Решение б/н РЕШЕНИЕ №113/2015 от 12 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

          

 

                                                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

        Резолютивная часть оглашена 28 сентября  2015 года                                                                                   

        Полный текст решения изготовлен 09 октября 2015 года                          г. Краснодар

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Иващенко И. В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи;

Члены Комиссии:

Морданева А.С. – ведущий специалист – эксперт  отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;

Маркелова О.В. – специалист – эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра,

рассмотрев дело №113/2015 по признакам нарушения АО «САХ по уборке города» (354065, г. Сочи, ул. Цветной Бульвар, д.24 А) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА: 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение  Ф.  (вх. от 15.01.2015 №389) на действия АО «САХ по уборке города», связанные с несогласием о применении с 01.01.2015г. порядка начисления платы за услуги по сбору и вывозу ТБО, а именно с 1 м2 общей площади жилого помещения вместо раннее применяемого начисления в зависимости от количества проживающих в жилом помещении.

В связи с чем, Ф.  считает, что АО «Спецавтохозяйство по уборке города» необоснованно завысило тарифы на  сбор и вывоз ТБО с 01.01.2015.

АО «Спецавтохозяйство по уборке города» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% приказом Краснодарского УФАС России  от 15.03.2012  №83/23 на товарном рынке по  вывозу твердых бытовых отходов в границах МО г. Сочи.

Таким образом, АО «Спецавтохозяйство по уборке города» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по сбору и   вывозу твердых бытовых отходов в границах МО г. Сочи.

В соответствии со статьей 23 Закона «О Защите конкуренции», антимонопольный орган наделен полномочиями, в том числе: возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдавать в случаях, указанных в Федеральном законе «О Защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На запрос Краснодарского УФАС России АО «Спецавтохозяйство по уборке города» представило Приказ от 28.11.2014 №420 генерального директора АО «САХ по уборке города» «О размере платы для населения на услуги по сбору и вывозу с последующей утилизацией (размещение) твердых бытовых отходов  с 01.01.2015 для населения:

- проживающего в МКД и (или) являющихся собственниками или нанимателями помещений  из расчета с 1 м2 общей площади жилого помещения с учетом НДС в месяц, руб. составляет 9,17 руб.;

- проживающего в частном жилом секторе и (или) являющихся собственниками или  нанимателями жилых помещений – из расчета  оплаты собственником или  нанимателем домовладения, в зависимости от площади домовладения:

до 75 м2 сумма оплаты с одного домовладения в месяц с учетом НДС, руб. – 318,10 руб.;

76 – 150 включительно – 636,19 руб.;

151-250 включительно – 954,29 руб.;

Свыше 250 – 1272,39 руб.

По результатам рассмотрения обращения в действиях АО «САХ» по повышению с 01.01.2015 года  на услуги по сбору и вывозу с последующей утилизацией (размещение) твердых бытовых отходов, содержатся признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 15.04.2015 №133 в отношении АО «САХ по уборке города» возбуждено дело №113/2015  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 27.04.2015 №7696/4 рассмотрение дела №113/2015 назначено на 17.06.2015.

Определением от 17.06.2015 рассмотрение дела №113/2015  отложено на 23.07.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 23.07.2015 о продлении  рассмотрения дела №113/2015 срок рассмотрения дела продлен до 23 ноября 2015 года.

Определением от 23.07.2015 рассмотрение дела №113/2015  отложено на 18.08.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 18.08.2015 рассмотрение дела №113/2015  отложено на 28.09.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

28.09.2015 Комиссия по рассмотрению дела №113/2015 в составе председателя Комиссии, членов Комиссии, в отсутствие надлежаще уведомленных сторон рассмотрела представленные  материалы и установила следующее.

Согласно части 1статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 часть 1 статья 5 Закона «О защите конкуренции»).

В ходе рассмотрения дела №113/2015 запрошены ряд хозяйствующих субъектов, которые оказывают аналогичные услуги по сбору и вывозу ТБО в МО г.-к. Сочи, для установления доминирующего положения на данном товарном рынке.

На основании сведений, представленных хозяйствующими субъектами и АО «Спецавтохозяйство по уборке города» составлен аналитический отчет согласно Приказу №220 от 28.04.2014 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В ходе обследования товарного рынка установлено, что АО «Спецавтохозяйство по уборке города» занимает доминирующее положение на рынке услуг по сбору и  вывозу твердых бытовых отходов в границах МО г. Сочи за период 2014г. с долей равной 93,55%.

В подпункте "д" пункта  11 Правил №491 ОТ 13.08.2006Г.  закреплено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, что согласуется с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

 Исходя из смысла правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора ТБО (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

 Следовательно, сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

АО «САХ по уборке города» обслуживает населения города Сочи по сбору и вывозу ТБО из контейнеров.

28 ноября 2014г. генеральным директором АО «САХ по уборке города» был издан и утвержден Приказ №420 «О размере оплаты для населения на услуги по сбору и вывозу с последующей утилизацией (размещением)  ТБО  с 01 января 2015г.

- проживающего в МКД и (или) являющихся собственниками или нанимателями помещений  из расчета с 1 м2 общей площади жилого помещения с учетом НДС в месяц, руб. составляет 9,17 руб.;

- проживающего в частном жилом секторе и (или) являющихся собственниками или  нанимателями жилых помещений – из расчета  оплаты собственником или  нанимателем домовладения, в зависимости от площади домовладения:

до 75 м2 сумма оплаты с одного домовладения в месяц с учетом НДС, руб. – 318,10 руб.;

76 – 150 включительно – 636,19 руб.;

151-250 включительно – 954,29 руб.;

Свыше 250 – 1272,39 руб.

Из пояснений Заявителя следует, что Ф. проживает в многоквартирном доме в однокомнатной квартире площадью 38 м2 по адресу:  <…..>/В данном доме – непосредственная форма управления.

Ф. является абонентом  АО «САХ по уборке города»  с лицевым счетом №555677. Оплата Ф. осуществляется своевременно и в полном объеме, что подтверждается приложенной  выпиской из лицевого счета за период с  2009г., следовательно, АО «САХ по уборке города»  и Ф. состоят в договорных отношениях.

После получения счета - квитанции за январь 2015г., в которой была указана оплата за услугу по сбору и вывозу ТБО, оказываемая АО «САХ по уборке города» в размере  349 рублей 38 коп. за м2, Ф. 02.02.2015г. направил в адрес АО «САХ по уборке города» письмо (входящий в ООО «САХ по уборке города» №1-4/41 от 02.02.2015г.), в котором выразил несогласие с начисленной суммой за м2.  

В ответ на данное письмо АО «САХ по уборке города»  в адрес Ф. направило письмо от 12.02.2015г. №5-т/389, в  котором указано, что  с 01 января 2015г. вводится новый порядок начисления за услуги по сбору и вывозу ТБО для населения из расчета с 1м2 общей площади жилых помещений 9,17 руб./м2/месяц. (указанная переписка имеется в материалах дела).

Из представленной информации следует, что до 31 декабря 2014г. стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО составляла 140 рублей 44 коп. в месяц с человека, а с 01 января 2015г. плата за данную услугу составила 349 рублей 38 коп. за м2.

В ходе рассмотрения дела №113/2015 установлено, что по информации, представленной АО «САХ по уборке города», следует, что в связи с протестом Прокуратуры города Сочи от 17 февраля 2015г. №07-03-2015/110-1324, представлением Прокуратуры города Сочи от 17 февраля 2015 №07-02-2015/110-1235, 24 февраля 2015г. исполняющим обязанности генерального директора АО «САХ по уборке города» был издан и утвержден Приказ №103 «О приостановлении действия Приказа от 28 ноября 2014г. №420 «О размере оплаты для населения на услуги по сбору и вывозу с последующей утилизацией (размещением) твердых бытовых отходов с 01 января 2015г.».

 Однако, Ф. по-прежнему выставлялась плата за  услуги по сбору и вывозу ТБО в размере 349 рублей 38 коп. за м2, что подтверждается счет-квитанциям за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2015г.

Из представленных документов следует, что 02 июня 2015 г. Центральным районным судом города Сочи было вынесено решение о признании Приказа от 28 ноября 2014г. №420 «О размере оплаты для населения на услуги по сбору и вывозу с последующей утилизацией (размещением) твердых бытовых отходов с 01 января 2015г. незаконным и недействующим со дня его принятия. Данное судебное решение обжаловано в апелляционном порядке, решение суда оставлено в силе.

Согласно п.4 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Пленум №30)  оценивая действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав, то есть антимонопольному органу при установлении признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Согласно письму обязанность по оплате за сбор и вывоз ТБО исходя из занимаемой площади, подтверждается разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенными в письме от 06.03.2009 № 6177-АД/14 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» и определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2008 № КАС07-764. В свою очередь, данные пояснения не могут быть применены в части нормативного акта, регламентирующий порядок начисления платы за услуги по сбору и вывозу ТБО исходя из нижеследующего.

Согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 № 40 (в действующей редакции), Министерство не наделено компетенцией по разъяснению законодательных актов Российской Федерации. Письма министерств не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 № 12547/06 названные письма не отвечают критериям нормативного правового акта (часть 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

В определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2008 № КАС07-764, сделан вывод о том, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, но не установлена обязанность по оплате за сбор и вывоз ТБО исходя из занимаемой площади.

 На основании вышеизложенного, Комиссией сделан вывод о неправомерности начисления платы за сбор и вывоз ТБО исходя из занимаемой площади.

Таким образом, в действиях АО «САХ по уборке города», выразившихся в необоснованном изменении порядка начисления платы за услуги по сбору и вывозу ТБО с 01.01.2015г. из расчета с 1 м2 общей площади жилого помещения, ущемляющие интересы Ф., установлен факт  нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, ч.1 ст. 39, ч.1-3 ст. 41, ч. 1,2 ст. 49, 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях АО «САХ по уборке города» факт нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном изменении порядка начисления платы за услуги по сбору и вывозу ТБО с 01.01.2015г. из расчета с 1 м2 общей площади жилого помещения, ущемляющего интересы Ф.

2. Выдать АО «САХ по уборке города» предписание о прекращении  нарушения  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в срок до 30.11.2015 г. отозвать письмо от 12.02.2015 №5-г/389, направленное в адрес Ф. и применить порядок расчета исходя из количества проживающих в жилом помещении, расположенном по адресу: <….>

3.  Передать материалы дела №113/2015 должностному лицу для принятия рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения АО «САХ по уборке города» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

 

 

Председатель комиссии                                                               И.В. Иващенко

 

 

Члены комиссии                                                                          А.С. Морданева

 

 

                                                                                                     О.В. Маркелова

 

 

           Решение и предписание антимонопольного органа, в соответствии с ч.1 ст.52 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ “О защите конкуренции”, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №45-113/2015

 

09.10.2015г.                                                                                   г. Краснодар

                                                            

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Иващенко И. В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи;

Члены Комиссии:

Морданева А.С. – ведущий специалист – эксперт  отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;

Маркелова О.В. – специалист – эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  Решения Краснодарского УФАС России от 09.10.2015 по делу №113/2015 о нарушении АО «САХ по уборке города» (354065, г. Сочи, ул. Цветной Бульвар, д.24 А) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. АО «САХ по уборке города»  в срок до 30.11.2015г. прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном изменении порядка начисления платы за услуги по сбору и вывозу ТБО с 01.01.2015г. из расчета с 1 м2 общей площади жилого помещения, ущемляющее интересы Ф., совершив следующие действия:

2. В срок до 30.11.2015г. отозвать письмо от 12.02.2015 №5-г/389, направленное в адрес Ф. и применить порядок расчета, исходя из количества проживающих в жилом помещении, расположенном по адресу: <….> .

3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 04.12.2015 года, с приложением соответствующих документов.

 

Председатель комиссии                                                         И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                           А.С. Морданева

 

                                                                                              О.В. Маркелова

                                                                                        

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.    

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны