Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 107/2019-КС от 18 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 107/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

18 января 2019 года                                                                   г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 рассмотрев жалобу ООО «ПТБ «КРОНОС» (далее – Заявитель) на действия ФКУ Упрдор «Черноморье» при проведении открытого конкурса: «Оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства от актов незаконного вмешательства» (извещение №0318100051218000182) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель не согласен с установленными Заказчиком критериями оценки заявок участников данного конкурса, считает, что конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Описание оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» вводит в заблуждение участников закупки, так как при описании требований по показателю «Качество работ» Заказчик использует понятия «проработанное предложение», «подробное описание предложения» определение которых не установлено в конкурсной документации. Заказчиком не установлен конкретный объем сведений, подлежащих включению в состав заявки, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данном показателе.   

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. На рассмотрение представлена документация открытого конкурса, письменные пояснения по существу жалобы, согласно которым конкурсная документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФКУ Упрдор «Черноморье» проводился открытый конкурс: «Оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства от актов незаконного вмешательства» (извещение № 0318100051218000182).

Начальная (максимальная) цена контракта – 35 483 120,30 руб.

В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п.9) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Заявки участника данной закупки оцениваются не только по цене, но и по нестоимостным критериям.

В соответствии с ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе указано, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

- цена контракта;

- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Частями 4 и 5 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые критерии и их величины значимости. При этом количество используемых критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки заявок).

В ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе указано, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Положениями пункта 27 Правил № 1085, Заказчику предоставлено право определения в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг.

При этом, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил № 1085).

Согласно пункта 11 Правил № 1085, для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) Заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению, к указанным Правилам оценки заявок. Для услуг, являющихся объектом закупки, минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60%, а максимальная значимость нестоимостных - 40%.

Пунктом 16 Правил оценки заявок установлено, что количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" и "стоимость жизненного цикла" (ЦБi), определяется по формуле:

,

где:

 - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

 - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Конкурсная документация содержит Раздел 21 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе».

Для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии согласно таблице № 1:

                                                                                     Таблица №1

Номер критерия оценки

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки, %

Коэффициент значимости критерия

 

1.

 

Цена контракта

60

 

0,6

 

2.

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

40

0,4

         Порядок оценки заявок, осуществляемой конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта.

Оценка по критерию «Цена контракта»

Коэффициент значимости критерия: 0,6

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «цена контракта» (), определяется по формуле:

а) в случае если , , где:  - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;  - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

б) в случае если , , где  - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

Для расчета итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Цена контракта», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

При оценке заявок по критерию «Цена контракта» лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой контракта.

Контракт заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.

Оценка по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Коэффициент значимости критерия: 0,4

В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» предусмотрены показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию, согласно таблице №2:

Таблица №2

№ п/п

Наименование показателя

Значимость показателя

Коэффициент значимости показателя

11.

 

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта

 Закупки, выраженные в качестве работ (услуг)- КЗ

100%

1

        Оценка по показателю «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»

Коэффициент значимости критерия 0,40

Содержание: Подтверждение качественного оказания услуг. 

Порядок оценки: При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию (максимальное количество баллов – 100).

Показатели критерия:

Показатель «Качество работ»

            Коэффициент значимости (КЗ) = 1,0

Максимальная оценка по показателю – 100 баллов

Заказчиком в рамках показателя «Качество работ» будут оцениваться предложения по повышению качества оказываемых услуг, а именно проработанные предложения* по порядку оказываемых услуг и предложения по используемому оборудованию, направленные на повышение эффективности оказываемых услуг исполнителя по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

Порядок оценки:

Заявка участника с большим количеством проработанных предложений* оценивается большим количеством баллов.

                                                     НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

* Проработанным предложением считается такое предложение, которое содержит в себе следующее:

- Описание процесса реализации (достижения) поставленной цели предложения. (Должно включать в себя подробное описание предложения, расчёт (обоснование) эффекта от применения предложения (используется метод сопоставления и анализа) в привязке к поставленной цели предложения**. Необходимо описать, каким образом происходит достижение эффекта от применения предложения. Не допускается повторение содержания требований технического задания).

- Описание цели предложения (на достижение какой цели направленно предложение участника в соответствии с показателем критерия).

В случае, если по какому-либо предложению будет отсутствовать какое-либо описание, то такое предложение не будет засчитано комиссией заказчика и не будет участвовать в оценке заявок.

             ** Цель предложения – повышение качества оказываемых услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Из пояснений Заказника следует, что количество баллов, присваиваемых заявке участника по показателю «Качество работ» зависит от количества содержащихся в заявке предложений по соответствующему критерию оценки.

Таким образом, предлагаемый участником в своей заявке уровень качества зависит от количества содержащихся в ней предложений по качеству работ, т.е. оценивается именно количество указанных предложений.

Конкурсная документация содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе – Раздел 17 «Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению», где установлено п.17.5 описание должно содержать: описание процесса реализации (достижения) поставленной цели предложения. (Должно включать в себя подробное описание предложения, расчёт (обоснование) эффекта от применения предложения (используется метод сопоставления и анализа) в привязке к поставленной цели предложения. Необходимо описать, каким образом происходит достижение эффекта от применения предложения. Не допускается повторение содержания требований технического задания); описание цели предложения (на достижение какой цели направленно предложение участника в соответствии с показателем критерия).

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не определено понятие «процесс реализации», «проработанное предложение» не определены понятия «эффект от применения предложения» что является «подробным описанием предложения», а что нет, следовательно, присвоение баллов происходит субъективно в зависимости от волеизъявления самого Заказчика.

Так, Заказчиком не установлено каким образом разграничиваются высокое и менее высокое качество, нет зависимости присвоения баллов, не прописан предмет (документа) оценивания. В конкурсной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить, что именно участник должен предоставить в заявке для оценки.

Вышеуказанный порядок оценки не содержит методику и порядок начисления конкурсных баллов, следовательно, одно и то же предложение от разных участников может быть оценено разным количеством фаллов. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, подлежащих включению в состав заявки для получения того или иного балла, а также какое предложение будет учтено в качестве лучшего предложения.

Заказчик не устанавливает кто будет «составлять однозначное мнение» по какому-либо предложению, что является однозначно субъективным решением самого Заказчика.

Порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данному показателю критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.

При этом, показатели критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений «Технического задания о закупке». Не указано, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данном показателе, что не позволяют участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части.

Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПТБ «КРОНОС» обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика – ФКУ Упрдор «Черноморье» нарушение ч.3 ст.7, п.9) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
  3. В связи с тем, что Заказчику – ФКУ Упрдор «Черноморье» (комиссии) выдано предписание №24 по делу №34/2019-КС об устранении нарушения Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать.
  4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны