Решение б/н РЕШЕНИЕ № 106/2015 от 23 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю: <…>

_____________________

 

<…>

 

 

Ответчику: ОАО «НЭСК-электросети»

_____________________

350049, г. Краснодар,

ул. Северная, 247

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                    г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.07.2015

Полный текст решения изготовлен 21.07.2015

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 106/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…>– заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

<…>– заместитель  отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;

<…>– главный специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.

рассмотрев дело № 106/2015 по признакам нарушения ОАО «НЭСК – электросети» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России поступило обращение <…> (далее - Заявитель) на бездействие ОАО «НЭСК-электросети» (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от  08.05.2014 № 3-55-14-439.

Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта: земельный участок для жилой застройки средней этажности, расположенный по адресу: <…> (далее - Объект).

Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 70 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ. 

Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).

Заявителем в связи с выполнением обязательств по оплате за технологическое присоединение (квитанции об оплате от 08.05.2014, от 03.12.2014, от 25.06.2014, от 16.10.2014), а также в связи с  выполнением технических условий  в адрес Сетевой организации направлено заявление о проведении осмотра электроустановки с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. ОАО  «НЭСК–электросети» от 06.10.2014 № 6242).

19.11.2014 на Объекте сотрудниками ОАО «НЭСК-электросети» произведен осмотр электроустановки, о чем составлен соответствующий Акт осмотра ЭПУ  № 1534, в котором указано, что замечаний при проведении осмотра электроустановки на Объекте нет, предъявленная к осмотру электроустановка соответствует требованиям ТУ.

На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенным договором на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договора, не исполнены.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, регламентированы действия сетевой организации и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению, в том числе  действия сетевой организации по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям (п. 17 Правил).

В соответствии с п.п. «б» п. 16 Правил технологического присоединения,  срок выполнения мероприятий составляет 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон

Кроме того, пункт 4.1 Договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с момента заключения настоящего Договора.

Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках указанных договоров на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

ОАО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Новороссийск, с долей 100%.

С учетом вышеизложенного в действиях ОАО «НЭСК-электросети» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приказом от 13.04.2015 № 129 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ОАО «НЭСК-электросети» возбуждено дело № 106/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 106/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, назначена дата рассмотрения дела – 08.06.2015.

08.06.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО «НЭСК-электросети» - <…>по доверенности от <…>, представитель <…> – <…>по доверенности <…>.

На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела  № 106/2015. Датой рассмотрения назначено 16.07.2015.

16.07.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО «НЭСК-электросети» - <…>по доверенности от <…>, надлежаще уведомленный <…> отсутствовал, в виду направления ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие.

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 106/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

Между <…> (Заявитель) и ОАО «НЭСК-электросети» (Сетевая организация) заключен договор на технологическое присоединение к электрической сети от 08.05.2014 № 3-55-14-439 (далее - Договор).

Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта: земельный участок для жилой застройки средней этажности, расположенный по адресу: <…> (далее - Объект).

Разделом 2.1 Договора предусмотрено, что в обязательства Сетевой организации включено выполнение обязательств по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по фактическому технологическому присоединению Объекта.

В соответствии с п. 3.1.2 Договора Заявитель обязан выполнить ТУ в части обязательств, возложенных на Заявителя и сдать Сетевой организации результат работ по их выполнению в течении срока действия ТУ.

Пункт 4.1 Договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с момента заключения настоящего Договора, таким образом, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта <…>  истек 08.05.2015.

Неотъемлемым приложением к Договору являются ТУ, которые включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).

Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 70 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ. 

Заявителем в связи с выполнением обязательств по оплате за технологическое присоединение (квитанции об оплате от 08.05.2014, от 03.12.2014, от 25.06.2014, от 16.10.2014), а также в связи с  выполнением технических условий  в адрес Сетевой организации направлено заявление о проведении осмотра электроустановки с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. ОАО  «НЭСК–электросети» от 06.10.2014 № 6242).

19.11.2014 на Объекте сотрудниками ОАО «НЭСК-электросети» произведен осмотр электроустановки, о чем составлен соответствующий Акт осмотра ЭПУ  № 1534, в котором указано, что замечаний при проведении осмотра электроустановки на Объекте нет, предъявленная к осмотру электроустановка соответствует требованиям ТУ.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 18 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с п.п. «б» п. 16 Правил технологического присоединения,  срок выполнения мероприятий составляет 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

         Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт)  объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»).

         Согласно п. 19 Правил технологического присоединения № 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.

         Однако в установленные законодательством сроки, а также согласно п. 4.1 Договора Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных на Объекте <…>.

Согласно требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление N 30) разъяснено, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Неисполнение Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 08.05.2014 № 3-55-14-439 в срок, предусмотренный пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения № 861, ставит сетевую организацию в более выгодное положение по сравнению с Заявителем, а так же препятствует дальнейшему осуществлению энергоснабжения Объекта <…> и таким образом, нарушает установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запреты на  злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

         На основании вышеизложенного в действиях ОАО «НЭСК-электросети», ущемляющих интересы <…>, установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках, взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 08.05.2014 № 3-55-14-439, в срок, предусмотренный пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения № 861 и п. 4.1 Договора об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ОАО «НЭСК-электросети» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов <…> путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 08.05.2014 № 3-55-14-439 в срок, предусмотренный пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения № 861 и п. 4.1 Договора об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям.
  2. Выдать ОАО «НЭСК-электросети» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий: в срок до 26.10.2015 ОАО «НЭСК-электросети» выполнить технические условия от 08.05.2014 № 3-55-14-439 в части обязательств, возложенных на ОАО «НЭСК-электросети», включая осуществление фактического присоединения Объекта <…>
  3. Передать материалы дела № 106/2015  по факту нарушения ОАО «НЭСК-электросети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение и предписание антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).

 

Председатель комиссии                                                                                <…>

 

Члены комиссии                                                                                          <…>

<…>

 

ОАО «НЭСК-электросети»

_____________________

350049, г. Краснодар,

ул. Северная, 247
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 34-106/2015

 

            21.07.2015                                                                                     г. Краснодар

 

            Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

            <…>– заместитель руководителя управления, начальник отдела в ТЭК и связи.

Члены комиссии:

            <…>– заместитель начальника отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;

<…>– главный специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании  своего решения от 21.07.2015 по делу № 106/2015 о нарушении ОАО «НЭСК-электросети» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ОАО «НЭСК-электросети» в срок до 26.10.2015 прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов <…> путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 08.05.2014 № 3-55-14-439 в срок, предусмотренный пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения № 861 и п. 4.1 Договора об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям.
  1.  ОАО «НЭСК-электросети» в срок до 26.10.2015 выполнить технические условия от 08.05.2014 № 3-55-14-439 в части обязательств, возложенных на ОАО «НЭСК-электросети», включая осуществление фактического присоединения Объекта <…>.
  2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 30.10.2015, с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           <…>

 

Члены комиссии                                                                                                          <…>

 <…>

                                                                                                                                    

 

 

            Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

            Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны