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.

Рассмотрение жалобы назначено на 22.04.2016 в 11-00.

Комиссия Краснодарского УФАС России, выслушав представителей сторон, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

 В соответствии с ч.2 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным липом (заявителем права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

           Установлено, что ООО «Техника Сиз» не было участником торгов, оно не подавало заявку на участие или какие- либо документы в адрес ПАО «НМТП».

25.03.2016г. на сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 31603471974 об осуществлении закупки специальной обуви на сумму 4 125 359,33 рублей.

           В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 18.06.2011 года № 223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичный перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, содержится в п. 3.7 Положения о закупках ПАО «НМТП». Вышеуказанный перечень обязательных требований к содержанию документации о закупке является исчерпывающим.

Таким образом Закон о закупках, а также Положение о закупках ПАО «НМТП» не содержат требований об обязательном включении в документацию о закупке отдельных требований для коллективных участников и отсутствие данной информации в документации о закупке не является нарушением законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, высступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Соблюдение данной нормы Закона обеспечивается ПАО «НМТП» при проведении закупок в соответствии с Положением о закупках ПАО«НМТП».

В соответствии с пунктом 2.27 Положения о закупках ПАО «НМТП» участником закупки является любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо несколько юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которое подтвердило соответствие требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке и указанным в документации о закупке, подавшее заявку на участие в закупке в установленные извещением о закупке сроки.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4.3 Положения о закупках ПАО «НМТП» в случае, если на стороне одного участника закупки выступает несколько лиц, подтверждения соответствия требованиям, предусмотренным п. 4.1, 4.2 Положения о закупке ПАО «НМТП» должно быть представлено каждым лицом, выступающим на стороне одного участника закупки, исходя из перераспределения между нами обязанностей.

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц (исходя из перераспределения между ними обязанностей), а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании пунктов 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2.11 документации о закупке на поставку спецодежды установлено, что победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наименьшую цену. Организатор производит оценку заявок исходя из стоимости без учета НДС. В случае, если наименьшая цена договора содержится в нескольких заявках на участие в закупке, победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого поступила ранее других из заявок на участие в закупке с наименьшей ценой.

Действия заказчика при установлении указанного порядка оценки заявок продиктованы пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в котором указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Из пояснений Заказчика следует, что ПАО «НМТП» в основном осуществляет деятельность, подлежащую налогообложению НДС, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные ПАО «НМТП» при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, не подлежат отнесению на расходы ПАО «НМТП». Бюджетная политика ПАО «НМТП» строится на базе бухгалтерской отчетности. Таким образом, бюджет доходов и расходов и бюджет инвестиционных затрат ПАО «НМТП» сформированы без учета НДС.

Начальная (максимальная) стоимость, в соответствии с пунктом 1.8 документации о закупке на поставку спецодежды и Планом закупок ПАО «НМТП», сформирована с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, но с целью не превышения бюджетных показателей утвержденных Советом директоров ПАО «НМТП». При сопоставлении заявок на участие в закупке организатор закупки производит оценку заявок исходя из стоимости без учета НДС. Однако, договор по результатам закупки заключается с победителем закупки на условиях, указанных им в заявке на участие в закупке, то есть в соответствии с режимом налогообложения участника закупки.

Закон о закупках не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. При сопоставлении и оценке заявок при проведении закупки заказчик вправе определить в документации о закупке правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.

В соответствии со статьей 176 Налогового Кодекса РФ налог на добавленную стоимость является возмещаемым налогом. Учитывая это, оценка заявок исходя из стоимости без учета НДС, не нарушает принципы экономического равноправия, а напротив, создает равные условия участия в конкурсе, исходя из того, что уплаченная Заказчиком сумма налога в составе цены договора, в конечном итоге будет возвращена им из бюджета в полном объеме. В противном случае, права участников закупки, являющихся в плательщиками НДС, по сравнению с теми участниками, которые не являются плательщиками НДС, в аналогичных условиях гражданского оборота являлись бы неравными.

Вместе с тем, применительно к спорной закупке говорить о создании ПАО «НМТП» неравных условий для участников необоснованно также в связи с тем, что все участники закупки находились на общей системе налогообложения и являлись плательщиками НДС (заявки участников вместе с документацией прилагаются).

Частью 9 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Функционал единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru) позволяет заказчику сформировать извещение о проведении закупки только в составе сведений, определенных вышеуказанной статьей Закона о закупках.

Пунктом 23 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" предусмотрено, что в случае если положением о закупке предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация, в том числе относящаяся к содержанию извещения о закупке, такая информация размешается в форме электронного вида документации о закупке и электронного вида проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

Пунктом 3.6 Положения о закупках ПАО «НМТП» предусмотрена иная информация, которую заказчик включает/может включать в извещение о закупке, в том числе место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке.

Вместе с тем пунктом 8.6.5 Положения о закупках ПАО «НМТП» установлено, что участник закупки имеет возможность подать заявку на участие в закупке, изменить или отозвать поданную заявку на участие в закупке до вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке. Срок окончания подачи заявок по времени совпадает со сроком начала вскрытия конвертов.

Извещением о проведении закупки на поставку спецодежды установлены место, дата и время окончания приема заявок на участие в закупке. Таким образом, срок окончания приема заявок на участие в закупке, установленный в извещении о закупке, является сроком вскрытия конвертов на участие в закупке. Также место, дата и время окончания приема заявок на участие в закупке установлены п. 2.6.3 документации о закупке на поставку спецодежды, которая размещена в единой информационной системе в электронном виде, как этого требует Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке.

В ответ на доводы заявителя, о необходимости размещения дополнительной информации предусмотренной положением о закупке Организатор торгов сообщил, что частью 6 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе кроме информации, размещаемой заказчиком в обязательном порядке, может также размещаться дополнительная информация о закупках, размещение которой предусмотрено положением о закупке. В соответствии со "Стандартом осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц" утвержденным ФАС России к дополнительной информации о закупочной деятельности заказчика относятся внутренние распорядительные документы заказчика, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок на участие в закупке, обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности, а также статистическая информация о проведенных закупках.

По следующему доводу Организатор торгов пояснил, что в соответствии с подпунктами 12 и 13 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичные требования к закупочной документации содержатся в пункте 3.7 Положения о закупках ПАО «НМТП».

Согласно пункту 2.11.1 документации о закупке на поставку спецодежды победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наименьшую цену.

Организатор производит оценку заявок исходя из стоимости без учета НДС. В случае, если наименьшая цена договора содержится в нескольких заявках на участие в закупке, победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого поступила ранее других из заявок на участие в закупке с наименьшей ценой.

В отношении данной закупки ПАО «НМТП» были установлены критерии оценки и критерии, по которым должны были сопоставляться заявки на участие в закупках, - пункт 2.11.1 документации о закупке на поставку спецодежды: определен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупках - пункты 2.11.2, 2.11.3 документации о закупке на поставку спецодежды.

Поскольку вышеуказанные положения в полной мере обеспечивают открытость и прозрачность закупок, содержат конкретный механизм определения победителя, исключающий возникновение споров и разногласий среди участников закупки, доводы заявителя жалобы о возможных злоупотреблениях со стороны организатора закупки являются необоснованными.

Действующим законодательством не предусмотрен обязательный порядок расчета баллов при проведении закупок. В силу чего, в зависимости от целей и предмета закупки, организатор закупки вправе устанавливать конкретные критерии выбора победителя.

Определение победителя закупки, исходя из единственного критерия – предлагаемых участниками закупки цен, в рассматриваемой ситуации отвечает принципу экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (подпункт 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках).

С учетом вышеизложенного установлено, что при проведении закупки на поставку спецодежды ПАО «НМТП» требования Закона о закупках и Положения о закупках ПАО «НМТП» не нарушило.

Кроме того, вышеуказанная закупка была отменена ПАО «НМТП» 14.04.2016 (итоговый протокол № 121/107/27/2/СМСП от 14.04.2016).

Следовательно, доводы Заявителя,  на действия (бездействие) ПАО «НМТП», связанные с проведением данной закупки, не привели к нарушению каких-либо прав участников данной закупки, к наступлению каких-либо неблагоприятных последствий, не создали угрозы существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

        Так как  Заявитель не является участником закупки, может обжаловать нарушения порядка организации торгов связанные, с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Установлено, что Заказчиком не нарушен порядок  размещения информации о проведении торгов.

         На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Техника СИЗ» на действия ПАО «НМТП» при организации и проведении открытого запроса котировок на поставку специальной обуви (извещение №31603471974  опубликовано на сайте   www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                 Н.В. Левит

 

Члены Комиссии:                                                            С.Г. Еременко

                                                                                    Е.И. Азарова                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны